Становление культурологи как науки. Предмет культурологи.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление культурологи как науки. Предмет культурологи.



Субкультура и контркультура

Понятие - субкультура и контркультура.Поскольку общество распадается на множество групп -- национальных, демографических, социальных, профессиональных, -- постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.У одного языка -- несколько диалектов. Группы, говорящие на разных диалектах,-- субкультуры, группы, говорящие на разных языках,-- различные культуры. Когда люди из двух групп, несмотря на несходство деталей образа жизни, разделяют общие базисные ценности и потому могут общаться беспрепятственно, их культуры -- всего лишь варианты одной, господствующей, культуры.Субкультура -- это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.Возникновение контркультуры на самом деле - явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшееся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других -- с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.Субкультура:-культура социальной группы, проявляющаяся в наборе символов, ценностей, убеждений;-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.-принадлежность к определенной социальной группе.-совокупность норм и ценностей преступного слоя общества.-Культура подростка относится к субкультуре.-К субкультуре относится: Национальная культура, Массовая культура, Профессиональная культура.Контркультура:-субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.           -Контркультура противостоит доминирующей культуре.-Культура какой-либо группы, отрицающей общепринятые нормы


13. 13. Молодежные субкультуры в России

Молодежь — это не только социологический жаргон, это слово, которое понятно каждому. Согласно словарю, молодежь — это состояние молодости, т. е. как это часто происходит, опреде­ление дается само через себя.Составляющими компонентами повседневной жизни молоде­жи являются музыка и мода.Молодежная культура как для ученых-исследователей и взрос­лых, контролирующих процессы взросления, так и в обществен­ном мнении, прежде всего ассоциируется с отдыхом, развлече­ниями, с тем, как молодежь реализует себя в досуге. Стиль и все его составляющие (а это самые первые приметы досуговой дея­тельности) — это именно то, что делает молодежь особой со­циальной группой в глазах окружающих.Досуг — именно та сфера, которая открыта для наблюдения. Досуг — это поле безмерной свободы разнообразных молодежных культурных форм, это сфера музыки и живописи, рекламы и компью­терной техники.Понятие молодежной культуры своими корнями уходит в 1920-е гг., когда мир молодежи среднего класса — мир девушек и юношей (подростков) в атмосфере джаза и танцев — начинал утверждаться как обычный образ молодости, который постепенно становился стереотипом. Молодежные интересы в моде, в риту­алах ухаживания, в практике свиданий, постоянное стремление молодых людей к использованию и сотворению новых стилей — все это становится популярными темами и для массмедиа.Основными компонентами стиля являются: имидж, манеры, арго.Имидж — это внешнее проявление некоего смысла, состоящее из костюма и его значимых аксессуаров, таких как прическа, украшения, художественные поделки.Манеры — прежде всего походка, осанка. Иначе говоря — это то, во что «актер» одет и как он носит это.Арго — словарь данной социокультурной группы, способ ком­муникации посредством употребления специфических слов.Одежда — это социальная оболочка, разные одежды — это различные виды «оружия», вызовы миру. Можно использовать одежду для того, чтобы бросать вызовы доминирующим нормам, с ее помощью высказывать мнение о той среде, что окружает. Сами для себя мы можем думать, что наша одежда выражает нас самих, но на самом деле она выражает в то же самое время и среду нашего обитания.Еще один аспект молодежной культуры — клубная культура. Смысл этого культурного пространства складывается из происхо­дящих там событий.Современные клубные культуры ассоциируются с новым и специфическим пространством, которое постоянно трансфор­мирует как свою звучащую культуру (музыку), так и регулярно стили, доказывая то, что рейв — это современный апогей самых крайних проявлений молодежной культуры. Клуб — это определенный путь к независи­мости внутри пространства, которое пусть и относительно, но принадлежит только подросткам. Клуб помогает своим членам придаваться «взрослым» видам активности: флиртовать, выпи­вать и экспериментировать с индивидуальностью (модная музы­ка и одежда). Все это вместе позволяет им поддерживать как авто­номность, так и различия в индивидуальностях.Интерес к клубному стилю жизни совпадает с уходом из роди­тельского дома, который ограничивает желание молодых людей выходить «на люди», сюда молодые люди убегают от семейного контроля и опеки. Подростки значительное время проводят на улицах. К ночи они часто концентрируются вокруг пивных баров, клубов. Еда вне дома имеет для подростков очень большое куль­турное значение. Магазины с ограниченными часами работы — это дневные территории «взрослых».Культурной формой, наиболее близкой большинству сегод­няшней молодежи, бесспорно, является музыка. Молодежные культуры стремятся быть музыкальными субкультурами. Именно молодежь больше всего покупает CD, кассеты, диски, чем кто-либо еще. Молодежное TV — это в подавляющем большинстве музыкальное TV. Молодежный досуг и идентичность разворачи­ваются вокруг музыки. Посредством музыки молодежь сохраняет свое пространство. Так, например, плеер помогает поддерживать и ощущать автономию и независимость посредством «вырезания» своих ушей из нежелаемого общения, дистанцироваться от того, что окружает.

Типология культур М. Мид

«Культура и мир детства»1.Постфигуративная.Сохраняется при совместном проживании трех поколений.Патриархальная семья.Старшее поколение-модель для подражания.отношения не всегда хорошие,но даже если новое поколение приходит ко власти,то они не меняют образ жизни и продолжают действовать усвоенных в детстве,поеденческим стандартам.Не осознанность культурных норм,автоматичность и отсутствие..*чего отсутствие?D:*2.Конфгуративная.Дети и взрослые учатся не только у старших,но и у сверсников.Делают предыдущий опыт поколений непригодный для жизни.Приходится формировать новые стили жизни.Сохраняется роль старшего поколения,но она не является непоколебимым образцом для подражания.Нуклеарная семья-дети и родители.Основная роль принадлежит вне семейному воспитанию(школьному и уличному).Конфигурация возникает в том случае если происходят интенсивные технологические сословно-политические трансформации.Завоевания,обращения к другой вере,революция и т.п.3.Предикативная.Взрослые должны учиться у молодых.Это культура еще более быстрых трансформаций.Взрослые не будут в состоянии усваивать новые инновации.

Культурные ценности и нормы

в 19 веке появляется аксиология – изучает ценности.Г.Риккерт. - Ценность – не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Ценность в большей или меньшей степени зависит от свойств предмета, но определяется она не столько его свойствами, сколько отношениями к нему чел-ка. Решающее значение имеют сложившиеся в культуре представления о том что ценно а что нет, если человеку ничего не известно о ценности предмета, то ценности для него этот предмет не имеет. Ценность нельзя путать с понятием денежной стоимости, т.к. величина стоимости необязательно соответствует ценности. Ценность необходимо отличать от полезности (ценная вещь может быть абсолютно бесполезной), полезная вещь при этом может не иметь ценности. Т.о. ценностью является не объект, а увиденная в нём способность удовлетворить потребности и быть источником положительных эмоций.Виды ценностей (Риттер): 1)Логические (существуют в научных достижениях). 2)Эстетические (произведения искусства). 3)Мистические (ценности существующие в разных культурах). 4)Религиозные (в религии). 5)Нравственные (связанные с моралью человека). 6)Личностные (каждый выбирает сам)Виды ценностей (Мюнстенберг): 1)Жизненные (любовь, счастье). 2)Культурные (поэзия, музыка), делятся на логические, эстетические, этические, метофизические.Виды ценностей (Ерасов): 1)Жизненные (здоровье, благополучие). 2)Социальные (семья,богатство). 3)Политические (законность, гражданские свободы). 4)Моральные (любовь, порядочность). 5)Религиозные (бог, религия). 6)Эстетические (красота, стиль, гармония).Каждый человек выстраивает иерархию ценностей, но при этом эта иерархия будет зависеть от господствующих в обществе представлений.Культурные нормы: Это предписания, требования, пожелания, ожидание соответствующие общественно одобряемого поведения. Нормы – идеальные образы или шаблоны, что человек должен думать, говорить, делать. Одни нормы ограничиваются частной жизнью, другие являются общими правилами. Нормы – механизм контроля, за нарушение норм полагаются определённые санкции и наказания. В статусе идеала культурные нормы становятся ценностями, так же они могут выступать в качестве запрета.Функции культурных норм: 1) Обязанности (людей перед людьми). 2)Ожидания (в отношении будущего поступка).Классификация культурных норм.Основная функция культурных норм в том, что она определяет нормы нашего поведения. Культурные нормы можно классифицировать по разным направлениям.1)По сфере применения:1. малые группы (семейные) - Групповые привычки.2. нормы, которые используются в разных и больших группах (этнос, социальный класс, толпа) - это общие правила.2)По степени наказания (строгости):1. Нормы, за нарушение которых следует мягкое наказание. (неодобрение)2. Нормы, за нарушение которых применяют жесткие санкции (административное наказание- штраф, смертная казнь) - действенный способ.3)По степени значимости для культурной общности:1. Нормы, которые играют ключевую роль в выживание этноса.(уважение к старикам, особое отношение к женщинам, религиозные ценности)2. Нормы, которые связаны с определенным (бытовым) поведением в обществе.(правила поведения в публичных местах, правила дорожного движения)3. Нормы, которые не влияют на выживание (бессмысленные церемонии, пережитки старины)Уильям Самнер.(19-20 век) Отнес к нормам: Обычаи, законы, нравы. Нормативная система общества постепенно расширяется и дополняется по мере того, как усложняется само общество. К нормам относят : вкусы, предпочтения, верования, традиции, моду, табу и т.д.

Становление культурологи как науки. Предмет культурологи.

Становление культурологии включает три этапа1. донаучный (предыстория культурологического знания от древности до момента возникновения науки) Нового времени. Познание собственно культуры приводило к сбору информации о разных народах, обычаях и образе жизни, ее описанию. В этом периоде сложились стихийные представления о логичности и относительной завершенности, цикличности культурно-исторического процесса.2.Ученые стремятся понять как целостное явление, построить единственную картину культурного развития людей, найти общие основания истории.3. Научно-философский этап (середина 19 века до настоящего времени).Исторический подход к культуре сохраняется и усугубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием.В целом это различие состоит в той мере, в какой замыслы и идеалы людей совпадают с результатами. Культура - совпадение человеческих замыслов и достижений. В общем, мировом плане под культурологией понимают всю совокупность знаний о культуре, накопленных в отраслях гуманитарного, социального и естественного научного знания. Но в узком и строго определенном смысле «культурология» понимается как наука о культуре. Термин введен в оборот Уайтом.Попытки создания науки о культуре в 19 веке наблюдались в Англии, Германии, Франции. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания в области археологии, этнографии, искусства. Позже - социологии. Одной из первых работ посвященных культуре стала книга Тайлора «Первобытная культура».Предмет и методы культурологииПредметная область культурологии может быть определена и в зависимости от целей культурологического познания. В этом случае имеет место разделение культурологии на фундаментальную и прикладную. Целью фундаментальной культурологии является теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования. Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия.Итак, основными компонентами предмета культурологии являются:- онтология культуры: многообразие ее определений и ракурсов познания, социальных функций и параметров;- гносеология культуры: основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология;- морфология культуры: основные параметры ее функциональной структуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, кумуляции и трансляции социального опыта;- культурная семантика: представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного коммуницирования;- антропология культуры: представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и потребителе культуры;- социология культуры: представления о социальной стратифицированности и пространственно-временной дифференцированности культуры, о культуре как системе «правил игры» и технологий социального взаимодействия;- социальная динамика культуры: представления об основных типах социокуль-турных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем;- историческая динамика культуры: представления об эволюции форм социокультурной организации;- прикладные аспекты культурологии: представления о культурной политике, функциях культурных институтов.В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Однако используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий исследователя, его принадлежности к той или иной культурологической школе.Если проследить историю становления культурологических методов, то можно заметить, что первоначальный уровень - эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала в рамках так называемой гуманитарной культурологии. Здесь используются традиционные полевые антропологические методы - описание, классификация, включенное наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т.п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, - понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей.


2. 2. Структура и методы культурологи

Структура и состав современного культурологического знания Культурология это сложная научная дисциплина, включающая ряд самостоятельных разделов, имеющих свой предмет и методы анализа. Методы культурологических исследований разнообразны. В зависимости от объекта изучения культурологи пользуются методами историко-сравнительным, историко-генетическим, историко-типологическим, историко-системным, методами сравнительной лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии, социальной психологии и философии, социологии, антропологии, политологии и других наук.Методы культурологи:- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.


3. 3. Понятие культуры и его сущность
Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами». культура понимается как совокупность лучших, наиболее значительных творений человека. Правда, нередко их ценность относительна. Так, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой высококачественный результат. Но для большинства здравомыслящих людей она — орудие уничтожения всего живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь положительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать.
Культура — это специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи.Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества.В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д.Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнительное значение. Так, основная функция автомобиля — служить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков.Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким образом смысл происходящего.Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.


4. 4. Содержание и функуии культуры

Содержание культуры.Культура - способ существования человека. Человек, как вид есть культура.Итак, он не потому культурен, что является чело­веком, а потому он и человек,что является культурным. Это зна­чит, что содержанием культуры становится все содержание чело­веческой деятельности. О том, что находится вне сферы деятель­ности - практической или теоретической, ничего определенного мы не можем сказать. Включать в содержание культуры то, что не охвачено деятельностью, нет никаких оснований. Границы деятельности - это и есть то, что можно назвать и миром, и куль­турой. В.М. Межуев, один из теоретиков культуры в нашей стра­не, так и считает: "Весь мир в целом есть для философии мир культуры, существующий в непосредственном единстве с чело­веком'' (6*).Но культура - все же способ организации деятельно­сти, а не только сама деятельность. Это значит, что она представ­ляет собой и способ выражения человека, или, как мы говорили выше, культура - явление человека. Это значит,что человек хоть и находится в единстве в нею, но все же не растворен в ней среди массы предметов. В.М. Межуев писал: "Действительным содер­жанием культуры оказывается развитие самого человека как об­щественного человека, развитие его творческих сил, отношений, потребностей, способностей, форм общения и т.д." (6*) (Там же. С. 78.). Примем данный взгляд на содержание культуры за осно­ву. Но при этом добавим, что действительным содержанием культуры является не сам человек, а его представление о самом себе.Функции культуры,Культура как форма деятельности в конечном итоге предна­значена для сохранения развития своего собственного содержа­ния, т.е. человека. Предназначение культуры, ее "обязанность" или роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защи­тить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма - все это он делает ради себя самого. В соответствии с этим и функции культуры призваны обслуживать эгоистические устремления общественного человека. Иногда в истории культу­ры появлялись личности, которые не могли мириться с ее чисто служебной ролью. Как правило, из-за непонимания их современ­никами они вынуждены были иногда покидать мир культуры, изолировать себя от общества и т.д. К числу таких личностей, например, относится Руссо. Подобные личности полагали, что культура и ее функции должны обслуживать не эгоистические интересы людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей природы, культивировать любовь и веру в человеке.Познавательная и информативная функции культуры,Как следует из сказанного, роль культуры при этом сводилась к чему-то определенному и немногому, но важному. В сегодняш­них представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции. Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь усло­вие для развития человеческих качеств, не пропал даром. Но ре­альная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило ос­нованием для появления самых различных функций. Культура -это своеобразное самопознание человека, поскольку она показы­вает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от од­ного народа к другому. Информативную функцию культуры оце­нивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обога­щая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо различать    понятия "культурность" и "современность". Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, "через все эпохи мировой культу­ры".


5. 5. «Культура» и «цивилизация»

Цивилизация возникает там, где умирает культура. Освальд Шпенглер.Cовременное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любителирэпа

из рабочих кварталов или аборигены Австралии.Однако в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные капитализмом Запада.Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают как концепцию «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто их культура выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой как культурой элит и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.Немецкий представитель философии жизни Освальд Шпенглер излагал взгляд на культуру как на множество самостоятельных организмов (различных народов), которые проходят собственный эволюционный цикл, длящийся несколько сотен лет, и, умирая, перерождаются в свою противоположность — цивилизацию. Цивилизация противопоставляется культуре как сменяющий её этап развития, где не востребован творческий потенциал отдельной личности и главенствующим является мёртвый, бесчеловечный техницизм.


6. 6. Понятие и концепции културогенеза
Существует множество концепций культурогенеза.В процессе культурогенеза основную роль играло взаимодействие биологической и социальной эволюции.Теории1. Орудийно-трудовая.2. Натуралистическая (19-20 вв) Дарвин, Спенсер.3. Магического происхождения – Фрейзер, Малиновский.Магический обряд – способность человека к воображению
С помощью воображения человек восполнял недостаточность знаний о мире и объединял реальный и вымышленный миры, при этом использовались ритуальные образы, шгде люди и животные заменялись символическими объектами.
4. Игровая (Хейзинг(а) *я не знаю, кто это и как произносится, какого пола и вообще*)
Игра – первая культурная форма

 


7. 7. Морфология культуры.артефакты. культурные формы. Культурные системы

Морфология Культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности.

Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные области - археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле - это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, исторического, географического распределения.Основные методы познания - общая теория систем, организационный и динамичный анализ. Основные пограничные области - социология, психология, этология, экология.Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени.Общую морфологическую модель культуры в соответствии с сегодняшним уровнем знания можно представить следующим образом: три уровня связи субъекта социокультурной жизни с окружением - специализированный, трансляционный, обыденный; три функциональных блока специализированной деятельности: культурные модусы социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура); культурные модусы социально значимого значения (искусство, религия, философия, право); культурные модусы социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура); обыденные аналоги специализованных модальностей культуры: социальная организация - домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль; социально значимое знание - обыденная эстетика, суеверия, фольклор, практические знания и навыки; трансляция культурного опыта - игры, слухи, беседы, советы и т.п. В рамках культурологии морфологический подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифичных характеристик в строении опр. культуры.Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно, образуя так называемый первобытный синкриз. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность.КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА — понятие, выдвинутое структурным функционализмом и характеризующее культуру и культурные объекты (артефакты) как устойчивые образования, порожденные и поддерживаемые благодаря выполнению социально значимых функций. В 1-й пол. 20 в. культурные антропологи К. Клакхон, А. Кребер, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Л. Уайт развили концепцию культуры как системы функционально взаимосвязанных элементов. Во 2-й пол. 20 в. смысл понятия культурной системы сужается и ограничивается инструментальным значением. Культура и культурные объекты не считаются системами, но в них выделяется ряд системных характеристик, что позволяет использовать для их изучения понятия и методы общей теории систем. КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ — это те оболочки, в которых представлен тот или иной культурный объект (артефакт). Их нельзя отождествлять с самим объектом. В мире вообще нет явлений, лишенных формы. В культуре формы выступают как упорядоченный способ организации того или иного культурного явления, события. Если содержание культуры характеризует все то, что содержится в ее системе, то К. ф. обнаруживают себя с одной стороны как внешнее выражение содержания, с другой — как ее тип и структура. Это определенная характеристика выявления дискретности и градуированности содержания. Черты культурного объекта, выражающие его праксиологические и символические функции, суть его форма. Понятие К. ф. поразному применимо в его ипостасях: материальная, духовная, художественная культура, технология деятельности и ее результаты и т. д. К. ф. динамичны, конкретно историчны, в них всегда обнаруживается связь традиций и новаций, родового и локального.


8. 8. Материальная и духовная форма культуры.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.012 с.)