Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА »



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА »



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

« САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА »

Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

 

СПб ГУТ )))

 

Санкт-Петербург

2012

УДК 37(075.8)

ББК 60.000.Зя73

К63

 

Рецензенты:

кандидат культурологии, доцент СПбгуТ

Е. В. Васильева,

кандидат искусствоведения, доцент ГМА им. адмирала С. О. Макарова

А. И. Черняк

Утверждено

редакционно-издательским советом СПбГУТ

в качестве учебного пособия

 

 

Комиссарова, Т. С.

К63

Культурология: учебное пособие / Т. С. Комиссарова, Е. Г. Овчинникова. – СПб. : Изд-во СПбГУТ, 2012. – 46 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и входит составной частью в цикл гуманитарных, социальных и экономических наук, преподаваемых в высшей школе России.

Предназначено для самостоятельной подготовки студентов 1-го курса (бакалавров) к семинарским и практическим занятиям и зачету по дисциплине «Культурология».

 

УДК 37(075.8)

ББК 60.000.Зя73

 

 

Ó Комиссарова Т. С., Овчинникова Е. Г., 2012

Ó Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2012

Культурология в системе социогуманитарного

знания [1–4, 6, 7, 9–12]

Культурология как наука и учебная дисциплина. Основные этапы становления культурологии. Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе (предметное поле, специфика, отличие от других наук): культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология, историческая культурология, история культуры.

Структура и функции культурологии. Теоретическая и прикладная культурология.

Введение

Культурология – наука и учебная дисциплина, которая занимает важное место в системе высшего образования. Она выступает как одна из основных социогуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки специалистов различного профиля, в том числе и технического.

Русский философ Н. А. Бердяев в своей работе «Человек и машина» рассматривает характерный парадокс: «…без техники невозможна культура, с нею связано самое возникновение культуры». Техника создает новую действительность, но она и отрывает человека от природы. В то же время окончательная победа техники в культуре, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Философ выделяет в культуре два элемента: технический и природно-органический. Окончательная победа первого над вторым означает перерождение культуры во что-то иное, на культуру уже непохожее.

Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в содержании культуры, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии – не только путь к обогащению духовного мира личности, но способ привить и развить у студентов набор ключевых компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе.

Данное учебное пособие написано в соответствии с утвержденным Министерством образования РФ Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, где определяется общая тематика вузовского курса культурологии.

Последовательность изложения материала подчинена логике построения учебного курса, включающего три дидактических единицы:

ü культурология в системе научного знания;

ü культура как объект исследования культурологии;

ü типология культуры.

Пособие может быть использовано студентами всех специальностей в процессе изучения данной дисциплины и, прежде всего, при подготовке к зачету. Предполагается, что студент будет не просто запоминать излагаемый в книге материал, но и осмысливать его – это, кстати, способствует и его запоминанию. Кроме того, в сжатые сроки, отведенные для самостоятельной работы, студенты смогут систематизировать и конкретизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплины. В значительной степени этому могут содействовать и включенные в пособие таблицы.

Конечно, в кратком учебном пособии невозможно «объять необъятное» – полностью охватить все содержание культурологии.

Для более глубокого изучения ее проблематики с тех же позиций, которые приняты в пособии, мы рекомендуем обратиться к приведенному списку литературы.

Желаем всем, заинтересовавшимся культурологией, успехов в учебе!

Культурология

В системе научного знания

Несмотря на признание культурологии как науки, продолжается дискуссия о ее предмете и месте в системе научного знания. По мнению А. И. Кравченко, в дискуссии можно выделить две противоположные позиции[1]:

изоляционистская – у культурологии свой, не похожий на другие науки подход;

интегративистская – культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

В отечественной литературе мнение склоняется в пользу интеграционистского подхода к культурологии. Культурология понимается как синтетическая, интегративная наука, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и других социогуманитарных наук (табл. 1). Проблематика этих наук входит в предметное поле и культурологии.

Структура культурологии

В структуре любой науки обычно выделяют следующие понятия.

Объект. Напомним, что объект науки всегда реален, т. е. существует объективно. Поэтому объектом культурологии как науки является культура как исторический социальный опыт людей – социокультурный опыт, закрепленный в традициях, нормах, обычаях, законах, т. е. сама культура во всем множестве ее проявлений.

Предмет. Предмет любой науки, в отличие от объекта, есть результат абстрагирования, вычленения из объективной реальности отдельных аспектов изучения. Предмет культурологии до сих пор однозначно не определен, к нему относят: совокупность категорий и понятий, связанных с культурой и культурологией; особенности зарождения, становления, развития, кризисов, трансформаций, исчезновения культур и т. п.

Содержание. Содержание культурологии – это совокупность, во-первых, собственно культурологических знаний, во-вторых, знаний научных дисциплин, изучающих культуру или ее аспекты (археология, этнография и т. д.).

Кроме того, классически содержание любой науки подразделяется по уровням исследований следующим образом:

макроуровень (фундаментальная наука) – накопление массива теоретических знаний, выработка концепций, разработка методологии исследований и категориального аппарата науки;

– микроуровень (прикладные исследования).

На фундаментальном уровне складываются дилеммы и парадигмы культурологии.

Дилемма (греч. δίλημμα двойная лемма) – затруднительный выбор между двумя равно нежелательными возможностями.

Парадигма (греч. Παράδειγμα – пример, модель, образец) – научная теория, воплощенная в системе понятий, или концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения.

Отсюда, цель фундаментальной культурологии – теоретическое познание культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования, формулировка законов на основе эмпирических исследований. Поэтому на современном этапе важную роль в развитии культурологии играет философская и методологическая рефлексия.

Рефлексия (позднелат. reflexio – обращение назад) – размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление своих собственных действий и их законов.

Наличие дилемм, разных парадигм и частично пересекающихся культурологических концепций и теорий делает необходимым критический анализ оснований и ценностей культурологии. А это – одна из задач философии.

Цель второго уровня – эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний о культуре как уникальном феномене (например, сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни; ее описание и попытка систематизации). Ее достижение осуществляется в рамках прикладной культурологии.

Исходя из цели, прикладная культурология решает следующие задачи:

–  прогноз и регулирование актуальных культурных процессов в социальной практике;

– разработка основных направлений культурной политики;

– разработка целей и методов деятельности сети культурных институтов (школы, вузы, театры, музеи и т. д.);

– охрана и использование культурного наследия.

Категории (греч. kategoria – высказывание, признак). Категории культурологии – это предельно общие фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности пространства культуры и его изучения (познания). Категориальный аппарат культурологии включает в себя собственно культурологические категории, категории социогуманитарных наук, а также категории наук, находящихся на стыке с культурологией, и общефилософские категории.

Принципы (лат. principium – начало, основоположение).

Основные принципы культурологии:

– культурно-исторический подход: все явления рассматриваются в контексте соответствующего исторического периода и условий;

– целостность (системность): все явления рассматриваются в особенности своих взаимосвязей и взаимозависимостей.

Законы единства и многообразия культуры, межкультурного взаимодействия, преемственности в развитии, прерывности и непрерывности в развитии культуры.

Цель культурологии – привести разнохарактерные данные в систему, синтезировать различные подходы. Культурология как интегративная, комплексная наука решает проблему понимания культуры как целостной системы. Она дает наиболее полное знание о культуре, которое возникает на пересечении гуманитарного и социологического знания.

Наряду с общей целью – исследование культуры как системы – основными задачами и функциями(табл. 2)культурологии являются:

– изучение реальных процессов культуротворческой деятельности людей, созидающих материальные и духовные ценности;

– выявление макродинамики развития культуры в контексте ее включенности в социально-экономические, политические и духовные условия определенной исторической эпохи – определение структуры, функций культуры, ее стилей, форм, способов влияния на развитие общества;

– исследование микродинамики развития культуры посредством выявления особенностей творчества выдающихся деятелей, создающих мировые культурные шедевры, разрабатывающих новые стили и формы культуры, а также определение роли культуры, свойственных ей средств в социализации и культурализации личности;

– выявление основных тенденций и закономерностей развития культуры, смены культурных эпох, методов и стилей, их роли в формировании человека и развитии общества;

– разработка категориального аппарата (культурные артефакты, культурные композиции, культурные универсалии, культурная адаптация и др.), а также методов данной науки (кросскультурный анализ и др.), применяемых в исследовании конкретных социокультурных явлений и процессов.

Таблица 2

Функции культурологии

Собирательная Состоит в соединении в единое целое разрозненных знаний о культуре, поступающих из других наук (они поступают из философии, антропологии, искусствознания и др. наук)
Организующая Решает методологические задачи, так как этот поток сведений нужно упорядочить, разобраться в нем, разложить все по полочкам, составить систематическое целое
Познавательная (гносеологическая) Позволяет исследовать и оценить тенденции развития культуры, ее трудности, противоречия
Концептуально-описательная (дескриптивная) Разработка теорий, понятий и категорий для составления целостной картины становления и развития культуры
Методологическая Раскрывает закономерности развития культуры, создает основу для частных культурологических теорий
Объяснительная (герменевтическая) Сведение к понятному, объяснение особенностей культурных явлений и событий, их социализирующего влияния на формирование личности
Мировоззренческая Помогает выработке общечеловеческого культурологического мышления, определяет формирование художественной, религиозной, научной картины мира
Аксиологическая Позволяет оценить результаты деятельности государства, общественных организаций, отдельных личностей в области развития культуры
Нарративная (лат. narrare – языковой, вербальный акт) Культура может быть представлена как повествование. Смысл исторического и культурного события или явления возникает и раскрывается в процессе повествования

Таким образом, культурология как комплексная наука одновременно относится к двум областям:

– социальное знание, которое использует количественные методы сбора данных (благодаря социологии культуры);

– гуманитарное знание, которое строится на ценностях и качественных методах исследования (благодаря философии культуры).

Это позволяет ей широко использовать методы других наук.

Методы. Можно выделить три группы методов, которые дают представление о способах действия культурологии (табл. 3, 4).

Традиционные средства для сбора информации и ее научного осмысления (наблюдение, обработка данных, сравнение, анализ, синтез, индукция (умозаключение от отдельных фактов к общему утверждению), дедукция (конструирование и моделирование тенденций от общего к частному).

Таблица 3

Универсальные методы

Системный Позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и своим взаимодействием формируют целостность
Структурно-функциональный Выявляет роль отдельного элемента в функционировании культуры, отдельный элемент играет не просто присущую ему роль (назначение), а представляет собой звено, без которого культура не может существовать в качестве целостного образования
Феноменологический Исследует данные, полученные эмпирическим путем, т. е. в результате непосредственного наблюдения, эксперимента
Компаративистский Сравнительно-исторический метод, позволяет сопоставить различные культуры или отдельные феномены, структуры, явления культуры

Таблица 4

Собственно культурологические методы

Культурантро-пологический Рассматривает культуру как совокупность конкретных ценностей, социальных связей, как механизм передачи культурных навыков от человека к человеку
Семиотический Изучает культуру как знаковую систему
Герменевтический (греч. ρμηνευτική – разъясняющий, толкующий) Искусство толкования текстов («искусство понимания»); истолковывает предельные значения культуры
Контент-анализ Оценивает особые (специфические) характеристики носителей информации, текстов как способ фиксации культурных тенденций
Кросскультурный анализ Сравнительный метод исследования культур, оперирующий универсальными культурными моделями (паттернами)

Таким образом, основные компоненты культурологии:

Ø онтология культуры (многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров, бытие);

Ø гносеология культуры (место культурологии в системе наук, ее внутренняя структура и методология, познание).

Выводы

Культурология – интегративная наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести – область социогуманитарного знания, изучающая закономерности формирования культурных систем и феноменов.

Культурология – синтетическая область знаний, возникшая на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры.

Исторический и теоретический способы рассмотрения форм культурного существования человека находятся в культурологии в единстве, поэтому культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.

Исходя из этого, в современной литературе в культурологии выделяют разделы, охватывающие совокупность знаний о культуре и развивающиеся в междисциплинарных связях с другими социо-гуманитарными науками:

– теория (философия) культуры, исследующая вопросы о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни, обоснование предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры и др.;

– история культурологии (культурологических учений), раскрывающая процесс развития знаний о культуре;

– история культуры, изучающая ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира;

– культурная антропология, изучающая жизнь человека в определенной культурной среде и исследующая ее воздействие на формирование и развитие личности;

– социология культуры, анализирующая закономерности функционирования культуры в обществе, становление человека как социального существа и др.;

– прикладная культурология, имеющая практическую направленность.

Предметом культурологии являются совокупность категорий и понятий, связанных с культурой, модели культуры, ценности и нормы человеческого поведения и т. п. Объектом культурологии является сама культура во всем множестве ее проявлений.

Вопросы для самопроверки

1. В чем специфика культурологии как науки и предмета ее исследования?

2. Какая цель и какие задачи стоят перед культурологией как наукой?

3. В чем принципиальное отличие культурологии от других наук о культуре?

4. Какими методами оперирует культурология и какие из них, с вашей точки зрения, приоритетны?

5. Каковы перспективы культурологии как науки?

В культурологии

2.1. Трактовки и определения понятия «культура»

Понятие «культура» – центральное в культурологии.

В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «Культура» в значении, близком к современному, впервые употребил древнеримский оратор и писатель Цицерон. В буквальном переводе с латыни оно означает «возделывание», «обработка». До Цицерона говорили о возделывании земли, Цицерон же стал говорить о возделывании души. Такова этимология слова, его происхождение.

Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Г. Гердер, И. Кант) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь – синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции.

Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, принято называть «классической моделью культуры». В ее основе – гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека.

К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ.

Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства.

На рубеже XIX – XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивнонаучный, уходящий корнями к учениям Э. Тайлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа.

В современной научной литературе указывается на существование от 500 до 1000 определений культуры в зависимости от теоретического направления, концепции, подхода, которого придерживаются исследователи, приведем некоторые из них:

аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность достижений, ценностей, накопленных и передаваемых людьми. Сторонники этого подхода полагают, что изучать следует ценности, выработанные человеческим способом жизни, и основное внимание уделяют изучению достижений науки и искусства[2];

технологический полагает, что культура – это способ человеческой жизни. Всякое человеческое знание есть знание способа, технологии. Что бы ни делал человек, он делает в соответствии с выработанными нормами и стереотипами, т. е. способами, технологиями, и потому можно говорить о культуре быта (способе существования в повседневности); экономической культуре (способе ведения хозяйства); политической культуре (способах управления обществом); художественной культуре (способах украшения жизни).

В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека[3];

имажинативный (imagination – воображение) – культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий[4];

описательный (дескриптивный) – просто перечисляет, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности);

антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящих природе;

адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям;

исторический –подчеркивает, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению;

функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней;

семиотический –рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом;

символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре;

герменевтический – изучает культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;

дидактический –трактует культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.

Морфология культуры

Под морфологией (строением) культуры понимаются устойчивые элементы культурной системы (универсалии, ценности, образцы, нормы, институты, группы, статусы и т. п.), находящиеся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, которые обеспечивают стабильность, воспроизводство и возможность трансляции культурного опыта культурной системы.

Сложнейшая многоуровневая система культуры может быть структурирована по следующим основаниям.

Материальная культура – совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая физические объекты, созданные человеком, и природные объекты, используемые человеком; совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, культура топоса (места жительства); культура отношения к собственному телу и т. п. Таким образом, материальной культурой является все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования – это техническая и технологическая стороны жизнедеятельности.

Социальная культура – отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию – это образ действий, характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы, проникающей во все сферы и виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества; включает в себя идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей; виды и формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности; виды, формы познания; культурные институты (образования, воспитания, учреждения культуры). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

К основным формам духовной культуры относятся: мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, наука, философия, экономика и т. д.

Начальное развитие культуры шло от слитных, нерасчлененных форм к специализированным сферам. Рассмотрим этот процесс на примере так называемой духовной культуры – представлений о мире и символьной деятельности.

На ранних стадиях человеческой истории универсальная роль принадлежала мифу. Это понятие в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», но значение этого слова в описании ранних культур значительно шире.

Прежде всего, миф – это способ понимания мира, а в определенной мере и способ воздействия на мир. Миф мог возникать и быть представленным в речевой форме, в жестах, танцах, изображениях. Использовались все возможные формы передачи впечатлений. В первобытных и древних обществах миф выполнял целый ряд функций.

Мифы служили для объяснения явлений природы и человеческой жизни. Так, миф о Прометее объяснял происхождение огня. Объясняя, миф удовлетворял человеческую любознательность, транслировал социальный опыт, предупреждал и развлекал. Несложно заметить, что перечисленные функции в современной культуре выполняют наука, образование, право и искусство. Выполняемые ими задачи не были разделены на ранних этапах человеческой истории. Слитное, нераздельное существование культуры носит название синкретизма.

Мифы использовались не только с целью дать объяснение, но с их помощью люди стремились воздействовать на мир. Например, периодическое повторение мифа о возникновении огня позволяло сохранять огонь. Чтобы он горел, нужно было не только подбрасывать дрова, но и определенными словами вызывать огонь к жизни. К кому обращались эти рассказы? К миру, к Вселенной, которую наделяли человеческими свойствами, в частности, способностью понимать слова, понимать знаки. Собственным свойством человек наделял окружающее пространство.

Итак, в ранних культурах миф отражал слитное (синкретическое) сознание. Постепенно разные области осмысления мира разошлись.

Современная культура неразрывно связана с мифологией. И не только потому, что на основании мифа выросли многие сферы современной цивилизации. В широком понимании миф – версия, интерпретация действительности. А чем больше данных накапливает наука (научная информация вырастает вдвое каждые пять лет), чем больше каналов информации становится доступно широкому потребителю, тем больше версий стучится в наше сознание. Задача различить достоверное и недостоверное, истинные заблуждения и намеренную ложь становится практически нереальной, если дело не касается узкой профессиональной области потребителя информации. Современный человек оказывается окружен мифами в значительно большей мере, чем его далекий предок.

Помимо уже перечисленных сфер культуры, восходящих к синкретическим формам древности, можно назвать и другие особые области, выделившиеся на тех или иных этапах человеческой истории: искусство, мораль, религию, философию, спорт.

Искусство – форма культуры, возникшая в первобытности и отражающая жизнь в художественных образах (табл. 6).

Таблица 6

Виды искусства

Пространственные Временные Пространственно-временные
Скульптура (монументальная, станковая, декоративная), живопись (фигуративная, нефигуративная), архитектура, прикладное искусство Литература, музыка   Танец, театр, кино: объединяют в себе свойства пространственных и временных форм (синтетические формы искусства)

Мораль – форма культуры, в основе которой представления людей о добре и зле, совести и стыде, вине и справедливости, о запретах на плохие поступки и действия людей. Первые моральные запреты – табу – возникли уже в первобытной культуре.

Религия – форма духовной культуры. Это – мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.

Религии делятся (в зависимости от представлений людей о боге) на:

– монотеистические (иудаизм, христианство, ислам – вера в одного бога);

– языческие (политеизм – вера во многих богов, восточные культы);

– этические религии (философские учения, трансформировавшиеся в религию) – конфуцианство, даосизм, буддизм. Здесь идея божества находится на втором плане. Главную роль играют представления о единстве Вселенной. Человек должен следовать особым этическим идеалам, чтобы не нарушить мировой гармонии.

По степени распространенности выделяют:

мировые религии (буддизм, христианство, ислам),

локальные религии (иудаизм, даосизм, индуизм и т. д.). Их влияние ограничено рамками определенного региона или народа.

Право – форма культуры, содержанием которой является деятельность государства по установлению законов (общеобязательных социальных норм). Право формируется вместе с государством и является признаком цивилизационного образа жизни людей.

Идеология – форма культуры, включающая систему жизненных, социокультурных, политических идей.

Наука – форма культуры, которая производит новые знания о мире и человеке.

Философия – форма культуры, которая формулирует обобщенную картину мира. Она возникла в середине 1 тыс. до н.э. в трех регионах мира: Элладе, Индии, Китае. Первые философы пытались открыть первоосновы жизни, одинаковые для всех народов.

Экономика (от греч. букв. – искусство ведения домашнего хозяйства) – форма культуры, содержанием которой является материальное обеспечение общественной жизни человека в результате активного воздействия человека на природу, ведения хозяйства определенными методами.

2.4. Функции культуры (табл. 7)

Таблица 7

Гуманистическая Человекотворческая
Гносеологическая Познавательная
Деятельностная Освоение и преобразование мира
Аксиологическая Определение и культивирование социальных ценностей
Аккумулятивная Накопление и сохранение информации
Коммеморативная Сохранение социальной памяти
Сигнификативная (знаковая) Придание значений, смыслов. Благодаря этой функции культура предстает как осмысленное представление о мире независимо от формы выражения
Коммуникативно-трансляционная Передача информации и социального опыта; связь между культурными формами, эпохами, социальными группами, индивидами
Регулятивная Определение и обеспечение соблюдения норм, табу
Рекреативная Восстанавливающая духовный и физический потенциал человека

Статика и динамика культуры

Культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств, отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика». Изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием «динамика».

Статическая сторона общественного организма стала привлекать внимание мыслителей в период становления и зрелости индустриального общества. Объектом исследования стала структура общества, взаимодействие его элементов и т. д. Однако и в этот период времени мы находим попытки объяснения развития, динамики социума.

Достаточно вспомнить И. Г. Гердера, который подчеркивал: «Нашему человеческому роду потрясения нужны, как волны водной глади, для того чтобы озеро не превратилось в болото. Гений человечности вечно обновляет свой облик, вечно расцветает и вновь возрождается в народах, поколениях, племенах».

В эпоху заката индустриального общества внимание культурологических исследований перемещается от статики к изучению проблем динамики, циклов развития, кризисов, их преодоления.

Термин «культурная динамика» стал активно использоваться с середины XX в., после выхода в свет в 1930-х гг. 4-томного труда одного из основоположников социологии Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика». Работа была посвящена развитию культуры с древнейших времен и причинам перехода от одной культурной системы к другой (или, по терминологии Сорокина, от одного культурного стиля к другому). Сорокин видел причину изменчивости в неравновесном развитии разных областей и уровней культуры (например, знания и незнания в рамках одного социума).

Центральной проблемой в рассмотрении культурной динамики стал вопрос о факторах перемен. Почему одни эпохи и общества демонстрируют длительное сохранение культурных систем, а другие оказываются подвержены быстрым и радикальным переменам? Что формирует характер культуры? Какие элементы присутствуют в любой культуре? Какие факторы предопределяют различия? В рассмотрении изменчивости культур гуманитарное знание конца XIX – середины XX вв. двигалось двумя основными путями.

Одних авторов интересовали явления универсальные, свойственные всем человеческим сообществам. В рамках такого подхода возникло течение эволюционизма (табл. 8).

Таблица 8



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.76.226 (0.058 с.)