Приемы извлечения знаний из экспертов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы извлечения знаний из экспертов



 

ПРИЕМЫ ОПИСАНИЕ
Наблюдение     Инженер наблюдает (не вмешиваясь) за тем, как эксперт решает реальную задачу
Обсуждение задачи Инженер на представленном множестве задач неформально обсуждает с экспертом данные, знания и процедуры решения
Описание задачи Эксперт описывает типичные задачи для ос­новных типов ответов
Анализ задачи Эксперт решает «вслух» реальные задачи, де­тализируя ход рассуждений
Проверка системы (прототипа) Эксперт предлагает инженеру перечень задач для решения (от простых до сложных), которые (с использованием приобретенных знаний) пе­ред решением системы инженер решает вруч­ную
Исследование системы Эксперт исследует и критикует правила и ме­ханизм вывода системы
Оценка системы Инженер предлагает другим экспертам оце­нить решения разработанной системы (прототи­па) и решения эксперта, наполнявшего систему

По степени отработанности ИтС выделяют следую­щие стадии существования: исследовательская, промышленная, коммерческая. Разделяют следующие типы ИтС:

• языки программирования;

• языки инженерии знаний;

• средства автоматизации разработки (проектирования) ЭС;

• оболочки ЭС.

С точки зрения потребителя, на выбор ИтС влияют моменты:

• затраты труда на построение ЭС или ее прототипа с помощью
ИтС;

• эффективность функционирования ЭС, построенной на ос­нове выбранного ИтС;

• квалификация разработчика, необходимая для применения ИтС.

Оболочки ЭС ориентированы на работу с пользователем-непрофессионалом в области программирования. Основным свойством оболочек является то, что они содержат все компоненты ЭС в готовом виде и их использование не предполагает программирования, а сводится лишь к вводу в оболочку знаний о проблемной области. Каждая оболочка характеризуется фиксированным способом пред­ставления знаний и организации вывода и фиксирования компо­нентов, которые будут использоваться во всех положениях, где бу­дет применяться оболочка. Наиболее популярные оболочки обла­дают следующими свойствами:

• решают задачи класса расширения в статических предметных областях в условиях ненадежности знаний;

• представляют процедурные знания в виде правил;

• описывают предметную область в виде значений неструктури­рованных переменных и утверждений, снабженных мерой их ис­тинности (определенности).

Желание представить разработчику ЭС разнообразные средства для учета особенностей приложения привело к объединению в рам­ках одной системы различных методов решения задач, представле­ния и интерпретации знаний. В их состав могут входить средства модификации функционирования оболочки, набор компонентов, позволяющих конструировать собственные оболочки, средства комплексирования компонентов в виде языка высокого уровня, развитые интерактивные графические средства общения с пользо­вателем. Подобные средства называют средствами автоматизации проектирования (разработки) ЭС.

Характеристика «Универсальность» определяет возможности ИтС в использовании различных способов представления знаний в ра­бочей памяти и базе знаний и различных парадигм функциониро­вания системы. Наличие универсальности позволяет адекватно отображать в системе различные типы знаний о проблемной облас­ти. К настоящему времени в большинстве ИтС при представлении знаний используют фреймы и сети, а в качестве механизма функ­ционирования, как правило, программирование, ориентированное на правила.

Характеристика «Основные свойства» определяет особенности, которые присущи ИтС в реализации основных программных ком­понентов системы. Для решателя наиболее важны способы сопос­тавления и основной способ планирования вычисления (построение цепочек вывода от данных или от целей). Задача сопоставления состоит в том, чтобы определить, какое из правил, хранящихся в БЗ, может быть применено к текущему состоянию предметной облас­ти, хранимой в РП. Способы сопоставления в значительной мере зависят от: типа ссылки на объекты РП, используемого в правиле; вида данных РП, сопоставляемых со ссылками; вида проверок, вы­полняемых в ходе сопоставления.

Выделяют следующие типы ссылок:

• конкретная, когда ссылка (идентификатор) в условии прави­ла является адресом конкретного элемента РП;

• абстрактная, когда ссылка (идентификатор и его описание) в условии правила именует не конкретный, а любой элемент в РП, свойства которого сопоставляются с описанием ссылки, указанным
в правиле (т.е. описание определяет класс элементов РП).

Существующие ИтС допускают следующие виды данных РП: константы; переменные, имеющие значения; сложные структуры (типы фрейм), логически объединяющие множество переменных. В них используются либо тривиальные виды проверок, сводящиеся к проверке наличия (отсутствия) указанных элементов в РП, либо сложные, требующие вычисления некоторых соотношений между значениями ссылок, указанных в условиях правил. Таким образом, в первом приближении способ сопоставления определяется ис­пользуемым типом ссылок и видом данных РП.

Средства приобретения знаний в существующих ИтС мож­но оценивать с точки зрения допустимых способов формирования БЗ. Выделяют следующие способы формирования БЗ:

• редакторы;

• средства отладки;

• средства индуктивного вывода новых знаний.

Редакторы позволяют отображать и модифицировать БЗ, воз­можно, в графическом виде, поддерживая ее целостность. Средства отладки обеспечивают анализ содержимого БЗ, переформирование и отображение его результатов пользователю. Средства индуктивного вывода осуществляют формирование новых знаний (правил) на ос­нове вводимых пользователем примеров ситуаций с их решениями.

В существующих ИтС диалог организуется в двух видах: в фик­сированной структуре и структуре, формируемой при генерации ЭС. Среда функционирования ИтС определяет тип ЭВМ, исполь­зуемую операционную систему (ОС) и язык программирования. По типу используемых ЭВМ ИтС можно разделить на три класса: для персональных ЭВМ (ПЭВМ); для символьных ЭВМ и интеллекту­альных рабочих станций.

Характеристики экспертных систем.

 С точки зрения назначения большинство ЭС создается для тиражирования знанийэкспертов и ориентировано либо на специалистов, стремящихся повысить свои знания, либо на неспециалистов, чтобы оказать им помощь в решении сложных задач.

По характеристике «проблемная область» ЭС обобщенно можно определить так: предметная область является статической (как пра­вило, с неточными знаниями); решаемые задачи являются статиче­скими (как правило, задачи расширения и реже задачи доопределения). Приложения, реализуемые с помощью ЭС, различаются по количеству возможных решений, по сложности (структурированно­сти) проблемной области, по методам решения задач, по типу ис­пользуемых знаний.

С точки зрения глубины анализа проблемной области большин­ство существующих ЭС являются поверхностными, что обеспечи­вает их высокую эффективность. Однако для многих приложений необходимо создание глубинных ЭС, реализация которых требует существенных вычислительных ресурсов, что препятствует их ши­рокому распространению. По типу используемых методов и знаний ЭС делятся на традиционные и гибридные. Большинство сущест­вующих ЭС традиционные. Тенденцией является создание гибрид­ных ЭС путем выделения в неформализованной задаче формали­зуемых подзадач и реализации их методами традиционного програм­мирования (т.е. в виде БД и ППП). Гибридизация ЭС значительно усложняет процесс управления системой, увеличивает количество неявно представленных знаний, что ухудшает ее объяснительные возможности и сужает номенклатуру используемых методов инжене­рии знаний. С точки зрения класса ЭС большинство существующих ЭС являются простыми (в США из общего числа продаваемых ЭС 90% простые).

Характерной особенностью подобной технологии являются многочисленные возвраты к любому этапу и пересмотр принятых там проектных решений, что достаточно удобно для быстрого соз­дания небольших автономно функционирующих ЭС (концепция «быстрого прототипирования» [1—3]), однако модель жизненного цикла (ЖЦ), соответствующая такой технологии, затруднена для промышленного использования из-за низкой эффективности раз­работки конкретной системы, она важнее для исследовательских целей и как ЭС-1.

Технология создания ЭС, предложенная в работах включает три фазы: проектирование, реализацию и внедрение, а ЖЦ разработки состоит из шести этапов:

• исследование выполнимости проекта;

• разработка общей концепции ЭС;

• разработка и тестирование серии прототипов;

• разработка и испытание головного образца;

• разработка и проверка расширенных версий системы;

• привязка системы к реальной рабочей среде.

Сравнивая данные технологии между собой, можно заметить, что первые два этапа промышленной технологии соответствуют этапу идентификации, а следующие три этапа — этапам концептуа­лизации, формализации и тестирования. Единственное отли­чие — наличие этапа привязки ЭС к реальной рабочей среде.

 

Определяется:

1. Удобство работы. Под удобством работы понимают естественность взаимодействия с ней, которая заключается в приведении информации в требуемом пользователем виде;

2. Ее полезность. Под полезностью понимается способность в ходе диалога определять параметры пользователя, выявлять и устранять неудачи в работе и удовлетворять потребностям пользователя;

3. Гибкость - способность системы настраиваться на конкретного пользователя;

4. Устойчивость системы к ошибкам. Это способность системы не выходить из строя при ошибочных действиях неопытного пользователя.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.009 с.)