Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Им. Проф. М. А. Бонч-бруевича »Стр 1 из 5Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА» Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебное пособие
СПб ГУТ)))
Санкт-Петербург 2012 УДК 37(075.8) ББК 60.000.Зя73 К63
Рецензенты: кандидат культурологии, доцент СПбгуТ Е. В. Васильева, кандидат искусствоведения, доцент ГМА им. адмирала С. О. Макарова А. И. Черняк Утверждено редакционно-издательским советом СПбГУТ в качестве учебного пособия
Комиссарова, Т. С.
Культурология: учебное пособие / Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2012. – 46 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит составной частью в цикл гуманитарных, социальных и экономических наук, преподаваемых в высшей школе России. Предназначено для самостоятельной подготовки студентов 1-го курса (бакалавров) к семинарским и практическим занятиям и зачету по дисциплине «Культурология».
УДК 37(075.8) ББК 60.000.Зя73
Ó Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г., 2012 Ó Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2012 Культурология в системе социогуманитарного знания [ 1–4, 6, 7, 9–12 ] Культурология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления культурологии. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе (предметное поле, специфика, отличие от других наук): культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, историческая культурология, история культуры. Структура и функции культурологии. Теоретическая и прикладная культурология. Введение Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. Она выступает как одна из основных социогуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля, в том числе и технического.
Русский философ Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» рассматривает характерный парадокс: «…без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры». Техника создает новую действительность, но она и отрывает человека от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже непохожее. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – не только путь к обогащению духовного мира личности, но способ привить и развить у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе. Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где определяется общая тематика вузовского курса культурологии. Последовательность изложения материала подчинена логике построения учебного курса, включающего три дидактических единицы: ü культурология в системе научного знания; ü культура как объект исследования культурологии; ü типология культуры. Пособие может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения данной дисциплины и, прежде всего, при подготовке к зачету. Предполагается, что студент будет не просто запоминать излагаемый в книге материал, но и осмысливать его – это, кстати, способствует и его запоминанию. Кроме того, в сжатые сроки, отведенные для самостоятельной работы, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В значительной степени этому могут содействовать и включенные в пособие таблицы.
Конечно, в кратком учебном пособии невозможно «объять необъятное» – полностью охватить все содержание культурологии. Для более глубокого изучения ее проблематики с тех же позиций, которые приняты в пособии, мы рекомендуем обратиться к приведенному списку литературы. Желаем всем, заинтересовавшимся культурологией, успехов в учебе! Культурология В системе научного знания Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]: изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход; интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии. Структура культурологии В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия. Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений. Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п. Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.). Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом: – макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки; – микроуровень (прикладные исследования). На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии. Дилемма (греч. δίλημμα двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями. Парадигма (греч. Παράδειγμα – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия.
Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов. Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии. Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии. Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи: – прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике; – разработка основных направлений культурной политики; – разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.); – охрана и использование культурного наследия. Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории. Принципы (лат. principium – начало, основоположение). Основные принципы культурологии: – культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий; – целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей. Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры. Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания.
Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2) культурологии являются: – изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности; – выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества; – исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности; – выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества; – разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов. Таблица 2 Функции культурологии
Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям: – социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры);
– гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры). Это позволяет ей широко использовать методы других наук. Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4). Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному). Таблица 3 Универсальные методы
Таблица 4 Собственно культурологические методы
Таким образом, основные компоненты культурологии: Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие); Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание). Выводы Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов. Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры. Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития. Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками: – теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.; – история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре; – история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира; – культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности; – социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.; – прикладная культурология, имеющая практическую направленность. Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений. Вопросы для самопроверки 1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования? 2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой? 3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре? 4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны? 5. Каковы перспективы культурологии как науки? В культурологии 2.1. Трактовки и определения понятия «культура» Понятие «культура» – центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Слово «Культура» в значении, близком к современному, впервые употребил древнеримский оратор и писатель Цицерон. В буквальном переводе с латыни оно означает «возделывание», «обработка». До Цицерона говорили о возделывании земли, Цицерон же стал говорить о возделывании души. Такова этимология слова, его происхождение. Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Г. Гердер, И. Кант) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь – синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, принято называть «классической моделью культуры». В ее основе – гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека. К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ. Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства. На рубеже XIX – XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивнонаучный, уходящий корнями к учениям Э. Тайлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа. В современной научной литературе указывается на существование от 500 до 1000 определений культуры в зависимости от теоретического направления, концепции, подхода, которого придерживаются исследователи, приведем некоторые из них: аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность достижений, ценностей, накопленных и передаваемых людьми. Сторонники этого подхода полагают, что изучать следует ценности, выработанные человеческим способом жизни, и основное внимание уделяют изучению достижений науки и искусства [2]; технологический полагает, что культура – это способ человеческой жизни. Всякое человеческое знание есть знание способа, технологии. Что бы ни делал человек, он делает в соответствии с выработанными нормами и стереотипами, т. е. способами, технологиями, и потому можно говорить о культуре быта (способе существования в повседневности); экономической культуре (способе ведения хозяйства); политической культуре (способах управления обществом); художественной культуре (способах украшения жизни). В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека[3]; имажинативный (imagination – воображение) – культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий[4]; описательный (дескриптивный) – просто перечисляет, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности); антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящих природе; адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям; исторический –подчеркивает, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней; семиотический –рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом; символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре; герменевтический – изучает культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; дидактический –трактует культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически. Морфология культуры Под морфологией (строением) культуры понимаются устойчивые элементы культурной системы (универсалии, ценности, образцы, нормы, институты, группы, статусы и т. п.), находящиеся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, которые обеспечивают стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта культурной системы. Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям. Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком; совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, культура топоса (места жительства); культура отношения к собственному телу и т. п. Таким образом, материальной культурой является все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования – это техническая и технологическая стороны жизнедеятельности. Социальная культура – отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию – это образ действий, характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы, проникающей во все сферы и виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур. Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; включает в себя идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей; виды и формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; виды, формы познания; культурные институты (образования, воспитания, учреждения культуры). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека. К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д. Начальное развитие культуры шло от слитных, нерасчлененных форм к специализированным сферам. Рассмотрим этот процесс на примере так называемой духовной культуры – представлений о мире и символьной деятельности. На ранних стадиях человеческой истории универсальная роль принадлежала мифу. Это понятие в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», но значение этого слова в описании ранних культур значительно шире. Прежде всего, миф – это способ понимания мира, а в определенной мере и способ воздействия на мир. Миф мог возникать и быть представленным в речевой форме, в жестах, танцах, изображениях. Использовались все возможные формы передачи впечатлений. В первобытных и древних обществах миф выполнял целый ряд функций. Мифы служили для объяснения явлений природы и человеческой жизни. Так, миф о Прометее объяснял происхождение огня. Объясняя, миф удовлетворял человеческую любознательность, транслировал социальный опыт, предупреждал и развлекал. Несложно заметить, что перечисленные функции в современной культуре выполняют наука, образование, право и искусство. Выполняемые ими задачи не были разделены на ранних этапах человеческой истории. Слитное, нераздельное существование культуры носит название синкретизма. Мифы использовались не только с целью дать объяснение, но с их помощью люди стремились воздействовать на мир. Например, периодическое повторение мифа о возникновении огня позволяло сохранять огонь. Чтобы он горел, нужно было не только подбрасывать дрова, но и определенными словами вызывать огонь к жизни. К кому обращались эти рассказы? К миру, к Вселенной, которую наделяли человеческими свойствами, в частности, способностью понимать слова, понимать знаки. Собственным свойством человек наделял окружающее пространство. Итак, в ранних культурах миф отражал слитное (синкретическое) сознание. Постепенно разные области осмысления мира разошлись. Современная культура неразрывно связана с мифологией. И не только потому, что на основании мифа выросли многие сферы современной цивилизации. В широком понимании миф – версия, интерпретация действительности. А чем больше данных накапливает наука (научная информация вырастает вдвое каждые пять лет), чем больше каналов информации становится доступно широкому потребителю, тем больше версий стучится в наше сознание. Задача различить достоверное и недостоверное, истинные заблуждения и намеренную ложь становится практически нереальной, если дело не касается узкой профессиональной области потребителя информации. Современный человек оказывается окружен мифами в значительно большей мере, чем его далекий предок. Помимо уже перечисленных сфер культуры, восходящих к синкретическим формам древности, можно назвать и другие особые области, выделившиеся на тех или иных этапах человеческой истории: искусство, мораль, религию, философию, спорт. Искусство – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах (табл. 6). Таблица 6 Виды искусства
Мораль – форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей. Первые моральные запреты – табу – возникли уже в первобытной культуре. Религия – форма духовной культуры. Это – мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное. Религии делятся (в зависимости от представлений людей о боге) на: – монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного бога); – языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культы); – этические религии (философские учения, трансформировавшиеся в религию) – конфуцианство, даосизм, буддизм. Здесь идея божества находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной. Человек должен следовать особым этическим идеалам, чтобы не нарушить мировой гармонии. По степени распространенности выделяют: – мировые религии (буддизм, христианство, ислам), – локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т. д.). Их влияние ограничено рамками определенного региона или народа. Право – форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по установлению законов (общеобязательных социальных норм). Право формируется вместе с государством и является признаком цивилизационного образа жизни людей. Идеология – форма культуры, включающая систему жизненных, социокультурных, политических идей. Наука – форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке. Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира. Она возникла в середине 1 тыс. до н.э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов. Экономика (от греч. букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами. 2.4. Функции культуры (табл. 7) Таблица 7
Статика и динамика культуры Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием « динамика ». Статическая сторона общественного организма стала привлекать внимание мыслителей в период становления и зрелости индустриального общества. Объектом исследования стала структура общества, взаимодействие его элементов и т. д. Однако и в этот период времени мы находим попытки объяснения развития, динамики социума. Достаточно вспомнить И. Г. Гердера, который подчеркивал: «Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах». В эпоху заката индустриального общества внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления. Термин «культурная динамика» стал активно использоваться с середины XX в., после выхода в свет в 1930-х гг. 4-томного труда одного из основоположников социологии Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика». Работа была посвящена развитию культуры с древнейших времен и причинам перехода от одной культурной системы к другой (или, по терминологии Сорокина, от одного культурного стиля к другому). Сорокин видел причину изменчивости в неравновесном развитии разных областей и уровней культуры (например, знания и незнания в рамках одного социума). Центральной проблемой в рассмотрении культурной динамики стал вопрос о факторах перемен. Почему одни эпохи и общества демонстрируют длительное сохранение культурных систем, а другие оказываются подвержены быстрым и радикальным переменам? Что формирует характер культуры? Какие элементы присутствуют в любой культуре? Какие факторы предопределяют различия? В рассмотрении изменчивости культур гуманитарное знание конца XIX – середины XX вв. двигалось двумя основными путями. Одних авторов интересовали явления универсальные, свойственные всем человеческим сообществам. В рамках такого подхода возникло течение эволюционизма (табл. 8). Таблица 8
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.119 с.) |