Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления (разделы) культурологии
Таблица 1
Таким образом, одни ученые считают главным в культуре язык, другие – мировоззрение, третьи – художественные произведения и памятники культуры, четвертые – традиции и обычаи народа. В силу этого возникла необходимость в каком-то обобщающем знании, необходимость в синтезе разрозненных представлений и теорий. Специфика и актуальность культурологии Интегративный характер. Она одновременно принадлежит области социального знания (в его основе количественные методы сбора данных) и области гуманитарного знания, которое строится на ценностях и качественных методах исследования.
Стремление сегодня опереться на культуру, вытекающее из поворота от «техницизма» и национального эгоизма к гуманистическим, общечеловеческим ценностям, которые освобождают разум, не разъединяют, а объединяют людей. Интенсификация культурных контактов, связанных в том числе и с неуправляемыми ситуациями: войнами, эмиграцией, рассеянием по миру беженцев из многих стран, выявляет сложные механизмы взаимодействия культур. Сложной является и проблема адаптации мигрантов к новой для них языковой и культурной среде. Необходимость изменения системы ценностей, вызванной ситуацией экологического кризиса, обострением социальных проблем в больших городах, появлением новых болезней, истощением ресурсов, загрязнением среды и другими негативными явлениями. Встает вопрос о бережном и ограниченном потреблении природных ресурсов, изменении характера труда, направлении больших средств в медицину, образование, науку. Этим и обосновывается формирование в XX в. культурологии как науки, призванной не только изучить сущность и функции культуры, но и вырабатывать принципы управления культурным развитием. Структура культурологии В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия. Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений. Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п. Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.).
Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом: – макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки; – микроуровень (прикладные исследования). На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии. Дилемма (греч. δίλημμα двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями. Парадигма (греч. Παράδειγμα – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия. Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии. Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии. Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи: – прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике; – разработка основных направлений культурной политики; – разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.); – охрана и использование культурного наследия. Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории. Принципы (лат. principium – начало, основоположение). Основные принципы культурологии: – культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий; – целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей. Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры. Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания.
Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2) культурологии являются: – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности; – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества; – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности; – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества; – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов. Таблица 2 Функции культурологии
Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:
– социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры); – гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры). Это позволяет ей широко использовать методы других наук. Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4). Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному). Таблица 3 Универсальные методы
Таблица 4 Собственно культурологические методы
Таким образом, основные компоненты культурологии:
Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие); Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание). Выводы Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов. Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития. Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками: – теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.; – история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре; – история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира; – культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности; – социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.; – прикладная культурология, имеющая практическую направленность. Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений. Вопросы для самопроверки 1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования? 2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой? 3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре? 4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны? 5. Каковы перспективы культурологии как науки?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.025 с.) |