Классификации проблем решаемых исследователем. Подходы к решению проблем. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификации проблем решаемых исследователем. Подходы к решению проблем. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.



1. Проблема[35] (греч. problema - преграда, трудность, задача) - несоответствие между необходимой (желаемой) и факти­ческой ситуацией. В широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение проблемы - ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека.

 

2. Действия по постановке проблемы:

1) формулирование проблемы[36], состоящее из: вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое лег­ло в основу проблемы), финитизации (предположитель­ного описания ожидаемого результата);

2) построение проблемы[37], представленное операциями: стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирова­ние и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограниче­ние поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы);

3) оценка проблемы[38], характеризуется дей­ствиями: кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (про­верка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотноше­ния известного и неизвестного в той информации, кото­рую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение пробле­мы к определенному типу);

4) обоснование[39], последователь­ная реализация процедур: экспозиции (установление цен­ностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приве­дение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, получен­ных на стадии актуализации и компрометации);

5) обозначение[40], состоит из: экспликации (разъясне­ния) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — вы­ражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы).

3. Классификация проблем: фундаментальные и прикладные; общие и частные; теоретические и эмпирические; эвристические и диспетчерские; объекта управления, субъекта управления и взаимодействие субъекта и объекта; по степени структуризации.

4.Типовые задачи по исследованию систем [41] :

· известны: входная величина и ее изменения, закономерности поведения и свойства системы, ищутся: выходная величина и ее изменения, простые, возникают в технике;

· известны: закономерности поведения системы, ее свойства и выходные величины, ищутся: ее входные величины;

· известны: входные и выходные показатели, закономерности поведения системы, ищутся: количественная определенность ее свойств, инженерные – расчет каркаса здания;

· известны только входные и выходные параметры, такие задачи стоят перед исследователем, который изучает совершенно неизвестный или сверхсложноорганизованный объект (черный ящик).

 

5. Подходы к решению проблем [42] : 1. экстремистский - если имеются противоположные задачи, одна из них игнорируется или проблема (ресурс) уничтожается; 2. компромиссный - выбор среднего решения; 3. творческий - нужно разрешать противоречие.

 

6. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания.

Условия разрешения противоречий [43] :

· Во времени и пространстве. В интервале времени изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом интервале не обладает этими свойствами. В некотором месте изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом месте не обладает этими свойствами.

· В структуре. Одна часть изменяемого ресурса (или системы в целом) обладает неким свойством, а другая часть (части) не обладает этим свойством.

· В воздействиях. При воздействии 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а при воздействии 2 (или отсутствии воздействия 1) не обладает этим свойством. 

· В отношениях. По отношению к эталону 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а по отношению к эталону 2 не обладает этим свойством.

7. Основные стадии творческого процесса решения проблем[44] :

· анализ окружающей среды (распознание имеющейся проблемы);

· выявление (идентификация) проблем (выбор критериев для оценки различных вариантов решения проблемы), принятие допущений;

· генерирование альтернатив (перебор и перечисление известных вариантов (рациональный акт) и генерирование дополнительных вариантов (рациональный и интуитивный акты));

· выбор из альтернатив (на основе систематической оценки по ранее установленным критериям);

· внедрение (расчет деталей выбранного решения, прогноз и преодоление препятствий).

Схема процесса решения проблем[45]:

P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2,

где P1 – исходная проблема, ТТ – пробные теории, ЕЕ – устранение ошибок, Р2 – новые проблемы.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.024 с.)