Криминалистическое исследование почерка и письменной речи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическое исследование почерка и письменной речи.



 

а. Документ как объект криминалистического исследования.

Криминалистическое документоведение - область криминалистической техники, исследующая природу письма, способы изготовления и подделки документов, научные основы использования содержащейся в письменных документах информации в целях установления истины по уголовным делам. Одним из наиболее распространенных объектов криминалистического исследования являются документы.

Документы в широком смысле — это различные материальные объекты, на или в которых отражены сведения, значимые для установления обстоятельств совершения и сокрытия преступления.

Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Согласно ГОСТу Р51/41-98, носитель документированной информации –– это материальный объект, используемый для закрепления и хранения речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. В число таких объектов входят рукописные, машинописные, кино-, фото-, фоно-, видеодокументы, документы, содержащие информацию, выраженную посредством рисунка, документы на машинном носителе, созданные с использованием способов записи, обеспечивающих компьютерную обработку информации.

Классифицируя документы в широком смысле этого слова, можно выделить:

1) письменные документы, к которым относятся рукописные и машинописные тексты, цифровое, нотное, шифрованное письмо;

2) графические документы, включающие в себя рисунки, схемы, планы, чертежи;

3) компьютерные документы, к которым можно отнести различные машинограммы, распечатки, табуляграммы, лазерные диски CD-ROM, дискеты, флэшкарты, содержащие значимую для дела информацию в электронном (машинном) или бумажном варианте;

4) фото-, кино-, фоно-, видеодокументы, запечатлевшие образную и/или звуковую информацию о подготовке, совершении или сокрытии следов преступления.

В следственной практике были неоднократные случаи использования фотодокументов. Так, в ходе расследования групповой драки, один из участников которой был убит ударом ножа, выяснилось, что ее основные моменты сфотографировал гражданин Г., стоявший на балконе четвертого этажа. Драка произошла во дворе многоквартирного дома днем, когда основная часть жильцов была на работе. К приезду милиции ее участники разбежались. Серия фотографий, отпечатанная с фотопленки, изъятой у Г., позволила не только установить всех активных участников драки, но и конкретизировать роль каждого из них, а главное, выяснить, кто убийца. Благодаря фотоснимкам были выявлены и очевидцы: водитель такси и двое его пассажиров, уезжавших в это время на вокзал.

Попутно отметим, что в связи с расширяющимся применением систем теленаблюдения и охранных систем, включающих в фото- и видео-камеры, запечатлевающие преступника во время проникновения на объект (например, в хранилище банка) или во время совершения преступления (кража товаров в супермаркете, вооруженное ограбление пункта обмена валюты и т.п.), значимость таких документов возрастает. Растет и значение компьютерных документов, однако чаще других в материалах уголовных дел фигурируют письменные документы, особенно при расследовании общеуголовных, должностных, налоговых преступлений. Этим документам мы и уделим основное внимание.

Документы — письменные доказательства содержат информацию о юридически значимых фактах, зафиксированных в их смысловом, сущностном содержании, в то время как документы — вещественные доказательства содержат следы криминального воздействия на их содержание либо сами они являются предметом преступного посягательства.

Документы бывают подлинными и подложными (поддельными). Подделка документов может быть частичной и полной. В первом случае

в подлинный документ вносятся изменения, соответствующие преступному замыслу фальсификатора, а во втором изготавливается полностью поддельный документ, реквизиты и содержание которого вообще не соответствуют действительности.

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ

По процессуальному значению:

• вещественные доказательства

• письменные доказательства

По способу фиксации

• письменные

• графические

• фото-, видео-, фоно-, кино-документы

По способу и последовательности изготовления

• оригиналы

• копии

По форме документа

• по установленной форме

• в произвольной форме

По содержанию реквизитов

Подлинные

• действительные

• недействительные

Подложные

• интеллектуальный подлог

• материальный подлог

Документ может характеризоваться тем, что содержащаяся в нем информация имеет специфические материальные признаки, например, следы подчистки, дописки, травления, смывания, либо признаки, характеризующие навыки исполнения рукописи (машинописи). В таких случаях документ является еще и вещественным доказательством по делу, и тогда на него распространяются правила обращения с доказательствами, установленные ст. 81 и 84 УПК РФ (ст. 71, 73 ГПК РФ).

b .Криминалистическое исследование документов, его виды и задачи.

    Криминалисты различают следующие виды исследования документов:

    1) почерковедение — исследование почерка исполнителя рукописного документа;

    2) автороведение — отождествление автора текста документа;

    3) технико-криминалистическое исследование документов.

Почерковедение или криминалистическое исследование письма - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования и изменения почерка, средства и методы его исследования, использования в розыске преступников.

Криминалистическое исследование почерка преследует цель установить исполнителя документа либо его индивидуальные свойства и состояние (пол, возраст, выработанность письменных навыков, профессия, состояние стресса, опьянения, наркотического возбуждения и др.). При этом принимается во внимание и содержательная сторона текста, характеризующая письменную речь исполнителя документа. Последняя имеет внешнюю (двигательную) и внутреннюю (содержательную) стороны, а потому является общим объектом как для почерковедческих, так и для автороведческих исследований.

Вместе с тем почерковедение уделяет основное внимание навыкам письма, проявляющимся в движениях пишущей руки, с целью установить непосредственного исполнителя данного рукописного документа.

Криминалистическое автороведение опирается на анализ содержания рукописи (грамматика, лексика, стиль изложения) и может дополнять почерковедческое исследование. В качестве самостоятельного оно проводится в тех достаточно распространенных случаях, когда автор и исполнитель рукописного текста — разные люди (в частности, документ написан одним человеком под диктовку другого субъекта). Здесь текст обдумывает и формулирует одно лицо, а передает на бумаге — другое.

Криминалистическое автороведение применяется при анализе текстов документов, исполненных на печатающих устройствах, поскольку признаки почерка в таких случаях, естественно, не проявляются. Тогда возможно решение другой задачи — идентификация печатающего устройства по частным признакам букв, цифр и других символов, отобразившимся в тексте документа. Задачей криминалистического автороведения является отождествление автора рукописного или машинописного (печатного) текста. Так, криминалисты участвовали в разрешении литературоведческого спора: является автором романа «Тихий Дон» Михаил Шолохов или другой человек, некто Крюков?

Задача технико-криминалистического исследования документов —установление существенных для расследуемого уголовного дела способов и обстоятельств изготовления документа, а также восстановление его первоначального вида и содержания (восстановление сожженых, прочтение выгоревших, залитых красителями текстов и др.).

c . Понятие и научные основы судебного почерковедения.

Судебное почерковедение — это раздел криминалистической техники, изучающий признаки почерка для решения идентификационных и диагностических задач.

Почерк — устойчивая система движений, с помощью которой задуманный или услышанный текст передается в форме письменных знаков.

Исследования психофизиологов, медиков и криминалистов позволили сформулировать положение об индивидуальности почерка, присущей письму каждого человека.

Еще недавно отечественные и зарубежные исследователи видели в письме лишь сложный двигательный навык и даже пытались найти в так называемой премоторной зоне головного мозга «центр письма» — участок, специально отвечающий за письмо. Однако такие воззрения оказались упрощенными. Даже беглое ознакомление с компонентами письма показывает, насколько сложен этот процесс, привычный для каждого грамотного человека.

Исследованиями специалистов установлено, что для написания задуманного или услышанного слова необходимо расчленить звуковой поток на фонемы — речевые звуки, обозначаемые буквами. Этой работой «заведуют» образования коры левой височной области головного мозга. Поражение данных отделов влечет неизбежную потерю способности выделять звуки речи и изображать их буквами. Поэтому травма левой височной области мозга вызывает у правшей тяжелое расстройство письма. Это положение не касается японцев, китайцев, корейцев и других народов с иероглифической системой письменности. Иероглифы передают не звуки речи, а понятия, образы, потому височные отделы коры головного мозга у этих людей в механизме письма не участвуют.

Однако для выделения звуковых элементов речи — фонем — одного слухового анализа недостаточно. Необходима их артикуляция, особенно хорошо заметная у детей на первом этапе обучения письму, — проговаривание слова при его написании шепотом или вслух. Взрослые делают то же самое, но про себя. Это объясняет, почему поражение нижних отделов постцентральной области коры головного мозга тоже приводит к нарушению процесса письма: смешению звуков, различных по звучанию, но близких по артикуляции.

Процесс письма, строго говоря, только начинается со звукового анализа состава слова, которое нужно написать. Когда звуки выделены из речевого потока, их нужно перекодировать в буквы. Этим заняты затылочные и теменно-затылочные отделы коры, поражение которых ведет к утрате способности найти нужную букву или правильно написать ее.

Но и это далеко не все. При письме необходимо не только найти необходимый звук и перекодировать его в букву, но и разместить звуки и буквы в нужной последовательности, а кроме того, обеспечить систему движений, составляющую двигательный акт письма. Эти процессы обеспечивает участок головного мозга, расположенный в нижнем отделе премоторной зоны его коры.

Однако мы практически никогда не пишем отдельные буквы или слова, а записываем мысли — свои или чужие. Письмо — это особенная, письменная разновидность речи, позволяющая закреплять ее во времени и передавать в пространстве. Поэтому фактором, направляющим письмо, является замысел или намерение, которые и контролируют весь акт письма. Заведуют этим лобные доли мозга, разрушение которых прекращает программирование действий намерением, а выполнение двигательного акта замещается инертными стереотипами, потерявшими осмысленный характер. Человек при этом утрачивает также способность сличать результаты своих действий с исходным намерением. Так, одна больная с поражением лобных долей мозга написала знаменитому нейрохирургу Бурденко такое письмо: «Дорогой профессор, я хочу сказать вам...». Четыре листа писчей бумаги содержали многократное повторение этой фразы.

Я намеренно вкратце привел этот нейропсихологический анализ письма. Из него отчетливо виден сложнейший характер такого привычного для нас действия, включающего анализ звукового потока, уточнение звуков речи с помощью артикуляции, перекодирование звуков в буквы, правильное размещение и написание последних в слове, и, наконец, постоянный контроль правильности передачи смысла и замысла. А ведь пишем мы, кажется, совершенно не задумываясь. Рука автоматически выводит буквы, соединяет их в слова, складывающиеся в строки. Трудно представить, что в этом привычном процессе задействованы столь многие отделы головного мозга.

В учебниках криминалистики все это упрощено и сведено к учению И.П. Павлова о динамическом стереотипе, к выработке в процессе обучения и письменной практики автоматизированного навыка письма. Это правильный, но весьма упрощенный подход. Он не дает полного представления о том, сколь трудно переучиться, подделаться под чужой почерк, а также письменную речь.

Известный отечественный психолог Выготский отмечал, что письменная речь — это алгебра речи, имеющая свои специфические закономерности, ее механизм нельзя свести к механизму устной речи. Поэтому не согласимся с утверждением, что устная речь плюс техника письма равны письменной речи.

Жизненный опыт свидетельствует, что далеко не всякий человек, являющийся хорошим рассказчиком, может успешно переложить свои рассказы на бумагу, и наоборот: человек, хорошо пишущий, редко столь же хорошо владеет устной речью. Наверное, именно поэтому так мало хороших авторов-исполнителей.

В то же время следует подчеркнуть, что признаки письма варьируют, они не остаются абсолютно постоянными, неизменными. Однако почерк человека достаточно устойчив и индивидуален, вследствие чего и может быть использован для отождествления его обладателя, выяснения его характерных особенностей.

d. Подготовка и проведение почерковедческой экспертизы.

Подготавливая материалы к почерковедческой экспертизе, назначая ее и оценивая заключения почерковедов, необходимо помнить следующие важные положения. Почерк — это манера написания, определенная система движений при исполнении рукописи. Его характеризуют общие (степень выработанности, сложность, связность, размер, разгон, наклон, общая форма и направление движений, нажим) и частные (форма, направление, сложность движений, способ их начала и окончания при выполнении букв и их элементов) признаки.

Индивидуальных признаков почерка нет, поскольку тот или иной признак может встречаться в рукописях разных лиц. Неповторима толь-ко определенная совокупность общих и частных признаков почерка.

Для производства почерковедческой экспертизы необходимы свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы почерка подозреваемого лица, с которыми эксперт будет сравнивать интересующий следствие рукописный документ. К первым относятся рукописи, выполненные рукой заподозренного лица до возбуждения против него уголовного преследования и не в связи с ним. Это: заявления о приеме на работу, о предоставлении материальной помощи либо отпуска, дневниковые записи, служебные записки, рапорта, объяснительные и т.п. Условно-свободные образцы — это рукописи, выполненные подозреваемым уже после возбуждения дела, а потому могущие содержать элементы маскировки и изменения почерка. Экспериментальные образцы — рукописи, выполненные подозреваемым под диктовку следователя и содержащие те же слова и обороты речи, что исследуемый документ.

Документом — объектом почерковедческого исследования могут быть как рукописи (письма, дневники), так и краткие записи, подписи, цифровые или символические знаки, в которых проявились устойчивые частные признаки письма и почерка.

Основной задачей, решаемой экспертом-почерковедом, является идентификация конкретного исполнителя рукописных знаков. В ряде случаев определяется количеством исполнителей рукописных записей (подписей). Решаются также и диагностические задачи: выяснение условий исполнения рукописи (в движущемся транспорте, стоя, лежа), душевного и психофизического состояния писавшего, способа умышленного искажения привычного почерка, подражания почерку другого человека, установление возраста, пола, профессии исполнителя и др. Разработаны методики, позволяющие по почерку определять некоторые черты характера, уровень интеллектуального развития и др.

Почерковедческое исследование включает:

1) подготовкау к производству экспертизы;

2) раздельное исследование интересующей следствие рукописи и образцов;

3) сравнительное исследование названных объектов;

4) оценку выявленных совпадений и различий, формулирование вывода.

Готовясь к исследованию, эксперт проверяет достаточность представленных материалов, данных об обстоятельствах исполнения рукописи, личности предполагаемого исполнителя, возможном изменении им почерка. На последние обстоятельства указывают такие признаки, как замедленность движений, ухудшение их координации при письме по сравнению с обычной скорописью, которой исполнены свободные образцы.

На стадии раздельного исследования эксперт выявляет и анализирует присущие исполнителю рукописи особенности письменного навыка. Он выделяет общие, а затем и частные признаки почерка, а также учитывает признаки письменной речи, которые мы рассмотрим, знакомясь с методикой автороведчиской экспертизы.

В зависимости от условий выполнения рукописи навык пишущего проявляется в виде определенного изменения признака. Задача эксперта — установить особенность письменного навыка путем анализа вариативности признаков и условий их проявления. Установив по спорной рукописи конкретные особенности письменного навыка, эксперт (на стадии сравнительного исследования) сопоставляет их с аналогичными особенностями навыка ее предполагаемого исполнителя.

Результаты раздельного и сравнительного исследований эксперт для наглядности фиксирует в так называемой разработке почерка. С одной стороны стандартного бумажного листа графически приводятся основные варианты каждого признака, создающего представление о каждом из письменных навыках исполнителя. С другой стороны листа приводятся соответствующие варианты письма подозреваемого лица. Разработки существенно облегчают и визуализируют анализ вариантов при-знаков и установление особенностей письменного навыка.

Выявленные в ходе сравнительного исследования совпадения и различия общих и частных признаков эксперт подвергает итоговой оценке, на основе которой и формулирует выводы. Совокупность совпадающих признаков должна приводить к положительному выводу о тождестве лишь тогда, когда она индивидуальна, т.е. не повторяется в письме других лиц. Выявленные различия в своей совокупности могут стать основой вывода об отсутствии тождества только тогда, когда они представляют собой устойчивые особенности навыка, а не естественные вариации или следствие умышленного изменения почерка.

Оценивая вывод эксперта-почерковеда, следователь должен вникнуть в примененную методику исследования, тщательно сопоставить приведенные в разработке почерка особенности письменного навыка, а также ответы эксперта с материалами расследуемого дела. В дальнейшем экспертное заключение поможет ему изобличить виновного или прекратить дело в отношении невиновного лица.

На разрешение почерковедческой экспертизы обычно выносятся следующие вопросы:

1) кем выполнена подпись от имени конкретного лица: им самим или другим человеком;

2) одним или разными лицами выполнены тексты (подписи) в раз-ных документах либо части текста в одном документе;

3) кем из числа подозреваемых лиц выполнены в представленных документах тексты, цифровые или буквенные записи;

4) не дописаны ли слова или цифры в данном тексте другим челове-ком;

5) кем выполнен текст — мужчиной или женщиной, к какой возрас-тной группе относится это лицо;

6) не имеется ли в представленном тексте признаков намеренного искажения почерка, исполнения текста в непривычных условиях или необычном состоянии.

e. Автороведческое исследование документов.

Аналогичный подход должен быть и к заключению судебно-автороведческой экспертизы документов, проводимой чаще всего для установления автора анонимного текста. Поскольку здесь анализируется не внешняя — почерковая, а внутренняя — содержательная сторона документа, то объектами исследования могут выступать не только рукописные, но и машинописные, компьютерные, полиграфические и иные тексты. Криминалистическое автороведение вобрало достижения ряда наук, изучающих закономерности письменной речи: лингвистики, теории коммуникации, логики, психолингвистики, социологии и др.

В письменной речи проявляется сущность человека, опосредованная системой графических языковых знаков. Она характеризуется стилем изложения, лексикой языка, общим уровнем грамотности и некоторыми другими особенностями изложения мыслей в письменной форме.

Стиль — это манера изложения и композиционное построение рукописи. Он может быть бытовым, канцелярским, научным, литературным и др.

Лексика — словарный состав документа. Он может быть бедным, тавтологичным (повторение одних и тех же слов и оборотов), имеющим вкрапления литературных сравнений и образов, а также богатым литературно-художественными элементами изобразительных языковых средств (в криминалистической практике встречается довольно редко).

Лексика анонимного документа может содержать профессионализмы — слова, характерные для терминологии лиц определенных профессий (юристы, медики, спортсмены и т.д.); архаизмы — слова, которые вышли из активного употребления, устаревшие (уста, лани-ты, чело и т.п.); диалектизмы — слова характерные для разговорной речи лиц, проживающих в определенных регионах страны (вица, пимы, держак, любо); жаргонизмы — слова, характерные для бытового жаргонного языка проституток, воров, наркоманов, карточных шулеров, попрошаек, мошенников и других преступных и асоциальных категорий, а также для профессионального жаргона моряков, строите-лей, рыбаков, шахтеров и др.

Важное криминалистическое значение имеет и такая особенность письменной речи, как модификация, представляющая собой внесение внутренних закономерностей построения родного языка в неродной (эта особенность проявляется и в устной речи, в частности, как акцент).

Следственной практике известен случай, когда в кармане куртки убитой было обнаружено письмо, написанное на русском языке, но с явлением модификации. Автор письма клялся адресату в любви и звал приехать в тот город, в окрестностях которого и был обнаружен труп. Эксперт-авторовед установил, что родным языком писавшего является табасаранский — язык небольшой народности, живущей в Дагестане. Именно это помогло установить, а затем изобличить убийцу.

Как очевидно из приведенного примера, криминалистическое ав-тороведение сориентировано либо на отождествление автора одного или нескольких анонимных документов, либо установление его принадлежности к определенной группе лиц (в зависимости от его профессии, образовательного уровня, национальности, навыков определенного стиля письменной речи и др.). Базируется оно на результатах изучения закономерностей речевого поведения людей, определяющих индивидуальность, устойчивость и вариационность письменной речи, которая содержит комплекс неоднородных языковых и интеллектуальных навыков.

Языковые навыки включают орфографические, пунктуационные, лексико-фразеологические, синтаксические и стилистические навыки. Первые два навыка выполняют в письменной речи вспомогательную роль, поскольку неразрывно связаны с письмом и сами по себе не существуют. Интеллектуальные (мыслительные) навыки определяют способ познания окружающей действительности, обусловленный индивидуальным опытом и особенностями психики конкретного человека. Языковые и интеллектуальные навыки проявляются при построении высказываний, которые либо соответствуют определенным речемыслительным нормам, либо отклоняются от них. Хотя соблюдение таких норм является обязательным для всех носителей данного языка, в речевой практике имеет место ряд устойчивых отклонений, вызванных условиями, в которых они формировались у данного человека, влиянием телевидения и радио, других языков, диалектов и иных факторов.  В детстве и отрочестве формируется обиходный стиль речи; получая среднее образование, человек овладевает нормами литературного языка, публицистическим стилем речи. При обучении в вузе его язык совершенствуется, публицистический стиль может дополниться научным, обогатиться литературными, ораторскими приемами; кроме того, словарный запас значительно расширяется за счет специальной терминологии.

По завершении учебы речемыслительные навыки человека, как правило, приобретают относительную устойчивость, стереотипность. При этом своеобразие условий формирования каждой личности создает индивидуальные речемыслительные навыки. Они проявляются в том, что каждый: человек владеет не всей совокупностью существующих и постепенно изменяющихся норм, а только их частью, из которой в своей речевой практике использует привычный набор достаточно стереотипных фраз, сообразуясь с жизненной ситуацией. Поэтому языковые и интеллектуальные навыки каждого грамотного человека, проявляющиеся в письменной речи, индивидуальны и неповторимы, что и позволяет отождествить автора текста, интересующего следствие, путем судебно-автороведческой экспертизы.

Признаки письменной речи дифференцируются на общие и частные. Общим признаком языкового навыка считается его структурная зрелость, степень развития. Различают высокую, среднюю и низкую степень развития грамматических, лексико-фразеологических и стилистических навыков письменной речи, а для степени развития орфо-графических и пунктуационных навыков предусмотрена еще и нуле-вая степень их развития. Критерием отнесения данных признаков письменной речи к той или иной степени служит их соответствие литературным нормам.

Частные признаки развития языковых навыков отображают различ-ные свойства, особенности структуры этих навыков, проявляющиеся в устойчивых нарушениях культуры речи, в привычных языковых сред-ствах и стереотипных сочетаниях таких средств, используемых челове-ком в типичных ситуациях письменного общения. Следует подчерк-нуть, что при разработке системы признаков письменной речи установ-лены количественные критерии их выделения, а также взаимные корреляционные зависимости.

ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЧАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ

1. Степень развития грамматических навыков (орфографические, пунктуационные, синтаксические ошибки — общий уровень грамотности). 1. Грамматические:

 • орфографические

 • пунктуационные

 • синтаксические

2. Степень развития лексических навыков (словарный запас).  2. Авторская лексика.

3. Степень развития стилистических навыков (различные стили изложения, архитектоника).    3.Использование символов, сокращений, аббревиатур, исправлений, вставок, правок

4. Уровень владения письменной речью (зависит от степени развития грамматических, лексических, стилистических навыков). 4. Акцентирование определенных слов, словосочетаний, предложений.

Криминалистическая автороведческая экспертиза исследует тексты анонимных документов, имеющие объем не менее 800 слов. Меньший объем весьма затрудняет получение данных об уровне образования автора, его эмоциональном состоянии, системе взглядов на жизнь, возрасте, профессии и других личностных качествах. В распоряжение эксперта-автороведа необходимо представить свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи подозреваемого лица, которые должны соответствовать исследуемому тексту по языку изложения, периоду составления, стилю, состоянию автора, адресату и характеру речевого общения.

Автороведческая экспертиза состоит из таких стадий, как подготовительная; раздельное и сравнительное исследование; подведение итогов и формулирование вывода. Вначале эксперт-авторовед, ознакомившись с постановлением следователя и приложенными к нему материалами, оценивает их в аспекте качества, количества и достаточности. На стадии раздельного исследования эксперт определяет стиль письменной речи, уровень развития лексико-фразеологических, стилистических и синтаксических навыков, а также их особенности. В ходе сравнительного исследования выявляются совпадения и различия общих и частных признаков языковых навыков: использование при описании однотипных ситуаций одинаковых лексико-синтаксических средств, а для выражения сходных мыслей — однотипных языковых структур, шаблонная композиция фрагментов изложения, употребление стереотипных вводных оборотов, придаточных предложений и т.п.

Одним из первых в истории отечественной криминалистики автороведческим исследованием была экспертиза, проведенная в 1886 г. по уголовному делу, возбужденному по факту отравления помещика Петина стрихнином. Исследовались тексты анонимных писем, полученных уездным предводителем дворянства, написанных студентом Анисимовым, проживавшем в семье Петина на правах домашнего учителя, а также «краткая биография» погибшего, составленная Анисимовым. Хотя почерк всех трех документов заметно различался, языковые средства очень четко совпадали.

Так, во всех текстах Петин именовался «отвратительным подонком мошенничества», все они содержали такие излюбленные Анисимовым стереотипные выражения, как «змеиный шипучий яд», «послужить к чему-либо» и «сказать несколько слов». Все предложения начинались с союза «и»: «и когда за чаем», «и причина его болезни»; вместо предлога «из» автор употреблял «с»: «с его рассказа стало ясно», «мне известно с телеграммы». Все три текста пронизывала общая мысль, что Петин давно заслужил смерти «своим чертовски развратным поведением», а потому виновного не следует искать, он чист перед Богом и людьми. Заключение экспертов стало одним из веских доказательств виновности студента Анисимова в умышленном отравлении Петина, с женой кото-рого он был в интимных отношениях.

На разрешение судебной автороведческой экспертизы могут быть вынесены такие вопросы:

1) является ли подозреваемый автором спорного документа;

2) не подозреваемым ли составлены тексты № 1, 2, 3, представленные на исследование;

3) каков образовательный уровень автора представленного документа;

4) является ли для него родным русский или какой-либо другой язык; какой именно;

5) носителем какого наречия (диалекта, говора) является автор исследуемого документа;

6) не составлен ли данный документ с намеренным искажением признаков письменной речи или человеком, находившимся в определенном психофизиологическом состоянии (стресс, опьянение).

f. Понятие и задачи технико-криминалистического исследования документов.

Технико-криминалистическое исследование документов — отрасль криминалистической техники, сложившаяся на базе специальных методов, заимствованных из технических и естественных наук, с целью установить факты, связанные с технической стороной изготовления, изменения документов или их фрагментов, а также с целью идентифицировать использованные при этом средства, материалы и вещества.

Технико-криминалистическое исследование документов решает три вида задач:

Диагностические:

- выяснением способа изготовления документа (рукописный, машинописный, компьютерный, полиграфический и т.д.),

- факта и способа замены первоначального содержания документов (допи-ска, подчистка, допечатка, травление, смывание и др.);

- восстановление первоначального содержания (прочтение записей, ставших невидимыми или слабовидимыми вследствие травления, смывания, подчистки, выгорания, зачеркивания);

- установка времени изготовления документа, в частности, последовательности нанесения пересекающихся штрихов;

Идентификационные, связанные с отождествлением:

 а) технических средств, примененных при изготовлении документа и изменении его содержания (шариковых и иных ручек, пишущих машин, принте-ров, клише печатей и штампов, карандашей и др.);

 б) материалов документов (бумаги, картона, типографской краски, клея, мастики); в) целого по частям (восстановление и отождествление разорванных документов по их обрывкам);

Классификационные задачи. Они решаются при необходимости установить тип, систему, модель принтера, пишущей машины, электрографического устройства, класс и потребительское назначение бумаги, использованной при изготовлении документа, химического вещества, которым вытравлен первоначальный текст, и др.

Решение названных задач связано с исследованием таких объектов, как:

- реквизиты документов, т.е. подписи, оттиски печатей и штампов, рукописные тексты, резолюции и иные надписи, наклеиваемые фраг-менты (фотографии, марки), компостерные знаки и проч.;

- технические средства, использованные для изготовления доку-мента: стержни шариковых ручек, карандаши, перья, фломастеры; печати, штампы, печатающие устройства полиграфической техники; пишущие машины и другие знакопечатающие устройства, например, кассовые аппараты; бумагорезательное машины, брошюровальные устройства;

- материалы основы документа (бумага, картон, клей, защитные по-крытия (пленка для ламинирования, ледерин) и т.п.), письма — чернила, паста, тушь, копировальная бумага, стержни карандашей, электрогра-фические тонеры, «чернила» для компьютерных картриджей, корректи-рующие материалы и вещества, фармпрепараты, средства бытовой химии и др.

g. Объекты технико-криминалистической экспертизы.

Наиболее распространенными объектами технико-криминалистического исследования являются:

 а) личные документы: внутренние и загранпаспорта, удостоверения личности, трудовые книжки, военные билеты, пропуска, студенческие билеты и зачетные книжки, листки нетрудоспособности, права на управление транспортом, свидетельства и дипломы об образовании, письма, записки и др.;

б) учетные документы: кассовые ордера, ведомости, наряды, путевые листы, декларации о доходах и т.п.;

в) билеты воздушного, железнодорожного, водного и автомобильного транспорта, на зрелищные мероприятия, концерты и спектакли;

г) ценные бумаги: облигации займов, билеты денежно-вещевых лотерей, дорожные и переводные чеки, векселя, иные платежные обязательства;

д) поддельные отечественные и зарубежные денежные знаки (бумажные деньги);

е) кассовые чеки, бланки почтовых переводов и т.п.

Следователь должен сам осмотреть подозрительный документ или массив таких документов, произвести их предварительное исследование использовав увеличительные приборы, ЭОП, УФО, светофильтры, чтобы отобрать подозрительное и не загружать эксперта ненужной работой. Полученные им результаты не имеют доказательственного значения, однако могут быть очень полезными в тактических и оперативных целях. Следователь при этом вправе использовать любые технико-криминалистические средства и методы, которые не изменяют первоначального вида и содержания документа.

Осмотр документов можно условно подразделить на два этапа:

 1) тщательный анализ содержания документа с целью выявить возможные противоречия путем сопоставления отдельных реквизитов: бланка, даты его изготовления и выдачи документа, содержания оттисков печатей и штампов (выявление интеллектуального подлога);

2) выяснение, не подвергался ли первоначальный текст документа каким-либо изменениям (выявление технической подделки).

Исследование машинописных документов проводится для выяснения таких вопросов: 1) на машине какого типа (класса, марки, модели) напечатан документ либо его фрагмент; 2) на данной ли пишущей ма-шине отпечатан спорный текст; 3) одна или разные пишущие машины использовались для изготовления данного документа; 4) как давно напечатан текст; 5) имел ли изготовитель документа профессиональные навыки машинописи; 6) в каком количестве экземпляров был отпечатан документ за одну закладку и др.

Пишущие машины бывают стационарные и портативные; электрические и механические, рычажные и безрычажные; бытовые и канцелярские; пишущие и наборнопишущие автоматы.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.03 с.)