Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Царство Plantae –Растения. Водоросли – Algae.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отдел Chlorophyta – Зеленые водоросли Теоретические сведения Водоросли – сборная группа низших растений, живущих преимущественно в воде. Лишь небольшая доля водорослей населяет наземные экосистемы: почвенные, аэрофильные, криофильные и симбиотические водоросли. Тело водорослей лишено типичных тканей и не расчленено на органы, т.е. является слоевищем (талломом). Структурная организация водорослей может быть одноклеточной, колониальной или многоклеточной (приложение 1). Водоросли размножаются вегетативным, бесполым и половым путем. В цикле воспроизведения чаще всего присутствует смена поколений – спорофита и гаметофита. Жизненный цикл сопровождается изоморфной или гетеромофной сменой поколений. Питание автотрофное, но встречаются гетеротрофные организмы, которые обитают на дне водоемов. Систематические группы водорослей еще в ХХ веке подразделяли на основании трех признаков: набор пигментов, продукты фотосинтеза и строение монадных (подвижных) клеток. В настоящее время классификации разрабатываются в соответствие с данными молекулярных исследований. Отдел Chlorophyta – наиболее обширная и разнообразная среди водорослей группа, представленная преимущественно пресноводными формами – около 20000 видов. Распространены во всех средах, где можно встретить водоросли, не встречаются только на большой глубине в морских экосистемах. Включают виды с разнообразным внешним обликом и структурой тела: одноклеточные, колониальные и многоклеточные формы. Имеют практически все типы морфологической организации таллома – от монадной до пластинчатой. Отличительные особенности клеточного строения: как правило, с жесткими целлюлозными клеточными оболочками; клетки одноядерные или многоядерные; двумембранные хлоропласты, с характерным пигментным набором, как у высших растений: хлорофилл а и b, каротины, ксантофиллы; запасное вещество крахмал, откладывающийся вокруг пиреноида хлоропласта или в лейкопластах, реже накапливают липиды. Монадные (подвижные) клетки имеют два, реже четыре жгутика одинаковой длины (изоконтные) и одинакового строения (изоморфные), гладкие или с мастигонемами. Жгутики находятся на переднем конце клетки. Размножение зеленых водорослей. Вегетативное – деление клетки пополам, при распаде ценобиев, участками нитей или талломов. Бесполое размножение – за счет зооспор (подвижные споры) или апланоспор (неподвижные споры) образующихся в любой или почти любой клетке таллома (для многоклеточных представителей). Половое размножение – с помощью гамет (изо-, гетеро- и оогамный тип) и без гамет (конъюгация). Жизненный цикл протекает без смены (хламидомонада) и со сменой (большинство представителей отдела) поколений – изоморфной или гетероморфной.
Практические задания и контрольные вопросы К занятию необходимо знать следующие вопросы. Общая характеристика зеленых водорослей: строение клетки, организация таллома, распространение и экология, физиологические особенности, способы размножения, представители, значение в природе и для человека. Система отдела. Цель занятия: познакомиться с разнообразием одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей, особенностями их строения и экологии. Систематическое положение изучаемых объектов ОТДЕЛ CHLOROPHYTA – ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ Подотдел Chlorophytina – Харофитина Класс Prasinophyceae – Празинофитовые водоросли Класс Chlorophyceae – Хлорофициевые водоросли Порядок Chlorococcales – Хлорококковые Порядок Volvocales – Вольвоксовые Род Chlamydomonas – Хламидомонада Род Volvox – Вольвокс Класс Trebouxiophyceae – Требуксиевые водоросли Род Chlorella – Хлорелла Класс Ulvophyceae – Ульвовые водоросли Порядок Chetophorales − Хетофоровые Род Pleurococc − Плеврококк Порядок Ulotrichales – Улотриксовые Род Ulotrix – Улотрикс Порядок Ulvales – Ульвовые Род Ulva – Ульва Род Enteromorpha – Энтероморфа Порядок Siphonocladales – Сифонокладовые Род Cladophora – Кладофора Подотдел Charophytina – Харофитина Класс Zygnematophyceae – Зигнемовые Порядок Zygnematales – Зигнемовые Род Spirogira – Спирогира Класс Charophyceae – Харовые
Материалы и оборудование: микроскопы, наборы для микропрепарирования; фиксированные пробы из природных водоемов с видами одноклеточных и многоклеточных нитчатых зеленых водорослей, готовые микропрепараты «Спирогира», «Конъюгация спирогиры», кора с колониями плеврококка. Гербарные наборы «Зеленые водоросли». Таблицы.
Задания 1. Используя готовый микропрепарат или фиксированные пробы (в этом случае приготовьте временный микропрепарат) рассмотрите и зарисуйте хламидомонаду. На рисунке отметьте все основные структуры клетки, укажите форму хроматофора (хлоропласта) и тип организации таллома.
2. Рассмотрите клетки Chlorella sp. Отметьте на рисункеотдельные стадии жизненного цикла водоросли. Определите тип организации таллома и форму хроматофора.
Рисунок 2 – Chlorella sp.
3. Приготовьте временный микропрепарат плеврококка. При большом увеличении, внимательно рассмотрите клетки объекта и зарисуйте 2-3 из них. Укажите тип организации таллома и форму хроматофора.
4. Из приготовленных фиксированных проб фитопланктона и фитобентоса приготовьте временные микропрепараты и рассмотрите под микроскопом. С помощью лабораторного определителя выделите объекты относящиеся к зеленым водорослям и зарисуйте их, отметив род. Укажите форму хроматофора и тип организации таллома.
5. По готовому микропрепарату «Spirogira» рассмотрите особенности строения таллома и клеток. Рассмотрите рисунок, сделайте соответствующие обозначения. Отметьте форму хроматофора и тип организации таллома.
Рисунок 5 – Spirogira sp. 6. По готовому микропрепарату «конъюгация Spirogira» найдите конъюгирующие нити и определите тип конъюгации. Обозначьтена рисунке конъюгационные мостики, зиготу. Сделайте соответствующие пояснения к схеме.
Рисунок 6 – Схема конъюгации Spirogira sp. 7. Рассмотрите гербарные наборы с представителями зеленых водорослей. Зарисуйте 2-3 представителя зеленых водорослей обитающих в северных морях. Отметьте тип организации таллома. Рисунок 7 – Вопросы и задания для самопроверки 1. Какие формы хлоропластов можно отметить у зеленых водорослей? Какая форма считается эволюционно более совершенной и почему?__________________________________________________________ 2. Какой тип таллома является наиболее эволюционно совершенным и почему? Назовите тип таллома энтероморфы ___________________________ _____________________________________________________________ 3. Значение конкретных групп зеленых водорослей в природе и для человека_____________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перечислите варианты циклов воспроизведения встречающихся у зеленых водорослей, приведите примеры. Составьте схемы жизненных циклов зеленых водорослей с изоморфной и гетероморфной сменой поколений. Студент _______________________
Преподаватель ______________________
«____» ___________________ Лабораторная работа №4 (2 часа)
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.98.91 (0.009 с.) |