Культура блокадного Ленинграда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура блокадного Ленинграда



В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Летом 1942 г. были открыты некоторые учебные заведения, театры и кинотеатры; состоялись даже несколько джазовых концертов. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек — в частности, на протяжении всего периода блокады были открыты Государственная Публичная библиотека и библиотека Академии наук. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. В августе 1942 года была вновь открыта городская филармония, где стали регулярно исполнять классическую музыку. Во время первого концерта 9 августа в филармонии оркестром ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга была впервые исполнена знаменитая Ленинградская Героическая симфония Дмитрия Шостаковича, ставшая музыкальным символом блокады. Всю блокаду в Ленинграде работали действующие храмы.

 

Быт,нравы и обычаи в 18-нач 20 веках

Жизнь и быт основных сословий XVIII века

Высший свет. Дворянство.

Владение большей собственностью означает и больший престиж, более высокое положение в социальной иерархии. Представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное поведение» есть важнейшие свойства «праздного класса». Стремление к праздности порождает и кодекс приличий, и правила поведения. Верхний слой дворянства, в котором потонули остатки боярства, представляет собой слияние представителей родословного боярства (Голицыны, Долгорукие,Шереметевы), провинциального дворянства (Ордин – Нащекин), «убогого шляхетства» и слоев «ниже шляхетства» (Нарышкины, Лопухины), холопства (Курбатов, Ершов)), иноземцев (Шафиров, Ягужинский, Миних). По этническому составу верхний слой дворянства был весьма разнообразным – в него входили служилые люди из московского государства, из татарских орд, их кавказских народов, из поляков, немцев, литовцев и др. К эволюции нравов высшего света можно применить характеристику В.Ключевского: «…петровский артиллерист и навигатор через несколько времени превратился в елизаветинского петимера (великосветский кавалер), а петимер при Екатерине II превратился в свою очередь в home de letters (литератор), который к концу века сделался вольнодумцем…; прошедший указанные моменты развития в течение XVIIIв. Положение этого класса в обществе покоилось на политической несправедливости и венчалось общественным бездельем; с рук дьячка – учителя человек этого класса переходил на руки к французу – гувернеру, довершал свое образование в итальянском театре или французском ресторане, применял приобретенные понятия в столичных гостиных и доканчивал свои дни в московском или деревенском кабинете с Вольтером в руках…На Западе, за границей, в нем видели переодетого татарина, а в России на него смотрели, как на случайно родившегося в России француза». Однако «праздность» в истории нравов России не были бесплодными – в результате вырабатываются хорошие манеры, повышается уровень культуры. В высшем свете требуется, чтобы знатный человек умел разбираться до тонкостей в качестве еды, питья, костюма…» это оказывает влияние на образ жизни, воспитание. Для такого эстетического развития способностей нужно время, силы и требования, предъявляемые к благородному господину. Все вместе взятое ведет к превращению его праздной жизни в усердное занятие освоением секретов приличного образа жизни. Отсюда устройство дорогих увеселений, пиров и балов, раздаваемые подарки. В качестве примера можно привести фрагменты из жизни фаворита Екатерины II князя Г.Потемкина. В честь царицы он устроил праздник в Таврическом дворце. Оркестр из 300музыкантов исполнял музыку, дворец освещали 140тысяч лампад и 20тысяч восковых свечей. После просмотра двух французских комедий и двух балетов, начался бал. Затем подан ужин на 42 стола, уставленных посудой из серебра и фарфора с отличными яствами. Бал длился до утра. Весь праздник обошелся по скромным подсчетам в 200000рублей. В царствование ЕкатериныII непомерная роскошь настолько была сильна, что императрица издала указ о том, как и кому ездить. Двум первым классам (по табели о рангах) ездить цугом с двумя вершниками; 3,4,5 классам – только цугом; 6 -8 классам – четвернею; обер – офицерам – парою; не имеющим офицерских чинов – верхом. Ливреи лакеев тоже были разными в зависимости от ранга их хозяев. И нравы в высшем свете были таковы, что если кто – нибудь приезжал в гости к вельможе в несоответствующем его положению экипаже и одежде, то его просто не принимали, а потом выражали ему порицание и возмущение. В 1763г. по инициативе Екатерины II создана комиссия народного образования, которую возглавил И. Бецкой. Обсуждая проект, говорили о воспитании «новой породы» людей, имя в виду образование девиц в духе «благочувствия», светского обхождения и учтивости, развитие их интеллекта, становление характера. В 1764г. в Петербурге было создано Воспитательное общество благородных девиц. Учебное заведение расположилось на территории Воскресенского монастыря, где прежде размещался Смоляной двор. Поэтому новое учреждение стали называть Смольным институтом. Это было закрытое учебное заведение для девочек из привилегированных семей дворянской знати. В институте было определено 200 воспитанниц в возрасте с 6 до 18 лет. В 1765г. при нем открылось отделение для мещанских девиц. Девушек готовили к светской жизни, поддерживалась привычка к роскоши: например, скатерти на столах менялись к каждому приему пищи, подавалось столовое серебро. Институт был закрытым, на весь срок обучения семьи передавали дочерей воспитательному совету, который управлял делами Смольного.

Сохранились воспоминания смолянок (прием драматизации).

 

«Распорядок был жесткий. В семь часов утра в дортуарах раздавался звонок на подъем. Воспитанницы умывались и одевались в костюм для гимнастических упражнений. Затем в каждом классе отдельно совершалась молитва. После этого все шли на гимнастику. Около 8 часов утра смолянок собирали на большую молитву, которая проводилась в присутствии начальницы заведения и дежурной инспектрисы. После молитвы все шли в столовую, где давали горячий чай, молоко, белый хлеб с маслом, ветчиной, мясом.

Уроки начинались в 9 часов утра и продолжались три часа с 10-минутными перерывами. В 12 часов были завтрак и молитва. После чего смолянки отправлялись на прогулку. С двух до пяти часов дня – вновь занятия в классах. Затем следовал обед и получасовой отдых. С шести до восьми вечера готовили уроки, в восемь подавался вечерний чай и в течение часа воспитанницы занимались своими делами. Спать ложились в 21час.»

С 6 до 9 лет преподавали русский язык, французский язык, арифметику, рисование, рукоделие, танцы, музыку. С 9 до 11 лет девицы читали нравоучительные и исторические книги, их учили шить на себя платья и вязать чулки. В институте обучали стихосложению, пению, игре на музыкальных инструментах, знакомили с геральдикой и архитектурой. В старших классах введены занятия, приобщающие к домашней бухгалтерии: запись расходов, хозяйственные расчеты. В двух последних классах девушки получали навыки светского обхождения. По воскресным дням проводились балы, куда приглашались родители, родственники, кавалеры. В Смольном следили за литературной жизнью общества, читали журналы, имелся свой театр.

Провинциальное дворянство.

При рассказе о провинциальном дворянстве используется прием драматизации по пьесе Д.Фонвизина «Бригадир»

Д.Фонвизин «Бригадир».

Комедия написана в 1769г. Бригадир – военное звание выше полковника и ниже генерала, существовавшее в русской армии XVIIIв. Советник – звание чиновника.

 

Сильное влияние крепостное право оказало на провинциальных дворян, которые в своих имениях осуществляли функцию владельцев крепостных, отсюда и особенно дикие нравы их. Преобразования Петра I проникали лучиками в провинцию. Провинциальному дворянству мало знакомо чувство личной чести. В верхах дворянства было сильно развито чувство родовой чести. Екатерина II разъясняла, что дворянство это не повинность, а почетное наименование, признание заслуг перед государством, однако некоторые помещики подписывались в документах чином придворного «лакея».

Это уродовало нравы дворян и унижало их как личностей. Дворянская усадьба представляла собою сравнительно замкнутый цельный мирок, подвластный воле помещика. В дворянской усадьбе обнаруживается основное противоречие культурно – исторического процесса эпохи разложения крепостничества и зарождение буржуазных отношений. Однако образованных людей среди провинциального дворянства было мало, большинство имело полудикие нравы. В своих «Записках» князь П.Долгорукий писал: «Жизнь помещиков по деревням была, за очень немногими исключениями, - жизнь растительная, тупая, беспросветная. Осенью и зимой – охота. Круглый год – водка; ни книг, ни газет. Невежество было невообразимое»

 

Крупным земельным собственником была церковь. Например, Александрово-Невская лавра мела 25000душ мужского пола, Белозерский монастырь –22000душ.

Духовенство.

С самого зарождения человеческого общества потребность в вере приняла религиозный характер и для её удовлетворения возник социальный институт священнослужителей с его священными текстами, обрядами и церемониями. Противоречия русской жизни наложили свой отпечаток на нравы православного духовенства – среди них выделяется «белое» духовенство (патриарх, митрополит, архиепископ) и «черное» (монахи).

К началуXVIIв. русское духовенство пропиталось религиозной самоуверенностью, считая себя единственным обладателем и хранителем христианской истины, чистого православия. Доминирующим настроением стало то, что православная Русь имеет все необходимое верующему человеку, что ей уже нечему учиться. Положение духовенства на протяжении XVIIIв. Улучшалось, ибо возрастал объём сословных прав и привилегий. Елизавета отменила последние натуральные повинности, лежавшие на духовенстве; Екатерина II в 1764г. освободила его от поборов в пользу епархиальных властей, в 1767г. запретила телесные наказания священников, в 1771г. – дьяконов по приговорам духовных судов, а в 1801г. по приговорам светских судов. Улучшилось материальное положение духовенства, вырос его культурный и образовательный уровень. Это повысило значимость священнослужителей в глазах населения. Эстетическое воздействие исходило от красоты храмов. В возвышении нравов большую роль играло слово, проповедь. Митрополит Платон – иерарх XVIIIв. Отличался великолепным красноречием. Однако в XVIIIв. Сохраняются и такие нравы, как пьянство, разврат, нечестность.

Купечество.

Нравы купеческого сословия описываются в записках иностранцев. Регламентом Главного магистрата 1721г. городское население делилось на две гильдии. В первую включены «банкиры, знатные купцы…Ко второй гильдии отнесены все торгующие мелочными товарами и харчевыми припасами…В третий разряд, который не назван гильдией, включены чернорабочие и лица наемного труда. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785г. «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи». В облагораживании купеческих нравов сыграла свою роль и религиозность, желание обрести благодать в жизни вечной через соблюдение евангельских заповедей в земной жизни, о чем говорил крупный московский купец Н.П.Вишняков. 17 марта 1775г. Манифест Екатерины II об учреждении купеческих гильдий, принадлежность к которым зависела от объявленного каждым купцом капитала – «по совести». Городовое положение 1785г. относило купцов с капиталом свыше 10тыс. рублей к первой гильдии; с капиталом 5 – 10тыс. ко второй гильдии; с капиталом 1 – 5 тыс. – к третьей (в 1861г. третья гильдия официально отменена). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдий – от телесного наказания.В итоге возникает социальная пирамида купеческого сословия с очень тонкой верхушкой в виде малочисленного слоя первогильдейских купцов с их причудливыми нравами. Купечество находилось под прессом произвола капризной власти, ему приходилось откупаться взятками от жадных подъячих. Разбогатевшие купцы торопились записать своих сыновей на службу, чтобы те смогли добиться ставшего теперь доступным звания дворянина. Образ жизни купца XVIIIв. Можно описать следующим образом. Верхом его мечтаний было «иметь жирную лошадь, толстую жену, крепкое пиво, в доме своем собственную светелку, баню и сад. Поэтому он стремился получить как можно больше прибыли, иначе мечте не суждено осуществиться. Вставал купец рано и приходил в лавку зимой с первым лучом солнца, а летом – в шесть часов утра. Открывал её, садился за стол и вместе с знакомыми и покупателями пил сбитень или чай, а затем принимался за торговые дела. Тогда успех в торговле зависел от умения зазывать к себе покупателя, отбив его у соседа. Когда покупатель заходил в лавку, то купец ублажал его различными способами, пытаясь продать товар втридорога. Обращение с покупателем зависело от его сословной принадлежности – с мужиком не церемонились, относились к нему фамильярно, важному лицу кланялись и всячески угождали, священнослужителю демонстрировали знание «Священного писания» и святость. В день именин своих и жены, если у них добрые отношения (а то бывало и такое, что пьяный и озверевший купец бил свою беременную жену ногами в живот), он устраивал званые обеды, а иногда и роскошные балы. На балах молодые танцуют, пожилые играют в мушку, пикет и бостон, купчихи в возрасте поглощают яства и в ходе коротких бесед кивают своими головами, украшенными жемчугом и бриллиантами. За ужином гости много пьют за здоровье хозяина, часто гости бьют посуду, свидетельствуя тем самым доброжелательное отношение к хозяину. Пьянству предавались многие купцы. На «малый запой» отводилась неделя, на «большой» - до месяца. Не следует думать, что все купцы обвешивали, обсчитывали и обкрадывали покупателя, встречались и порядочные, дорожившие своей честью.

Жизнь крестьян.

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Любани.

«…В нескольких шагах от дороги увидел я пашущего ниву крестьянина. Время было жаркое. Посмотрел на часы. – Перваго сорок минут. Я выезжал в субботу. Сего дня праздник. Крестьянин пашет с великим тщанием. Нива, конечно не господская.

Барин. Бог в помощь. (Я подошел к крестьянину.) Бог в помощь. Крестьянин. Спасибо барин (отряхнув сошник, и перенес соху на новую борозду).

Барин. Ты конечно раскольник, что пашешь по воскресеньям. Крестьянин. Нет, барин я прямым крестом крещусь, А бог милостив с голоду умирать не велит, когда есть силы и семья.

Барин. Разве тебе всю неделю нет времени работать, что ты и в воскресенью не спускаешь, да еще и в самый жар.

Крестьянин. В неделе то барин шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшееся в лесу сено на господский двор, коли погода хороша; а бабы и девки, для прогулки ходят по праздникам в лес по грибы да по ягоды.

Барин. Велика ли у тебя семья?

Крестьянин. Три сына и три дочки. Первинькому то десятый годок.

Барин. Как же ты успеваешь доставать хлеб, коли только праздник имеешь свободным?

Крестьянин. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как ета устанет, возьмусь за другую. Барин. Так ли ты работаешь на господина своего. Крестьянин. Нет барин, грешно было бы так же работать. У него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две, для семи ртов, сам ты щет знаешь. Да хотя растянись на барской работе, то спасибо не скажут. Барин подушных не заплатит; ни барана, ни холста, ни курицы, ни масла не уступит. То ли житье нашему брату, как где барин оброк берет с крестьянина. Правда, иногда добрые господа берут более 3рублей с души; но все лучше барщины. Ныне еще поверье заводится отдавать деревни…на аренду. А мы называем ето отдавать головой. Голой наемник дерет с мужиков кожу; даже лучшей поры нам не оставляет. Зимою не пускает в извоз, ни в работу в город; все работай на него, для того чтобы он подушныя платит за нас. Самая дьявольская выдумка, отдавать крестьян своих чужому в работу.

Барин…мучить людей законы запрещают. Крестьянин. Мучить? Правда; но небось, барин, не захочешь в мою кожу.

Пахарь запряг лошадь и начал новую борозду».

Досуг.

Дворяне участвовали в балах, маскарадах, званых обедах. При этом они считали себя очень загруженными. На балах было принято танцевать. Модным было посещение театра.

Одним из самых популярных занятий в высшем свете считалось коллекционирование картин, скульптур, табакерок, драгоценностей, тростей и т.д.

Горожане принимали участие в праздниках аристократов. В дни коронаций угощали пивом, пирогами, медовухой, устраивали фейерверки. В 1756г. в Санкт – Петербурге создан театр – «Русский императорский драматический театр». «Отцом» русского театра считают первого актера, режиссера и организатора Федора Волкова. Театр прочно вошел в быт москвичей. В каждом номере «Московских ведомостей» печатаются театральные объявления. 30 декабря 1780г. открыт Петровский театр (по названию улицы). Театр построен Маддоксом. В 1783г. на Таганке построен им же вокзал (от англ.Woux –Hall), Летний театр для небольших комических опер и комедий.

Народные гулянья – новогодние, масленичные; работал цирк, карусель, балаганчики.

У крестьян свободного времени не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашним хозяйством или ходили в церковь. В зимние праздники катались с гор; в сочельник – с Рождества до Крещения – колядовали, водили хороводы.

Питание.

Питание основной части населения России XVIIIв. оставалось традиционным. У богатого и среднего городского населения на столе появились новшества: сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты. Был нарушен главный принцип допетровской «раздельной» системы питания. Если раньше тушку птицы или поросенка зажаривали целиком на вертеле, то теперь мясо резали кусочками, для чего впервые стали использовать плиты и сковороды. У аристократов популярностью пользовалась западная кулинария. Повар француз Оливье изобрел рецепт салата. Следование западной моде в еде привело к тому, что обычные русские блюда дворяне употребляли дома. С официальных приемов и обедов исчезли щи и похлебки. Вместо них подавали бульоны и супы. Русские пироги заменены слоеными пирожками на французский манер.

Архитектура.

Период этот переходный, поэтому в жизни так много переплетено старого и нового, так много неустоявшихся вкусов, стремлений. В облике городов это особенно заметно. В 1778г. в России побывал английский историк У.Кокс. Его поразила Москва: «Это нечто настолько неправильное, своеобразное, необычное, здесь все так полно контрастов. Улицы большей частью необыкновенно длинные и широкие; некоторые из них вымощены камнем, другие – особенно в слободах – вымощены бревнами или досками наподобие деревянного пола. Жалкие лачуги кучатся около дворцов, одноэтажные избы построены рядом с богатыми и величественными домами…Некоторые кварталы этого огромного города кажутся совершенными пустырями; иные – густо населены; одни походят на бедные деревушки, другие имеют вид богатой столицы». Географический словарь1788г. сообщал, что на Красной площади с восточной стороны (Китай – город) появилась 4021 каменных и 55 деревянных лавок, вновь построено 270 лавок. В Китай – городе преобладали каменные дома. Дворянских каменных было 26, разночинских, в том числе священнослужителей – каменных 75, деревянных 5; купеческих – каменных 46 и деревянных 1; 27 каменных харчевен, 16 питейных домов, 2 деревянные бани, 1 пивоварня, 6 кузниц в домах, 3 фабрики – проволочная, золотая, шелковая.

Москву последних десятилетий XVIIIв. называют «казаковской». М.Ф.Казаков не только много строил в Москве, он сумел воплотить духовные стремления своих современников. Его творения объединяют общие черты: целесообразность, ясность композиции, благородная простота, внимание к человеку. Внутренние помещения зодчий стремился приблизить к тем функциям, которое данное сооружение призвано выполнять.

Москва.

Газета «Московские ведомости» рисует яркую картину будничной жизни Москвы, житейские потребности, вкусы её жителей. Чего только не покупали в москвичи в последние десятилетия XVIIIв. Архангельский купец Павел Пальянов предлагал копченую семгу, целыми рыбами и полурыбами, свежую треску; на Сретенском рынке в каменной лавке у мясника Ивана Кривошеи продавались свежие осетры и белорыбица; из Холмогор пригоняли коров, а в доме Пашкова продавали выезженных верховых лошадей.

Продавались: засахаренный имбирь, вишня и малина; вологодские рыжики; французские груши; персидские гранаты и маслины, миндаль, лимоны; прованское масло; белый и зеленый швейцарский сыр; макароны и вермишель; турецкая халва и табак; португальское и французское вино; черный и зеленый чай; кофе…А также золотые и серебряные карманные часы, стенные и столовые, «нового изобретения будильники», фортепиано, скрипки, ноты. Можно было приобрести канареек, болонских собачек, ручных обезьян. Москвичи охотно покупали гиацинты, нарциссы, голландские тюльпаны, розы. Модные магазины располагались на всех людных улицах города, особенно на Кузнецком мосту.

Здесь можно было купить соломенные шляпы, золотые и серебряные украшения, английские ленты, румяна, кружева, лайковые перчатки, платки, искусственные цветы для платьев и шляп. Князь Шаховский в «Московских ведомостях» сделал такое объявление:

«…предлагаю купить строевой еловый лес, сосновые доски, а также садовни ка и каретника». В одном из номеров газеты от 1781г. сделано объявление: «Господин механик Мегеллиус разные механические, математические, балансировальные и всякие веселые штуки, также балет и пантомимы будет показывать почтеннейшей публике еще две недели. Театр его находится у Мясницких ворот».

 

Быт и обычаи 19 века.

Семья и семейные обряды.

Семья объединяла, как правило, представителей двух поколений – родителей и их детей. Такая семья обычно представляла собой многочисленный коллектив. Часто в семье насчитывалось 7-9 детей. Если среди детей было более половины мальчиков, то такие семьи не считались бедствующими. Наоборот, они были достаточно “крепкими”, так как в них имелось много работников.

Среди основных семейных обрядов можно называть крещение, свадьбу, похороны. В брак обычно вступали юноши в возрасте 24-25 лет, адевушки в возрасте 18-22 лет.                                                                          Жилище.                                                                                                        Быт и жилища основной части населения России в первой половине XIX века сохраняли черты прошедших времён. Как в деревне, так и в большинстве городов основным строительным материалом оставалось дерево. В зависимости от достатка хозяев дома были украшены резьбой, имели водосточные трубы, стави                                                                                                          Городские дома знати и богатых купцов больше напоминали дворцы: они строились преимущественно из камня, украшались не только колоннами, но и скульптурами, лепными барельефами.                                                      Одежда.                                                                                           Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Основная масса населения страны была привержена старым образцам в одежде. В зависимости от благосостояния работные люди, мелкое и среднее мещанство носили городской костюм, являвшийся разновидностью общеевропейского с чертами русского крестьянского костюма. Основной обувью являлись сапоги.

Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти.                                                                                           Питание.                                                                                           С древних времён наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи. Главным продуктом был ржаной хлеб. Из проса, гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей – капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свёклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Мясо было редким продуктом на столах бедноты. Как правило, его лишь ели в Рождество и на пасху. Зато рыба была более доступна. Основными напитками были хлебный и свекольный квас, пиво, сбитень.                                                                                        В городах в большом количестве открывались трактиры, буфеты для тех, кто не мог обедать дома.                                                                      Досуг и обычаи.                                                                       Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их единым для каждого обряда и традициями. К церковным праздникам обычно приурочивались ярмарки, сопровождающиеся гуляньями, увеселениями, хоровым пением и хороводами.

Торжественно отмечались и престольные праздники в честь святого, именем которого названа местная церковь. Работные люди коротали свой непродолжительный досуг преимущественно в дешевых кабаках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.038 с.)