Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Портрет исабели ковос де порсель. 1806 Г. Национальная галерея, Лондон.

Поиск

В 1808—1814 гг. страну оккупирова­ли войска Наполеона Бонапарта, что вызвало ожесточённое сопротивле­ние испанцев, монархия Бурбонов рухнула, король Фердинанд VII от­рёкся от престола и был изгнан; раз­разилась первая испанская револю­ция, которая тесно переплелась с национально-освободительным дви­жением. Народ получил некоторые демократические свободы, но Ферди­нанд VII, вернувшийся в Испанию, от­менил их. В 1820 г. началась вторая революция, завершившаяся в 1823 г, Она частично восстановила завоева­ния первой революции. Всё это на­долго приковало к себе внимание ху­дожника.

Новая серия офортов Гойи, нача­тая в 1810 г. и законченная только в 1820 г., получила название «Бедствия войны». В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрите-

Франсиско Гойя.

Всё проходит. Из серии «Бедствия войны». 1810—1820 гг. Офорт.

Франсиско Гойя.

Какое мужество! Из серии «Бедствия войны». 1810—1820 гг.

лю пережить войну вместе с худож­ником как чудовищную катастрофу. В «Бедствиях войны» переплетается множество тем. Это и голод, и гра­бёж, и разбой победителей. Осо­бенно выделяются своей натура­листичностью сцены насилия, где израненные человеческие тела вы­ставлены напоказ завоевателями.

Хотя серия и посвящена траги­ческим событиям в Испании, тема войны звучит обобщённо, недаром один из листов Гойя сопроводил надписью: «Так повсюду». События, которые изобразил мастер, проис­ходят в любую эпоху в любой стра­не, когда идёт война, бесчеловечная именно своей будничностью. При­чём художник обращает внимание зрителя на то, что её жертвами становятся не солдаты, а прежде всего беззащитные люди, мирные обыватели.

Среди этих сцен Гойя поместил офорт «Какое мужество!». Это ро­мантическое по духу произведение как будто не согласуется с основным мотивом серии, однако оно показы­вает ещё одну сторону войны. Здесь изображена Агостина Сарагосская, прославившаяся тем, что летом 1808 г. во время боя заменила воз­ле пушки погибших артиллеристов. Композиция офорта проста и лако­нична. Молодая грациозная женщи­на в светлом платье протягивает за­жжённый фитиль к запалу пушки,

которая намного больше её самой. Под ногами у героини — груда обез­ображенных тел.

Около 1814 г. Франсиско Гойя вновь обратился к теме войны и на­силия, на этот раз избрав технику масляной живописи. В историче­ских картинах «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 го­да» художник всеми силами стремил­ся воссоздать реальность происходя­щего. Кажется, что изображённые на первом полотне французы скачут из глубины картины прямо на зрителя

Франсиско Гойя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.29 (0.005 с.)