Понятия системы, элементов, состояния системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия системы, элементов, состояния системы



 

Основные понятия темы:

Типы системных представлений. История развития системных представлений.

Понятия системы. Классификация систем. Понятия система управления, объект управления, субъект управления. Виды систем управления. Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции. Классификация связей в системах. Системный анализ. Системный подход. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Методы системного анализа.   

 

1. Типы системных представлений [48]: микроскопи­ческое; функциональное; иерархиче­ское; процессуальное; макроскопи­ческое.

Микроскопическое представление системы - понимание системы как множества наблюдаемых и неделимых величин.

Функциональное представление системы - совокупность действий, которые необ­ходимо выполнять для реализации целей функциониро­вания системы.

Иерархическое представление - рассматривает всю систему как совокуп­ность подсистем, связанных последовательно между собой.

Процессуальное представление - характери­зует систему как совокупность действий, необ­ходимых для реализации целей функциониро­вания системы.

Макроскопическое представление - характеризует систе­му как единое целое, находящееся в внешнем окру­жении.

2. Эволюция систем управления [49] (основные этапы развития):

· управление на основе контроля за исполнением (постфактум);

· управление на основе применения методов экстраполяции – при использовании которых можно прогнозировать с учетом ранее достигнутых результатов;

· управление на основе предвидения изменений, обусловленного возникновением неожиданных явлений и ускорения темпа изменений. Позволяет своевременно оценить будущие тенденции и определить реакцию на них;

· управление на основе гибких экстренных решений, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.

 

3. Система, ее элементы и состояние

Система [50] (от греч. systema — соединение, целое) — упорядоченное множество элемен­тов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; порядок, обусловленный планомерным, правильным располо­жением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый установившийся порядок чего-либо; совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и ор­ганизационно объединенных в единое целое.

Подсистема [51] – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.

Элемент - составная часть сложного целого[52]; неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей[53].

Вход системы [54] (поступающие компоненты) — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, оборудование, кадры, документы, информация и т. п.

Выход системы [55] - выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.).

Состояние системы [56] – характеристика системы на определенный момент ее функционирования. Состояние системы в конкретный момент времени описывается комплексом фактических значений существенных переменных и параметров.

Функционирование системы [57] - организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей; координация, учет и контроль,мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы.

Развитие системы [58] - процесс совершенствования на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы.

Активаторы системы [59] - операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать.

Дезактиваторы системы [60] - операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), способствующие ее разрушению.

Классификация видов систем [61]:

· по способу образования - естественные (созданные природой); искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата;

· по сущности – космические, биологические, технические, социальные (неорганизованные — толпа и пр.; органи­зованные или организационные — организация), экономические (организованная система для производ­ства товаров и услуг, потребления материальных благ — производственные, технологические, транспортные), экологические, политические, другие, в том числе, взаимно сочетающиеся (в частно­сти, социально-экономические могут одновременно яв­ляться организационными);

· по отношению к целевому назначению - целенаправленные, достигающие определенной цели на основе выполнения заранее запрограммированных работ, целеустремленные, достигающие удовлетворение целе­вых потребностей на основе выбора альтернативных способов;

· по наличию ведущего элемента - централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования; децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли;

· по размеру - малые (содержат менее 30 элементов), средние (содержат до 300 элементов), большие (содержащие более 300 элементов);

· по продолжительности функционирования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;         

· по режиму функционирования - кратковременные, разовые, дискретные, непрерывные;

· по специализации – специализированные (специализирующиеся на выполнении одной функции), комплексные (выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги);

· по предсказуемости поведения - детерминированные (результаты функционирования предсказуемы), стохастические (результаты функционирования носят вероятностный характер;

· по отношению к изменениям во времени - относительно статичные, не изменяющиеся во времени; динамические, изменяющиеся во времени;

· по взаимодействию с внешней средой - изолированные (не имеющие связей с внешней средой), закрытые (имеющие одностороннюю связь с внешней средой), открытые (взаимодействующие с внешней средой на основе прямых и обратных связей и зависящие от нее.

4. Система управления, объект и субъект

Система управления [62] - совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей.

Объект управления [63] - управляемая подсистема, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы.

Субъект управления [64] - управляющая подсистема, совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы.

Виды систем управления [65]: стратегическое планирование деятельности организации; управление управленческой деятельностью; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятель­ностью; управленческое консультирование; управление внутренними или внешними коммуникациями.

 

5. Категории дисциплины «Исследование систем управления»

Исследование систем управления [66] – научное изучение исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получение и применение новых знаний в теории и практике.

Исследование систем управления [67] – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом.

Структура [68] (от лат. structura — строение, расположение, порядок) —Расположение и связь частей, состав­ляющих целое; внутреннее строение чего-либо.

Структуры различают:по сфере существования — материаль­ные (физические, биологические, хи­мические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по ха­рактеру связи — порядковые, компо­зиционные, топологические; по на­правленности — субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей — простые и сложные.

Информация - знания, сведения, данные, полученные в результате развития научной и практической деятельности людей и передаваемые одними людьми другим людям.

Связи – 1. процесс обмена информацией, регулирующий поведение системы; 2. взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени; 3. то, что объединяет объекты и свойства в системном подходе в целое; 4. процесс обмена информацией и материально – техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей.

Классификация связей в системах [69]:

по направлению действия – прямые, обратные (осуществляется на основе воздействия выходной величины системы на вход этой системы);

по отношению к детерминизму – однозначные, вероятностные, корреляционные;

по т ипу процесса, определяемого связью – функционирование, развитие, управление;

по с иле воздействия – порождение, преобразование;

по предмету связи - материальные (в том числе энергетические), информационные;

по уровню порядка - первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу), второго порядка (дополнительные связи, функционально не являющиеся необходимыми);

по уровню и зменчивости - жесткая (в технике), гибкая (изменяющаяся во времени);

по расположению в пространстве - вертикальная (субординационная, соподчиненная - связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами), горизонтальная (между системами одного уровня), диагональная (разновидность вертикальной, но не относящаяся к субординационной);

по отношению к ие рархическому у ровню системы - внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем), внешние (действующие между системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня);

по направлению пере даваемого возд ействия - положительные (рост одной переменной ведет к росту другой), отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой), синергетическая (увеличивающая общий эффект), рекурсивная (позволяет определить какое явление причина, а какое следствие, какая величина аргумент, а какая - функция).

Типы познавательных связей [70]: логическая (соотносят познание с самим собой); эпистемологические (соотносят познание с реальностью); историко-генетические (соотносят познание с прошлым познавателным и социокультурным контекстом); социокультурные (соотносят познание с современной социокультурной средой); коммуникативно – диалогические связи самих исследователей – ученых.

6. Системный подход [71] — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение любого объекта как сложного, состоящего из целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними.

7. Системный анализ [72] - взаимосвязанное логико-математическое и комплексное рассмотрение всех вопро­сов, относящихся к методам руководства всеми этапами жизненного цикла с учетом всех аспектов. Особенности системного анализа в том, что альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы, отсутствуют стандартные решения, особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов.

8. Функциональная роль исследований в развитии систем управления

Функция [73] - свойство системы, которое с помощью связи воздействует на объект управления для достижения цели; работа, осуществляемая системой (ее компонентом) для достижения цели.

Функции основные – направлены на достижение главной, определенной цели.

Функции обеспечивающие – направлены на выполнение вспомогательных функций.

Основные функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ.

Функциональная роль [74] - конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. Функциональная роль исследования системы управления зависит от цикла развития организации.

Функциональная роль исследования системы управления [75] – мера результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении систем управления, зависящего от их научного и практического целевого использования.

Функциональная роль на этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности заключается в исследовании гипотез, моделей, процессов моделирования, устойчивости результатов к ошибкам в исходных данных и др[76].

Функциональная роль на этапе принятия решения определяется необходимостью проведения исследования полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемости различных вариантов решений и др[77].

Функциональная роль на этапе передачи решения заключается в  исследовании возможности искажений времени прохождения решения до исполнителей, формы фиксации передачи решения и др[78].

Функциональная роль на этапе восприятия и исполнения решения заключается в исследовании правильности понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влиянии на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др[79].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.023 с.)