Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура как объект исследования. В культурологии
В культурологии 2.1. Трактовки и определения понятия «культура» Понятие «культура» – центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в научный оборот со второй половины XVIII в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Слово «Культура» в значении, близком к современному, впервые употребил древнеримский оратор и писатель Цицерон. В буквальном переводе с латыни оно означает «возделывание», «обработка». До Цицерона говорили о возделывании земли, Цицерон же стал говорить о возделывании души. Такова этимология слова, его происхождение. Уже в эпоху Просвещения слово «культура» используется (Г. Гердер, И. Кант) в качестве центральной категории философии истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества. Культура здесь – синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Представления о культуре, выраженные просветителями, а затем немецкой классикой, принято называть «классической моделью культуры». В ее основе – гуманистический идеал, согласно которому культура неотделима от разума и свободы воли человека. К концу XIX в. классическому пониманию культуры было противопоставлено неклассическое. Неклассическое понимание культурыот всеобщего и абстрактного характера культуры переносит акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры (впервые появилось у романтиков и в «Философии жизни» А. Шопенгауэра, Ф. Ницше), согласно мнению которых, культура есть дитя самопознания каждого отдельного человека и его неудовлетворенности самим собой, а свобода личного самовыражения есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ. Таким образом, культура признавалась недоступной объективному научному анализу. В ее субъективистскую суть следовало проникать, используя возможности мифа и искусства. На рубеже XIX – XX вв. сформировался новый подход к культуре – позитивнонаучный, уходящий корнями к учениям Э. Тайлора и Л. Уайта, при котором строгие и точные методы исследования природы стали применяться в исследовании общества и жизни человека, а значит, и культуры. При таком подходе культурология воспринималась как точная наука, изучающая законы и механизмы существования культуры, но творческая деятельность как источник культуры выносилась, по большому счету, за скобки научного анализа.
В современной научной литературе указывается на существование от 500 до 1000 определений культуры в зависимости от теоретического направления, концепции, подхода, которого придерживаются исследователи, приведем некоторые из них: аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность достижений, ценностей, накопленных и передаваемых людьми. Сторонники этого подхода полагают, что изучать следует ценности, выработанные человеческим способом жизни, и основное внимание уделяют изучению достижений науки и искусства [2]; технологический полагает, что культура – это способ человеческой жизни. Всякое человеческое знание есть знание способа, технологии. Что бы ни делал человек, он делает в соответствии с выработанными нормами и стереотипами, т. е. способами, технологиями, и потому можно говорить о культуре быта (способе существования в повседневности); экономической культуре (способе ведения хозяйства); политической культуре (способах управления обществом); художественной культуре (способах украшения жизни). В рамках технологической концепции рассматриваются все явления, составляющие специфику существования человека[3]; имажинативный (imagination – воображение) – культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющий неполноценно реализованные потребности человека с помощью воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий[4]; описательный (дескриптивный) – просто перечисляет, заведомо неполно, отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи, верования, виды деятельности); антропологический – рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящих природе; адаптивный – трактует культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, особый вид деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям;
исторический –подчеркивает, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению; функциональный – характеризует культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривает, прежде всего, единство и взаимосвязь этих функций в ней; семиотический –рассматривает культуру как систему знаков, используемых обществом; символический – акцентирует внимание на использовании символов в культуре; герменевтический – изучает культуру как множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми; дидактический –трактует культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.004 с.) |