Традиционны и современные (модернизированные, инновационные) культуры. Восточный и западный тип культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционны и современные (модернизированные, инновационные) культуры. Восточный и западный тип культуры



Традиционная культура - это, во многом, культура отсутствия выбора. Доминирующее мировоззрение и устойчивая традиция предоставляет индивиду четкую систему духовных и поведенческих ориентиров. Окружающий мир понятен человеку, не вызывает вопросов. Иными словами, не происходит его проблематизации.Современная культура, в силу своей глубокой дифференцированности и внутренней противоречивости, погружает человека в ситуацию постоянной неопределенности и ставит его перед необходимостью выбора: мировоззрения и поведенческих стратегий. Отсутствие общепринятого мировоззрения делает окружающий мир проблематичным, лишает его устойчивости и очевидности. (Такая ситуация, собственно, и привела к появлению наук о культуре, к осознанию самого факта существования феномена "культуры").Следует также отметить огромную информационную насыщенность современной культуры по сравнению с традиционной. Современная культура содержит такое обилие информации, что ни один человек не в состоянии освоить ее полностью. К тому же объем информации постоянно возрастает и обновляется. В традиционном обществе индивид, принадлежащий к интеллектуальной элите, в принципе, способен овладеть всем значимым культурным багажом, которым общество располагает. В эпоху современности на это не способен никто. Разрыв между "объективной" и "субъективной" культурой приобретает в современном обществе угрожающий характер. Возникает тип современного "дикаря" - индивида, живущего в информационно насыщенной среде, потенциально обладающего возможностью приобщения к невиданным культурным богатствам, но вполне довольного минимумом культурных содержаний, которые он получает из популярных телепередач и непосредственного, неизбежно ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные выше тенденции еще более усиливаются при переходе обществ к состоянию постсовременности.

Восточный тип культуры.Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура.
Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах - Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения). Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так, древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величие пирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека перед могущественными силами мироздания. Духовный потенциал древнеиндийской культуры, ее нравственные ценности сохранились почти в неизменном виде до сегодняшнего дня. Индия дала миру культуру буддизма, прекрасную литературу. Любовь к человеку, преклонение перед природой, идеалы терпимости, всепрощения и понимания нашли отражение в учении великого гуманиста современности - М. Ганди. Красота и неповторимость индийской культуры воплотились в творчестве русских и европейских художников и мыслителей.
Древнекитайская культура - другая важнейшая культура Востока. Сопоставление ее с индийской показывает, как различные этносы способны создать качественно различные культуры. Китайский этнос породил социально-ориентированную культуру, в отличие от индийской, ориентированной в основном на внутренний мир человека и его возможности.
Такую же роль, как в индийской культуре играли буддизм и индуизм, в китайской культуре играло конфуцианство. Конфуций продолжил традиции китайской культуры, заложенной еще во П тыс. до н.э. Особое внимание он уделял не вопросам космологии, а практической философии: что нужно делать человеку, чтобы жить со всеми людьми в мире и согласии.
Основное содержание книг Конфуция связано с нравственными поучениями и обоснованием этических норм. В рамках конфуцианства была выработана система государственно-политической и индивидуальной этики, нормы регламентации и ритуальной жизни.
Помимо конфуцианства в древнекитайской культуре особую роль играл даосизм, идеалы которого были во многом сходны с нравственными поисками ведической культуры Индии.
 Западный тип культуры.Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:классическая эллинская культура;эллинистически-римская ступень;романо-германская культура христианского средневековья;новоевропейская культура.
Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма).Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.


16. 16. Культурная принадлежность России

Россия и есть огромный Восток и Запад. В 16 в Филафей назвал Москву 3 Римом._Он утверждает,что роль Руси,как центр мирового христианства_Мессианская роль России.П.Л.Чаадаев.Колософические письма.Он критикует общественный строй России.Отсутствуют яркие исторические события.Именно эта переписка Чаадаева и Пушкина родила спор между словянофилами и западниками.Специфическое положение России позволило говорить о ее особом историческом пути и признать пакт исключительности русской культуры. Если придерживаться теории,что в России смешиваются восточные и западные традиции,то именно этот факт становится важнейшим свойством отечественной культуры и предопределяет ее путь и характер развития.На всем протяжении ее существования можно наблюдать борьбу традиций,инновационных и прогрессивных тенденций.Специфические черты русской культуры:-общительность,-Правдоискательство,-перевес этического начала над правовым,-мессианство,-идеализация духовной жизни.


17. 17. Культурная концепция А.С. Ахиезер. Инверсия и медиация

«Россия-критика исторического общества» Рассматривает различия между традиционной и современной культурой.Эти отличия он сравнивает с особенностями людей.Порядок-хаос.Отпимизм-писсимизм.Любовь-ненависть.1.Инверсия-принятие одной из альтернатив.2.Медиация-попытка 3 пути.Инверсивное мышление,апперирует только готовыми суждениями.Опирается на эмоции,ценностью является воспроизводство.Непримеримость к чужому мнению.Борьба со всем,что выходит за рамки привычных устоев.Разное мышление нацелено на образование новых смыслов.Итог медиации «серединная культура».Это новое смысловое поле в котором рождается возможность найти новое решение проблемы не сводимое к старым крайним полюсам.А так же это ядро культуры в отличие от крайностей и девиаций в которую поподают отдельные индивиды и группы людей.В этом смысле серединная культура сближается с культурой повседневности в рамках нормального образа жизни.

Типология культур М. Мид

«Культура и мир детства»1.Постфигуративная.Сохраняется при совместном проживании трех поколений.Патриархальная семья.Старшее поколение-модель для подражания.отношения не всегда хорошие,но даже если новое поколение приходит ко власти,то они не меняют образ жизни и продолжают действовать усвоенных в детстве,поеденческим стандартам.Не осознанность культурных норм,автоматичность и отсутствие..*чего отсутствие?D:*2.Конфгуративная.Дети и взрослые учатся не только у старших,но и у сверсников.Делают предыдущий опыт поколений непригодный для жизни.Приходится формировать новые стили жизни.Сохраняется роль старшего поколения,но она не является непоколебимым образцом для подражания.Нуклеарная семья-дети и родители.Основная роль принадлежит вне семейному воспитанию(школьному и уличному).Конфигурация возникает в том случае если происходят интенсивные технологические сословно-политические трансформации.Завоевания,обращения к другой вере,революция и т.п.3.Предикативная.Взрослые должны учиться у молодых.Это культура еще более быстрых трансформаций.Взрослые не будут в состоянии усваивать новые инновации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.025 с.)