Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изобразительное искусство российской эмиграции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В истории отечественного изобразительного искусства периода второй половины XIX в. - первой половины XX в. можно наметить три этапа: первый - расцвет реализма (1860-1880-е годы); второй- развитие новых художественных течений (конец ХIХ - начало 1920-х годов), третий - параллельное развитие изобразительного искусства в СССР и в российской эмиграции при его некотором типологическом сходстве и идеологическом различии (20-е и последующие годы). В конце XIX начале XX веков реализм продолжал свое поступательное движение, но путь развития русского изобразительного искусства в этот период необычайно усложнился в силу распространения индивидуалистических тенденций и появления новых группировок, порожденных модернизмом. Они были активны. Например, первое поколение русских авангардистов отличалось исключительной решительностью и смелостью исканий, твердостью в отстаивании своих творческих принципов. Оно не могло согласиться с теми живописцами, которые в своих работах придерживались старых образцов. Большое значение в развитии изобразительного искусства в России имело творческое объединение «Мир искусства», созданное по инициативе С. Дягилева и А. Бенуа. Его базой был кружок петербургской интеллигенции, возникший в 1890-х годах, в который входили художники А. Бенуа, И. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, Д. Философов и др. Членами кружка также были композиторы, ведущие мастера сцены. Кружок выпускал одноименный журнал (редактор С. Дягилев). К концу 90-х годов «Мир искусства» оформился как объединение, которое вносило в русскую культуру новые эстетические принципы. Позже в него вошли художники В.В. Серов и М.В. Добужинский. В 1903 г. «Мир искусства» объединился с Обществом 36 художников, основу которого составляли московские художники, в Союз русских художников. Московскую группу составляли живописцы К.А. Коровин, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, А.В. Туржанский, A.M. Васнецов, С.В. Малютин, А.С. Степанов. СРХ ставил цель - «содействовать распространению произведений русского искусства и обеспечить членам союза сбыт их художественных произведений».[49] В 1910 г. Союз русских художников распался, по инициативе москвичей, группа «Мира искусства» стала самостоятельным художественным объединением. В 1920 г. почти все учредители МИ эмигрировали. В первом десятилетии XX в., когда резко ускорились темпы эволюции русского изобразительного искусства и в нем сложился целый спектр направлений, роль освоения и переработки новейшего зарубежного художественного опыта значительно возросла. Главными центрами притяжения русских мастеров стали Париж и Мюнхен. В то же время С. Дягилев, пропагандируя русское искусство за рубежом, организовал в 1906 г. выставку в Осеннем салоне в Париже, в 1906-1907 годах - выставку русской живописи в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции. Благодаря деятельности «Мира искусства» и С. Дягилева, коллекционерству С. Щукина и И. Морозова, новаторскому музейному собирательству и интенсификации международного выставочного обмена, особенно на почве авангардистских устремлений, в 1910-е годы русское изобразительное искусство не только прочно «вписалось» в общеевропейский контекст, но в ряде случаев (В. Кондинский, К. Малевич, М. Ларионов, М. Шагал, П. Филонов, В. Татлин) выдвигается в авангард мирового художественного развития. Активная эмиграция русских художников охватывает период 1917-1924 годов. Последователи различных направлений в изобразительном искусстве, они продолжали за рубежом свою многожанровую работу. Большинство из них сохраняло и развивало свои сложившиеся в России творческие принципы и традиции. Русские художники были тесно связаны с национальной культурой, обязаны ей своим становлением и своим творчеством принадлежали Родине. Эта плеяда живописцев, скульпторов, зодчих снискала славу русскому искусству и прочно вошла в историю отечественной культуры. Вклад художников-эмигрантов не был одинаковым в период жизни за рубежом. Какая-то часть, отвлекаемая от творческой работы бытовыми заботами, затерялась в эмигрантской массе. Выехавшие из России совсем молодые художники могут быть отнесены скорее к мастерам русского происхождения, чем русских традиций. За рубежом работали передвижники И.Е. Репин (с мая 1918 г. он жил в Финляндии, отторгнутой от России, дважды отверг предложение советской власти вернуться на родину), Н.П. Богданов-Бельский (с 1921 г. обосновался в Риге, похоронен в Берлине), Н.И. Фешин (в 1923 г. переехал в США). Большая часть русских мастеров изобразительного искусства сосредоточилась во Франции, преимущественно в Париже. Среди них живописцы А.Н. Бенуа, Ю.П. Анненков, Л.С. Бакст, Б.В. Бессонов, К.Н. Буни, Д.Д. Бушен, Н.С. Гончаров, А.В. Грищенко, Б.Д. Григорьев, Н.В. Зарецкий, Л.В. Зак, К.А. Коровин, В. В. Кандинский, A.M. Ланский, П.А. Мансуров, И. А. Пуни, К.А. Сомов, М.З. Шагал, А.Е. Яковлев; скульпторы Н.А. Певзнер, Д.С. Стеллецкий, A.M. Гюрджан. Приток русской художественной интеллигенции после революции во Францию восстановил традиции русских художников, приезжавших в Париж во второй половине XIX - начале XX веков. Закономерным процессом, обусловленным трудностями адаптации к новой художественной среде и желанием продолжить творческую деятельность в целях сохранения и приумножения духовных ценностей русской художественной культуры, участники выставок «Мир искусства» в марте 1921 г. провели в Париже организационное собрание, на котором было принято решение объединиться для коллективной работы. Объединение занималось в основном организацией выставок. В 1921 г. был образован Союз русских художников в Париже, насчитывавший 130 человек.[50] Большинство членов Союза лояльно относилось к советской власти, выражало симпатии приезжавшим во Францию из СССР деятелям культуры. Парижская художественная культура охватила некоторых русских живописцев. Попав в Париж, они заражались общими увлечениями момента, старались усвоить «последний крик» модных течений, приобщиться к самым новейшим достижениям в области изобразительного искусства Франции. Одни выбирали себе образцом для подражания Сезанна, другие - Пикассо и т.д. В работах «пошатнувшейся» части российских живописцев проявилась реминисценция «парижского воздуха». В конце 1920-х - начале 1930-х годов во Франции ведущая роль принадлежала художникам-сюрреалистам. Это течение коснулось и ряда, но не большинства, русских художников. Русские художники И. Лебедев, X. Сутин, В. Барт, С. Фотинский, И. Гончарова, М. Ларионов, Л. Гудиашвили приняли участие в июне 1921 г. в выставке «левых» художников «Сотня с Парнаса» - «полпредов» прогрессивного левого искусства. В 1920-е годы во Франции начинают возникать группировки русских художников. В 1925 г. в Париже было создано при участии И.Я. Билибина, П.П. Муратова, В.П. Рябушинского, Д.С. Стеллецкого и других общество «Икона», объединявшее художников и иконописцев, иконологов и любителей русской иконы. Т.Л. Сухотина-Толстая организовала в Париже в 1329 г. Русскую академию Толстой. Преподавали, в ней М.В. Добужинский, К.А. Коровин, И.Я. Билибин, Д.Б. Григорьев, В.И. Щухаев. В конце 1930 г. академия закрылась из-за финансовых трудностей. В 1946 г. в Париже по инициативе русских художников Н. Габо, А. Ланского, С. Полякова и других было основано объединение абстракционистов «Салон Новых реальностей». Объединению предшествовала одноименная выставка «Конкретное искусство» в 1945 г. В 1956 г. почетным президентом Салона стал А. Певзнер. В Германию эмигрировали живописцы Н.П. Богданов-Бельский, В.В. Кандинский (после прихода к власти фашистов переехал во Францию), Е.К. Маковская, В.Н. Масютин, Ф.А. Рубо, М.В. Сабашников, А.Г. Явленский; график и сценограф С.В. Чехонин, скульптор Л.С. Бернштейн-Синаев и другие российские мастера. В 1922 г. в Берлине был организован Дом искусств, председателем которого стал Н.М. Минский. Его ядром были A.M. Ремизов, И.А. Пуни, Н,Д. Милиоти, К.Ф. Залит, М.А. Лагарно, В.Н. Масютин, К.Л. Богуславская, A.M. Арнштам, К.В. Дыдышко, Л.О. Пастернак. В 1922 г. издательство «Русское искусство» устроило в Берлине выставку работ видных русских художников Н.С. Гончаровой, Н.Ф. Ларионова, Н.К. Рериха, С.А. Сорина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, К.А. Коровина, К.А. Сомова и других. Это событие способствовало возникновению целого ряда галерей и кружков художников. В Америку, в основном в США, русские мастера изобразительного искусства, как и другие российские эмигранты, начали активно переезжать из взрывоопасной Западной Европы в конце 1930-х годов. В США в начале 40-х годов собралось немало русских живописцев, графиков, сценографов и скульпторов. Назовем некоторых из них. Это живописцы Б.С. Аронсон, Л.Г. Берман, Д.Д. Бурлюк, Н.И. Васильев, М.А. Вербов, М.В. Добужинский, A.M. Зельманова, Б. Золотарев, А. Качинский, С.Ю. Судейкин, Б.Ф. Шаляпин (старший сын П. И. Шаляпина). В 30-х годах русские художники И. Болотовский, И. Ротко, И. Циковский, Н. Домбровский создали американское объединение художников абстрактно-экспрессионистского направления, которое рассматривало внешний мир как средство выражения субъективных состояний человека. Но заметного пополнения и влияния на художников-эмигрантов это объединение не имело. По разным странам судьба разбросала российских мастеров живописи. В Италии поселились художники С.В. Бакалович, Е.Н. Берман, Р.Н. Браиловская, Л. Браиловский, В.О. Франкетти, Г.И. Шилтян, А.В. Исупов. В Англии нашли приют живописцы Б.В. Анреп, Е.С. Молло, В.Я. Полунин, С. Федорович, П. Хентова, Н.П. Химона. Некоторые художники выбрали Польшу, Чехословакию, Югославию, Швейцарию, Финляндию, Латвию, Голландию, Бельгию, Бразилию, Мексику и другие страны. Большая часть российских мастеров изобразительного искусства плодотворно работала за рубежом, о чем свидетельствуют каталоги картин на выставках тех лет в разных странах. Лишь незначительная часть художников отдалась «коммерческой» живописи (надо было как-то существовать). А там, где начинается поточная работа на рынок, на мелкого потребителя, кончается настоящая живопись как искусство. К сожалению, до нас не дошли творения русских художников-эмигрантов. Картины, изваяния мастеров покупали на выставках национальные картинные галереи, а также частные лица. Лишь часть из них после Великой Отечественной войны была возвращена в СССР из стран Восточной Европы.
РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1874-1947). Выдающийся художник, философ, ученый, известный путешественник и общественный деятель мирового масштаба — таков диапазон личности Н. Рериха. Мы ограничимся краткой характеристикой Николая Константиновича как художника. Родился в Петербурге, в семье крупного юриста. Окончил гимназию, затем юридический факультет Петербургского университета, а параллельно и Академию художеств. Его выпускная картина «Гонец. Восстал род на род» свидетельствовала о большом таланте начинающего живописца и склонности к историческим сюжетам. Эта идейно-художественная ориентация Рериха станет лейтмотивом его творчества на долгие годы («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902 и другие, более поздние). Художник стремился проникнуть в глубь веков, в живой и целостный мир далеких предков, связать его с поступательным развитием человечества, с идеалами гуманизма, героики и красоты. В 1916 г. Рерих из-за болезни легких поселился с семьей в Сердоболе (Финляндия). После отделения Финляндии в 1918 г. от Советской России он оказался эмигрантом. Здесь Рерих упорно работает. В 1918-1919 годах он провел персональные выставки в Стокгольме и Хельсинки. В 1920 г. Рерих переехал в США, где в течение трех лет организовал выставки своих картин в 28 американских городах. В 1923 г. после кратковременного пребывания в Европе он вместе с семьей отправился в Индию, где в 1925 г. организовал экспедицию по Центральной и Восточной Азии. В 1928 г. Рерих с семьей поселился в долине Кулу (Индия), где прожил до конца своих дней. Здесь же разместился созданный им Институт гималайских исследований. Наряду с большой общественной и научной деятельностью Н.К. Рерих продолжает заниматься живописью. Сюжетная композиция дополняется стремлением художника осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», «Знамение»). Для живописи Н. Рериха 20-40-х годов (монгольская, тибетская, гималайская серия горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность, и романтическая приподнятость образов, острота и вместе с тем ясность форм, неправдоподобные интенсивные краски («Гуга Чохан», «Знаки», «Гэсера», «Гималаи»). В творчестве Рериха заметное место занимают картины на аллегорические темы Древней Руси и Востока, в которых ясно проступает его мировоззрение, близкое к буддийской философии, утопическим надеждам на «глббально-мессианскую» роль искусства. Он запечатлел в картинах образы святых, пророков, легендарных героев, мудрецов: «Великий дух Гималаев», «Николай Угодник», «Пантелеймон Целитель», «Лао Тзе», «Конфуций», «Кришна», «Бхагаван», «Будда», Гэсэрхан», «Приказ Учителя» и другие полотна. Культурно-художественное наследие Н.К. Рериха прочно связано и с самой традиционной культурой Востока, и с ее духовно-философской сердцевиной. СКУЛЬПТУРА Пути развития отечественной скульптуры в конце XIX — начале XX веков были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и идейная содержательность. Скульптура активно участвовала в поисках нового и становилась одним из ведущих видов искусства. Расширился тематический круг произведений, преодолевалась застылость академической лепки формы, использовались более разнообразные материалы - не только бронза и мрамор, как ранее, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делались попытки вносить в скульптуру цвет. Монументальная скульптура в начале XX века по-прежнему развивалась затрудненно. Российские скульпторы-эмигранты обосновались преимущественно в США. А.Н. Аронсон, А.П. Архипенко, С. Бейзерман, А.Н. Близис, Н.А. Габо, Г.В. Дерюжанский, В.А. Издебский, С.Т. Коненков (в 1945 г. вернулся в СССР), Б.М. Микешин - вот неполный список российских скульпторов в этой стране. В Италии жили князь П.П. Трубецкой (здесь он провел большую часть своей жизни), Х.Я. Липшиц. Творчество скульпторов за рубежом не угасло, вопреки утверждениям советских искусствоведов, «импрессионистский», «живописный» подход П. Трубецкого к пластике существенно повлиял на развитие русской скульптуры, особенно станковой.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Во второй половине XIX - начале XX веков распространение русских архитектурных идей за пределами России проходило главным образом по двум направлениям. Первое - это устройство павильонов России на международных выставках и второе - строительство за рубежом русских православных церквей, выполнявших функции посольских или олицетворявших память о важнейших для судеб Отечества исторических событиях. Традиции «историзма» требовали в подобных случаях использования привычно узнаваемых форм национального стиля в его различных модификациях - таких, как «русско-византийский» и «русский» стили середины и второй половины XIX в. или «неорусский» стиль начала XX в. - модерн, распространявшийся в России в конце XIX — начале XX веков. Октябрьская революция обозначила резкий стилистический перелом в развитии архитектуры России. И хотя в годы советской власти в архитектурной практике страны находилось место классическим реминисценциям, дальнейшая эволюция русского национального стиля в новых социально-политических условиях оказалась невозможной. И все же традиции национального стиля после 1917 г. были продолжены русскими архитекторами за пределами России - главным образом, при строительстве храмов русской православной церкви за рубежом. Их композиция в большинстве случаев решалась в духе «неорусского» стиля, который доказывал свою жизненность. Лучшие из новых сооружений такого типа отнюдь не повторяли более ранние образцы, а свидетельствовали о творческом развитии идей национального романтизма начала столетия. В качестве примеров могут быть приведены храмы в Брюсселе, Бизерте, Тунисе, Аделанде, Сан-Франциско, Джорданвиле (близ Нью-Йорка) и других городах мира, где образовалась русская диаспора. Примечателен творческий путь русского архитектора В. К. Олтаржевского в период его пребывания в Америке в 1924-1935 годах. Творчество Вячеслава Константиновича одновременно повлияло на современные архитектурные тенденции как в Нью-Йорке, так и в Москве. Опыт Олтаржевского представляет наглядный пример уникального случая, в котором зодчему сначала удается успешно работать в прогрессивном архитектурном мире Нью-Йорка, где он при проектировании небоскребов соединил идею вертикальности ступенчатых небоскребов с подобными традициями московского зодчества, а затем, после возвращения на родину в 1935 г., - в Москве. В апреле 1951-1956 годов Олтаржевский принял активное участие в создании послевоенного ансамбля высотных зданий в Москве, который сочетает в себе вертикальную насыщенность пирамидального силуэта Московского Кремля с окружающими его монастырями и подобную пирамидальную морфологию нью-йоркских проектов для «города башен». Этот ансамбль во многом отражает уникальную роль и вклад Олтаржевского в советскую архитектуру. Среди архитекторов-эмигрантов, пользующихся мировой славой, были Б. Любеткин, С. Чермаев, Н. Габо, Н. Певзнер, Н. Васильев, Л. Каи, Г. Биркертс (США), Г. Варшавчик, Э. Миндлин (Бразилия), архитекторы в Болгарии, Югославии, Румынии, Чехословакии и в других странах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура российской эмиграции - это наиболее яркие страницы истории Российского зарубежья. Наши соотечественники принесли на Запад свою культуру с ее национальными традициями, ценностями и менталитетом, расцвет которой достиг своего апогея в эпоху Серебряного века, оборванного революционными потрясениями и гражданской войной. В мировой истории нет явления, которое по численности и культурному значению могло бы сравниться с Российским зарубежьем. Культурное наследие российской эмиграции является одной из ведущих тем в изучении отечественной эмиграции на всем протяжении ее существования. К ней обращались и обращаются как зарубежные, так и российские исследователи. Основная масса эмигрантов первой волны - это образованная часть населения России: дворянство, буржуазия, интеллигенция, офицеры, студенты. Эта часть российского общества и была носительницей отечественной культуры и ее питательной средой. Сама великая культура и русский язык способствовали сохранению у эмигрантов в их тяжелой жизни национального чувства, препятствовали их ассимиляции, укрепляли этническую стабильность эмиграции. Важную роль в возможной культурной самоидентификации (самоотождествлении) российской эмиграции, ее адаптации и даже ассимиляции играла государственная власть стран, где создалась российская диаспора, о чем свидетельствует опыт культурных акций, замыслов, например, Чехословакии и Югославии. Но эти действия не привели к растворению русской культуры за рубежом. Изучение роли государственной власти, общественных организаций и личности в культуре российской эмиграции дает ключ к ответу: почему российская диаспора избежала обвальной ассимиляции и создала на чужбине внегеографическую Россию, разбросанную по разным странам мира и сохранившую культуру Родины в инокультурном инонациональном окружении и оставила богатейшее наследие. Культура Российского зарубежья представляет собой специфическое явление мировой истории: она продолжала жить и развиваться и отрыве от Отечества, от национальных корней. Но эмигрантская культура не может быть этнически стабильной на многие годы. Культура народа живет, пока живы ее носители, которым она нужна и которые ее развивают, чтобы духовно сохранить себя. Как и все духовное русская культура эволюционировала под влиянием внешней среды, постепенно утрачивая национальные традиции и окраску, ассимилируясь в культуре стран проживания. Хронологические рамки полноценного существования русской культуры за рубежом начало 20-х - конец 50-х годов, большинство исследователей считает, что зарубежная русская культура как феномен сохранялась два-три поколения. Со смертью ее гигантов, а также ее носителей она угасла, но существует в отечественной истории. Культура Российского зарубежья была и остается достоянием человечества. Третье поколение, тем более четвертое, эмигрантов первой волны это люди другой культуры, многие из них русского языка-то толком не знают. А забывая язык, потомки в условиях отсутствия связи с Родиной предков забывают и национальные культурные традиции. Они стали людьми западной культуры и культурных ценностных ориентаций. Русская культура на вершине своего развития заявила о себе как один из лидеров мирового культурного движения. Но если Россия в советское время теряла целые пласты культурного богатства, созданного соотечественниками, то мир, и прежде всего Франция и США, активно впитывал достижения российских эмигрантов, культурная деятельность которых за рубежом была прямым продолжением творческого взлета эпохи Серебряного века. Однако следует отметить, что влияние русской культуры на культуру стран проживания эмигрантов было подготовлено также и европейским модернизмом. Черты русского модернизма, взращенные и интерпретированные Серебряным веком, были близки европейскому сознанию в области литературы и искусства и органично вписались в него, став составной частью международного модернизма и сохраняя при этом специфическую «русскость». Для доказательства тезиса о влиянии культуры Российского зарубежья на европейскую и мировую культуру приведем примеры на Франции, США, Австралии. Париж был главным культурным центром Российского зарубежья. Здесь создавались различные общества, союзы деятелей русской культуры. Во французской Опере, в театрах выступали русские артисты, внося свой вклад в развитие французского оперного, хореографического и театрального искусства. Труды русских философов, писателей, поэтов издавались на французском языке и были доступны широкой читательской аудитории страны. В столице неоднократно устраивались выставки произведений русских мастеров изобразительного искусства, что оказывало определенное влияние на французское художественное творчество. В Париже, на известном русском кладбище Сен-Женевьев де Буа, похоронены многие деятели культуры Российского зарубежья. Прагматичные круги США использовали преимущественно научные достижения и открытия русских ученых-эмигрантов. Мы писали о плодотворной научной деятельности на американской земле авиаконструктора И. Сикорского, В. Зворыкина «отца телевидения», физика Г. Гамова - автора гипотезы «Горячей Вселенной», химика Г. Кистяковского, работавшего над проектом Манхеттен по созданию первой атомной бомбы. Д. Сарнофа - радиоинженера, который первый передал музыку по радио. На музыкальном поприще плодотворно трудился композитор Ирвин Берлин, автор более 800 песен, включая национальный гимн «Бог благословил Америку!» Музыку к большинству голливудских фильмов написали два наших соотечественника русские композиторы-эмигранты Дмитрий Теткин и Владимир Дукельский (Верном Дюк). Вот каких гигантов науки и культуры подарила Россия Америке. Российская эмиграция помогла австрийцам приобщиться к русской культуре. Здесь гастролировали в 1926 г. Федор Шаляпин и Анна Павлова. В Австралии давали концерты Хор донских казаков, Хор атамана Платова, Донской казачий хор Кострюкова. Выступления известных русских балетных трупп оказали значительное влияние на становление австралийского балетного искусства. Русская зарубежная культура, сохраняя свою национальную самобытность, вместе с тем обогащалась (по принципу взаимопроникновения) за счет той культуры, с которой соприкасалась в силу обстоятельств. Западные элементы культуры, приемлемые для эмигрантов по морально-этическим и эстетическим критериям, преломлялись в русском варианте, но никогда не доминировали в русской зарубежной культуре в хронологических рамках ее существования, вопреки утверждению некоторых российских исследователей о некоем синтезе русско-европейской культуры первой половины XX в. Именно в этом контексте можно говорить, учитывая универсальность русской культуры как части общечеловеческой ценности, о влиянии русской цивилизации на европейскую культуру, и использовании в качестве модели исторического опыта русской нации в сложной и противоречивой концепции современной европейской интеграции, сближения Востока и Запада. В этой связи актуальным становится вопрос о роли русской культуры в мировой цивилизации, и решение этого вопроса возможно только при возрождении единой национальной культуры России. Многие потомки эмигрантов первой волны откликнулись на порыв ученых России возродить отечественную культуру и считают своим долгом передать в дар Родине предков реликвии русской зарубежной культуры. Отечество не имеет морального права предать забвению выдающихся деятелей русской науки и культуры, почивших за рубежом, которых бездумно и безжалостно отвергли большевистские ортодоксы. Еще требует научного осмысления широкий и плодотворный процесс стремительного возвращения в Россию культурного наследия российской эмиграции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. - Париж, 1961. Алданов М. С.В. Рахманинов //Литературное обозрение. - 1990. - № 10. Бахрушин Ю.А История русского балета. - М.: Просвещение, 1977. Блостер Уэс. Беседы с Игорем Стравинским //Культура. 1992. - 20 ноября. Боброва Н. Дягилев приглашает //Российская газета. - 1992. - 18 марта. Богородцев П. Восстановление святынь //Новое время. 1992. - № 30. Валериус С. Прогрессивная скульптура XX в. - М.. Изобразительное искусство, 1973. Вардадым В. В погоне за сенсацией //Литературная Россия. - 1990. - 18 мая. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Воспоминания. — Нью-Йорк, 1956. Васильев И. Пути зарубежья //Союз. - 1990. -№11. Вертинский А. Дорогой длинною. - М.: Изд. «Правда», 1991. Вертинский А. Песни и романсы. - Л.: Изд. «Советский композитор», 1991. Винчи Л. Неразгаданное чудо. К 100-летию Михаила Чехова //Советская Россия. - 1991. - 14 августа. Год Федора Ивановича Шаляпина. Подборка статей //Голос Родины. - 1993. -№7. Гусарова А.П. Русская живопись. Мысли и думы. - Л.; М.: Искусство, 1966. Дмитриевский В. Московско-новгородский человек Сергей Рахманинов //Голос Родины. - 1993. -№43. Дьяконицын Л.Ф. Идейные противоречия в эстетике русской живописи конца XIX - начала XX веков. - Пермь, 1966. Емельянов Т. Правда и ложь о Федоре Шаляпине //Российская газета. - 1992. -1 августа. Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. - Париж, 1970. Ковчег. Поэзия первой эмиграции. - М.: Политиздат, 1991. Костиков В. Не будем проклинать изгнание. - М., 1990. Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. - М: Изобразительное искусство, 1979. Лавров В. Литература эмиграции - без тайн //Книжное обозрение. - 1990. - № 33. Литература русского зарубежья: Антология в 6 т. М.: Книга, 1990. Михайлов О.Л.Писатели младшего поколения //Литература в школе. -1991.-№3. Михайлов О. Н.Прозаики старшего поколения //Литература в школе 1991 -№2. Назаров Л. История русской литературы XX века в эмиграции //Московские новости. - 1992.- №31. Пащуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1991. Петров Р. Милюков, или биография компромисса //Огонек. - 1990. - № 24. ______J Поливанов О.А. Психология русской эмиграции. - СПб., 1992. Поэты русского зарубежья //Литературная газета. - 1990. - 21 марта. Пугош Л. Судьба Петра Лещенко //Литературная газета. - 1990. - 31 января. Резанов Г., Хорошилова Т. Париж возвращает России «Русские сезоны» //Комсомольская правда. - 1992. - 31 октября. Рейс Евгений. «Черная Роза» Вертинского //Неделя.- 1991. - №22. Русские в Праге /Ред. - изд. С.П. Постников. - Прага, 1928. Савченко В А. Кумиры забытой эстрады. - М: Знание, 1992. Северюхин Д.Я., Лейкинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941). Биографический словарь. - Петербург: Изд. Чернышева, 1994. Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, письма, интервью. - М.: Изобразительное искусство, 1982. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции в 1920-х годах. - М., 1991. Солдатов С. О восстановлении целостности русской культуры.- 1990.- № 11. Струве Г. Русская литература в эмиграции. - Питтсбург, 1972. Туровская Л. Русские в долине Кулу //Российская газета. - 1992.- 17 декабря. Фокин М.М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи. Письма. /Сост. Ю.И. Слонимский. - М., 1962. Шальнев А. В Коста-Рике у Рахманинова //Союз. - 1990. - № 13. Шанов В. Михаил Чехов и русский экзистенциализм //Независимая газета.-1991.-28 августа. Яворская И.В. Из истории советского искусствознания.- М., 1987.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I РУССКИЕ ИСТОРИКИ-ЭМИГРАНТЫ...............................................................4
ГЛАВА II ПРАВОВЕДЫ И ПУБЛИЦИСТЫ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ................ 20
ГЛАВА III ЛИТЕРАТУРА РОССИЙСКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ................................................38 РУССКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ..................................................40 ДВА ПОКОЛЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ-ЭМИГРАНТОВ..............................43 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ …………………..45
ГЛАВА IV ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ..................................................55 РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЗА РУБЕЖОМ....................55 РУССКИЕ ОПЕРА И БАЛЕТ В ЭМИГРАЦИИ.......................................61 ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО......................................................................70 РУССКИЙ ТЕАТР В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ЭМИГРАЦИИ..............75 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ……………………………………………………………..79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................90
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.017 с.) |