Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как объект исследования
в культурологии [ 1–4, 6, 7, 9–12 ] Понятие культуры. Начало теоретической разработки проблем культуры (вторая половина XVIII в.). Многообразие подходов к феномену культуры. Морфология культуры: мифология, религия, искусство, мораль, право, идеология, наука, философия, экономика. Динамика культуры (эволюционные теории, циклические теории, структурализм, синергетический подход). Теории культурогенеза. Функции культуры. Ценности и нормы культуры. Ценностные, когнитивные, регулятивные смыслы. Социальные функциикультурных систем. Природа, общество, человек, культура как формы бытия. Культура и природа. Культура как вторая природа. Аспекты взаимодействия культуры и природы. Интерпретация отношений культуры и общества (деятельностный подход). Понятия, выражающие позицию человека по отношению к сторонам действительности окружающего мира: значение, артефакты, знак, коды, текст. Культураи техника. Происхождение техники. Понятие техники (узкий и широкий смысл). Техника как знаковая система и инструментарий культуры. Идеи совершенствования техники. Роль техники в жизни общества (техницисты, антитехницисты). Человек и его профессиональная культура. Понятие профессионализма. Культура и личность. Понятия «инкультурация», «аккультурация», «социализация», «ассимиляция». Культурная самоидентичность и межкультурные коммуникации (культурная диффузия, заимствования, толерантность, отторжение, культурный синтез и др.). Типы взаимоотношений личности и культуры. Структура культурного пространства. Типология культур [ 1–3, 5–8 ] Основания типологии культуры. Этническая культура. Национальная культура. Доминирующая культура. Субкультура, контркультура, маргинальная культура. Феномен массовой и элитарной культуры, предпосылки и особенности их появления. Историческая типология культур. Понятия «типология и тип культуры». Общая типология. Локально-типологическое рассмотрение культуры. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Запад и Восток: культурные различия. Место и роль России в мировой культуре. Антиномии как исток дискуссий об особенностях генезиса русской культуры. Славянофилы, западники, евразийцы. Введение Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. Она выступает как одна из основных социогуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля, в том числе и технического.
Русский философ Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» рассматривает характерный парадокс: «…без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры». Техника создает новую действительность, но она и отрывает человека от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже непохожее. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – не только путь к обогащению духовного мира личности, но способ привить и развить у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где определяется общая тематика вузовского курса культурологии. Последовательность изложения материала подчинена логике построения учебного курса, включающего три дидактических единицы: ü культурология в системе научного знания; ü культура как объект исследования культурологии; ü типология культуры. Пособие может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения данной дисциплины и, прежде всего, при подготовке к зачету. Предполагается, что студент будет не просто запоминать излагаемый в книге материал, но и осмысливать его – это, кстати, способствует и его запоминанию. Кроме того, в сжатые сроки, отведенные для самостоятельной работы, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В значительной степени этому могут содействовать и включенные в пособие таблицы. Конечно, в кратком учебном пособии невозможно «объять необъятное» – полностью охватить все содержание культурологии. Для более глубокого изучения ее проблематики с тех же позиций, которые приняты в пособии, мы рекомендуем обратиться к приведенному списку литературы. Желаем всем, заинтересовавшимся культурологией, успехов в учебе! Культурология
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.252.14 (0.006 с.) |