Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел VIII . «физиология дыхания»Содержание книги Поиск на нашем сайте
Работа №1 «Модель грудной полости (модель Дондерса)» Объект исследования: _________________________________________________________ Методика: а) Подготовка модели Разрушить у лягушки головной и спинной мозг и укрепить ее на пробковой пластинке брюшком кверху. Раскрыть рот лягушки, приколоть верхнюю челюсть к пробковой пластинке и надрезать края нижней челюсти в углах рта. Оттянув нижнюю челюсть, найти в глубине ротовой полости голосовую щель, расположенную на гортанном возвышении. Слизистую оболочку вокруг голосовой щели прошить обыкновенной иглой с ниткой непрерывным («кисетным») швом (5 – 6 стежков), оставив два конца нитки свободными. Вынуть пробку с канюлей из горловины стеклянного колокола модели. Ввести канюлю в голосовую щель и, стянув нитку кисетного шва вокруг шейки канюли, прочно завязать ее двойным узлом. Осторожно вскрыть грудную полость лягушки, обнажив сердце и легкие. Через резиновую трубку, надетую на канюлю, слегка раздуть легкие и пережать трубку. Если при этом легкие не спадаются, то ввязывание канюли произведено правильно. После этого осторожно, не повреждая легкие, маленькими ножницами отделить гортань с ввязанной канюлей от окружающих тканей и извлечь легкие из тела лягушки. Поместить легкие, соединенные с канюлей, в полость колокола модели и плотно закрыть горловину пробкой. б) Работа с моделью Через резиновую трубку, надетую на канюлю, раздуть легкие и после этого перекрыть боковой отросток колокола. Если при этом объем легких не уменьшается, то препаровка проведена правильно, и герметичность легких не нарушена. Держа боковой отросток закрытым, произвести изменение объема «грудной полости» путем оттягивания («вдох») и вдавливания («выдох») резинового дна колокола («диафрагмы»). Наблюдать при этом за изменениями объема легких. Открыть боковой отросток колокола, создав тем самым модель открытого пневмоторакса. Наблюдать за состоянием легких. В этих условиях повторить «дыхательные» движения «диафрагмы». Закрыть боковой отросток колокола, чтобы восстановить герметичность грудной полости. Закрыть отверстие канюли, то есть нарушить сообщение полости легких с атмосферой. При оттягивании и вдавливании резинового дна модели наблюдать за состоянием легких.
Результаты наблюдений занести в протокол. Сделать вывод об условиях, необходимых для обеспечения вдоха и выдоха (проходимость дыхательных путей, эластичность легких, герметичность грудной клетки, изменение объема грудной клетки). Результат:
а) Подготовка модели Рисунок модели Дондерса:
б) Работа с моделью Заполните таблицу, стрелками указав направление изменений:
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа №2 «Определение жизненной емкости легких» Объект исследования: _________________________________________________________ Методика: Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после максимального вдоха. ЖЕЛ складывается из (выпишите соответствующие определения из учебника): Дыхательного объема (ДО) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; резервного объема вдоха (РОвд.) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________; резервного объема выдоха (РОвыд.) –____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. С учетом пола, возраста и роста человека может быть произведен расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ) по формуле:
ДЖЕЛ мужчин (л) = рост (см) х 0.050 – возраст (годы) х 0.022 – 3.60 ДЖЕЛ женщин (л) = рост (см) х 0.041 – возраст (годы) х 0.021 – 2.68 ЖЕЛ, определенная в эксперименте, не должна отклоняться от расчетной ДЖЕЛ более чем на + 20%.
Измерение ЖЕЛ с помощью сухого портативного спирометра: а) одномоментное определение ЖЕЛ Протереть мундштук спирометра ваткой, смоченной спиртом. Установить шкалу прибора на ноль. Сделать максимальный вдох из атмосферы, взять мундштук в рот, зажать нос и сделать максимальный выдох в спирометр. Записать показания счетчика (ЖЕЛ) и установить шкалу прибора на ноль. б) определение отдельных фракций ЖЕЛ Для определения ДО следует после спокойного вдоха из атмосферы произвести спокойный нормальный выдох в спирометр. Записать показания счетчика (ДО) и установить шкалу прибора на ноль. Для определения РОвыд. произвести спокойный нормальный выдох в атмосферу, затем сделать максимальный выдох в спирометр. Записать показания счетчика (РОвыд.) и установить шкалу прибора на ноль. РОвд. вычисляется по формуле: РОвд. = ЖЕЛ – (ДО + РОвыд.)
Измерение ЖЕЛ и ее компонентов с помощью аппарата «Метатест»: а) определение ЖЕЛ и ее отдельных фракций по спирограмме Подготовку прибора и «подключение» испытуемого к системе произвести согласно инструкции, прилагаемой к установке. После того, как испытуемый начал дышать через загубник, дать ему привыкнуть к дополнительному сопротивлению воздуховодов прибора в течение 3-х минут. Затем включить лентопротяжный механизм и на скорости 50 мм/мин записать исходную спирограмму испытуемого в течение 30 – 40 секунд. Не прекращая регистрации, предложить испытуемому сделать полный вдох и снова перейти к нормальному спокойному дыханию. Отметить на спирограмме участок, соответствующий максимальному вдоху. После 30 – 40 секунд спокойного дыхания предложить испытуемому вслед за очередным нормальным вдохом сделать максимальный выдох и опять перейти к нормальному дыханию. Отметить на спирограмме участок, соответствующий максимальному выдоху. Для определения ЖЕЛ испытуемый должен сделать максимальный вдох и сразу же – максимальный выдох, затем вновь перейти к спокойному дыханию. Через 30 секунд после этого остановить лентопротяжный механизм и «отключить» испытуемого от прибора. Произвести расчет дыхательных объемов по спирограмме. Масштаб записи – 25 мм/л. Сравнить ЖЕЛ, определенную в опыте, с ДЖЕЛ, рассчитанной по формуле для данного испытуемого. Результаты исследований занести в протокол. Сделать вывод о соответствии (или несоответствии) рассчитанной по формуле и определенной в опыте ЖЕЛ.
б) определение скорости максимального выдоха (Тест Тиффно) При помощи этого теста оценивается сопротивление воздухоносных путей току воздуха. Тест, в частности, может служить инструментом диагностики бронхиальной астмы. Наладить запись нормальной спирограммы. Переключить скорость протяжки ленты на 1200 мм/мин. Попросить испытуемого сделать максимально глубокий вдох, а затем – выдохнуть как можно глубже и как можно быстрее. Записав после этого небольшой участок спирограммы при спокойном дыхании (около 30 секунд), прекратить запись, «отключить» испытуемого от прибора. На спирограмме отметить точку начала максимально быстрого глубокого выдоха, через эту точку провести вертикальную линию. От этой линии отложить 20 мм (расстояние, соответствующее 1 секунде) и провести еще одну вертикальную линию. Эта линия будет пересекать линию выдоха на спирограмме.
Тест Тиффно показывает, сколько процентов максимального выдоха пациент успевает сделать за 1 секунду. Чтобы рассчитать эту величину по спирограмме, надо измерить объем выдоха от его начала до точки пересечения со второй вертикальной линией, разделить эту величину на жизненную емкость легких и умножить на 100%:
Объем выдоха за 1 сек х 100% ЖЕЛ
Полученная величина в норме должна превышать 75%.
Результаты и выводы: ДЖЕЛ = ___________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Измерение ЖЕЛ с помощью сухого портативного спирометра: а) одномоментное определение ЖЕЛ Результат: ЖЕЛ = ____________________ Вывод:_________________________________________________________________ б) определение отдельных фракций ЖЕЛ Результаты и выводы:
РОвд. = ________________________________________________________________ Измерение ЖЕЛ и ее компонентов с помощью аппарата «Метатест»: а) определение ЖЕЛ и ее отдельных фракций по спирограмме Результаты и выводы: Спирограмма:
б) определение скорости максимального выдоха (Тест Тиффно) Спирограмма:
Результат: Объем выдоха за 1с = ____________________________ Объем выдоха за 1 сек х 100% = ЖЕЛ __________________________________
Вывод:_______________________________________________________________ Работа №3 «Определение насыщения гемоглобина кислородом (оксигемометрия)» Объект исследования: _________________________________________________________ Методика: Оксигемометр – прибор, позволяющий определить, какая часть гемоглобина (в процентах) связана с кислородом (насыщение гемоглобина кислородом, сатурация). Прибор снабжен фотоэлектрическим датчиком. Данный прибор используется в отделениях интенсивной терапии и позволяет следить за насыщением гемоглобина кислородом и частотой сердечных сокращений (ЧСС) пациента. Поскольку имеющаяся модификация прибора не позволяет проводить графическую регистрацию, измерения в процессе эксперимента необходимо производить раз в 10 секунд и записывать в два столбика (в один – ЧСС, в другой – насыщение гемоглобина кислородом).
Укрепить датчик на указательном пальце испытуемого. Через 2 – 3 минуты зарегистрировать 3 последовательных измерения с интервалом в 10 секунд (фоновые показатели). Если измеряемые параметры существенно отличаются, то подождать еще 2-3 минуты и повторить измерения. а) Предложить испытуемому сделать неглубокий вдох и задержать дыхание на максимально возможное для него время. В протоколе отметить начало задержки дыхания (1-я задержка дыхания). На протяжении всего периода задержки дыхания продолжать регистрировать ЧСС и насыщение гемоглобина кислородом (SpO 2), отметить окончание задержки дыхания. Продолжать регистрацию до возвращения измеряемых параметров к фоновым показателям (1-й период восстановления). Отметить в протоколе окончание восстановления. б) Предложить испытуемому произвести гипервентиляцию до появления первых признаков головокружения (около 20 секунд). На протяжении периода гипервентиляции регулярно записывать показания прибора. Попросить испытуемого задержать дыхание на небольшом вдохе (постгипервентиляционное апноэ, 2-я задержка дыхания). На протяжении всего периода 2-й задержки дыхания продолжать регулярно записывать показания прибора. Отметить окончание задержки дыхания и продолжать регистрацию до восстановления исходных значений параметров. При оформлении протокола построить графики изменения ЧСС и насыщения гемоглобина кислородом на протяжении всего опыта. На графиках отметить периоды задержек дыхания, восстановлений и гипервентиляции.
Результаты:
Графики изменений ЧСС и насыщения гемоглобина кислородом (выполните на тетрадном листе в клеточку, расположив его поперек, и вклейте в протокол):
Выводы: 1. В каком случае наблюдалась более длительная задержка дыхания: после спокойного дыхания или после гипервентиляции?____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Как изменялась ЧСС в процессе задержки дыхания на вдохе? Какими рефлексами может быть обусловлено это изменение? Каков их предполагаемый физиологический смысл?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Приводит ли гипервентиляция к существенному повышению насыщения гемоглобина кислородом? Почему (для ответа на вопрос вспомните кривую диссоциации оксигемоглобина)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Почему при задержке дыхания насыщение гемоглобина кислородом сначала практически не меняется, а затем резко снижается (для ответа на вопрос вспомните форму кривой диссоциации оксигемоглобина)?_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В каком случае достигалось большее падение уровня оксигемоглобина: при 1-й задержке дыхания или при 2-й? __________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Почему в одном из случаев испытуемый «выдерживал» более низкое насыщение гемоглобина кислородом (сделайте предположение на основании ваших знаний о роли хеморецепторов в регуляции дыхательного центра)? ___________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа №4 «Расчет кислородной емкости крови» Объект исследования: кровь человека, _______пол, [ Hb]=__________г/л Методика: Кислородная емкость крови (КЕК) – это (выпишите определение из учебника) _______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Учитывая, что 1 г гемоглобинаспособен присоединить 1,34 мл кислорода (число Хюфтнера), кислородную емкость крови (КЕК) рассчитывают по формуле:
КЕК = 1.34 х содержание Hb в крови ( г/л ) При нормальном содержании гемоглобина КЕК составляет: 167.5 – 174.2 мл О2 / л – у женщин и 180.9 – 187.6 мл О2 / л – у мужчин.
Используя данные, полученные при определении содержания гемоглобина (раздел «Физиология крови»), вычислить кислородную емкость исследованной крови. Результаты вычислений занести в протокол. В выводах сравнить полученную величину с нормой.
Результат: КЕК = ____________________________________________________________ Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________ __________________
Работа №5 «Влияние постепенного повышения содержания углекислого газа во вдыхаемом воздухе на вентиляцию легких» Объект исследования: _________________________________________________________ Методика: Вентиляция легких (минутный объем дыхания, МОД) – это (выпишите определение из учебника) _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ МОД = ЧД х ДО, где ЧД – частота дыхания, ДО - дыхательный объем Опыт выполняется на приборе «Метатест». Перед экспериментом необходимо вынуть из прибора кассету, содержащую поглотитель углекислого газа (натронную известь). При этом в резервуаре прибора постепенно будет повышаться концентрация углекислого газа. В остальном подготовка прибора и «подключение» испытуемого производится согласно инструкции, прилагаемой к установке. В течение 3-х минут регистрировать спирограмму. При анализе используются участки спирограммы, зарегистрированные в течение первых 30 секунд и последних 30 секунд опыта. По частоте дыхания и дыхательному объему рассчитать МОД в начале и в конце опыта (при накоплении углекислого газа). Сравнить результаты опыта, обратив внимание на изменение дыхательных объемов при вдыхании все больших концентраций углекислого газа. Сделать вывод о его влиянии на легочную вентиляцию. Результаты: Спирограмма:
ДО в начале опыта =___________________________________________________________ ЧД в начале опыта = ___________________________________________________________ МОД в начале опыта = _________________________________________________________
ДО в конце опыта =___________________________________________________________ ЧД в конце опыта = ___________________________________________________________ МОД в конце опыта = _________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Работа №6 «Изменение легочной вентиляции при физической работе» Объект исследования: _________________________________________________________ Методика: Работа проводится с помощью аппарата «Метатест». У испытуемого, сидящего на стуле, зарегистрировать спирограмму. Выключить прибор, «отключить» от него испытуемого и предложить ему сделать 20 приседаний в ритме одно приседание в секунду. Затем снова включить прибор и произвести повторную регистрацию спирограммы. По спирограммам определить дыхательные объемы (ДО) и частоты дыхания (ЧД) до и после нагрузки, принимая во внимание, что скорость протяжки ленты 50 мм/мин, а смещение спирограммы на 25 мм соответствует 1 л воздуха. Рассчитать МОД. Результаты измерений и расчеты занести в протокол. Сравнить результаты, полученные до и после выполнения физической нагрузки. Сделать вывод о влиянии физической нагрузки на легочную вентиляцию.
Результаты: Спирограмма:
До физической нагрузки: ДО = ___________мм _________________________________________ДО = ____________л ЧД = ___________________/мин. МОД =_______________________________________________________________________
После физической нагрузки: ДО = ___________мм _________________________________________ДО = ____________л ЧД = ___________________/мин. МОД =_______________________________________________________________________
Вывод:_______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.232 (0.013 с.) |