УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНАМИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ И ЦЕНАМИ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ



 

6.1.Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость издательской продукции

Методической основой расчета затрат на производство и продажу издательской продукции являются следующие документы:

 

• Налоговый кодекс РФ (ч. 2, гл. 25);

• Федерапьный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н;

• Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждены Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (в редакции Приказа Минфина от 08.11.2010 № 144н);

• Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности (далее - Методические рекомендации).

 

Методические рекомендации разработаны для издательств, издательско-полиграфических комплексов, издательских холдингов и издательских домов, других организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, занимающиеся издательской деятельностью, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности. Методические рекомендации устанавливают единые методы планирования и учета затрат на производство и продажу издательской продукции (работ, услуг) для обеспечения сопоставимости данных при определении состава и классификации расходов, объектов калькулирования; способы распределения затрат по отчетным периодам, видам издательской продукции (работ, услуг), а также при проведении экономического анализа затрат и выявлении резервов их снижения.

 

Для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также их продажей, называются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

 

Расходы по обычным видам деятельности формируют (п. 7 ПБУ 10/99):

 

• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

 

• расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

 

Затраты на производство и продажу формируются из расходов, разнородных по экономическому содержанию, назначению и способу расчета. При планировании, учете и калькулировании применяется следующая классификация расходов:

 

• экономические элементы и статьи калькуляции;

• прямые и косвенные расходы;

• условно-переменные и условно-постоянные расходы;

• основные и накладные расходы.

 

В бухгалтерском учете затраты по обычным видам деятельности группируются по следующим элементам (п. 8 ПБУ 10/99):

 

• материальные затраты;

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация;

• прочие затраты.

 

Для целей налогообложения расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты издательства. Под обоснованными расходами понимают экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1,2 ст. 252 НК РФ).

 

Расходы, связанные с производством и реализацией, включают (п. 1, 2 ст. 253 НК РФ):

 

1) расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и/или реализацией работ, услуг, имущественных прав);

2) расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

3) расходы на освоение природных ресурсов;

4) расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

 

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются:

 

1) на материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

 

Для формирования организацией финансового результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг). Себестоимость формируется на базе расходов, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства и продажи товаров (п. 9 ПБУ 10/99).

 

Себестоимость издательской продукции - это выраженная в денежной форме совокупность затрат на производство и продажу готовой продукции. Затраты на производство образуют общеиздательскую себестоимость, а затраты на производство и внепроизводственные расходы - полную издательскую себестоимость.

 

Для целей управления в бухгалтерском учете учитываются расходы по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями группировка расходов по статьям калькуляции проводится по признаку производственно-технологического назначения и места возникновения. Для целей планирования, учета и калькулирования полной себестоимости издательской продукции (работ, услуг) рекомендуется применять следующие калькуляционные статьи:

 

• расходы на авторский гонорар;

• расходы на гонорар за художественно-графические работы;

• расходы на полиграфические работы;

• расходы на материалы;

• редакционные расходы;

• общеиздательские расходы;

• расходы на продажу;

• потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

 

При планировании и учете затрат на выпуск и реализацию издательской продукции могут быть выделены затраты на изготовление переплетных крышек по следующим статьям:

 

• расходы на бумагу для наклейки на переплетные крышки;

• расходы на картон;

• расходы на переплетные материалы;

• расходы на комплектующие изделия и покупные полуфабрикаты;

• расходы на полиграфические работы;

• потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

 

Расходы, в зависимости от способа отнесения на себестоимость, делятся на прямые и косвенные.

 

Прямыми называются расходы, которые могут быть отнесены непосредственно на себестоимость определенного издания. К ним относятся: гонорары авторам, художникам и графикам со страховыми взносами, расходы на полиграфические работы, а также бумагу картон, переплетные и другие материалы, часть редакционных рас ходов и расходов на продажу, связанных с конкретным изданием.

 

Косвенными называются расходы, которые не могут быть отнесены на конкретное издание: общеиздательские, часть редакционных расходов и расходов на продажу, не связанных с конкретным изданием.

 

В зависимости от связи с объемами выпуска продукции расходы делятся на условно-постоянные (объемные) и условно-переменные (тиражные).

 

Условно-постоянные (объемные) расходы не зависят от тиража издания. К ним относятся суммы авторских гонораров, если договором не предусмотрено их увеличение при росте тиража, и гонораров за художественно-графические работы, расходы на обработку издательских оригиналов, на включение в каталоги распространения издательской продукции, общеиздательские расходы.

 

Условно-переменными (тиражными) называются расходы, которые изменяются в зависимости от тиража. К ним относят расходы на авторский гонорар, если договором предусмотрено его увеличение при росте тиража, на полиграфические работы, бумагу, картон и переплетные материалы, часть расходов на продажу.

 

В зависимости от экономического содержания и целевого назначения в процессе производства расходы делятся на основные и накладные.

 

Основными считаются расходы, связанные непосредственно с редакционным процессом подготовки издания. Это расходы на материалы, оплату труда редакционного персонала, амортизацию редакционного оборудования (компьютеров, множительной техники и т. п.).

 

Накладными называются расходы, связанные с организацией, управлением и обслуживанием издательского процесса: расходы на заработную плату управленческого персонала, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, амортизационные отчисления или расходы на аренду помещений издательства и прочие расходы.

 

Расходы делятся на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют расходы, которые не могут быть разложены на отдельные слагаемые. Этот принцип лежит в основе классификации расходов по экономическим элементам. К одноэлементным относятся расходы на авторский гонорар, на полиграфические работы, на материалы. Комплексные расходы состоят из нескольких экономических элементов. К ним относятся редакционные, общеиздательские, прочие производственные и внепроизводственные расходы.

 

В статью «Расходы на авторский гонорар» включают: гонорар с отчислениями на страховые взносы автору или группе авторов за литературные произведения; гонорар переводчикам; составителям сборников литературных произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, при условии соблюдения составителем прав авторов; гонорар составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (например, официальных документов, произведений народного творчества, произведений, в отношении которых сроки авторского права истекли); иностранным авторам, праводержателям или правопреемникам; гонорар авторам аппарата книги, литературным агентам и литературным агентствам.

 

В статью «Расходы на гонорар за художественно-графические работы» включают: затраты на гонорар со страховыми взносами художникам - за художественное оформление и иллюстрирование изданий; графикам - за графические работы; фотографам - за фотоработы; ретушерам - за художественную ретушь и др.

 

В статью «Расходы на полиграфические работы» включают затраты на выполнение всех работ по изготовлению заказа полиграфическим предприятием (или группой полиграфических предприятий - в случае кооперативного исполнения заказа) по договорным ценам без учета НДС. Если эти работы выполняются в полиграфическом подразделении издательства, то расходы включают в статью по плановой или фактической себестоимости.

 

Затраты статьи «Расходы на полиграфические работы» делятся на объемные и тиражные. В объемные включают расходы на набор, матрицирование, изготовление клише, штампов, оригинальных форм, форм для нотных оригиналов, расходы на другие процессы, связанные с изготовлением печатных форм для всех частей издания - текста, вклеек, вкладок, накидок, форзацев, обложек, суперобложек, переплетных крышек.

 

В тиражные включают затраты на печатание всех частей издания, на брошюровочно-переплетные и отделочные процессы, упаковку и изготовление футляров. В себестоимость блока включают затраты на изготовление печатных форм и печатание текста, вклеек, вкладок, накидок, приклеек, форзацев, обложек, суперобложек, изготовление блока и футляров. В себестоимость переплетных крышек включают затраты на изготовление печатных форм и печатание бумажных наклеек на переплетные крышки, изготовление и отделку переплетных крышек.

 

В соответствии с Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребленияМетодические рекомендации по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления (утв. Приказами Минэкономики РФ от 27.07.93 № МЮ-636/14-151 и Госкомстата РФ от 27.07.93 № 10-0-1 /246) печатные издания: книги, в том числе учебники, брошюры, журналы и другие периодические издания журнального типа, газеты, изобразительные издания, картографическая и другая листовая печатная продукция - относятся к непродовольственным товарам народного потребления и включаются в прогноз (план) и отчет по издательской деятельности (без учета типографских расходов) и по предприятиям полиграфической промышленности. Указанные Методические рекомендации предназначены для использования при прогнозных (плановых) расчетах, разработке проектов производственных программ и учете производства товаров народного потребления.

 

В статью «Расходы на материалы» включают расходы на бумагу, картон, пленку, переплетные и другие материалы. В частности, к ним относятся магнитные носители - дискеты, компакт-диски, аудио- и видеокассеты и др.

 

На себестоимость блока относят расходы на бумагу для текста, вклеек, вкладок, накидок, приклеек, форзацев, обложки, суперобложки, а также расходы на бумагу и картон для изготовления футляров. На себестоимость переплетных крышек относят расходы на бумагу для наклейки на составные и цельнобумажные переплетные крышки, расходы на картон и переплетные материалы.

 

Поступившие в издательство авторские текстовые и иллюстрационные оригиналы проходят отдельные стадии редакционно-издательского процесса, где с ними работают как штатные, так и внештатные сотрудники.

 

На обработку и оформление авторских оригиналов расходуются определенные средства, которые издательство должно возместить для возобновления производственного процесса.

 

В статью «Редакционные расходы» (обработка и оформление оригиналов, подготовка оригинал-макетов) включают:

 

• расходы на оплату труда со страховыми взносами редакционного персонала, как состоящего, так и не состоящего в штате издательства;

• расходы на командировки редакторов, связанные с конкретными изданиями;

• расходы на ремонт оборудования, амортизационные отчисления по основным средствам редакционного назначения;

• расходы на материалы, бумагу для множительной и компьютерной техники для подготовки авторских и издательских оригиналов;

• расходы на содержание отдела (участка) подготовки оригинал-макетов;

• расходы на отчисления от объема продукции, произведенной по лицензионному соглашению, а также на приобретение на договорных условиях у организаций готовых оригинал-макетов, диапозитивов, художественных и графических оригиналов (иллюстраций, обложек, чертежей, карт и др.);

• расходы на оплату услуг картографических организаций, изобюро, архивов, в том числе фотоархивов, фотолабораторий и т. п.

 

К общеиздательским относятся расходы по содержанию административно-управленческого персонала, а также все административно-хозяйственные расходы, которые не могут быть отнесены на определенную единицу продукции.

 

В статью «Общеиздательские расходы» включают: административно-управленческие расходы; амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу общехозяйственного назначения; расходы на содержание и ремонт основных средств общехозяйственного назначения; прочие общехозяйственные расходы; общехозяйственные непроизводительные расходы.

 

В статью «Расходы на продажу» включают: расходы на все виды рекламы продукции издательства, расходы по проведению выставок и ярмарок; расходы на упаковку, транспортировку продукции, экспедирование и пересылку изданий, на включение в каталог подписных и периодических изданий, на сбор и обработку заказов; расходы на содержание экспедиций; расходы на содержание фирменных магазинов и киосков; расходы на рассылку (доставку) авторских и обязательных бесплатных экземпляров; прочие расходы, связанные с продажей.

 

В статью «Потери от брака» включают затраты на исправление изданий по вине издательства (выдирки, вклейки, опечатки и т. п.), кроме сумм, возмещенных в установленном порядке.

 

Калькулирование себестоимости издательской продукции может осуществляться нормативным, попередельным или позаказным методом.

 

Сущность нормативного метода заключается в применении при расчете себестоимости норм основных затрат и смет расходов на обслуживание производства и управление. Нормативный метод применяется, как правило, при массовом и серийном производстве разнообразной и сложной продукции, состоящей из большого количества деталей.

 

Попередельный метод используется в массовом производстве однородной по исходному сырью и характеру обработки продукции, которая в процессе изготовления проходит несколько технологических стадий. Сущность попередельного метода учета затрат и калькулирования себестоимости заключается в том, что затраты, учтенные на первой стадии, включаются в себестоимость второй.

 

Позаказный метод применяется в мелкосерийном и единичном производстве. Объектом учета и калькулирования при этом является отдельный производственный заказ. Фактическая себестоимость изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения. Важнейшим требованием при составлении калькуляций является максимально возможное отнесение затрат на себестоимость отдельных заказов прямым способом и сокращение удельного веса затрат, распределяемых косвенным способом.

 

В издательской деятельности рекомендуется использовать позаказный метод калькулирования себестоимости.

 

Основой для расчета себестоимости являются тематический план выпуска и план художественно-графического оформления изданий. Расчетам себестоимости выпущенной продукции предшествуют расчеты затрат по каждой статье.

 

Расчет расходов на авторский гонорар за литературные произведения и сумм страховых взносов проводится исходя из объема оплачиваемых авторских листов и ставки гонорара в соответствии с заключенным договором.

 

Расходы на гонорар за художественно-графические работы и на страховые взносы рассчитываются исходя из тематического плана, плана художественно-графического оформления изданий и ставок в соответствии с заключенными договорами по каждому изданию в отдельности.

 

Для расчета расходов на работы, осуществляемые полиграфическим подразделением издательства, необходимо воспользоваться Методическими рекомендациями по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях.

 

Расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы рассчитывают исходя из потребности в них в натуральном выражении в соответствии с объемами изданий и нормами расходов на учетную единицу издательской продукции.

 

Расчет редакционных расходов проводится по следующим направлениям:

 

• обработка и оформление оригиналов;

• подготовка оригинал-макетов.

 

Расходы на бумагу для подготовки авторских и издательских оригиналов рассчитывают исходя из объема работ и договорных цен на бумагу.

 

Расходы на подготовку оригинал-макетов планируют по видам затрат в разрезе принятой номенклатуры. Эти расходы распределяют пропорционально объему в учетно-издательских листах только на издания, подготовленные в редакции (отделе, участке) оригинал-макетов.

 

 

Расходы, которые можно отнести на издания прямым путем (изготовление оригинал-макетов, внештатное редактирование, в том числе научное и контрольное, оплата работы внештатных корректоров и технических редакторов и т. п.), рассчитывают конкретно по каждому изданию.

 

Расходы, которые невозможно отнести на издания прямым путем, распределяются пропорционально объему в учетно-издательских листах либо прямой заработной плате или иным способом, предусмотренным учетной политикой издательства.

 

Расчет общеиздательских расходов ведется постатейно.

 

Расходы на продажу рассчитывают исходя из затрат на рекламу в соответствии с заключенными договорами. На основании планов реализации издательской продукции рассчитывают затраты на упаковку, транспортировку, погрузку, разгрузку, пересылку, экспедирование готовой продукции и т. д.

 

Расходы на обязательные бесплатные экземпляры определяют по расчетной (плановой) себестоимости одного экземпляра.

 

В основе калькулирования лежит выбор способа группировки затрат, который позволит точнее рассчитать себестоимость единицы и всего объема продукции (работ, услуг).

 

Основными терминами, применяемыми в практике калькулирования, являются:

 

• объект калькулирования;

• калькуляционная единица;

• калькуляция;

• группировка расходов.

 

Объектом калькулирования себестоимости называется продукт, производимый организацией, ее подразделениями, продукт технологических процессов, отдельные работы и услуги.

 

Под калькуляционной единицей понимают измеритель объекта калькулирования. Для готовой продукции калькуляционная единица обычно совпадает с единицей измерения, принятой в стандартах или технических условиях. Для промежуточных продуктов и технологических процессов применяются условные калькуляционные единицы.

 

Калькуляционная единица должна отражать потребительную стоимость, соответствовать единицам ценообразования и быть приемлемой для калькулирования себестоимости с минимальными затратами. Расчет себестоимости калькуляционной единицы является центральной частью процесса калькулирования.

 

Калькуляция - это документ, в котором производится расчет себестоимости калькуляционной единицы и всей изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

 

Калькулирование себестоимости издательской продукции может быть организовано по принципам позаказного метода или метода «директ-костинг». Избранный издательством метод следует закрепить в учетной политике.

 

Объектом учета затрат и калькулирования при позаказном методе является каждое название (отдельный заказ).

 

При использовании метода «директ-костинг» по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы, к которым относят прямые и редакционные расходы. Постоянные расходы учитываются при определении финансового результата от продаж за отчетный период.

 

Расчет затрат осуществляется на основе калькуляционных единиц. В издательствах калькуляционные единицы группируются в зависимости от объемов и тиражей изданий.

 

По объемным затратам в качестве калькуляционных единиц принимаются:

 

• на книги и брошюры, изоиздания (кроме открыток), ноты - один учетно-издательский лист (40 000 знаков);

• на журналы - один издательский лист, а при установленном авторском гонораре на номер - один номер;

• на открытки - одно издание;

• на газеты - четыре полосы формата А2.

 

По тиражным затратам в качестве калькуляционнах единиц принимаются:

 

• на книги и брошюры, изоиздания (кроме открыток), журналы и ноты - 1000 издательских листов-оттисков;

• на журналы - 1000 издательских листов-оттисков;

• на открытки - 1000 экземпляров;

• на переплетные крышки и газеты - один экземпляр.

 

По журналам калькуляционной единицей для тиражных затрат может приниматься один номер.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.024 с.)