Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Дисциплина «Гигиена и экология человека»

Для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»

                                    34.02.01 «Сестринское дело»

Подготовила

Преподаватель Колесникова Н. И.

 

 

Валуйки

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны в соответствии с рабочей программой «Гигиена и экология человека».

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям ФГОС среднего профессионального образования.

 

Объем учебной МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
в том числе:  
практические занятия 34
контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

В результате освоения УД обучающийся должен уметь:

· давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

· проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

· проводить гигиеническое обучение и воспитание населения

В результате освоения УД обучающийся должен знать:

· современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

· факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

· основные положения гигиены;

· гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

· методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Таблица составляется в соответствии с рабочей программой и КТП)

Тема занятия Кол-во часов Вид работы
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека. 4  
Тема 1.1. Предмет гигиены и экологии человека. 2 написание доклада, реферата по теме
Тема 1.2. Основы общей экологии. 2 Составление электронных презентаций
Раздел 2. Гигиена окружающей среды 16  
Тема 2.1.Гигиена окружающей среды. Атмосферный воздух 2 Поиск информации в периодической печати
Тема 2.2.Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды. 2 поиск информации по теме работа в сети Internet
Тема 2.3.Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении. 2 решение или составление кроссвордов
Тема 2.4.Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. 2 Составление электронных презентаций
Тема 2.5.Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 2.6.Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. 2 решение или составление кроссвордов
Тема 2.7.Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов. 2 Составление электронных презентаций
Тема 2.8.Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое экологическое значение. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий 6  
Тема 3.1. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. 2 Составление электронных презентаций
Тема 3.2.Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения. 2 Составление кроссвордов по теме занятия
Тема 3.3.Гигиеническая оценка шума в жилых и общественных зданиях 2 Составление кроссвордов по теме занятия
Раздел 4. Гигиена питания 16  
Тема 4.1. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. 2 Составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Тема 4.2.Основные принципы рационального питания. 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.3.Заболевания, связанные с характером питания. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 4.4.Гигиенические требования к пищевым продуктам. 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.5.Органолептическая оценка пищевых продуктов 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.6.Оценка рациона питания взрослого населения 2 Составление таблиц, лечебных диет
Тема 4.7.Характеристика основных лечебных диет. 2 Составление таблиц, лечебных диет
Тема 4.8.Лечебное, лечебно-профилактическое питание. 2 Составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Раздел 5. Гигиена труда 2  
Тема 5.1.Гигиена труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. 2 Составление электронных презентаций
Раздел 6. Гигиена детей и подростков 10  
Тема 6.1.Здоровье и физическое развитие детей и подростков. 2 Составление электронных презентаций
Тема 6.2.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений. 2 Составление электронных презентаций
Тема 6.3.Гигиеническая оценка режима дня в ДДУ и расписания уроков в школе. 2 составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Тема 6.4.Оценка физического развития детей и подростков. 2 составление алгоритмов действий
Тема 6.5.Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях 2 составление алгоритмов действий по теме
Раздел 7. Гигиеническое обучение и воспитание населения 10  
Тема 7.1.Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 7.2.Методы, формы и средства гигиенического воспитания. 2 Составление электронных презентаций
Тема 7.3.Выступление перед аудиторией с сообщением по формированию ЗОЖ. 2 составление лекций, бесед по медтеме
Тема 7.4.Оформление агитационных плакатов и презентаций, радиобесед, статей в газету на свободную медицинскую тему 2 Подготовка радиобесед, статей
Дифференцированный зачёт 2  
Всего 64  

Для подготовки материалов предлагаем использовать следующую литературу:

Основные источники:

  1. Архангельский В. И., Кириллов В. Ф. Гигиена и экология человека – М: ТЭОТАР – Медиа, 2015 – 512с.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с.

3. Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов / Под ред. проф. Т.В.Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224с.

4. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). - Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ГЭОТАР МЕД, 2008 - 608 с.

  1. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008.-257с.
  2. Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 15-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602с.
  3. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов н / Д: - Феникс, 2007. - 351с.

8. Большаков А.М.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - М.: Медицина, 2004

9. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

10. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с.

11. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.

 

Дополнительные источники:

1. Пивоваров Ю. П. Гигиена и экология человека: курс лекций для ВУЗов, М – 1999 – 192с.

2. Алексеев С. В., Пивоваров Ю. П. Экология человека (учебник) – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 – 640с.

 

Нормативные и методические документы:

Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации;

СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения»

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОМ

 

Раздел 1.

Раздел 4. Гигиена питания.

Раздел 5. Гигиена труда.

Тема 7.4 Оформление агитационных плакатов и презентаций, радиобесед, статей в газету на свободную медицинскую тему.

Вид занятия: практическое

 

Продолжительность занятия: 180  мин

Содержание практического занятия:

Изучить и составить конспект по санитарно гигиеническому воспитанию в поликлинике, на участке и стационаре. Нарисовать схемы: Гигиеническое воспитание на участке, в стационаре, в поликлинике для взрослых. Выполнить тест-контроль по теме: А) Гигиеническое обучение и воспитание;

Б) Методы, формы и средства гигиенического воспитания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Определение понятия «здоровье человека» по ВОЗ и основные определяющие его факторы.

2. Составляющие группы риска для здоровья в понятии «образ жизни».

3. Что такое валеология и санология?

4. Определение ЗОЖ и два направления  его формирования.

5. Основные компоненты ЗОЖ.

6. Методы и формы гигиенического воспитания ЗОЖ.

7. Что такое «рациональный труд и отдых».

8. Система оздоровительных мероприятий и их роль в укреплении здоровья.

9. Основные принципы выполнения спортивных упражнений.

10. Принципы и виды закаливания организма.

11. Медицинская активность.

12. Методы и формы гигиенического воспитания ЗОЖ.

13. Элементы личной гигиены.

14. Что такое «рациональный распорядок дня».

15. Гигиеническое значение одежды и требования к ней.

16. Гигиеническое значение обуви и требования к ней.

17. Анатомо-физиологические особенностей ступней ног и уход за ними.

18. Анатомо-физиологические особенностей кожи тела и уход за ней.

19. Гигиенические правила ухода за полостью рта.

20. Гигиенические требования к новой бытовой технике и предметам быта, изготовленным из синтетических материалов.

21. Гигиенические основы чередования труда и отдыха.

22. Гигиенические принципы организации режима питания дошкольника.

23. Гигиенические принципы построения режима дня школьника.

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:  

1. Проводить беседы по санитарно-гигиеническому воспитанию;

2. Оформлять стенды, плакаты, листовки, памятки.

Самостоятельная работа:

1. Составить памятку ЗОЖ.

2. Подготовить сообщения: Оптимальный двигательный режим; Основы психологической культуры; Борьба с детскими инфекционными заболеваниями; Профилактика заболеваний передающихся половым путем; Туберкулез и его профилактика.

Литература для подготовки:

Основная литература: 

Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Дисциплина «Гигиена и экология человека»

для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»

                                    34.02.01 «Сестринское дело»

Подготовила

Преподаватель Колесникова Н. И.

 

 

Валуйки

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы разработаны в соответствии с рабочей программой «Гигиена и экология человека».

Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям ФГОС среднего профессионального образования.

 

Объем учебной МДК и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 64
в том числе:  
практические занятия 34
контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 32

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

В результате освоения УД обучающийся должен уметь:

· давать санитарно-гигиеническую оценку факторам окружающей среды;

· проводить санитарно-гигиенические мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, предупреждению болезней;

· проводить гигиеническое обучение и воспитание населения

В результате освоения УД обучающийся должен знать:

· современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы;

· факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека;

· основные положения гигиены;

· гигиенические принципы организации здорового образа жизни;

· методы, формы и средства гигиенического воспитания населения

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВИДОВ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

(Таблица составляется в соответствии с рабочей программой и КТП)

Тема занятия Кол-во часов Вид работы
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека. 4  
Тема 1.1. Предмет гигиены и экологии человека. 2 написание доклада, реферата по теме
Тема 1.2. Основы общей экологии. 2 Составление электронных презентаций
Раздел 2. Гигиена окружающей среды 16  
Тема 2.1.Гигиена окружающей среды. Атмосферный воздух 2 Поиск информации в периодической печати
Тема 2.2.Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды. 2 поиск информации по теме работа в сети Internet
Тема 2.3.Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении. 2 решение или составление кроссвордов
Тема 2.4.Вода, её физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. 2 Составление электронных презентаций
Тема 2.5.Виды источников водоснабжения и их санитарно-гигиеническая характеристика. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 2.6.Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. 2 решение или составление кроссвордов
Тема 2.7.Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов. 2 Составление электронных презентаций
Тема 2.8.Почва, ее физические и химические свойства, гигиеническое экологическое значение. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Раздел 3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий 6  
Тема 3.1. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. 2 Составление электронных презентаций
Тема 3.2.Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения. 2 Составление кроссвордов по теме занятия
Тема 3.3.Гигиеническая оценка шума в жилых и общественных зданиях 2 Составление кроссвордов по теме занятия
Раздел 4. Гигиена питания 16  
Тема 4.1. Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. 2 Составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Тема 4.2.Основные принципы рационального питания. 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.3.Заболевания, связанные с характером питания. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 4.4.Гигиенические требования к пищевым продуктам. 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.5.Органолептическая оценка пищевых продуктов 2 Составление электронных презентаций
Тема 4.6.Оценка рациона питания взрослого населения 2 Составление таблиц, лечебных диет
Тема 4.7.Характеристика основных лечебных диет. 2 Составление таблиц, лечебных диет
Тема 4.8.Лечебное, лечебно-профилактическое питание. 2 Составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Раздел 5. Гигиена труда 2  
Тема 5.1.Гигиена труда. Производственные вредности и профессиональные заболевания. 2 Составление электронных презентаций
Раздел 6. Гигиена детей и подростков 10  
Тема 6.1.Здоровье и физическое развитие детей и подростков. 2 Составление электронных презентаций
Тема 6.2.Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений. 2 Составление электронных презентаций
Тема 6.3.Гигиеническая оценка режима дня в ДДУ и расписания уроков в школе. 2 составление таблиц, схем, диаграмм логико-дидактических структур по теме занятия
Тема 6.4.Оценка физического развития детей и подростков. 2 составление алгоритмов действий
Тема 6.5.Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях 2 составление алгоритмов действий по теме
Раздел 7. Гигиеническое обучение и воспитание населения 10  
Тема 7.1.Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования. 2 Поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet
Тема 7.2.Методы, формы и средства гигиенического воспитания. 2 Составление электронных презентаций
Тема 7.3.Выступление перед аудиторией с сообщением по формированию ЗОЖ. 2 составление лекций, бесед по медтеме
Тема 7.4.Оформление агитационных плакатов и презентаций, радиобесед, статей в газету на свободную медицинскую тему 2 Подготовка радиобесед, статей
Дифференцированный зачёт 2  
Всего 64  

Для подготовки материалов предлагаем использовать следующую литературу:

Основные источники:

  1. Архангельский В. И., Кириллов В. Ф. Гигиена и экология человека – М: ТЭОТАР – Медиа, 2015 – 512с.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С.Гигиена и основы экологии человека. – М.: Академия, 2008 -528с.

3. Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов / Под ред. проф. Т.В.Рябчиковой. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008 – 224с.

4. Румянцев Г.И., Прохоров Н.И., Новиков С.М. и др. Гигиена: Учебник для вузов (под ред. Румянцева Г.И.). - Изд. 2-е, перераб., доп. - М: ГЭОТАР МЕД, 2008 - 608 с.

  1. Тутельян В.А., Онищенко Г.Г. Государственная политика здорового питания населения: задачи и пути реализации на региональном уровне: учебное пособие. – М., 2008.-257с.
  2. Коробкин В.И. Экология: учебник для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. – Изд. 15-е, дополн. и перераб.- Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 602с.
  3. Крымская И.Г. Гигиена и основы экологии человека: Учебное пособие / И.Г. Крымская, Э.Д. Рубан. – Ростов н / Д: - Феникс, 2007. - 351с.

8. Большаков А.М.Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. - М.: Медицина, 2004

9. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М. Гигиена и экология человека: Учебное пособие. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 448с.

10. Борисова Г.Н., Гайнутдинова С.В., Мавзютова И.П., Разбежкина Н.Ю. Сохрани свое здоровье. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2007. - 32 с.

11. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. - Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2008. - 42 с.

 

Дополнительные источники:

1. Пивоваров Ю. П. Гигиена и экология человека: курс лекций для ВУЗов, М – 1999 – 192с.

2. Алексеев С. В., Пивоваров Ю. П. Экология человека (учебник) – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 – 640с.

 

Нормативные и методические документы:

Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ от 3 06.2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон РФ от 14 07 2008 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Методические рекомендации МР 2.3.1.2432-08 3.2.1. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации;

СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования»;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»;

ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.93.29 (0.008 с.)