Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построение когнитивной (графовой) модели проблемной ситуацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Выделение факторов, характеризующих проблемную ситуацию 1.1 Выделение базисных (основных) факторов, описывающих суть проблемы; 1.2 Определение факторов, влияющих на целевые факторы. Пример: при решении проблемы неплатежа налогов, можно выделить следующие факторы: собираемость налогов, политическая стабильность региона, инвестиционный рейтинг района, финансовая стабильность региона. 1.3 Определение факторов – индексов, отражающих и объясняющих развитие процессов в проблемных ситуациях и их влияние на различные сферы. 2) Группировка факторов по блокам, объединяется в один блок, факторы, характеризующие данную сферу проблемы и определяемые процессы в этой сфере. 2.1 Выделение в блоке группы интегрированных показателе (факторов), по существованию которых можно судить об общих тенденциях в данной сфере. Например - факторы дефицита бюджета, обобщающие характерную ситуацию в данной сфере. 2.2 Выделение в блоки показателей, характеризующих тенденции и процессы в данной сфере более детально. 3) Определение связи между факторами. 3.1 Определение связей и взаимодействий между факторами. Это позволит определить основные направления влияния факторов разных блоков друг на друга. 3.2 Определение непосредственных связей факторов внутри блока. 3.2.1 Определение направления влияний и взаимовлияний между факторами. Например, уровень налогового бремени, влияющий на неплатежи налогов. 3.2.2 Определение позитивности влияния. Увеличение другого налогового бремени, влияющего на неплатежи налогов. Увеличение факторов собирания налога, уменьшение факторов неплатежей налогов. 3.2.3 Определение силы влияния взаимовлияния факторов (слабо, сильно). Пример: Увеличение фактора налогового бремени, значительно увеличивает неплатежи налогов. 3.3 Определение связей между факторами различных блоков. 4) Проверка адекватности моделей – сопоставление полученных результатов с характеристиками системы, которые при тех же исходных условиях были в прошлом. Если результат сравнительно неудовлетворителен, то переходим к пункту 1.
Моделирование средствами выявления закономерностей (социальных, политических), предупреждение предотвращения налоговых тенденций, получение теоретических и практических знаний проблемы и формирование конкретных практических выводов. Моделирование – циклический процесс, знания об исследуемой проблеме расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется.
Рисунок 6 – Процесс моделирования Объект исследований: проблемы, процессы, системы, ситуации. 1. Изучение, исследование проблемы, процесса, системы, ситуации. 2. Результат изучения: знания о проблеме, процессе, системе, ситуации. 3. Построение когнитивной карты ситуации. 4. Когнитивная модель ситуации. 5. Изучение модели системы (структурный анализ). 6. Знания о принципах и реальной возможности решения проблемы. 7. Моделирование сценариев развития и решения проблемы. 8. Знания о возможных тенденциях развития и рычагах воздействия на ситуацию. 9. Проверка и применение знаний о возможных тенденциях развития и рычагах воздействия на ситуацию. Моделирование основано на социальном подходе. Сценарий – совокупность тенденций, характерных ситуаций в настоящий момент, желательность целей развития, комплекса мероприятий, воздействия на развитие системы и система наблюдения параметров (факторов), иллюстрирование поведенческих процессов. Сценарий может моделироваться по трем основным направлениям: 1. Прогноз развития системы без воздействия на процесс ситуации. 2. Прогноз развития системы с выбранным комплексом мероприятий (прямая задача). 3. Синтез комплексных мероприятий для достижения необходимого изменения состояния ситуации (обратная задача).
Этапы моделирования: 1. Определение начальных условий, тенденций, которые характеризуют развитие ситуации. Это необходимо для придания адекватности модельного сценария в реальной ситуации. 2. Задание целевых желаемых направлений (увеличение - уменьшение) и силы (слабо - сильно), изменение тенденций, процессов в ситуациях. 3. Выбор комплекса мероприятий, совокупности управляющих факторов, определение их возможностей и желаемой силы и направления воздействия на ситуацию. 4. Выбор комплекса возможных воздействий на ситуацию (мероприятий, факторов), на силу и направление, которые необходимо определить. 5. Выбор наблюдаемых факторов (индикаторов), которые характеризуют развитие ситуации осуществляется в зависимости от целей анализа и желаний пользователя. Каждое из трех направлений моделирования включает в себя определенную совокупность взаимосвязанных этапов моделирования.
Особенности управления сложными ситуациями. При анализе текущего состояния заданной системы перед пользователем встают следующие вопросы. 1. Какие модели управления следует выбрать для обеспечения желаемого поведения. 2. Какие изменения ситуаций возможны в ближайшем будущем. 3. Какие проблемы при этом могу возникать, задачи сравнительного оценивания вариантов по близости результатов управляемой цели, по затратам, по характеру. Изменения могут быть обусловлены внешними возмущениями и внутренними причинами. Внешние удобно делить на предсказуемые и непредсказуемые. Независимо от характера причин, изменяя эту систему их учет приводит к необходимости изменения исходной когнитивной ситуации. Вопросы группы 3 связаны с анализом когнитивной модели изменившейся ситуации и описанием возникающих при этом проблем, в частности возможно появление кризисной ситуации. Поскольку цели анализа могут также изменяться, поэтому новые проблемы связаны с обеспечением желаемого поведения, изменения целевых факторов и изменившейся ситуации.
Классификация ИИС
Рисунок 7 – Классификация ИИС 1) Системы с интеллектуальным интерфейсом. 2) Экспертные системы. 3) Самообучающиеся системы. 4) Интеллектуальные базы данных. 5) Системы с естественно-языковым интерфейсом (ЕЯ системы) 6) Гипертекстовые системы. 7) Контекстные системы помощи. 8) Системы с когнитивной графикой. 9) Классифицирующие системы. 10) Доопределяющие системы. 11) Трансформирующие системы. 12) Многоагентные системы. 13) Индуктивные системы. 14) Нейронные сети. 15) Системы на прецедентах. 16) Информационные хранилища.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.006 с.) |