Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Методологические основы курса «Исследование систем управления»
Основные понятия темы: Процесс распознания в исследовательской деятельности. Понятие исследования и виды исследований, потребность исследования, объект и предмет исследования. Роль исследований в научной и практической деятельности человека. Ресурсы. Результаты исследования. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства. Разработка гипотезы и концепции исследования системы управления. Методика исследования. Метод и средства проведения исследований. Виды исследований. 1. Распознание в исследовательской деятельности Распознание – процесс получения обработанной выходной информации о принадлежности объекта к определенному классу с помощью специальных методов[1]. Распознавание образов [2] - научное направление, связанное с разработкой принципов и построением систем, предназначенных для определения принадлежности данного объекта к одному из заранее выделенных классов объектов. Под объектами в распознавания образов понимают различные предметы, явления, процессы, ситуации, сигналы. Этапы процесса распознавания [3]: формулирование целей процесса распознавания; фильтрация (выделение) основных структурных элементов; определение принципов опознавания исследуемых элементов среды; установление сходств и различий элементов; анализ и нахождение наиболее рационального варианта разбиения элементов; непосредственная классификация элементов; выходная информация о процессе распознавания и результатах процесса. Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования[4].
2. Понятие и роль исследований в научной и практической деятельности человека Исследования - важная составляющая деятельности организации и один из главных факторов повышения эффективности работы систем управления предприятиями. Исследование [5] - п роцесс - изучения объекта с целью определения законов и закономерностей его возникновения, функционирования, совершенствования, развития, особенностей и тенденций перехода из одного состояния в другое, получение и применение новых знаний в теории и на практике. Исследование [6] – вид деятельности - распознавание проблем и ситуаций, определение их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития, установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний, нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Характеристики исследований [7]: - направленность на результат (фундаментальные, прикладные); - решаемая задача (текущие, перспективные); - продолжительность проведения (экспресс, краткосрочные, долгосрочные); - емкость используемых ресурсов (мало-, средне-, ресурсоемкие); - используемая информация (внутри-, внешне-, смешаноинформационные); - число исследователей (индивидуальные, коллективные); - уровень организации (спонтанные, организованные); - полнота изучения и число исследуемых объектов (тематические, общие, частные); - локальные, глобальные; - регулярность проведения (регулярные, эпизодические, разовые); - сложность (простые, сложные); - подход к исследуемому объекту (локальные, системные); - место проведение (лабораторные, промышленные); - наличие модели исследования (натурные, модельные); - характер объекта (геополитические, политическое, социологическое, экономическое, техническое); - отношение к периоду функционирования (ретроспективные, текущее, прогнозные); - методология проведения (контрольные, диагностические, сравнительные, классификационные); - характер исследования (поисковые, научно-исследовательские, опытно-промышленные); - форма получения результата (количественные, качественные); - вид используемой информации (экспертно-оценочные, логические, математические, статистические); - отношение к методу исследования (теоретические (позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические исследования), эмпирические (на базе установленных опытным путем новых факторов и их последующего обобщения сформулировать знания и прогнозы).
Объект [8] (от лат. objectum — предмет) — предмет, явление, процесс в целом или их отдельные стороны, существующие в реальной действительности на которые направлена какая-либо деятельность. Объекты исследования: мир, внешняя среда, системы, операции, отношения.
Классификация объектов исследования [9]: · по сущности системы (биологическая, техническая, политическая, социальная…); · по уровню управления (исполнитель, отдел, управление, организации, отрасль, регион); · по общим функции управления (прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ); · по среде (внутренняя, внешняя); · по структурно-функциональным подсистемам (линейные, функциональные, обеспечивающие); · по элементам системы управления (цели управления, методы, решения, информация, кадры, организация структур управления, технологии управления); · по видам оценок (оценка эффективности, качества труда, качества продукции, рисков, стратегии развития); · по параметрам (состав оборудования, производительность, рентабельность, эффективность). Предмет — целостность, выделенная из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания[10]; всякое материальное явление, вещь; то, на что направлена мысль, действие или чувство[11]. Объект и предмет исследования как научные категории - соотносятся как общее и частное. Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.
3. Методология исследований: цель, подходы, принципы, методы, средства Методология (от «метод» и «логия») – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности[12]; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, учение об этой системе[13]. Предмет методологии – организация деятельности[14]. Методология исследования [15] - совокупность целей, гипотез, подходов, принципов, методов, средств, процедур логической организации, используемой при изучении явлений и осуществлении познавательной деятельности. Цель исследования – поиск наиболее оптимальных вариантов построения системы управления, организации ее функционирования и развития. Подход - совокупность основополагающих приемов, способов и средств управления чем-нибудь, исследования, осуществления или ведения чего-либо[16]; ракурс исследования, исходная позиция, отправная точка с которой начинается исследование и которая определяет его направление относительно цели[17]. Виды подходов: аксиологический, антропологический, виртуальный, воспроизводственно-эволюционный, глобальный, гуманистический, деловой, деятельностный, диалектический, директивный (административный), инновационный, интегрированный, информационно-технологический, исторический, компетентностный, комплексный, критериальный, культорологический, личностно- ориентированный, личностно-деятельностный, логико-интуитивный, логический, маркетинговый, ноосферный, нормативный, оптимизационный подход, поведенческий, предметный, процессный, рейтинговый, рефлексивный, системно – деятельностный, системный, ситуационный, социокультурный, стандартизационный, стейкхолдерский, стратегический, структурный, феноменологический, функциональный, цивилизационный, эксклюзивный, эмпирический и другие. Методология включает [18]: методы – способы исследования; принципы – обобщенные правила, требования к выполнению каких-либо процессов, указывающих путь к истине;
теории (что) – система обобщающих положений в той или иной отрасли знаний; нормы – стандарты, правила, регулирующие определенный вид деятельности на основе дозволения, предписания или запрета; понятия – логически оформленные общие мысли, представления, сведения о каком-либо предмете и явлении, фиксирующие их признаки. Метод [19] (от греч. methodos — путь исследования, способ познания) —сознательно и последовательно применяемый способ достижения цели. Способ познания, исследования явлений природы и обществ, жизни с целью построения и обоснования системы знания. Принципы – основные правила, положения, руководящие идеи и нормы, определяющие направление проведения и процессы организации познавательной деятельности. Принципы исследования [20]: целеустремленность; целенаправленность – от целей к тождественным результатам; системность; обусловленность исследовательских функций целями исследования; первичность исследовательских функций; функциональность исследования; объективность; беспристрастность и непредвзятость, научная корректность; соблюдение правовых норм; своевременность; развития и движения систем управления; научность; прогрессивность; необходимое разнообразие; проверяемость практикой; взаимосвязь целей и функционирующих подсистем, элементов между собой и между внешними системами; комплексность; преемственность; оптимальность; перспективность; простота; доходчивость; согласованность с целями, задачами, стратегиями, тактикой, временем функционирования; учет специфичности; оперативность; автономность; экономичность; комфортность; параллельность работ; специализация; концентрация; систематичность и ритмичность; научное равенство исследователей; консультативность – получать и давать; ответственность; активизация и стимулирование; коллективное творчество; творческая активность; методический подход; замкнутость общих исследовательских функций. Структура методологии [21]: · характеристики деятельности: особенности, принципы, условия, нормы деятельности; · логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, методы, результат деятельности; · временнáя структура деятельности: фазы, стадии, этапы деятельности. По содержанию различают методологии [22]: агностицизма, дуализма, материализма, позитивизма, теологизма, экзистенциализма.
Методология позитивизма - изучение объектов только с точки зрения его полезности и оценки этой полезности. Методология дуализма - построена на предположении наличия в явлении двух сущностей. Методология агностицизма - предполагает невозможность познания реальной действительности. Методология э кзистенциализма - основана на априорном преувеличении фактических данных. Методология материализма - в ее основе находится материалистическое понимание всех явлений. Методология теологизма – основана на вере в Бога, абсолютную идею.
Методика исследований [23] - совокупность способов, приемов и действий практического выполнения определенных исследовательских процессов. Средства исследования [24] - искусственно созданные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ, материальные объекты, предназначенные для проведения исследовательских работ.
4. Разработка гипотезы и концепции исследования Гипотеза [25] - предположение, вариант развития или объяснений при недостающей информации. Научная гипотеза должна [26]: · быть в принципе проверяемой; · поддаваться опытной проверке; · обладать достаточной общностью и предсказательной силой; · служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях; · не содержать логических противоречий. Концепция [27] - система взглядов, выражающая определенный способ видения ("точку зрения"), система понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов, ведущая идея или (и) конструктивный принцип, реализующий определенный замысел в той или иной сфере. Концепция исследования [28] - комплекс ключевых положений методологического характера, определяющих подход к исследованию и организации его проведения.
5. Ресурсы, результаты исследования Решение [29] - 1. Процесс и результат выбора способа и цели действий из ряда альтернатив в условиях неопределенности; осознание необходимости каких-либо действий. 2. Постановление, приговор. 3. Заключение, вывод из чего-либо. Ресурсы – комплекс средств и возможностей, обеспечивающих успешное проведение исследования и достижения его результатов, источники, средства обеспечения производства Ресурсы экономические [30] —природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал). Информационные ресурсы [31] – знания, сведения, данные, полученные в результате развития науки и практической деятельности людей, используемые в общественном производстве и управлении как фактор повышения эффективности. Результат - следствие чего-либо, последствие, конечный вывод, итог. Научный результат [32] - продукт научной деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Разновидности результатов исследования:
- непосредственный результат[33] (результат по форме) – рецепт, рекомендация, модель, программа, стратегия, решение, методика, тип организации, система мотивации, решение, тип организационной культуры, технология, миссия, виденье, стратегия, система оценки, управленческий учет, система контроля, антирисковая система, система адаптации, система обучения; - опосредованный результат[34] (результат по сущности) – эффективность, производительность, социально-психологическая атмосфера, имидж фирмы, прибыль, корпоративная культура, инновационный потенциал, качество, организация, организационная культура, ключевые ценности, моделирование действительности. Виды исследований (основные): · научное – выработка новых знаний и открытие закономерностей; · пилотажное – проверка и уточнение элементов основного исследования и внесение необходимых корректив и изменений; · полевое – сбор первичных данных в условиях естественных для исследуемого объекта; · прикладное – направлено на решение каких-либо прикладных проблем; · социальное – изучение поведения людей, групп, процессов социального взаимодействия в организованных сферах жизнедеятельности общества; · социологическое – исследование социальных объектов, отношений, процессов для получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни; · сравнительное – ориентировании на получение выводов, основанных на сравнении явлений и процессов во времени и пространстве; · фундаментальное – с целью развития научных теорий или основополагающих принципов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.029 с.) |