Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симбиоморфные сумчатые грибы – лишайники

Поиск

 

Теоретические сведения

Лишайники – это своеобразная группа организмов, насчитывающая более 25 тыс. видов. Тело (или таллом) лишайника образуют гетеротрофный компонент – гриб из отдела Ascomycota (на 98%) или Basidiomycota, называемый микобионтом, и водоросль из отдела Chlorophyta или Cyanophyta, называемая фикобионтом. Все сумчатые грибы облигатные симбиотрофы и вне связи с водорослями растут очень медленно и имеют плохо структурированную мицелиальную массу.

Вегетативное тело лишайника представлено слоевищем, которое состоит только на одну десятую из фикобионта, а большая часть объема таллома приходиться на микобионта. По морфологической организации талломы лишайников можно объединить в три основных морфотипа (жизненных форм): накипные – в виде порошкообразных, бугорчатых или корковых налетов, всей поверхностью прирастающих к субстрату; листоватые – в виде разнообразных листовидных пластинок, прикрепленных к субстрату с помощью пучков грибных гиф – ризин, и кустистые – в виде ветвящихся лент или разветвленных стволиков, прикрепленных к субстрату с помощью ризин, гомф (пучки гиф в виде толстой ножки) или псевдогомфов (образованы гифами сердцевины).

По анатомической структуре выделяют лишайники с гомеомерным строением – рыхлое сплетение гиф, с более или менее равномерным распределением клеток водоросли, и гетеромерным строением – дифференцированным на слои: верхний коровый, водорослевый (гонидиальный), сердцевинный, нижний коровый, от которого отходят ризины.  

Размножаются лишайники преимущественно вегетативно: частями таллома и особыми специализированными образованиями – соредиями и изидиями. Кроме того, каждый из компонентов лишайников может размножаться самостоятельно. Микобионты размножаются как бесполым путем, за счет образования конидий в пикнидах (полузамкнутые образования в талломе лишайника), так и половым – с помощью сумок с аскоспорами, образующихся в перитециях или апотециях. Фикобионт размножается путем деления клетки пополам.

Практические задания и контрольные вопросы

К занятию необходимо знать следующие вопросы. Общая характеристика лишайников: морфологическое и анатомическое строение, жизненные формы, размножение, питание, распространение и экология. Система лишайников.

Цель занятия: изучить особенности строения, размножения лишайников и их многообразие.

Материалы и оборудование: микроскопы, наборы для микропрепарирования; образцы лишайников: гипогимния вздутая (Hypogymnia physodes), фисция (Phiscia sp.), пельтигера пупырчатая (Peltigera aphtoza), разные виды рода кладония (g. Cladonia). Гербарные наборы с морфотипами лишайников. Таблицы.

 

Задание

1. Рассмотрите гербарный материал и зарисуйте внешний вид лишайников различных морфологических форм: накипных (леканора, лецидея); листоватых (пармелия, фисция, гипогимния); кустистых (кладония, уснея, эверния).

 

     
Накипная форма Листовая форма Кустистая форма

Рисунок 1 – Жизненные формы лишайников

 

2. Изучите и зарисуйте гомеомерную и гетеромерную анатомическую структуру лишайников. На рисунке отметьте: при гомеомерном строении – верхний и нижний корковый слой, сердцевину; при гетеромерном – верхний и нижний корковый слой, ризины, гонидиальный слой, сердцевину.

 

   

 

 
Гомеомерная структура Гетеромерная структура

Рисунок 2 – Анатомическая структура лишайника

 

3. Изучите предложенные виды лишайников. Найти органы размножения гриба – апотеции и отметить мучнистый налет соредий. Зарисуйте соредии и изидии, на рисунке отметьте клетки водорослей и гифы грибов.

 
Рисунок 3 – Единицы размножения лишайников

 

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие признаки положены в основу подразделения лишайников по морфологическим формам? Какая из них более прогрессивна и почему?

_________________________________________________________________

 

2. Какие особенности позволяют лишайникам быть «пионерными» видами? __________________________________________________________________

 

3. Почему лишайники называют индикаторами качества окружающей среды?__________________________________________________________

 

4. Перечислите экологические группы лишайников. _______________________________________________________________

 

Студент _______________________

 

Преподаватель ______________________

 

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ

«____» ___________________

 

Лабораторная работа №7 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.72.229 (0.009 с.)