Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия системы, элементов, состояния системы
Основные понятия темы: Типы системных представлений. История развития системных представлений. Понятия системы. Классификация систем. Понятия система управления, объект управления, субъект управления. Виды систем управления. Понятие ИСУ, категории ИСУ: структура, информация, связи, системообразующие факторы, функции. Классификация связей в системах. Системный анализ. Системный подход. Функциональная роль исследования в развитии систем управления. Методы системного анализа.
1. Типы системных представлений [48]: микроскопическое; функциональное; иерархическое; процессуальное; макроскопическое. Микроскопическое представление системы - понимание системы как множества наблюдаемых и неделимых величин. Функциональное представление системы - совокупность действий, которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы. Иерархическое представление - рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных последовательно между собой. Процессуальное представление - характеризует систему как совокупность действий, необходимых для реализации целей функционирования системы. Макроскопическое представление - характеризует систему как единое целое, находящееся в внешнем окружении. 2. Эволюция систем управления [49] (основные этапы развития): · управление на основе контроля за исполнением (постфактум); · управление на основе применения методов экстраполяции – при использовании которых можно прогнозировать с учетом ранее достигнутых результатов; · управление на основе предвидения изменений, обусловленного возникновением неожиданных явлений и ускорения темпа изменений. Позволяет своевременно оценить будущие тенденции и определить реакцию на них; · управление на основе гибких экстренных решений, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть.
3. Система, ее элементы и состояние Система [50] (от греч. systema — соединение, целое) — упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство; порядок, обусловленный планомерным, правильным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью действий; принятый установившийся порядок чего-либо; совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим задачам и организационно объединенных в единое целое.
Подсистема [51] – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы. Элемент - составная часть сложного целого[52]; неделимая часть системы; часть системы, обладающая самостоятельностью по отношению ко всей системе и неделимая при данном способе выделения частей[53]. Вход системы [54] (поступающие компоненты) — сырье, материалы, комплектующие изделия, различные виды энергии, оборудование, кадры, документы, информация и т. п. Выход системы [55] - выпускаемый системой в соответствии с планом товар (продукция, услуги, новшества и т. п.). Состояние системы [56] – характеристика системы на определенный момент ее функционирования. Состояние системы в конкретный момент времени описывается комплексом фактических значений существенных переменных и параметров. Функционирование системы [57] - организация взаимодействия энергии и вещества системы по достижению запланированных целей; координация, учет и контроль,мотивация и регулирование взаимодействия компонентов системы. Развитие системы [58] - процесс совершенствования на основе изучения механизма конкуренции, законов воспроизводства, развития потребностей, экономии времени и др., обеспечивающий выживание системы. Активаторы системы [59] - операторы или факторы позитивного действия на систему (например, конкурентное преимущество), которые следует поддерживать или усиливать. Дезактиваторы системы [60] - операторы или факторы негативного действия на систему (например, угрозы), способствующие ее разрушению. Классификация видов систем [61]: · по способу образования - естественные (созданные природой); искусственные (технические, социальные), созданные человеком для получения определенного результата; · по сущности – космические, биологические, технические, социальные (неорганизованные — толпа и пр.; организованные или организационные — организация), экономические (организованная система для производства товаров и услуг, потребления материальных благ — производственные, технологические, транспортные), экологические, политические, другие, в том числе, взаимно сочетающиеся (в частности, социально-экономические могут одновременно являться организационными);
· по отношению к целевому назначению - целенаправленные, достигающие определенной цели на основе выполнения заранее запрограммированных работ, целеустремленные, достигающие удовлетворение целевых потребностей на основе выбора альтернативных способов; · по наличию ведущего элемента - централизованные, в которых определенный элемент играет ведущую роль в процессах функционирования; децентрализованные, в которых все элементы играют примерно равноценные роли; · по размеру - малые (содержат менее 30 элементов), средние (содержат до 300 элементов), большие (содержащие более 300 элементов); · по продолжительности функционирования – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; · по режиму функционирования - кратковременные, разовые, дискретные, непрерывные; · по специализации – специализированные (специализирующиеся на выполнении одной функции), комплексные (выполняющие весь комплекс функций по созданию продукции, услуги); · по предсказуемости поведения - детерминированные (результаты функционирования предсказуемы), стохастические (результаты функционирования носят вероятностный характер; · по отношению к изменениям во времени - относительно статичные, не изменяющиеся во времени; динамические, изменяющиеся во времени; · по взаимодействию с внешней средой - изолированные (не имеющие связей с внешней средой), закрытые (имеющие одностороннюю связь с внешней средой), открытые (взаимодействующие с внешней средой на основе прямых и обратных связей и зависящие от нее. 4. Система управления, объект и субъект Система управления [62] - совокупность взаимосвязанных управляемой и управляющей подсистем, взаимодействующих между собой и внешней средой и участвующих в процессе функционирования по достижению установленных целей. Объект управления [63] - управляемая подсистема, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, обеспечивающих производственный процесс создания продукции и услуг для достижения определенных целей системы. Субъект управления [64] - управляющая подсистема, совокупность взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду для достижения целей системы. Виды систем управления [65]: стратегическое планирование деятельности организации; управление управленческой деятельностью; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятельностью; управленческое консультирование; управление внутренними или внешними коммуникациями.
5. Категории дисциплины «Исследование систем управления» Исследование систем управления [66] – научное изучение исследователями соответствующего предмета систем управления (как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду) с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получение и применение новых знаний в теории и практике.
Исследование систем управления [67] – дисциплина, предметом которой являются процессы управления, т.е. процессы, которые оказывают организационное воздействие на группу людей и на систему в целом. Структура [68] (от лат. structura — строение, расположение, порядок) —Расположение и связь частей, составляющих целое; внутреннее строение чего-либо. Структуры различают:по сфере существования — материальные (физические, биологические, химические) и идеальные (психические, познавательные, логические); по характеру связи — порядковые, композиционные, топологические; по направленности — субстанциальные и функциональные; по разнообразию связей — простые и сложные. Информация - знания, сведения, данные, полученные в результате развития научной и практической деятельности людей и передаваемые одними людьми другим людям. Связи – 1. процесс обмена информацией, регулирующий поведение системы; 2. взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и времени; 3. то, что объединяет объекты и свойства в системном подходе в целое; 4. процесс обмена информацией и материально – техническими средствами, обеспечивающий целостность и регулирующий функционирование систем по достижению установленных целей. Классификация связей в системах [69]: по направлению действия – прямые, обратные (осуществляется на основе воздействия выходной величины системы на вход этой системы); по отношению к детерминизму – однозначные, вероятностные, корреляционные; по т ипу процесса, определяемого связью – функционирование, развитие, управление; по с иле воздействия – порождение, преобразование; по предмету связи - материальные (в том числе энергетические), информационные; по уровню порядка - первого порядка (связи, функционально необходимые друг другу), второго порядка (дополнительные связи, функционально не являющиеся необходимыми); по уровню и зменчивости - жесткая (в технике), гибкая (изменяющаяся во времени); по расположению в пространстве - вертикальная (субординационная, соподчиненная - связь по отношению к определенной системе между вышестоящими и подчиненными ей системами), горизонтальная (между системами одного уровня), диагональная (разновидность вертикальной, но не относящаяся к субординационной);
по отношению к ие рархическому у ровню системы - внутренние (для каждой системы действующие в рамках своих подчиненных подсистем), внешние (действующие между системами одного уровня или со стороны системы более высокого уровня); по направлению пере даваемого возд ействия - положительные (рост одной переменной ведет к росту другой), отрицательное (рост одной переменной ведет к снижению другой), синергетическая (увеличивающая общий эффект), рекурсивная (позволяет определить какое явление причина, а какое следствие, какая величина аргумент, а какая - функция). Типы познавательных связей [70]: логическая (соотносят познание с самим собой); эпистемологические (соотносят познание с реальностью); историко-генетические (соотносят познание с прошлым познавателным и социокультурным контекстом); социокультурные (соотносят познание с современной социокультурной средой); коммуникативно – диалогические связи самих исследователей – ученых. 6. Системный подход [71] — направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение любого объекта как сложного, состоящего из целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. 7. Системный анализ [72] - взаимосвязанное логико-математическое и комплексное рассмотрение всех вопросов, относящихся к методам руководства всеми этапами жизненного цикла с учетом всех аспектов. Особенности системного анализа в том, что альтернативы оцениваются с позиции длительной перспективы, отсутствуют стандартные решения, особое внимание уделяется факторам риска и неопределенности, их учету и оценке при выборе наиболее оптимальных решений среди возможных вариантов. 8. Функциональная роль исследований в развитии систем управления Функция [73] - свойство системы, которое с помощью связи воздействует на объект управления для достижения цели; работа, осуществляемая системой (ее компонентом) для достижения цели. Функции основные – направлены на достижение главной, определенной цели. Функции обеспечивающие – направлены на выполнение вспомогательных функций. Основные функции управления – прогнозирование, планирование, организация, координация, выполнение, мотивация, регулирование, контроль, учет, анализ. Функциональная роль [74] - конкретный результат, который рассчитывают получить от исследования систем управления, при выполнении функций управления государством, социальной группой, организацией, индивидуумом и их совершенствовании. Функциональная роль исследования системы управления зависит от цикла развития организации. Функциональная роль исследования системы управления [75] – мера результата, получаемого за счет выполнения исследовательских функций при изучении систем управления, зависящего от их научного и практического целевого использования. Функциональная роль на этапе прогнозирования и планирования параметров деятельности заключается в исследовании гипотез, моделей, процессов моделирования, устойчивости результатов к ошибкам в исходных данных и др[76].
Функциональная роль на этапе принятия решения определяется необходимостью проведения исследования полноты информации, на основе которой принимается решение, полноты перечня параметров оценки эффективности решения, реализуемости различных вариантов решений и др[77]. Функциональная роль на этапе передачи решения заключается в исследовании возможности искажений времени прохождения решения до исполнителей, формы фиксации передачи решения и др[78]. Функциональная роль на этапе восприятия и исполнения решения заключается в исследовании правильности понимания решения, достаточность мотивации исполнителей, влиянии на эффективность и результаты исполнения изменений в среде и др[79].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.023 с.) |