Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Эмпирические методы исследования
Основные понятия темы: Наблюдение. Метод изучения документации. Измерение. Эксперимент. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Опрос. Нормативный метод. Социологические исследования систем управления. Тестирование в исследовании систем управления. Модели и моделирование в системных исследованиях.
1. Наблюдение [158] - метод сбора первичной информации, осуществляемый путем регистрации и фиксации событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях. Позволяет получать первичную информацию о внутренних и внешних свойствах и характеристиках объекта исследования в виде совокупности эмпирических данных, осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования. Метод косвенного наблюдения [159] – способ сбора информации в специально выбранные отрезки времени и на опосредственных связях и коммуникациях Метод прямо го наблюдения [160] – способ сбора информации в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций исследователя с изучаемым объектом. Классификация наблюдений [161] : - по особенностям взаимодействия исследователя и объекта изучения: прямые и косвенные; - по продолжительности и периодичности: постоянные, периодические (проводимые с определенным периодом, например, один раз в год) и внезапно-случайные; - по степени формализации наблюдений: неконтролируемые (используется только общий план наблюдений) и контролируемые (проводятся по детально разработанному плану и процедуре); - по положению наблюдателя относительно событий: «включенные» (исследователь адаптируется к системе управления и проводит регистрацию «изнутри системы) и сторонние (исследователь регистрирует события «со стороны» системы, не являясь ее участником); - по условиям организации наблюдений — естественные, т.е. «полевые (в обычных условиях функционирования системы) и лабораторные (в экспериментально созданных ситуациях); - по способу наблюдения и регистрации наблюдения: аудио, визуальные, видео, автоматические, дистанционные, документированные, комбинированные; - по объемности: сплошные и частичные. Способы наблюдений [162]: фотография рабочего времени; хронометраж; фотохронометраж.
Правила наблюдений [163] : · элементы событий классифицируются максимально дробно; · один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных; · различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность); · описание событий не смешивается с интерпретацией. 2. Метод изучения документации [164] - исследование зафиксированной на предприятии документированной информации с целью сбора данных. Источники информации о системе управления [165] : · нормативно-правовая, отчетная и информационная документация; · материалы специальных обследований. Основой получения данных нормативно-правового, отчетного и информационного характера являются [166] : · устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации; · список членов правления и их заместителей, членов ревизионной комиссии; · приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей; · нормативно-правовые документы по основным направления деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты; · ОСУ организацией и ее структурных единиц; · экологический паспорт; · положения о подразделениях, руководящие документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры, матрицы распределения управленческих функций, штатные расписания, схемы ОСУ; приказы и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а также документы отражающие: цели задачи организации; степень специализации, концентрации, комбинирования научно-технических разработок и производства продукции; кооперацию научно-технических и производственных структурных единиц; централизацию и специализацию функций обеспечения и обслуживания; маршруты материально-вещественных и информационных потоков; соотносительность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг); состав целей управления, функций и задач и их распределения между уровнями и звеньями управления; централизацию и распределение полномочий по принятию решений; функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками; существующую технологию выполнения функций и задач; кадровое обеспечение; уровень используемых ТСУ; используемые методы управления; факторы, влияющие на получение прибыли; исполнительность решений в структурных единицах организации;
· материалы оперативного учета и отчетности (о промежуточных результатах работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых операций, о числе рабочих, мест и т.п.); · показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о Финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов; · годовые отчеты организации и ее структурных единиц; · тексты и комментарии законов, постановлений, приказов, указаний, распоряжений и других нормативных актов межотраслевого, отраслевого и внутрифирменного характера, протоколов проверок, инспекционного контроля, совещаний, контроля исполнения и т.п.; · данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющейся коммерческой тайной, публикаций, рекламы, научных исследований, статистических материалов; · отчеты об инновационных, стратегических, маркетинговых и других исследованиях внешней и внутренней среды организации; · входящие и выходящие документы; · информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.; · данные качественного характера нормативно-правовых, отчетных и информационных документов. Источниками данных, полученных в результате специальных обследований (наблюдения, беседы, интервью, опросы, распространение анкет и т.п.), могут быть: · сотрудники организации, характеризующие ее деятельность; · экспертные оценки, опросы и анкетирование потребителей, поставщиков и т.п.; · непосредственные данные наблюдения и мониторинга за процессом функционирования СУ; · данные инвентаризации СУ; · расчетные данные и др.
3. Измерение [167] – определение соотношения какой-либо величины с однородной ее величиной, принимаемой за единицу меры. Результат измерения выражается числом, показывающим, сколько раз выбранная единица содержится в измеряемой величине. Различают прямые и косвенные измерения.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная непосредственно с измеряемой величиной заранее известным отношением. Виды измерений [168] : · по способу получения результатов измерений: а) прямые (искомое значение измеряемых величин определяют на основе опытных данных); б) косвенные (искомое значение определяемой величины исчисляют исходя из известных функциональных зависимостей, измеренных прямым способом значений других показателей); в) совокупные (основанные на одновременном измерении прямым способом сочетаний нескольких одноименных величии, при которых искомое значение находят решением системы уравнений); г) совместные (производимые одновременно измерения двух или более не одноименных величин для нахождения зависимости между ними); · по характеру зависимости измеряемой величины от времени: а) статические, при которых измеряемая величина от времени не изменяется; б) динамические, когда измеряемая величина с течением времени изменяется;
· по способу выражения результатов измерений: а) абсолютные, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании определенных констант; б) относительные, базирующиеся на отношении измеряемой величины к принимаемой исходной одноименной величине; · по направленности измеряемых видов деятельности: техническое, экономическое, социологическое и т.п. (эти виды измерений правомерно отнести к смешанным методам исследования, поскольку они включают, как правило, исследовательские методы разных классификационных групп). Измерение предполагает наличие и использование [169]: объекта измерения, эталона, измерительного устройства, метода измерения. Метод измерений [170] – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Все методы измерения являются разновидностями одного единственного метода – метода сравнения с мерой, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (однозначной или многозначной). Методы измерений основные[171]: метод непосредственной оценки - значение измеряемой величины определяют по отсчетному устройству многозначной меры, на которую действует сигнал измерительной информации. Например, измерение электрического напряжения вольтметром; метод противопоставления - измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения – компаратор. Например – равноплечие весы; дифференциальный метод - сравнение меры длины с образцовой на компараторе; нулевой метод - результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения равен нулю; метод замещения – измеряемую величину заменяют известной величиной, воспроизводимой мерой (взвешивание с поочередным помещением измеряемой массы и гирь на одну чашу весов); метод совпадений – разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение меток шкал или периодических сигналов (измерение длины при помощи штангенциркуля с нониусом).
4. Эксперимент [172] - общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.
Метод эксперимента [173] - контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных или реальных условиях. Виды эксперимента: моделированный мысленно, проводимый реально, поисковые, проверочные. Моделированный мысленно э ксперимент [174] - особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно и условно задаваемых ситуациях. Натурный эксперимент – метод проведения эксперимента в реальных условиях над объектом исследования. Поисковый эксперимент [175] – эксперимент предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации называются поисковыми. Проверочный эксперимент - эксперимент, предназначенный для эмпирической проверки гипотезы или теории[176].
5. Социально-экономический эксперимент [177] - целенаправленная реализация некоторого социально-экономического процесса в условиях, близких или соответствующих реальным условиям в системе управления, в результате которой должен появиться один из ожидаемых исходов или дана оценка параметров работы. Эксперимент социальный [178] — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением соц. объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие в соответствии с программами и практическими целями исследования. Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отношения; контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оценку результатов этого влияния. Социальный эксперимент выполняет: познавательные функции проверки гипотезы и получения нового знания, практической проверки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершенствования. Эксперимент экономичес кий [179] — исследовательская научная проверка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эффективности теоретических положений, экономических мероприятий или хозяйственного механизма. Целью экономических экспериментов является подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития. Виды социально-экономических экспериментов [180]: эксперименты по выявлению механизма социально-экономических явлений; экстремальные эксперименты; диагностические и сравнительные эксперименты.
6. Опрос [181] — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают опросы письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (референдум), общенациональные, региональные, локальные и др.
Анкетирование [182] - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. Интервьюирование [183] - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого. Беседы-опросы [184] - неформализованный способ сбора информации, мнений и суждений специалистов о системе управления. 7. Нормативный метод исследований [185] - использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели. 8. Социологическое исследование системы управления [186] - разновидность исследований, в которой рассматривают общество и индивидуума как целостную социокультурную подсистему, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной информации. 9. Тестирование системы управления [187] - оценка «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях. Тест [188] - 1. Стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизические и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испытуемого. 2. Вопросник, распространяемый как материал, используемый для конкретных социологических исследований. Социально-экономический тест [189] - искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидум, являющийся субъектом или объектом управления. 10. Модель исследования систем управления Модель [190] — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования. Модель в науке [191] — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели). Классификация моделей [192]: · по способу отражения действительности: аналоговая модель, иконическая модель (то же: портретная модель), концептуальная модель, структурная модель, функциональная модель; · по предназначению (цели создания и применения): балансовая модель, дескриптивная, модель (то же: описательная модель), имитационная модель,информационная модель, нормативная модель (то же: прескриптивная модель), в т. ч. оптимальная модель (то же: оптимизационная модель); · по способу логико-математического описания моделируемых экономических систем: аналитическая модель, вероятностная модель (то же: стохастическая модель), детерминированная модель, дискретная модель, линейная модель, математико-статистическая модель, матричная модель, нелинейная модель, непрерывная модель, модель равновесия, неравновесная модель, регрессионная модель, сетевая модель, числовая модель, эконометрическая модель: дискретного выбора, непрерывной длительности (выживания), логит-модель, пробит-модель, тобит-модель; · по временному и пространственному признаку: гравитационная модель, динамическая модель, модели с “бесконечным временем”, статическая модель, точечная модель, трендовая модель и др.; · по уровню моделируемого объекта в хозяйственной иерархии: глобальная модель, макроэкономическая модель (то же: агрегатная модель), микроэкономическая модель; · по внутренней структуре модельного описания системы: автономная модель, закрытая модель, комплекс моделей, многосекторная модель (многоотраслевая, многопродуктовая), однопродуктовая модель, открытая модель, система моделей (в т. ч. многоуровневая или многоступенчатая). Способы формирования моделей: в результате прямого наблюдения и изучения некоторых явлений действительности (феноменологический способ); вычленения из более общей модели (дедуктивный способ); обобщения более частных моделей (индуктивный способ). Моделирование [193] (от лат. modulus — мера, образец) — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения управления ими и прогнозирования. Выделяют статистическое имитационное моделирование, моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-карло[194]. Экономико-математическая модель [195] — математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляются как синонимы). Модель может описывать либо внутреннюю структуру объекта, либо (если структура неизвестна) его поведение, т. е. реакцию на воздействие известных факторов (принцип “черного ящика”). Один и тот же объект может быть описан различными моделями в зависимости от исследовательской или практической потребности, возможностей математического аппарата и т. п. Группы экономико-математических моделей: модели, отражающие преимущественно производственный аспект экономики, модели, отражающие преимущественно социальные аспекты экономики. Модель концеп туальная [196] - стратегический план исследования содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методик сбора и обработки данных. Модель статистическая [197] - совокупность допущений, лежащих основе статистического теста и относящихся к форме данных, характеру переменных, природе выборки, природе генеральной совокупности, из которой была получена выборка. Матричные модели [198] - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств соц. объектов, значение которых определяется в соответствии с правилами теории матриц.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.048 с.) |