Типология культуры О. Шпенглера. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология культуры О. Шпенглера.



О.Шпенглер(1889-1936) - Единой истории культуры нет. Тоже анологии культуры с подобным по своей структуре организмом с индивидуальным обликом и ограчинным сроком жизни. Душа культуры - это нечто нематериальная, она фиксируется в особенности жизни, науки, архитектур и т.д. Ключем для понимания культуры является её символ. В качестве символов могут выступать артефакты (вещь).Совокупность символов каждой культуры рождает образ эпохи или её внутренний гештальт. Видение развитие культуры как у Данилевского (культура рождается и погибает). Система:1.Зарождение2. Это время реализации идей культуры во всех сферах..3. Упадок цивилизации...По мнению Шпенглера, культура умирает тогда, когда она перестает стремиться к созданию культурных ценностей, а начинает стремиться к духовным ценностям, к благоустройству. В ней осуществляется переход от творчества к бесплодию. Культура компонует это все как мозаику и перерабатывает старое. От героических деяний она переходит к механической работе. С одной стороны наблюдается расцвет или развитие науки и техники, а с другой - упадок литературы и искусства в целом. Люди стремятся к практическому. 20-е столетие он относит к упадку цивилизации. Расцвет Европейской культуры уже завершен.Черты Европейской культуры: Отчуждённость, практицизм, бездушность, отсутствие живой религиозности, эклектичность культуры, стремления к деньгам, в результате человек живет в мире вещей.

 

28. Типология культуры А. Тойнби. Концепция "Вызов - Ответ".

Арнольд Тойнби (1889-1975) Двенадцати-томное "Исследование истории".У него другие аналогии с культурой (не связанные с системой организмов).Он создал концепцию "вызов-ответ", где он описывает и раскрывает причины и закономерности гибели и рождения цивилизации. Он признавал существования разных культур. Каждая из которых обладает своей собственной истиной (уникальность, лицо). Культура не является организмом, замкнутым и обособленным. Культура по теории Тойнби движется от земного мира к миру божьему (человек стремиться к сверхчеловеку). Каждая из структур - это одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения. Он выделяет не одну, а множество причин развития культуры. Он изучает "локальные культуры" (относительно ограниченные, отделенные от других цивилизации), которые имеют духовные традиции и общую территорию. Единая цивилизация человечества, по его мнению, не существует. Таким образом он отрицает идею прогрессивного и прямолинейного развития культуры. Но он допускает непрерывность развития как связь во времени материнских и дочерних культур. Т.о. он представляет всемирную, мировую историю - он считает его древом, корнями, которыми является традиционное общество.Прежде всего они ограниченны территориально, они малочисленны и многие из них погибли насильственной смертью (завоевания, война). Традиционное общество практически не имеет историю - стиль жизни, источники доходов не меняются на протяжении длительного времени. Но Тойнби считал по-другому: Он предположил, что примитивное общество являются эпилогом истории.Критерии классификации цивилизации (признаки, по которым культуры можно отнести к тому или иному типу цивилизации):1. Общность религии.2. Степень удаленности от того места, где данная культура возникла. Он выделяет при этом цивилизации застывшие (эскимоские, поленезийскую, спартанскую и др.) К существующим он относит цивилизацию (западная, русская, исламская, индийская и китайская) К исчезнувшим цивилизациям он относит (минойская (о.Крит), шумерская, хеттская, вавилонская, древне-египетская, дальневосточная (культура Средней Азии), цивилизация Майя, юкатанская, андская, мексиканская, эллинская, индская). Он полагает, что культуры все взаимосвязаны, но тесно взаимодействуют только три. (Цивилизации можно рассматривать как дочерние, но цепочка никогда не насчитывает более трех элементов)Минойская цивилизация --> эллинская ---> "западная".Шумерская ---> древне-индийская ---> индуитскя.Генезис цивилизации нельзя объяснить не рассовыми, не географическими факторами..Для развития цивилизации необходимо два условия: 1. Наличие творческого меньшиства (элиты)2. Наличие среды не слишком благоприятной, но не слишком враждебной. Прежде всего развитие цивилизаций представляет собой бесконечный процесс вызовов и ответов - природная среда бросает обществу вызов. которая по средствам усилий творческого меньшинства находит решения конкретной проблемы ("вызова") в виде "ответа" - в качестве которого выступает творчество.Пример " Цивилизация Майя становится ответом на вызов тропического леса" Среда создает условия для развития цивилизации - отсутствие вызова означает отсутствие стимула для развития цивилизации. При возникновении цивилизаций, творческое меньшинство должно приобщить массу к тем новшествам, которые они ввели с помощью механизма подражания, масса по своей природе вообще к этому склонна. Этапы развития:1. Стадия поступательного развития (он осуществляется за счет ряда успешных ответов, на этой стадии цивилизация становиться уникальной)2. Стадия надлома (Деградация творческого меньшиства - творческое меньшиство превращается в элиту, которая заботиться только о сохранении своей власти. Причиной он называет упадок сил у этой творческой массы, или отсутствие массы к подражанию, отсутствие культурного единства. Основная причина - раскол, надлом в человеческой душе. Это проявляется в апатии, пассивности - бунт и мятеж)      3. Разрушающая цивилизация, в результате чего начинаются войны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.003 с.)