Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.). 1830 г. Лувр, Париж.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.). 1830 г. Лувр, Париж.



Эжен Делакруа.

Алжирские женщины в своих покоях. 1833 г. Лувр, Париж.

шагом». Свобода поднимает трёх­цветное знамя Французской рес­публики; следом движется воору­жённая толпа: мастеровые, военные, буржуа, взрослые, дети... Сейчас все они солдаты Свободы.

В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. Сразу по возвращении в Париж художник принялся за кар­тину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.). Делакруа не пытал­ся поразить зрителя броской экзо­тикой. Под его кистью запретная для посторонних женская половина арабского дома с красочными ков­рами и дверями красного дерева вы­глядит уютно и приветливо. Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёст­рые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

Под солнцем Африки Делакруа открыл художественные приёмы, которые оценили по достоинству только импрессионисты: основой

Эжен Делакруа.

Битва при Нанси. 1828—1834 гг. Лувр, Париж.

его живописи служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних. Краски были смыслом живописи Делакруа, говорившего: «Когда цвет точен, линия рождает­ся сама собой».

С конца 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд батальных полотен, по­священных средневековой фран­цузской истории. В «Битве при Нанси» (1828—1834 гг.) войска — серые

сплочённые массы с разноцветны­ми пятнами лиц и знамён — неук­люже движутся по снежной равни­не под мутно-жёлтым закатным небом. Сцена гибели Карла Смело­го помещена на первом плане, но выглядит как заурядный эпизод боя, Эжен Делакруа — самый незави­симый живописец во Франции пер­вой половины XIX в. Его находки в области колорита наметили путь развития французской живописи вплоть до конца столетия.

 

ЖИВОПИСЬ ГЕРМАНИИ

Германия в начале XIX в. переживала общественно-политический подъём, Сопротивление завоеваниям Наполеона и освободительная война 1813 г. сде­лали немецкий патриотизм всеобщим, а подданные трёхсот немецких кар­ликовых государств осознали себя единым народом.

В раздробленной стране почти каждый город был столицей или уни­верситетским центром. Немецкие государи нередко стремились воспол­нить свою политическую слабость покровительством наукам и искусству.

*Батальный жанр (от франц. bataille — «бит­ва») — жанр изобразитель­ного искусства, посвящённый войне.

**Нанси — город на севе­ро-востоке Франции, центр Лотарингии. Около Нанси 5 января 1477 г. войска гер­цога Лотарингского разгро­мили рыцарскую конницу Карла Смелого, герцога Бур­гундского. Карл погиб в этой битве, а его герцогство распалось.

Самым увлечённым и щедрым из этих меценатов на троне оказался бавар­ский король Людвиг I.

В те годы в Германии сильным было увлечение Средневековьем, возрос интерес к национальной истории и культуре. В Нюрнберге периодически про­ходили празднества памяти немецкого мастера эпохи Возрождения Альбрех­та Дюрера. Братья Буассере — Сульпиций (1783—1854) и Мельхиор (1783— 1859) — собирали памятники старинного искусства. Их галерея в Штутгарте насчитывала свыше двухсот произведений XIV—XVI вв., большинство из ко­торых в 1826 г. влилось в коллекцию мюнхенской Пинакотеки (ныне этот музей называется Старой пинакотекой, в отличие от Новой, где хранятся произведения живописи XIX—XX вв.).

Германия сыграла исключительную роль в истории романтизма — напра­вления в европейской культуре конца XVIII — первой половины XIX в. Имен­но немецкие писатели и критики были его первыми теоретиками. Книга Вильгельма Генриха Вакенродера (1773—1798) «Сердечные излияния мона­ха — любителя искусств» (1797 г.) стала манифестом романтизма в изобра­зительном искусстве: она провозгласила решительный отказ от любых «пра­вил красоты» и объявила основой творчества искреннее чувство. Сам термин «романтизм» был введён Фридрихом Шлегелем (1772—1829), немецким кри­тиком, философом и писателем.

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ

(1777—1810)

Филиппа Отто Рунге можно назвать одним из самых ярких представите­лей романтизма в немецкой жи­вописи первой половины XIX сто­летия.

Художник родился в Вольгасте (городе на территории современ­ной Польши) в семье судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но почувствовал склонность к жи­вописи и стал брать частные уроки рисования. В 1799—1801 гг. Рунге учился в Академии художеств в Ко­пенгагене, затем перебрался в Дрез­ден, где поступил в местную Ака­демию художеств и познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте. Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался жи­вописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля.

Большую часть творческого на­следия Рунге составляют портреты. Тщательная проработка деталей, жёсткость линий и безыскусная чи­стота красок некоторых его работ напоминают творения живопис­цев-самоучек. Именно таковы порт­реты детей семейства Хюльзенбек

(1805 г.) и родителей художника с внуками (1806 г.).

Картина «Мы втроём» (1805 г., в 1931 г. погибла при пожаре) изобра­жала художника вместе с невестой и братом Даниэлем. Каждый из них погружён в свои мысли, однако это не разобщает молодых людей: они

Филипп Отто Рунге.

Портрет детей

Хюльзенбек .

Г.

Картинная галерея, Гамбург.

не нуждаются в словах, чтобы по­нять переживания друг друга. Это настроение «молчаливого братст­ва» усиливает лесной пейзаж, напи­санный в ясной, суховатой манере; герои картины так же неразлучны, как деревья одного леса.

Ещё в 1802 г. Рунге задумал жи­вописный цикл, изображающий вре­мена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человече­ской жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по кото­рому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — что­бы возродиться вновь. Рунге глубо­ко чувствовал это вселенское един­ство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предпо­лагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном зда­нии, сопроводив их музыкой и сти­хотворным текстом.

Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четы­рёх картин закончена только одна, «Утро» (1808 г.). Она наивна и свет­ла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизи­рует новорождённый день; женская фигура на фоне золотого неба и си­реневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоно­вых переходов эта картина намно­го превосходит прежние произведе­ния художника.

«Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зе­лень луга, насыщенность цвета роси­стой травы, нежная листва молодо­го букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя боль­ше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Все­ленной, откровение Мирового Ду­ха — так некоторые романтики на­зывали Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трога­ет нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тыся­чами способов, одновременно скры­ваясь от нас... Но тайная магическая

Филипп Отто Рунге.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.223.30 (0.008 с.)