Тема 7. Эмпирические методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Эмпирические методы исследования



Основные понятия темы:

Наблюдение. Метод изучения документации. Измерение. Эксперимент. Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования. Опрос. Нормативный метод. Социологические исследования систем управления. Тестирование в исследовании систем управления. Модели и моделирование в системных исследованиях.

 

1. Наблюдение [158] - метод сбора первичной информации, осуществляемый путем регистрации и фиксации событий, явлений и процессов, проис­ходящих в определенных условиях. Позволяет получать первичную информацию о внутренних и внешних свойствах и характеристиках объекта исследования в виде совокупности эмпирических данных, осуществляется путем наблюдения за выбранным объектом исследования.

Метод косвенного наблюдения [159] – способ сбора информации в специально выбранные отрезки времени и на опосредственных связях и коммуникациях

Метод прямо го наблюдения [160] – способ сбора информации в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения и прямых коммуникаций исследователя с изучаемым объектом.

Классификация наблюдений [161] :

- по особенностям взаимодействия исследователя и объекта изучения: прямые и косвенные;

- по продолжительности и периодичности: постоянные, периодические (проводимые с определенным периодом, например, один раз в год) и внезапно-случайные;

- по степени формализации наблюдений: неконтролируемые (используется только общий план наблюдений) и контролируемые (проводятся по детально разработанному плану и процедуре);

- по положению наблюдателя относительно событий: «включенные» (исследователь адаптируется к системе управления и проводит регистрацию «изнутри системы) и сторонние (исследователь регистрирует события «со стороны» системы, не являясь ее участником);

- по условиям организации наблюдений — естественные, т.е. «полевые (в обычных условиях функционирования системы) и лабораторные (в экспериментально созданных ситуациях);

- по способу наблюдения и регистрации наблюдения: аудио, визуальные, видео, автоматические, дистанционные, документированные, комбинированные;

- по объемности: сплошные и частичные.

Способы наблюдений [162]: фотография рабочего времени; хронометраж; фотохронометраж.

Правила наблюдений [163] :

· элементы событий классифицируются максимально дробно;

· один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных;

· различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность);

· описание событий не смешивается с интерпретацией.

2. Метод изучения документации [164] - исследование зафиксированной на предприятии документированной информации с целью сбора данных.

Источники информации о системе управления [165] :

· нормативно-правовая, отчетная и информационная документация;

· материалы специальных обследований.

Основой получения данных нормативно-правового, отчетного и информационного характера являются [166] :

· устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламенти­рующие деятельность организации;

· список членов правления и их заместителей, членов реви­зионной комиссии;

· приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

· нормативно-правовые документы по основным направления деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

· ОСУ организацией и ее структурных единиц;

· экологический паспорт;

· положения о подразделениях, руководящие документы, мето­дики, стандарты, должностные инструкции, процедуры, матрицы распределения управленческих функций, штатные расписания, схемы ОСУ; приказы и другие документы, регламентирующие деятельность подразделения, а также документы отражающие: цели задачи органи­зации; степень специализации, концентрации, комбинирования научно-технических разработок и производства продукции; коопера­цию научно-технических и производственных структурных единиц; централизацию и специализацию функций обеспечения и обслужи­вания; маршруты материально-вещественных и информационных потоков; соотносительность структурных единиц и подразделений и их численности в жизненном цикле продукции (услуг); состав целей управления, функций и задач и их распределения между уровнями и звеньями управления; централизацию и распределение полномочий по принятию решений; функциональные связи между уровнями и звеньями управления и отдельными руководящими работниками; существующую технологию выполнения функций и задач; кадровое обеспечение; уровень используемых ТСУ; используемые методы управления; факторы, влияющие на получение прибыли; исполни­тельность решений в структурных единицах организации;

· материалы оперативного учета и отчетности (о промежуточных результатах работы, простоях, дефектах, браке, ошибках, объеме и последовательности выполняемых операций, о числе рабочих, мест и т.п.);

· показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о Финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистиче­ских документов;

· годовые отчеты организации и ее структурных единиц;

· тексты и комментарии законов, постановлений, приказов, ука­заний, распоряжений и других нормативных актов межотраслевого, отраслевого и внутрифирменного характера, протоколов проверок, инспекционного контроля, совещаний, контроля исполнения и т.п.;

· данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющейся коммерческой тайной, публикаций, рекламы, научных исследова­ний, статистических материалов;

· отчеты об инновационных, стратегических, маркетинговых и других исследованиях внешней и внутренней среды организации;

· входящие и выходящие документы;

· информация в периодических изданиях, средствах массовой информации, статистических сборниках и т.п.;

· данные качественного характера нормативно-правовых, отчет­ных и информационных документов.

    Источниками данных, полученных в результате специальных обследований (наблюдения, беседы, интервью, опросы, распространение анкет и т.п.), могут быть:

· сотрудники организации, характеризующие ее деятельность;

· экспертные оценки, опросы и анкетирование потребителей, поставщиков и т.п.;

· непосредственные данные наблюдения и мониторинга за процессом функционирования СУ;

· данные инвентаризации СУ;

· расчетные данные и др.

 

3. Измерение [167] – определение соотношения какой-либо вели­чины с однородной ее величиной, при­нимаемой за единицу меры. Резуль­тат измерения выражается числом, показы­вающим, сколько раз выбранная еди­ница содержится в измеряемой вели­чине. Различают прямые и косвенные измерения.; в последнем случае измеряется некая величина, связанная непосред­ственно с измеряемой величиной за­ранее известным отношением.

Виды измерений [168] :

· по способу получения результатов измерений: а) прямые (искомое значение измеряемых величин определяют на основе опытных данных); б) косвенные (искомое значение определяемой величины исчисляют исходя из известных функциональных зависимостей, измеренных прямым способом значений других показателей); в) совокупные (основанные на одновременном измерении прямым способом сочетаний нескольких одноименных величии, при которых искомое значение находят решением системы уравнений); г) совместные (производимые одновременно измерения двух или более не одноименных величин для нахождения зависимости между ними);

· по характеру зависимости измеряемой величины от времени: а) статические, при которых измеряемая величина от времени не изменяется; б) динамические, когда измеряемая величина с течением времени изменяется;

· по способу выражения результатов измерений: а) абсолютные, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании определенных констант; б) относительные, базирующиеся на отношении измеряемой величины к принимаемой исходной одноименной величине;

· по направленности измеряемых видов деятельности: техническое, экономическое, социологическое и т.п. (эти виды измерений правомерно отнести к смешанным методам исследования, поскольку они включают, как правило, исследовательские методы разных классификационных групп).

Измерение предполагает наличие и использование [169]: объекта измерения, эталона, измерительного устройства, метода измерения.

Метод измерений [170] – совокупность приемов использования принципов и средств измерений. Все методы измерения являются разновидностями одного единственного метода – метода сравнения с мерой, при котором измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (однозначной или многозначной).

Методы измерений основные[171]:

метод непосредственной оценки - значение измеряемой величины определяют по отсчетному устройству многозначной меры, на которую действует сигнал измерительной информации. Например, измерение электрического напряжения вольтметром;

метод противопоставления - измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор сравнения – компаратор. Например – равноплечие весы;

дифференциальный метод - сравнение меры длины с образцовой на компараторе;

нулевой метод - результирующий эффект воздействия величин на прибор сравнения равен нулю;

метод замещения – измеряемую величину заменяют известной величиной, воспроизводимой мерой (взвешивание с поочередным помещением измеряемой массы и гирь на одну чашу весов);

метод совпадений – разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, измеряют, используя совпадение меток шкал или периодических сигналов (измерение длины при помощи штангенциркуля с нониусом).

 

4. Эксперимент [172] - общенаучный метод получения в кон­тролируемых и управляемых услови­ях новых знаний о причинно-следствен­ных отношениях между явлениями и процессами соц. действительности.

Метод эксперимента [173] - контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных или реальных условиях.

Виды эксперимента: моделированный мысленно, проводимый реально, поисковые, проверочные.

Моделированный мысленно э ксперимент [174] - особая теоретическая процедура, заключающаяся в получении нового или проверке имеющегося знания путем конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно и условно задаваемых ситуациях.

Натурный эксперимент – метод проведения эксперимента в реальных условиях над объектом исследования.

Поисковый эксперимент [175] – эксперимент предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации называются поисковыми.

Проверочный эксперимент - эксперимент, предназначенный для эмпирической проверки гипотезы или теории[176].

 

5. Социально-экономический эксперимент [177] - целенаправленная реализация некоторого социально-экономического процесса в условиях, близких или соответствующих реальным условиям в системе управления, в результате которой должен появиться один из ожидаемых исходов или дана оценка параметров работы.

Эксперимент социальный [178] — метод изучения социальных явлений и про­цессов, осуществляемый путем на­блюдения за изменением соц. объек­та под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его раз­витие в соответствии с программа­ми и практическими целями иссле­дования.

Социальный эксперимент предполагает: внесение изменений в сложившиеся отноше­ния; контроль за влиянием измене­ний на деятельность и поведение личности и соц. групп; анализ и оцен­ку результатов этого влияния.

Социальный эксперимент выполняет: познавательные функции проверки гипотезы и получения но­вого знания, практической провер­ки эффективности форм и методов деятельности с целью их совершен­ствования.

Эксперимент экономичес­ кий [179] — исследовательская научная провер­ка на отдельных предприятиях или в отраслях научного хозяйства эф­фективности теоретических положе­ний, экономических мероприятий или хозяйст­венного механизма.

Целью экономических экспериментов явля­ется подтверждение правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения действующей практики экономического развития.

Виды социально-экономических экспериментов [180]: эксперименты по выявлению механизма социально-экономических явлений; экстремальные эксперименты; диагностические и сравнительные эксперименты.

 

6. Опрос [181] — метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (рес­пондентам). Различают опросы письменные (анкетирование) и устные (интервью­ирование), очные и заочные (почто­вые, телефонные, прессовые), экс­пертные и массовые, выборочные и сплошные (референдум), обще­национальные, региональные, локаль­ные и др.

Анкетирование [182] - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.     

Интервьюирование [183] - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Беседы-опросы [184] - неформализованный способ сбора информации, мнений и суждений специалистов о системе управления.

7. Нормативный метод исследований [185] - использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели.

8. Социологическое исследование системы управления [186] - разновидность исследований, в которой рассматривают общество и индивидуума как целостную социокультурную подсистему, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной информации.

9. Тестирование системы управления [187] - оценка «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях.

Тест [188] - 1. Стандартизированные задания, ре­зультат выполнения которых позволя­ет измерять некоторые психофизичес­кие и личностные характеристики, а также знания, умения, навыки испы­туемого. 2. Вопросник, распространяе­мый как материал, используемый для конкретных социологических исследо­ваний.

Социально-экономический тест [189] - искусственно вырабатываемое, однозначное, научно и социально дозированное воздействие на индивидум, являющийся субъектом или объектом управления.

10. Модель исследования систем управления

Модель [190] — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования.

Модель в науке [191] — любой образ, аналог (мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, карта и т. п.) какого-либо объекта, процесса или явления («оригинала» данной модели).

Классификация моделей [192]:

· по способу отражения действительности: аналоговая модель, иконическая модель (то же: портретная модель), концептуальная модель, структурная модель, функциональная модель;

· по предназначению (цели создания и применения): балансовая модель, дескриптивная, модель (то же: описательная модель), имитационная модель,информационная модель, нормативная модель (то же: прескриптивная модель), в т. ч. оптимальная модель (то же: оптимизационная модель);

· по способу логико-математического описания моделируемых экономических систем: аналитическая модель, вероятностная модель (то же: стохастическая модель), детерминированная модель, дискретная модель, линейная модель, математико-статистическая модель, матричная модель, нелинейная модель, непрерывная модель, модель равновесия, неравновесная модель, регрессионная модель, сетевая модель, числовая модель, эконометрическая модель: дискретного выбора, непрерывной длительности (выживания), логит-модель, пробит-модель, тобит-модель;

· по временному и пространственному признаку: гравитационная модель, динамическая модель, модели с “бесконечным временем”, статическая модель, точечная модель, трендовая модель и др.;

· по уровню моделируемого объекта в хозяйственной иерархии: глобальная модель, макроэкономическая модель (то же: агрегатная модель), микроэкономическая модель;

· по внутренней структуре модельного описания системы: автономная модель, закрытая модель, комплекс моделей, многосекторная модель (многоотраслевая, многопродуктовая), однопродуктовая модель, открытая модель, система моделей (в т. ч. многоуровневая или многоступенчатая).

Способы формирования моделей: в результате прямого наблюдения и изучения некоторых явлений действительности (феноменологический способ); вычленения из более общей модели (дедуктивный способ); обобщения более частных моделей (индуктивный способ).

Моделирование [193] (от лат. modu­lus — мера, образец) — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения, либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения управления ими и прогнозирования. Выделяют статистическое имитационное моделирование, моделирование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний – метод Монте-карло[194].

Экономико-математическая модель [195] — математическое описание экономического процесса или объекта, произведенное в целях их исследования и управления ими: математическая запись решаемой экономической задачи (поэтому часто термины “модель” и “задача” употребляются как синонимы). Модель может описывать либо внутреннюю структуру объекта, либо (если структура неизвестна) его поведение, т. е. реакцию на воздействие известных факторов (принцип “черного ящика”). Один и тот же объект может быть описан различными моделями в зависимости от исследовательской или практической потребности, возможностей математического аппарата и т. п.

Группы экономико-математических моделей: модели, отражающие преимущественно производственный аспект экономики, модели, отражающие преимущественно социальные аспекты экономики.

Модель концеп туальная [196] - стратегический план исследования содержащий теоретико-методологические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методик сбора и обработки данных.

Модель статистическая [197] - совокупность допущений, лежащих основе статистического теста и относящихся к форме данных, характеру переменных, природе выборки, при­роде генеральной совокупности, из которой была получена выборка.

Матричные модели [198] - прямоугольные таблицы (матрицы), элементы которых отражают взаимосвязи свойств соц. объектов, значение которых определя­ется в соответствии с правилами тео­рии матриц.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.048 с.)