Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс

Поиск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

Специальность 030301 - Психология

 

 

Автор УМК – к.псих.н. Ломоносова Наталья Сергеевна

 

 

Санкт – Петербург

2010


СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 3

1.1 Цели и задачи курса. 3

1.2 Содержание дисциплины.. 3

А. по видам учебных занятий. 3

Б. По темам и разделам курса. 4

В. По времени проведения курса. 7

Г. Текст лекций. 7

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 7

1.3.1 Литература по курсу. 7

А. Основная литература. 7

Б. Дополнительная литература. 8

1.3.2 Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п. 9

А. Видеозаписи: 9

Б. Компьютерные программы.. 10

В. Интернет-ресурсы.. 10

Г. Поисковая система. 10

1.3.3 Активные методы обучения. 11

1.3.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 11

2. Методические указания преподавателю... 11

3. Методические указания студенту по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы... 11

3.1.Список вопросов для подготовки к зачету. 12

3.4 Образец контрольного теста. 13

4. Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.. 16

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: 16

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 16

4.3. Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций. 17

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 17

1. Планы семинарских и практических занятий. 17

2. Глоссарий. 19


1.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

 

Курс интегрированной учебной дисциплины «Детская психодиагностика» органично связан с курсом «Психодиагностика», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Социальная психология» и др. Курс основан на понимании значимости роли психодиагностики в структуре профессиональной деятельности практического психолога.

Рассмотрение методического аспекта ориентирует практических психологов на необходимость анализа используемых диагностических средств с точки зрения их содержательной и возрастной валидности, надежности и стандартизированности, на изучение правил и особенностей организации и проведения психодиагностического обследования, критериев выбора психодиагностических средств.

Цели курса: ознакомление студентов с теоретической базой и практикой психодиагностики  развития детей.

Задачи:

· углубление знаний студентов в области психодиагностики во взаимосвязи с задачами обеспечения практической психологической работы с детьми,

· формирование навыков психологического и педагогического изучения развития детей;

·   формирование умения составления психодиагностического комплекса для детей различных возрастов

.

1.2 Содержание дисциплины

А. по видам учебных занятий

 

Номер тема Аудиторные занятия Сам.работа Всего
1 Введение в детскую психодиагностику 6   6 12
2 История детской психодиагностики 6 6 12
3 Психодиагностика  младенчества 6 6 12
4 Психодиагностика детей раннего возраста 6 8 14
5 Психодиагностика детей дошкольного возраста 8 8 16
6 Диагностика готовности к школе 6   8 14
7 Психодиагностика младших школьников 8 8 16
8 Психодиагностика подростков 8 8 16
9 Психодиагностика старших школьников 6 6 12
  Контроль самостоятельной работы 4   4
  итого 64 64 128

 

 

Б. По темам и разделам курса

 

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОДИАГНОСТИКУ

 

Предмет, задачи детской психодиагностики. Взаимосвязь с психологией развития и общей теорией психодиагностики. Задачи психодиагностики на разных возрастных этапах (младенцы и дети раннего возраста, младшие дошкольники, старшие дошкольники, младшие школьники, подростки, старшие школьники).

В. По времени проведения курса

Курс «Детская психодиагностика» читается студентам 4 курса в течение осеннего семестра.

 

Г. Текст лекций

 

Текст лекций представлен в приложении.

 

1.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература по курсу

 А. Основная литература

 

1. Детская практическая психология – под ред. Марцинковская Т. Д. - М. «Гардарики», 2004.

2. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М. Академия, 2006.

3. Смирнова Е. О. Детская психология. Изд. «Интер», 2009.

 

Б. Дополнительная литература

 

1. Архипова И.А. Лучшие тесты самодиагностики личности старшеклассников и студентов – СПб, «Наука и техника», 2009.

2. Белобрыкина О. А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте – СПб, «Речь», 2006.

3. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. СПб, 2005.

4. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет – М., «Мозаика-Синтез», 2009.

5. Давидо Р. Откройте внутренний мир ребенка по его рисункам – Минск, «Попурри», 2008.

6. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И. Б. Дерманова. – СПб.: «Речь», 2002. – 176 с.

7. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г. «Методические указания к пользованию психологической картой дошкольника» - РАО, 2006.

8. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» - СПб, «Речь», 2010.

9. Ильина М. Н. «Психологическая оценка интеллекта у детей» СПб, «Питер», 2006.

10. Истратова О. Н. «Психологическое тестирование детей от 0 до 10 лет» - М., «Феникс», 2008.

11. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет / С. В. Коваленко. – М.: Эксмо, 2004. – 240 с.

12. Круглова Н. Ф. «Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника» - М., МПСИ, 2004.

13. Павлова Т.Л. «Диагностика мышления младшего школьника» - М, «ТЦ Сфера», 2006.

14. Пашнев Б. П. Психодиагностика: практикум школьного психолога – М., «Феникс», 2010.

15. Плотников С. Г. «Диагностика профессиональных склонностей, тревожности и направленности подростков» - М., НИПКиПРО, 2006.

16. Подольский А. И. Диагностика подростковой депрессивности / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, П. Хейманс. – СПб.: Питер, 2004. – 202 с. (Серия «Учебное пособие»).

17. Потапчук А. А. Диагностика развития ребенка – СПб, «Речь, 2007.

18. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8 – 11 классы) / Н. С. Пряжников. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»).

19. Психологическая диагностика учебник для вузов/ под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. СПб, 2005.

20. Психология подростка от 11 до 18 лет. Методики и тесты – М., «АСТ», 2007.

21. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. – М.: «Владос», 1996. – 529 с.

22. Ромицына Е. Е. «Методика «Многомерное оценивание детской тревожности» - СПб, «Речь», 2006.

23. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / М. Ю. Савченко под научн. редакцией Л. Ф. Обуховой. – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. (Серия «Педагогика. Психология. Управление.»).

24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: дошкольный и младший школьный возраст» - М., «Айрис-Пресс», 2007.

25. Сильвер Р. «Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке» - М., «Прайм-Еврознак», 2009.

26. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Ермолова Т. В. «Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет»: Методическое пособие для практических психологов Изд. 2-е, испр., доп – М., «Детство-Пресс», 2005.

27. Стребелева Е. А., Мишина Г. А., Резенкова Ю. А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» -М., «Просвещение», 2007.

28. Ускова Г. А. «Психолого-педагогическая диагностика младших школьников» - М., «Академический проект», 2004.

29. Филиппова Ю. В. Детская психодиагностика – Ярославль, Институт «Открытое общество», 2003.

30. Хозиева М. В. Практикум по возрастно - психологическому консультированию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.В. Хозиева. – М.: «Академия», 2002. – 320 с.

31. Шевердина Н. А. Тестирование будущих первоклашек / Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас / Серия «Психологический практикум». – Ростов – на – Дону: «Феникс», 2004 – 288 с.

 

Б. Компьютерные программы

 

1. Экспертная система «Лонгитюд»

2. ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс).

 

В. Интернет-ресурсы

 

1. Эффектон -  информация о психодиагностических методиках (описание методик исследования внимания, мышления, речи и т.д.)

http://www.effecton.ru/index.html

 

2. YugZone – информация о методиках исследования и развития памяти

http://www.yugzone.ru/memory_software.htm

 

3. «Все о психоанализе» информационный портал – он-лайн тестирование (16 PF, Тест Леонгарда-Шмишека и др.)

http://www.psychoanalyse.ru/test/test_online.html

 

Г. Поисковая система

 

Компендиум психодиагностических методик России

 

Активные методы обучения

 

К активным методам обучения можно отнести семинарские и практические занятия по данному курсу. В приложениях приводятся планы семинарских и практических занятий (см. приложение).

 

Требования к уровню освоения программы и формы текущего, промежуточного и итогового контроля

4.1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

знать:

§ - основные этапы развития человека на этапе детства;

§ - историю становления детской психодиагностики;

§ - основные методы детской психодиагностики; ·

§ - принципы организации экспериментального исследования детей;

уметь:

§ планировать и проводить экспериментальное психологическое исследование детей разного возраста,

§ обрабатывать результаты, полученные в ходе исследования;

§ интерпретировать полученные данные, делать выводы на основании результатов

§ представлять результаты эмпирического исследования в различных формах (вербальная, табличная, графическая)

владеть навыками:

§ организации и проведения эмпирического психологического исследования для детей разных возрастов,

§ статистической обработки эмпирических данных;

§ интерпретации полученных результатов;

§ составления отчета по результатам проведения психологического исследования

§

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

 

Формы промежуточного контроля знаний — обучающий контроль в виде написания письменных работ.

Формы итогового контроля знаний — зачет.

 

Содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

Промежуточные аттестации проводится в форме составления отчета о выполнении практической работы (проведение, анализ результатов методик)  по каждой изучаемой теме.

К итоговой аттестации студент должен выполнить теоретические самостоятельные работы, и предоставить отчеты по всем психодиагностическим методикам, рассматриваемым в курсе.

Итоговая аттестация (зачет) проводится в виде письменных ответов на тестовые вопросы по всему курсу (список тестовых вопросов приведен ранее).

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Планы семинарских и практических занятий

Глоссарий

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, проявляемая в избирательной уязвимости человека по отношению к определенным ситуациям и стимулам.

Батареи специальных способностей – группы тестов, измеряющих относительно независимые особенности индивидов, в совокупности способствующие успешному осуществлению определенной деятельности.

Беседа – метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Валидность – комплексная характеристика, включающая сведения о пригодности методики для измерения того, для чего она создана, и информацию о том, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Вербально-коммуникативные методы – группа способов получения психологической информации на основе речевого (устного или письменного) общения.

Выборка – множество испытуемых, выбранных для участия в исследовании с помощью определенной процедуры (чаще – рандомизации) из генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – множество объектов, эквивалентных по конечному множеству свойств.

Диагноз психологический – результат диагностического обследования, психологическое заключение, направленное на описание и интерпретацию индивидуально-психологических особенностей человека.

Диагностика межличностных отношений – диагностика, направленная на выявление стихийно складывающихся неформальных отношений внутри группы.

Достижения мотивация – одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, проявляющихся в различных сферах практической и теоретической деятельности.

Интроспекция – метод исследования и познания человеком своих мыслей, образов, чувств, переживаний и других аспектов собственной активности.

Конфиденциальность – одна из этических норм работы психодиагноста, обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого.

Метод наблюдения – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей исследования.

Креативность – особый вид способностей, проявляемых в успешной творческой деятельности.

Наблюдение – целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие.

Надежность – точность психодиагностических измерений, а также стабильность и устойчивость их результатов по отношению к действию различных посторонних факторов.

Опрос – специальный способ целенаправленного получения первичной информации посредством ответов опрашиваемых людей на задаваемые вопросы.

Опросник – стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Проективная техника – группа методик, предназначенных для диагностики личности. Существенным признаком для таких методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.

Психологическая диагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а так же об использовании этих методов в практических целях.

Психологическая готовность к школьному обучению – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Социометрия – метод изучения структуры группы путем взаимных оценок, которые дают члены группы друг другу по разнообразным критериям.

Тест психологический – стандартизированная система вопросов или заданий, позволяющая обнаружить и измерить уровень развития различных психологических характеристик человека.

Тестирование психологическое – метод измерения и оценки психологических характеристик с помощью специальных методик, именуемых тестами.

Тесты достижений – тесты, направленные на оценку усвоения испытуемым конкретных знаний, умений, навыков, приобретенных в результате определенного курса обучения или тренировки.

Тесты интеллекта – особый класс тестов, направленных на измерение и оценку общего уровня когнитивного развития индивидов при решении ими широкого круга мыслительных задач.

Тесты креативности – тесты, направленные на выявление некоторых факторов творческих достижений, относящиеся к таким параметрам мышления как гибкость, беглость, оригинальность, изобретательность.

Тесты способностей – тип методик, предназначенных для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями в различных областях: математике, технике, литературе, в разнообразных видах художественной деятельности.

Тесты профессиональных способностей – тесты, выявляющие индивидуально-психологические особенности, способствующие успешному выполнению определенных видов деятельности.

Черта личности (диспозиция) – внутренняя, относительно устойчивая предрасположенность индивида к определенному поведению в определенном классе ситуаций, складывающаяся в силу определенных потребностей, мотивов, интересов, склонностей, установок.

Эксперимент – эмпирический метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установления причин возникновения этих явлений и закономерностей их развития.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЕТСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.009 с.)