Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Другие подходы к анализу науки.
Сциентизм и антисциентизм. Сциентизм пытается освободить философию науки от недостатков. Он пытается: 1) Отделить науку от метафизики. 2) Редукция (сведение) качественно-логических структур к единому эмпирическому основанию (верификация). 3) Попытка очистить науку от влияния субъекта на объект познания (идеологии, психологии). Сциентизм возник в XX в. в связи с развитием естественных наук. Наиболее яркое выражение сциентизм получил в неопозитивизме (логическом позитивизме). Одновременно с сциентизмом возник антисциентизм (т.е. с появлением тезиса появился антитезис). 1) Выступает против понятия истины. 2) Выступает против научного рационализма. 3) Пытается уравнять науку с религией, мифом, искусством. Теоретические положения антисциентизма нашли свое отражение в рамках постпозитивизма, постмодернизма. Социологические подходы в развитии науки. Реализуются в рамках социологии науки, которая исследует взаимоотношения науки (как социального института) и научного знания с социальной структурой общества. В наиболее развитом виде социологический подход к исследованию науки был осуществлен в теории Роберта Мертона. В рамках этого подхода Мертон выделил универсальные нормы науки, которые выполняют функции императивов (требований) для ученых и которые образуют «эпос науки». «Эпос науки» включает следующие нормы: 1) универсализм; 2) коллективизм; 3) бескорыстность; 4) организованный скептицизм (ученые должны понимать принцип фальсификации). Позже Мертон дополнил социальные науки следующими понятиями, которые касаются именно поведения ученых, определяют его: 5) мотивацию; 6) вклад в науку; 7) оценка (научной теории); 8) признание; 9) карьера. Эти принципы, сформулированные в 60 – 70-е гг. XX в. действуют и сейчас. Однако в последнее время формируется когнитивная социология науки. Для нее характерно: 1) сведение объективности знания к общезначимости на основе консенсуса (согласия) ученых между собой; 2) признание влияния интересов, психологии, идеологии ученых на процесс приобретения знания; 3) включение в понимание развития научного знания гельменевтического аспекта (гельменевтика – интерпретация, понимание научного знания). Одно из основных положений гельменевтики: плох тот гельменевтик, который полагает, что ему принадлежит последнее слово.
Сегодня достигается понимание таких черт науки, как: 1) гуманизация; 2) аксеологический (ценностный) аспект; 3) «утечка мозгов», уход ученых в бизнес; 4) культурологический аспект: а) всякая наука развивается под влиянием развития культуры; б) философия науки пытается и должна определить место и функции науки во всей культуре, обществе, цивилизации; в) сама наука должна предлагать принципы этики науки; г) сама наука должна утверждать гуманизм и ценность науки. Проблема интернализма и экстернализма. Приверженцы этих течений в философии науки появились в XX в. Речь идет о том, какими способами идет развитие науки. 1). Интернализм. Основатель: Александр Койре (родился в России). Издание: Философия истории научной этики (Москва, 2004). Интернализм рассматривает науку как духовную деятельность, которая объясняется изнутри самой науки. Наука рассматривается как отдельный мир, поэтому в основу развития науки положены внутренние факторы: 1) внутренняя логика, понятия, категории; 2) внутренние традиции. При этом смена научной теории происходит в виде мутации, в виде определенных скачков, которые достаточно спонтанны. 2). Экстернализм. Появился в России. Основатель: Б.М. Гессен (репрессирован в 1936 г.). Работа: «Социально-экономические корни механики Ньютона» (1928). Речь идет о социально-экономических элементах механики, о внешних факторах, социальной механике. Главное в развитии науки – создание социально-экономических потребностей, развитие производительных сил общества. По Энгельсу, «экономические потребности в развитии общества двигают прогресс науки более, чем десятки университетов». Развитию науки способствуют следующие социально-экономические условия: 1) экономические; 2) политические; 3) культурологические; 4) социальные; 5) правовые. Обе позиции правильны, но они абсолютизируют свои концепции. И те, и другие факторы влияют на развитие науки в разной степени, но сложно сказать, какой из них более важный.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.004 с.) |