Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификации проблем решаемых исследователем. Подходы к решению проблем. Методы разрешения противоречий: во времени и пространстве, в структуре, в воздействиях, в отношениях.
1. Проблема [35] (греч. problema - преграда, трудность, задача) - несоответствие между необходимой (желаемой) и фактической ситуацией. В широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения; в узком смысле - ситуация, характеризующаяся недостаточностью средств для достижения некоторой цели. Разрешение проблемы - ряд последовательных, взаимосвязанных шагов, ведущих к уменьшению неопределенности в знаниях и деятельности человека.
2. Действия по постановке проблемы: 1) формулирование проблемы [36], состоящее из: вопрошения (выдвижения центрального вопроса проблемы), констрадиктации (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы), финитизации (предположительного описания ожидаемого результата); 2) построение проблемы [37], представленное операциями: стратификации («расщепление» проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос), композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему), локализации (ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя, ограничение известного от неизвестного в области, избранной для изучения), вариантификации (выработки установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы); 3) оценка проблемы [38], характеризуется действиями: кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы и т.п.), инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок), когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы), уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой), квалификация (отнесение проблемы к определенному типу); 4) обоснование [39], последовательная реализация процедур: экспозиции (установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами), актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения), компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы), демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации);
5) обозначение [40], состоит из: экспликации (разъяснения) понятий, перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки), интимизации понятий (словесная нюансировка — малозаметный переход — выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы). 3. Классификация проблем: фундаментальные и прикладные; общие и частные; теоретические и эмпирические; эвристические и диспетчерские; объекта управления, субъекта управления и взаимодействие субъекта и объекта; по степени структуризации. 4. Типовые задачи по исследованию систем [41]: · известны: входная величина и ее изменения, закономерности поведения и свойства системы, ищутся: выходная величина и ее изменения, простые, возникают в технике; · известны: закономерности поведения системы, ее свойства и выходные величины, ищутся: ее входные величины; · известны: входные и выходные показатели, закономерности поведения системы, ищутся: количественная определенность ее свойств, инженерные – расчет каркаса здания; · известны только входные и выходные параметры, такие задачи стоят перед исследователем, который изучает совершенно неизвестный или сверхсложноорганизованный объект (черный ящик).
5. Подходы к решению проблем [42]: 1. экстремистский - если имеются противоположные задачи, одна из них игнорируется или проблема (ресурс) уничтожается; 2. компромиссный - выбор среднего решения; 3. творческий - нужно разрешать противоречие.
6. Противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Условия разрешения противоречий [43]: · Во времени и пространстве. В интервале времени изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом интервале не обладает этими свойствами. В некотором месте изменяемый ресурс обладает некими свойствами, а в другом месте не обладает этими свойствами.
· В структуре. Одна часть изменяемого ресурса (или системы в целом) обладает неким свойством, а другая часть (части) не обладает этим свойством. · В воздействиях. При воздействии 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а при воздействии 2 (или отсутствии воздействия 1) не обладает этим свойством. · В отношениях. По отношению к эталону 1 изменяемый ресурс обладает неким свойством, а по отношению к эталону 2 не обладает этим свойством. 7. Основные стадии творческого процесса решения проблем [44]: · анализ окружающей среды (распознание имеющейся проблемы); · выявление (идентификация) проблем (выбор критериев для оценки различных вариантов решения проблемы), принятие допущений; · генерирование альтернатив (перебор и перечисление известных вариантов (рациональный акт) и генерирование дополнительных вариантов (рациональный и интуитивный акты)); · выбор из альтернатив (на основе систематической оценки по ранее установленным критериям); · внедрение (расчет деталей выбранного решения, прогноз и преодоление препятствий). Схема процесса решения проблем [45]: P1 -> ТТ -> ЕЕ -> Р2, где P1 – исходная проблема, ТТ – пробные теории, ЕЕ – устранение ошибок, Р2 – новые проблемы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.007 с.) |