Понятие и сущность межкультурной коммуникации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность межкультурной коммуникации.



1954 – в работах Грейгера и Хомма появляется «культурная и коммуникативная модель анализа»:Ингруппа (мы относим себя к ней) и Аутгруппа (мы противопоставляемся ей)Признаки межкультурной коммуникации:- общающиеся должны примыкать к разным культурам.- они должны осознавать культурные различия.- взаимодействие осуществляется на основе символического обмена между людьми, при этом отношение к культурным различиям влияет на вид и результат контакта.Межкультурная коммуникация – совокупность разных форм отношения и общения между индивидами, принадлежащим к различным культурам. Это может происходить на 2х уровнях:1)Макроуровень, 2)Микроуровень (входят в состав макроуровня): между социальными группами и классами, между представителями разных половых/возрастных группа, между городскими и сельскими жителями.В каждой социокультурной группе формируются свои ценностные ориентации, которые выражаются в специфическом отношении к природе, времени, пространству, характеру общения и личной свободе индивида.1. Отношение к природе: А) природа как контролируемая людьми. Б) как гармоничная, по отношению к человеку. В) как сила, которая ограничивает человека (у «примитивных культур»)2. Отношение ко времени:А) культуры ориентированы на прошлое (высокое значение традициям) Время как неисчерпаемый ресурс.Б) культура с ориентацией на настоящее (будущее не определено, прошлое неинтересно) Время – ценный ресурс (пунктуальность).3. отношение к пространству: А) общественное, коллективное пространство: личное пространство небольшое, люди не бояться физических контактов, приходят в гости без предупреждения (итальянцы, испанцами, французы, Россия).Б) личное пространство: дистанция общения не менее вытянутой руки, перед визитом обязательно предупреждение (северо-европейские страны, германия, Швеция)4. Отношение к общению: А) низко-контекстуальное: плохо развита информационная сеть коммуникаций, не приветствуется эмоциональность, люди скованы, информация передаётся медленно (северо-европейские страны, германия). Б) высоко-контекстуальная культура: необходимо небольшое кол-во информации чтобы составить ясную картину происходящего, большое значение предаётся тем факторам, которые сопровождают общение, личное общение предпочитают письменному, деловые отношения часто перерастают в личные (Россия)5. Отношение к личной свободе: А) индивидуалистические культуры: Акцент на личное я, интересы индивида выше интересов общества, индивид независим в своих действиях (ответственность за них несёт сам). Б) коллективистские (не «я» а «мы»): достижения одного человека ассоциируются с достижениями коллектива.

 

 

 20. Процессы ассимиляции, интеграции и аккультурации.

Эти процессы связаны с процессом межкультурной коммуникации и являются её результатом.Аккультурация - процесс и результат длительного контакта культурных групп в результате чего происходит изменение исходных культурных моделей. 2я пол. 19в. Возникает концепция «плавильного котла». В психическом смысле аккультурация – изменение ценностных установок, моделей поведения и ценностных ориентаций индивида.Типы реакций реципиента: 1)Полное замещение, 2)Частное замещение (чаще всего), 5)Полное отторжение. Условия аккультурации:1)Добровольное заимствование (не одна из культур не доминирует). 2)Направленное изменение.Интеграция - состояние внутренней целостности культуры и согласование между её элементами. Интеграция – процессы, результатом которых должны стать взаимоотношения и согласование различных элементов культуры (например: согласование между культурными нормами и реальным поведением индивида). Интеграция может быть межкультурной и внутри культурной.Виды интеграции: 1. Тематическая (по сходству): христианство. 2. Стилистическая (общий стиль): худож-й, в философии, в экономике. 3. Логическая (наличие общих развитых научных или филосовских систем): идея глобализации функций. 4. Функциональная: всемирный банк. 5. Регулятивная (связана с нейтрализацией и сглаживанием конфликтов)Ассимиляция – процесс в результате которого члены одного этнокультурного образования утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другого образования, с которой контактируют. Усваивание культурных моделей может быть: стихийным(случайным. Одностороняя ассимиляция (культурное меньшинство полностью вытесняется)) или целенаправленным (культурные смешения (элементы 2х культур смешиваются)).

Культурные ценности и нормы

в 19 веке появляется аксиология – изучает ценности.Г.Риккерт. - Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Ценность в большей или меньшей степени зависит от свойств предмета, но определяется она не столько его свойствами, сколько отношениями к нему чел-ка. Решающее значение имеют сложившиеся в культуре представления о том что ценно а что нет, если человеку ничего не известно о ценности предмета, то ценности для него этот предмет не имеет. Ценность нельзя путать с понятием денежной стоимости, т.к. величина стоимости необязательно соответствует ценности. Ценность необходимо отличать от полезности (ценная вещь может быть абсолютно бесполезной), полезная вещь при этом может не иметь ценности. Т.о. ценностью является не объект, а увиденная в нём способность удовлетворить потребности и быть источником положительных эмоций.Виды ценностей (Риттер): 1)Логические (существуют в научных достижениях). 2)Эстетические (произведения искусства). 3)Мистические (ценности существующие в разных культурах). 4)Религиозные (в религии). 5)Нравственные (связанные с моралью человека). 6)Личностные (каждый выбирает сам)Виды ценностей (Мюнстенберг): 1)Жизненные (любовь, счастье). 2)Культурные (поэзия, музыка), делятся на логические, эстетические, этические, метофизические.Виды ценностей (Ерасов): 1)Жизненные (здоровье, благополучие). 2)Социальные (семья,богатство). 3)Политические (законность, гражданские свободы). 4)Моральные (любовь, порядочность). 5)Религиозные (бог, религия). 6)Эстетические (красота, стиль, гармония).Каждый человек выстраивает иерархию ценностей, но при этом эта иерархия будет зависеть от господствующих в обществе представлений.Культурные нормы: Это предписания, требования, пожелания, ожидание соответствующие общественно одобряемого поведения. Нормы – идеальные образы или шаблоны, что человек должен думать, говорить, делать. Одни нормы ограничиваются частной жизнью, другие являются общими правилами. Нормы – механизм контроля, за нарушение норм полагаются определённые санкции и наказания. В статусе идеала культурные нормы становятся ценностями, так же они могут выступать в качестве запрета.Функции культурных норм: 1) Обязанности (людей перед людьми). 2)Ожидания (в отношении будущего поступка).Классификация культурных норм.Основная функция культурных норм в том, что она определяет нормы нашего поведения. Культурные нормы можно классифицировать по разным направлениям.1)По сфере применения:1. малые группы (семейные) - Групповые привычки.2. нормы, которые используются в разных и больших группах (этнос, социальный класс, толпа) - это общие правила.2)По степени наказания (строгости):1. Нормы, за нарушение которых следует мягкое наказание. (неодобрение)2. Нормы, за нарушение которых применяют жесткие санкции (административное наказание- штраф, смертная казнь) - действенный способ.3)По степени значимости для культурной общности:1. Нормы, которые играют ключевую роль в выживание этноса.(уважение к старикам, особое отношение к женщинам, религиозные ценности)2. Нормы, которые связаны с определенным (бытовым) поведением в обществе.(правила поведения в публичных местах, правила дорожного движения)3. Нормы, которые не влияют на выживание (бессмысленные церемонии, пережитки старины)Уильям Самнер.(19-20 век) Отнес к нормам: Обычаи, законы, нравы. Нормативная система общества постепенно расширяется и дополняется по мере того, как усложняется само общество. К нормам относят: вкусы, предпочтения, верования, традиции, моду, табу и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.006 с.)