Другие подходы к анализу науки.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Другие подходы к анализу науки.



Сциентизм и антисциентизм.

Сциентизм пытается освободить философию науки от недостатков. Он пытается:

1) Отделить науку от метафизики.

2) Редукция (сведение) качественно-логических структур к единому эмпирическому основанию (верификация).

3) Попытка очистить науку от влияния субъекта на объект познания (идеологии, психологии). Сциентизм возник в XX в. в связи с развитием естественных наук. Наиболее яркое выражение сциентизм получил в неопозитивизме (логическом позитивизме).

Одновременно с сциентизмом возник антисциентизм (т.е. с появлением тезиса появился антитезис).

1) Выступает против понятия истины.

2) Выступает против научного рационализма.

3) Пытается уравнять науку с религией, мифом, искусством.

Теоретические положения антисциентизма нашли свое отражение в рамках постпозитивизма, постмодернизма.

Социологические подходы в развитии науки.

Реализуются в рамках социологии науки, которая исследует взаимоотношения науки (как социального института) и научного знания с социальной структурой общества. В наиболее развитом виде социологический подход к исследованию науки был осуществлен в теории Роберта Мертона. В рамках этого подхода Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функции императивов (требований) для ученых и которые образуют «эпос науки».

«Эпос науки» включает следующие нормы:

1) универсализм;

2) коллективизм;

3) бескорыстность;

4) организованный скептицизм (ученые должны понимать принцип фальсификации).

Позже Мертон дополнил социальные науки следующими понятиями, которые касаются именно поведения ученых, определяют его:

5) мотивацию;

6) вклад в науку;

7) оценка (научной теории);

8) признание;

9) карьера.

Эти принципы, сформулированные в 60 – 70-е гг. XX в. действуют и сейчас. Однако в последнее время формируется когнитивная социология науки. Для нее характерно:

1) сведение объективности знания к общезначимости на основе консенсуса (согласия) ученых между собой;

2) признание влияния интересов, психологии, идеологии ученых на процесс приобретения знания;

3) включение в понимание развития научного знания гельменевтического аспекта (гельменевтика – интерпретация, понимание научного знания). Одно из основных положений гельменевтики: плох тот гельменевтик, который полагает, что ему принадлежит последнее слово.

Сегодня достигается понимание таких черт науки, как:

1) гуманизация;

2) аксеологический (ценностный) аспект;

3) «утечка мозгов», уход ученых в бизнес;

4) культурологический аспект:

а) всякая наука развивается под влиянием развития культуры;

б) философия науки пытается и должна определить место и функции науки во всей культуре, обществе, цивилизации;

в) сама наука должна предлагать принципы этики науки;

г) сама наука должна утверждать гуманизм и ценность науки.

Проблема интернализма и экстернализма.

Приверженцы этих течений в философии науки появились в XX в. Речь идет о том, какими способами идет развитие науки.

1). Интернализм. Основатель: Александр Койре (родился в России). Издание: Философия истории научной этики (Москва, 2004). Интернализм рассматривает науку как духовную деятельность, которая объясняется изнутри самой науки. Наука рассматривается как отдельный мир, поэтому в основу развития науки положены внутренние факторы:        1) внутренняя логика, понятия, категории; 2) внутренние традиции. При этом смена научной теории происходит в виде мутации, в виде определенных скачков, которые достаточно спонтанны.

2). Экстернализм. Появился в России. Основатель: Б.М. Гессен (репрессирован в 1936 г.). Работа: «Социально-экономические корни механики Ньютона» (1928). Речь идет о социально-экономических элементах механики, о внешних факторах, социальной механике. Главное в развитии науки – создание социально-экономических потребностей, развитие производительных сил общества. По Энгельсу, «экономические потребности в развитии общества двигают прогресс науки более, чем десятки университетов». Развитию науки способствуют следующие социально-экономические условия:

1) экономические;

2) политические;

3) культурологические;

4) социальные;

5) правовые.

Обе позиции правильны, но они абсолютизируют свои концепции. И те, и другие факторы влияют на развитие науки в разной степени, но сложно сказать, какой из них более важный.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.146 (0.004 с.)