Русский язык и культура речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык и культура речи



Русский язык и культура речи

Учебно – методическое пособие

для студентов средних медицинских учебных заведений

I часть

2019-2020


Автор-составитель: преподаватель русского языка и культуры речи

Ярославского медицинского колледжа Высшей квалификационной категории

Бабуркина Л.А.

Рецензенты: доцент кафедры русского языка Ярославского государственного

педагогического университета им. К. Д. Ушинского, кандидат филологических наук

Мурзо Г.В.;

преподаватель русского языка, культуры речи и литературы I категории ЯРТК Николаева А.Б.


Обращение к студентам

Знание норм русского литературного языка, изучение основ культуры речи, умение стилистически правильно выражать свои мысли имеют важнейшее значение для современного медицинского работника, так как в силу своих профессиональных обязанностей Вам предстоит вступать в коммуникативное общение с пациентами, их родственниками, коллегами, оформлять различного рода документацию.

Курс «Русский язык и культура речи» состоит из 28 практических занятий, 27 из которых отведены на изучение и закрепление нового материала, контроль знаний по изученной теме. На занятии № 28 вы сдаете в письменном виде дифференцированный зачет.

Курс «Русский язык и культура речи» предполагает более глубокое изучение норм русского литературного языка, развитие творческих навыков и самостоятельности в решении языковых проблем.

Вашей задачей станет не только овладение умением видеть или слышать ошибку, но и различать ее тип, предлагать вариант ее исправления и в итоге научиться говорить в соответствии с литературными нормами русского языка. Большое значение для медицинского работника имеют компетенции, связанные непосредственно с будущей профессией: 1) правописание слов медицинской терминологии; 2)постановка ударения в словах медицинской терминологии; 3) значение слов медицинской терминологии (около 100); 4) значение медицинских фразеологических оборотов.

Овладеть этими знаниями Вам поможет учебное пособие «Русский язык и культура речи» (автор–составитель  - преподаватель высшей квалификационной категории Бабуркина Л.А.)

I. Структура учебного пособия.

Учебное пособие по дисциплине «Русский язык и культура речи» предназначено для студентов, обучающихся по специальностям:

31.02.01 «Лечебное дело»

31.02.02 «Акушерское дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.05 «Стоматология ортопедическая»

Стоматология профилактическая».

Учебное пособие состоит соответственно изучаемому курсу из 28занятий (56 часов). Результатом изучения темы или модуля является Итоговый контроль, который проводится либо в виде теста, либо в виде самостоятельной работы. Для допуска к ДЗ* студенты обязаны изучить все темы и написать по ним 12 самостоятельных работ и тест  № 2 (все остальные тесты по выбору в индивидуальном порядке).

*ДЗ -  здесь и далее означает «Дифференцированный зачет».

Занятия № 1, 2:

§1 Понятие культуры речи. Коммуникативные качества хорошей речи. Понятие языковой нормы. Классификация норм.

МОДУЛЬ № 1  - Нормы устной речи. Фонетика. Орфоэпия.

Занятие № 3:

§ 2 Орфоэпические нормы.

Занятие № 4

§ 3 Акцентологические нормы. Особенности постановки ударения в русском языке (общеупотребительная лексика). Правила постановки ударения в существительных.

Занятие № 5

§ 4 Акцентологические нормы (общеупотребительная лексика). Постановка ударения в прилагательных и глаголах.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 1

«Постановка ударения в общеупотребительных словах»:

1.Склонение существительных с подвижным и неподвижным ударением, постановка ударения в них.

2.Постановка ударения в существительных, прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях.

Занятие № 6

§5 Акцентологические нормы. Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 2

«Постановка ударения в терминологической (в том числе медицинской) лексике».

Тест - контроль № 1.

«Акцентологические нормы».

 

Занятие № 7

§6 Орфографические нормы.

Занятие № 8

§ 7 Пунктуационные нормы

 

Итоговый контроль

Тест – контроль № 2

«Орфографические и пунктуационные нормы».

Занятие № 9

§8 Лексические нормы. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Способы исправления лексических ошибок.

 

Занятие № 10

§9 Лексические нормы. Речевая недостаточность. Речевая избыточность.

Способы исправления ошибок.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 3

«Лексические нормы (исправление лексических ошибок, связанных с выбором слова, смешением паронимов, незнанием значения слова, нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, речевой недостаточностью, повторением слов)».

Занятие № 11

§ 10 Фразеологические нормы. Медицинские фразеологические обороты, их использование в профессиональной речи.

Итоговый контроль

1.Самостоятельная работа № 4:

Тест – контроль № 4

«Лексико-фразеологические нормы».

Занятие № 12

§ 11 Морфемика. Словообразовательные нормы русского литературного языка. Типы словообразовательных ошибок. Словообразование в названиях болезней, лекарственных средств Аббревиатуры, используемые в медицинской практике.

Занятие № 13

§ 12 Морфология. Морфологические нормы. Имя существительное. Варианты окончаний существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 5

«Нормативное употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа»:

Занятие № 14

§13 Определение рода нарицательных несклоняемых имен существительных. Особенности склонения фамилий. Особенности употребления имен собственных – географических названий.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 6

«Нормативное употребление имен существительных»:

Занятие №15

§ 14 Имя прилагательное. Нормативное образование и употребление прилагательных. Способы исправления ошибок в образовании и употреблении прилагательных.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 7

«Нормативное образование и употребление прилагательных».

 

Занятие № 16,17

§ 15 Нормативное употребление глаголов. Способы исправления ошибок в употреблении глаголов.

 

Занятие № 18

§ 16 Нормативное употребление глагольных форм (причастий и деепричастий). Способы исправления ошибок в образовании и употреблении глагольных форм.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 8

«Нормативное употребление глаголов и глагольных форм».

Занятие № 19

§ 17 Местоимение. Нормативное употребление местоимений. Способы исправления ошибок в употреблении местоимений.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 9

«Нормативное употребление местоимений».

Занятие № 20, 21

§18 Числительное. Нормативное употребление числительных. Способы исправления ошибок в употреблении числительных.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 10

«Нормативное употребление числительных».

Тест-контроль № 5

«Морфологические нормы».

Занятие № 22

§ 19 Синтаксические нормы. Особенности управления в русском языке. Нарушения в предложениях с однородными членами.

 

Занятие № 23

§ 20 Синтаксические нормы. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Ошибки в построении предложений с деепричастным и причастным оборотами, в сложном предложении.

 

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 11

«Синтаксические нормы»

2.Самостоятельная работа № 12:

Тест-контроль № 6

«Синтаксические нормы».

Занятие № 24

§21 Функциональные стили речи. Специфика и жанры каждого стиля. Функционально-смысловые типы речи.

 

Занятие №25

§22 Научный стиль речи. Функции и экстралингвистические признаки научного стиля речи. Классификация подстилей и их жанровые разновидности.

Языковые особенности научного стиля речи

 

Занятие № 26

§23 Официально-деловой стиль речи. Сфера применения, языковые особенности. Классификация подстилей. Жанры. Оформление медицинской документации.

 

Занятие № 27

§24 Разговорный стиль речи: сфера применения, цели и задачи, функции, языковые средства. Культура общения с пациентом.

 

Итоговый контроль

«Лингвистический анализ текста профессиональной направленности».

Занятие № 28

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

II. Композиция занятия

Каждое занятие имеет логически продуманную композицию и состоит из следующих обязательных для письменного выполнения элементов:

1.Номер занятия, параграф, тема занятия (запись в тетради обязательна).

2.Словарная работа (СР - запись в тетради обязательна)

3.Орфографическая разминка (ОР - запись в тетради обязательна)

4.Пунктуационная разминка (ПР - запись в тетради обязательна)

5.Тест для контроля исходного уровня знаний.

6.Блок информации (изучение в аудитории (коллективно или мини – группами) и самостоятельно в качестве домашнего задания, запись выделенных жирным шрифтом определений с примерами в тетрадь для подготовки к ДЗ, запоминание, пересказ, ответы на контрольные вопросы к Блоку информации, сообщение).

7.Практика (все практические задания и упражненияобязательны для выполнения в письменном виде).

8.Самостоятельная работа «Проверь себя» (обязательна для выполнения в письменном виде, так как является подготовкой к Итоговому контролю по изученной теме. Ответы к самостоятельной работе «Проверь себя» находятся в конце учебного пособия).

9.Контрольные вопросы к параграфу. Обратите внимание: те из них, что выделены жирным шрифтом, входят в ДЗ (Дифференцированный зачет). Рекомендуется ответы к таким вопросам написать в специальную тетрадь для подготовки к ДЗ вместе с 2-3 примерами.

10.Домашнее задание (обязательно для выполнения в письменном виде). Проверка (частичная или полная) происходит на каждом занятии.

11.Задание для индивидуальной подготовки (предлагается студентам в индивидуальном порядке).

После выполнения этих элементов студент допускается к сдаче Итоговой самостоятельной работы по изученной теме.

 

III. Рекомендации для качественной подготовки студентов к занятию и ДЗ.

Чтобы качественно подготовиться к занятию по русскому языку и культуре речи Вы должны соблюдать следующие требования:

1.Скопировать учебное пособие «Русский язык и культура речи» ( автор – составитель – Бабуркина Л.А.) в электронном виде или в бумажном варианте в учебной части (I и II части).

Вы можете пользоваться им в кабинете  №5 русского языка и культуры речи и в библиотеке.

Скопировать Приложения:

№ 1 -  Лексический минимум. Медицинская терминология.

№ 2 -  Лексический минимум (общеупотребительная лексика).

№ 3 -  Акцентологический минимум.

№ 4 –  Синтаксический разбор предложения.

№ 5 –  Орфографические нормы.

№ 6 –  Пунктуационные нормы.

№ 7 - Рекомендации по подготовке к ДЗ (Дифференцированный зачет).

Автор – составитель – Бабуркина Л.А.

3.Иметь 3 тетради: 1 – рабочая тетрадь для выполнения аудиторных и домашних работ(48 листов); 2 - тетрадь для самостоятельных работ(18 листов, в линейку); 3 – тетрадь для подготовки к ДЗ.

4.Соблюдайте правила оформления аудиторных и домашних работ:

1) В рабочей тетради надо обязательно писать дату проведения занятия (цифрами на полях), номер занятия, параграф, тему занятия (см. пособие).

2) Все задания и упражнения оформляйте аккуратно, с соблюдением правил орфографии и пунктуации.

3) Все задания, включая самостоятельную работу «Проверь себя», обязательны для выполнения в письменном виде.

I.Теория (по билетам).

Представляет собой развернутый письменный ответ на теоретический вопрос (по билетам).

Например: Дайте определение понятия «Лексические нормы». Назовите виды нарушений лексической нормы. Приведите примеры.

Чтобы хорошо подготовиться к этой части, надо повторить теоретический материал – Блок информации, выучить все определения, выделенные в нем жирным шрифтом.

Оценивается по пятибалльной системе. Оценка «2» = «0» баллов.

II.Практика (по вариантам).

Задания могут быть в виде теста, словарного диктанта, упражнения, редактирования предложений по изученным темам:

1.Акцентологические нормы:

1)Ударение в общеупотребительных словах (существительных, прилагательных, глаголах).

2)Ударение в терминологической (в том числе медицинской лексике).

2.Лексические нормы:

1)Значение слов медицинской терминологии и медицинских фразеологических оборотов.

2)Редактирование нарушений лексических норм: лексическая сочетаемость, значение слова, паронимы, выбор слова, речевая недостаточность, плеоназм, тавтология, лексический повтор.

3.Морфологические нормы:

1)Варианты окончаний в им. п. мн.ч.;

2)Варианты окончаний в род.п. мн.ч.;

3)Род несклоняемых имен существительных

4)Редактирование нарушений морфологической нормы в прилагательных, глаголах, местоимениях, числительных.

4.Синтаксические нормы: редактирований нарушений синтаксической норм (управление, согласование подлежащего со сказуемым, ошибки в предложениях с однородными членами; ошибки в предложениях с причастным и деепричастным оборотом, ошибки в построении сложных предложений).

Всего 9 заданий. Каждое задание оценивается отдельно; затем считается средний балл.

III.

Ср.р. – средний род

Распр. – распространенное

Условные обозначения

СР – словарная работа

ПС – Проверь себя

ПП. – простое предложение

ПО – причастный оборот

ДО – деепричастный оборот

ОП – одиночное причастие

ОД - одиночное деепричастие

ВС - вводное слово

ОЧ - однородные члены

I часть

Занятие № 1,2

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение (см. Приложение № 1). Запомните правописание.

1.П о ликл`и н ика, ст а ц и он`ар, амбул а т`ория, д и спанс`ер

2.Терап`е в т, и мму нит`ет, ан`амне з, бю лл ет`ень

Орфографическая разминка

Пунктуационная разминка

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (см. Приложение №6).

Сделайте синтаксический разбор предложений (см. Приложение №4).

1. Наш язык это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

 

2. Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь запоминая замечая читая и изучая.

 

Блок информации

Точность речи.

Точность речи предполагает:

 - умение ясно мыслить (логическая точность),

 - знание предмета речи и законов русского языка (предметная точность),

 - знание значения употребляемых в речи слов (понятийная точность).

Точность речи чаще всего связывают с точностью словоупотребления. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но и прежде всего – требованием смысла». (К.Федин).

 

Точность речи предполагает наиболее полное и адекватное замыслу, адресату и ситуации выражение мысли. Точность речи – это соответствие слов содержанию. Точная речь – это умение пользоваться синонимами, антонимами, другими языковыми средствами.

 

Стремясь сделать свою мысль точной, а содержание достоверным, автор приходит, по выражению Л.Н.Толстого, к «единственно нужному расположению единственно нужных слов».

Логичность речи – соответствие высказывания законам логики, то есть умение обеспечивать средствами языка (вводными словами, союзами, частицами и т.д.) переходы между основными мыслями и частями высказывания.

Соблюдение этого признака культуры речи означает логически правильную речь. Логика (от греч. - проза, наука в умозаключение) - приемы, методы мышления, с помощью которых формируется истина. Логичность проявляется на уровне мышления, зависит от степени владения приемами умственной деятельности.

Например, народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

«В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музеи и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту».

Чистота речи – это отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности. Чистая речь свободна от нелитературных слов, не засорена жаргонизмами, диалектизмами, словами - «сорняками».

 

Так, в литературной речи неуместны диалектные слова.

Например: поребрик – бордюр, обвыкнуться – привыкнуть, облекнуть – испугаться и др.

Засоряют речь жаргонизмы и арготизмы,

например: бабки – деньги, хата – квартира, сачковать – бездельничать и др.;

лишние выражения-клише: так сказать, ну, собственно говоря, как бы, знаете ли, значит, вот, понятно, понимаешь, короче говоря, однозначно, буквально, блин, достал и др.

Слова - сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.Чистота речи предполагает также выдержанность стиля, отсутствие элементов других речевых стилей.

Чистота речи требует правильного использования заимствованных слов и ограничивает сферу их распространения. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». (В.Г.Белинский)

 

Выразительная речь – это речь, в которой используется изобразительно-выразительные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, литоты, оксюмороны и др., а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Красивая, правильно построенная речь всегда богата оттенками, она выразительна, вызывает отклик, создает определенное настроение.

Образцом могут служить произведения русских поэтов и писателей, выступления известных русских адвокатов, лекции ученых, статьи журналистов.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С.А. Есенин

Практика

Упражнение 1

Выясните значение выделенных слов (см. Приложение № 2), выпишите, запомните.

Упражнение 2

Самостоятельная работа «Проверь себя»

Словарная работа к занятию № 1 (1): выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Упражнение 2(1, 2).

Повторите правила постановки тире в простом предложении (см. Приложение №6).

Повторите правила выполнения синтаксического разбора простого предложения (см. Приложение № 4).

Вспомните виды односоставных предложений (см. Приложение № 4).

Вспомните, чем может быть осложнено простое предложение (см. Приложение № 4).

К занятию №3:

Словарная работа к занятию №2 (2): выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

2.Самостоятельная работа «Проверь себя». После выполнения самостоятельной работы проверьте правильность Вашей работы по ответам, которые даны в конце учебного пособия.

Повторите постановку знаков препинания при однородных членах (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание.

Основные функции языка.

Виды речевой деятельности.

Занятие № 3

Нормы устной речи

Словарная работа

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы. От чего зависит написание чередующейся гласной в корне? Объясните правописание (см. Приложение №5).Какие слова являются исключениями из правила?

Уб…раю, отп…рать, зам…реть, выч…тание, соч…тание, бл…стеть, бл…стательный, расст…латься, изл…гать, предпол…жение, к…снуться, к…сательная, р…стение, р…внина, выр…щенные овощи, поле зар…сло травой, р…стки прор…сли, отр…сль промышленности, соб…рать, ст…рать, зап…реть, заг…релый, оз…рение, тв…рить, непром…каемый, зар…внять.

 

Пунктуационная разминка

Сделайте синтаксический разбор выделенного предложения (см. Приложение №4).

Блок информации

Фонетика (от греч. – звук) – раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические свойства звуков человеческой речи.

Звук речи – кратчайшая, далее неделимая единица речи, произносимая за одну артикуляцию.

Артикуляция (от лат. – членораздельно разговаривать)   –  работа органов речи, направленная на производство звуков.

Орфоэпия (orthos – «прямой, прозрачный», epos – «речь» )  -  это совокупность правил литературного произношения.

Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетании с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах. Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке, но в дальнейшем они видоизменялись. На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Например: [коне чн о] вместо [коне шн о], [больш ого ] вместо [больш овъ ]. 

Соблюдение единообразия в произношении имеет большое значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается.

 

Орфоэпические нормыэто нормы, связанные с произношением звуков, их сочетаний, отдельных слов, грамматических форм.

 

Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

I.Произношение гласных.

1. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.

Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: например, овраг – [ă]враг, автономия – [ă]вт[ă]номия. 

В остальных безударных слогах (т.е. кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается [ъ]. Например, голова – г[ъ]лова, сторона – ст[ъ]рона. 

2. Буквы е и я в предударном слоге обозначают звук, средний между [э] и [и]. Условно этот звук обозначают знаком [и э ]. Например, пятак - п[и э ]так, перо - п[и э ]ро.

3. Гласный [и] после твердого согласного, предлога или при слитном произношении слова с предыдущим произносится как [ы]. Например, мединститут - мед[ы]нститут, из искры - из[ы]скры, смех и горе – смех [ы] горе. При наличии паузы [и] не переходит в [ы].

Например: и подошел, и сказал.

Не литературной нормой является побуквенное (нередуцированное) произношение слова. [Молоко] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малако] – как сильное аканье

 

II.Произношение согласных.

 

Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.

1. В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим, например: хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф’] – любовь, ле[к] – лег, поро[к] – порог (г//к при произношении). Но произношение звука [х] недопустимо как диалектное: ле[х], также поро[х]. Исключение составляет слово Бог – Бо[х].

2. Буква г произносится как [х] в сочетаниях гк – гч, например: ле гк ий – ле[ хк ]ий, ле гч е ле[ хч ].

3. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.

Например:
        ло жк а – ло[ ш ]ка                                                                                                                                                         оглушение
            про бк а – про[ п ]ка
   

и наоборот:

                                                                                                                              с доба – [ з ]доба                                                                                                                                      озвончение
с губить – [ з ]губить

Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся. Например, све[тл]о, [шв]ырять.

4. Уподобление происходит и при сочетании других согласных. Так сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ ]. Например, ни зш ий - ни[ ]ий, вы сш ий - вы[ ]ий, ра сщ уметься - ра[ ]уметься.

5. Сочетания сж и зж  произносятся как долгий твердый согласный [ ]. Например, ра зж ать - ра[ ]ать, с ж изнью - [ ]изнью.

6. Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ ’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ ’] все чаще употребляется долгий твердый звук[ ].Например,
по зж е - по[ ’]е и по[ ]е, дро жж и - дро[ ’]и и дро[ ]и.

7. Сочетание сч произносится как долгий мягкий звук [ ’], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ. Например,
сч астье - [ ’]астье, сч ет - [ ’]ет.

8. Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ ’]. Например, прика зч ик - прика[ ’]ик, обра зч ик - обра[ ’]ик.

9. Сочетания тч и дч произносятся как долгий мягкий звук [ ’]. Например, докла дч ик - докла[ ’]ик, ле тч ик - ле[ ’]ик.

10. Сочетания тц и дц произносятся как долгий твердый звук [ ]. Например, два дц ать - два[ ]ать, золо тц е - золо[ ]е.

11. В сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают. Например, преле стн ый – преле[сн]ый, по здн о – по[зн]о, че стн ый – че[сн]ый, уча стл ивый – уча[сл]ивый.

12. В сочетаниях тс я и тьс я согласные звуки [тс] произносятся как долгий твердый звук Например, рассмея тьс я - рассме[ ]я.

13. Сочетание чн в современном русском языке произносится и как [шн] и как [чн]. Например, в слове було чн ая допустимо произношение [булошная] и [булочная]. Однако в некоторых словах произносится либо [шн], либо [чн]. Например, коне[шн]о (без вариантов), но закусо[чн]ая.

 


Практика

Упражнение 4

Упражнение 5

Упражнение 6

Упражнение 7

Упражнение 7

Словарная работа к занятию№3: выясните значение слов (см. Приложение № 1); выпишите в рабочую тетрадь; выучите.

Повторите правила правописания чередующейся гласной в корне слова (см. Приложение №5).

Повторите правила постановки знаков препинания при причастном обороте (см. Приложение №6).

Индивидуальное задание:

Занятие № 4

§ 3. Особенности постановки ударения в русском языке (общеупотребительная лексика). Правила постановки ударения в существительных.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните их значение (см. Приложение № 1). Запомните правописание этих слов.

О нк`олог, эп`икри з, лейк е м`ия, э в тан`азия

Орфографическая разминка

Пунктуационная разминка

Сделайте синтаксический разбор предложения (см. Приложение №4).

В краткой но исчерпывающей форме в эпикризе врач (не) только указывает причины направления б…льного в стац…онар но и описывает обст…ятельства послужившие (не) посредственным поводом для г…спитализации б…льного.

 

Блок информации

Ед.ч.                                                                  Мн.ч.

И.п. п`етля                                                      п`етли

Р.п. п`етли                                                       п`етель

Д.п. п`етле                                                       п`етлям

В.п. п`етлю                                                      п`етли

Т.п  п`етлей                                                     п`етлями

П.п.   о п`етле                                                    о п`етлях

Исключение: «мертвая петл`я».

Мн.ч.

И.п. д`еньги

Р.п. д`енег

Д.п. (к) деньг`ам

В.п. д`еньги

Т.п. деньг`ами

П.п. (о) деньг`ах

Исключение: «Не в д`еньгах счастье».

 

Установлено, что около 96% слов русского языка отличаются фиксированным ударением. Однако 4% являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную лексику языка, отличаются разноместностью и подвижностью. Именно разноместность и подвижность ударения создают трудности при его усвоении. Вряд ли нужно доказывать необходимость уметь преодолевать эти трудности: навыки правильно ставить ударение являются существенным элементом речевой культуры.

 

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

3. Часто в русском языке место ударения указывает на разные по значению слова. Например:

 

Д хи-дух ` и, з ` а мок – зам ` о к

 

Запомните пары слов, ударение в которых указывает на их разное лексическое значение:

Брон` я - защитная обшивка

Бр` о ня - закрепление лица, предмета или услуги за кем-чем-нибудь

К` о лос – соцветие злаков

Кол` о сс – гигант, огромная статуя

Остр` о та – остроумное выражение

Острот` а - острота ощущений.

Пр`овод - металлическая проволока

 

Пров`од - вторая часть сложных слов со значением «являющийся проводником чего-либо».

Например: газо пров`од, нефте пров`од.

 

Электро пров` о д - система для передачи электричества

Электро пр` о вод – электрический шнур.

Такие слова называются омографами.

Практика

Упражнение 8

Упражнение 9

При постановке ударения в этих словах ориентируйтесь на однокоренное слово – аналог или на слово, похожее по своей структуре.  Ударение в выделенных словах ставится аналогично однокоренному слову или слову с идентичной структурой.

Образец: Хо д`а тай - хо д`а тайство.

Болезнь                                                                              соболезнование

Обеспечить                                                                       обеспечение

Средство                                                                           средства

Украина                                                                              украинец

Ведать                                                                               вероисповедание, исповедание

Знамя                                                                                 знамение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.267 с.)