Основные стороны (аспекты) бытия в науке.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные стороны (аспекты) бытия в науке.



1. Наука, как познавательная деятельность. Наука всегда выступает как форма познавательной деятельности, направленная на объективное знание действительности (мира в целом, природы, общества), это получение истинных знаний о сущности законов, в ее задачи входит предвидение, предсказание событий.

2. Наука как система истинных знаний. Наука выступает как результат познавательной деятельности.

3. Наука как социальный институт со своей организацией, инфраструктурой, научными учреждениями, финансами, эпосом науки, этическими принципами. Этические принципы, которые принимаются научным сообществом образуют эпос науки. Другими словами, институциональность науки предполагает формализацию отношений и связей внутри науки, т.е. в науке имеется определенная организация иерархия (Академия наук), регулирование отношений внутри науки на основе законодательства о науке, санкции.

Наука как социальный институт возникает в Западной Европе в 16 – 17 вв. Именно в это время ученые и научные сообщества приобретают определенную самостоятельность. До этого она существовала в монастырях и т.д., не имела самостоятельности. В 16 – 17 вв. начинается становление научной практики, наука начинает действовать в интересах буржуазии, до этого наука носила созерцательный характер.

4. Наука как особая сфера элемент культуры в широком смысле – и материальная, и духовная культура. Существуют различные определения культуры, одно из наиболее ярких определений культуры дал К. Маркс: культура – это очеловеченная природа. Культура – это все, что создано человеком. Наука как культурный феномен имеет 2 аспекта:

1) влияние культуры и общества на науку;

2) влияние науки на культуру и общество.

1). Всякий этап в развитии науки обусловлен развитием культуры и общества. Общество влияет на науку через власть, законодательную деятельность, финансы, путем экономических потребностей. По Энгельсу потребности производственной деятельности толкают науку в десятках университетов. Наука может развиваться, исходя из собственной логики; при этом потребности общества ускоряют развитие науки.

2). Наука влияет на общество и культуру, поскольку наука выступает стержнем (этой) культуры, стержнем развития общества. Говоря о соотношении науки и культуры, следует иметь в виду, что это различные понятия. Культура шире науки, возникает раньше науки, на различных исторических этапах развития общества взаимодействие науки и культуры неоднозначно. В условиях первобытного общества науки как таковой не существовало; в период античности роль науки была велика; в средневековье роль науки была низкой; в Новое время роль науки в жизни общества усилилась, и продолжает играть большую роль и в современном обществе.

Предмет философии науки.

Философия науки как дисциплина возникает во второй половине ХХ в. Необходимость данной дисциплины обусловлена ролью науки в жизни современного общества, которая оказывает все большее влияние на разные стороны общественной жизни. Существует множество разных определений философии науки. Одно из определений дано человеком, стоящим у истоков данной дисциплины: предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятая в их историческом развитии и рассматриваемая в исторически меняющемся социокультурном контексте.

Часто употребляемое по смыслу понятие формулируется следующим образом: философия науки есть аналитическая эпистемология (ранее употреблялись термины гносеология, онтология). В дословном определении это познание, но в него вкладывается смысл понятия системы. В гносеологию вкладывается смысл акта познания (элементарного познания). Эпистемология связана с культурно-историческими аспектами познания (первоначальное представление). Сегодня эпистемология представляет из себя раздел философии, изучающей проблемы природы познания, отношения знания и реальности, всеобщие предпосылки познания, условия истинности, социально-культурный контекст познания. Не следует путать эпистемологию с гносеологией.

Философия науки связана именно с эпистемологией. Не следует путать понятия эпистемологии и парадигмы.

Парадигма говорит о внутренних, внутринаучных способах и моделях познания (например, господствующая маркситская парадигма).

Эпистема говорит о культурных аспектах познания.

Философия – это историческое социокультурное знание, которое включает в себя следующие вопросы:

1) изучение общих принципов динамики развития науки;

2) изучение научных методов исследований;

3) изучение того, как возможно достижение истинного знания;

4) исследование вопроса, что такое истина;

5) изучение критериев научного знания и научных теорий;

6) «логика и рост научного знания» (у Поппера есть такая работа);

7) каковы модели развития научного знания.

3.1. Основные подходы и этапы развития философии науки в 20 – 21 вв.

1). 30 – 50 –е гг. Логико-эпистемологические подходы. Представлен логическим позитивизмом, или неопозитивизмом, основной предмет исследования которого заключается в анализе языковых форм знания (анализа языка науки). Представители: Шмидт, Карнат, Нейрат.

2). 60 – 70 –е гг. Постмодернизм. Главные проблемы: отказ от анализа истины. Основные представители: французы Лиотар, Бодрийяр, Делез, Рорти (критики постмодернистов?).

Философия науки – это часть (определенная отрасль) философии (стоит в ряду с философией религии, права и т.д.). Философия вообще – не наука (философия религии, идеализм, абсолютный разум Гегеля). В смысле достижения объективных истин – философия не наука. Но она имеет свои знания, язык и т.д. Философию можно назвать общественной наукой, но это не объективная истина.

Наука, ставящая своей задачей отыскание истины пользуется абстрактным мышлением – в этом смысле она участвует в достижении истины. Абстрактное познание – это понятия, суждения. Мышление начинается с абстракций.

Лекция №» 2 (12.12.07).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.22.242 (0.007 с.)