Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
Специальность 030301 - Психология
Автор УМК – к.псих.н. Ломоносова Наталья Сергеевна
Санкт – Петербург 2010 СОДЕРЖАНИЕ:
1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 3 1.1 Цели и задачи курса. 3 1.2 Содержание дисциплины.. 3 А. по видам учебных занятий. 3 Б. По темам и разделам курса. 4 В. По времени проведения курса. 7 Г. Текст лекций. 7 1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 7 1.3.1 Литература по курсу. 7 А. Основная литература. 7 Б. Дополнительная литература. 8 1.3.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 9 А. Видеозаписи: 9 Б. Компьютерные программы.. 10 В. Интернет-ресурсы.. 10 Г. Поисковая система. 10 1.3.3 Активные методы обучения. 11 1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 11 2. Методические указания преподавателю... 11 3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы... 11 3.1.Список вопросов для подготовки к зачету. 12 3.4 Образец контрольного теста. 13 4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 16 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 16 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 16 4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 17 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 17 1. Планы семинарских и практических занятий. 17 2. Глоссарий. 19
Цели и задачи курса
Курс интегрированной учебной дисциплины «Детская психодиагностика» органично связан с курсом «Психодиагностика», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология» и др. Курс основан на понимании значимости роли психодиагностики в структуре профессиональной деятельности практического психолога. Рассмотрение методического аспекта ориентирует практических психологов на необходимость анализа используемых диагностических средств с точки зрения их содержательной и возрастной валидности, надежности и стандартизированности, на изучение правил и особенностей организации и проведения психодиагностического обследования, критериев выбора психодиагностических средств. Цели курса: ознакомление студентов с теоретической базой и практикой психодиагностики развития детей. Задачи: · углубление знаний студентов в области психодиагностики во взаимосвязи с задачами обеспечения практической психологической работы с детьми, · формирование навыков психологического и педагогического изучения развития детей; · формирование умения составления психодиагностического комплекса для детей различных возрастов . 1.2 Содержание дисциплины А. по видам учебных занятий
Б. По темам и разделам курса
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОДИАГНОСТИКУ
Предмет, задачи детской психодиагностики. Взаимосвязь с психологией развития и общей теорией психодиагностики. Задачи психодиагностики на разных возрастных этапах (младенцы и дети раннего возраста, младшие дошкольники, старшие дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники). В. По времени проведения курса Курс «Детская психодиагностика» читается студентам 4 курса в течение осеннего семестра.
Г. Текст лекций
Текст лекций представлен в приложении.
1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины Литература по курсу А. Основная литература
1. Детская практическая психология – под ред. Марцинковская Т. Д. - М. «Гардарики», 2004. 2. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. Академия, 2006. 3. Смирнова Е. О. Детская психология. Изд. «Интер», 2009.
Б. Дополнительная литература
1. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов – СПб, «Наука и техника», 2009. 2. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте – СПб, «Речь», 2006. 3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб, 2005. 4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет – М., «Мозаика-Синтез», 2009. 5. Давидо Р. Откройте внутренний мир ребенка по его рисункам – Минск, «Попурри», 2008. 6. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: «Речь», 2002. – 176 с. 7. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. «Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника» - РАО, 2006. 8. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» - СПб, «Речь», 2010. 9. Ильина М. Н. «Психологическая оценка интеллекта у детей» СПб, «Питер», 2006. 10. Истратова О. Н. «Психологическое тестирование детей от 0 до 10 лет» - М., «Феникс», 2008. 11. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет / С. В. Коваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 240 с. 12. Круглова Н. Ф. «Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника» - М., МПСИ, 2004. 13. Павлова Т.Л. «Диагностика мышления младшего школьника» - М, «ТЦ Сфера», 2006. 14. Пашнев Б. П. Психодиагностика: практикум школьного психолога – М., «Феникс», 2010. 15. Плотников С. Г. «Диагностика профессиональных склонностей, тревожности и направленности подростков» - М., НИПКиПРО, 2006. 16. Подольский А. И. Диагностика подростковой депрессивности / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 202 с. (Серия «Учебное пособие»). 17. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка – СПб, «Речь, 2007. 18. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»). 19. Психологическая диагностика учебник для вузов/ под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб, 2005. 20. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты – М., «АСТ», 2007. 21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: «Владос», 1996. – 529 с. 22. Ромицына Е. Е. «Методика «Многомерное оценивание детской тревожности» - СПб, «Речь», 2006. 23. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко под научн. редакцией Л. Ф. Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»). 24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» - М., «Айрис-Пресс», 2007. 25. Сильвер Р. «Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке» - М., «Прайм-Еврознак», 2009. 26. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет»: Методическое пособие для практических психологов Изд. 2-е, испр., доп – М., «Детство-Пресс», 2005. 27. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Резенкова Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» -М., «Просвещение», 2007. 28. Ускова Г. А. «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников» - М., «Академический проект», 2004. 29. Филиппова Ю. В. Детская психодиагностика – Ярославль, Институт «Открытое общество», 2003. 30. Хозиева М. В. Практикум по возрастно - психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Хозиева. – М.: «Академия», 2002. – 320 с. 31. Шевердина Н. А. Тестирование будущих первоклашек / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас / Серия «Психологический практикум». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004 – 288 с.
Б. Компьютерные программы
1. Экспертная система «Лонгитюд» 2. ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс).
В. Интернет-ресурсы
1. Эффектон - информация о психодиагностических методиках (описание методик исследования внимания, мышления, речи и т.д.) http://www.effecton.ru/index.html
2. YugZone – информация о методиках исследования и развития памяти http://www.yugzone.ru/memory_software.htm
3. «Все о психоанализе» информационный портал – он-лайн тестирование (16 PF, Тест Леонгарда-Шмишека и др.) http://www.psychoanalyse.ru/test/test_online.html
Г. Поисковая система
Компендиум психодиагностических методик России
Активные методы обучения
К активным методам обучения можно отнести семинарские и практические занятия по данному курсу. В приложениях приводятся планы семинарских и практических занятий (см. приложение).
Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля 4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения дисциплины будущий специалист должен: знать: § - основные этапы развития человека на этапе детства; § - историю становления детской психодиагностики; § - основные методы детской психодиагностики; · § - принципы организации экспериментального исследования детей; уметь: § планировать и проводить экспериментальное психологическое исследование детей разного возраста, § обрабатывать результаты, полученные в ходе исследования; § интерпретировать полученные данные, делать выводы на основании результатов § представлять результаты эмпирического исследования в различных формах (вербальная, табличная, графическая) владеть навыками: § организации и проведения эмпирического психологического исследования для детей разных возрастов, § статистической обработки эмпирических данных; § интерпретации полученных результатов; § составления отчета по результатам проведения психологического исследования § 4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний
Формы промежуточного контроля знаний — обучающий контроль в виде написания письменных работ. Формы итогового контроля знаний — зачет.
Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций Промежуточные аттестации проводится в форме составления отчета о выполнении практической работы (проведение, анализ результатов методик) по каждой изучаемой теме. К итоговой аттестации студент должен выполнить теоретические самостоятельные работы, и предоставить отчеты по всем психодиагностическим методикам, рассматриваемым в курсе. Итоговая аттестация (зачет) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов приведен ранее).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Планы семинарских и практических занятий Глоссарий Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам. Батареи специальных способностей – группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности. Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора. Валидность – комплексная характеристика, включающая сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, и информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность. Вербально-коммуникативные методы – группа способов получения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения. Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры (чаще – рандомизации) из генеральной совокупности. Генеральная совокупность – множество объектов, эквивалентных по конечному множеству свойств. Диагноз психологический – результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию индивидуально-психологических особенностей человека. Диагностика межличностных отношений – диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений внутри группы. Достижения мотивация – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности. Интроспекция – метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других аспектов собственной активности. Конфиденциальность – одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого. Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования. Креативность – особый вид способностей, проявляемых в успешной творческой деятельности. Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие. Надежность – точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов. Опрос – специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы. Опросник – стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов. Проективная техника – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Существенным признаком для таких методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д. Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а так же об использовании этих методов в практических целях. Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Социометрия – метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям. Тест психологический – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека. Тестирование психологическое – метод измерения и оценки психологических характеристик с помощью специальных методик, именуемых тестами. Тесты достижений – тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки. Тесты интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач. Тесты креативности – тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность. Тесты способностей – тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности. Тесты профессиональных способностей – тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности. Черта личности (диспозиция) – внутренняя, относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок. Эксперимент – эмпирический метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.009 с.) |