Ельцинская Конституция 1993 г.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ельцинская Конституция 1993 г.



 

Статья 110

 

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Пра-вительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председате-ля Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.


 

284


Статья 111

 

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Определенный баланс с законодательным органом здесь есть, но

в нашей Конституции, поскольку Председатель Правительства и Прези-дент — одно и то же лицо, избираемое народом, мы решаем эту проблему народным голосованием.

 

Далее в Конституции описаны процедурные вопросы взаимодействия Президента и Госдумы при формировании Правительства, которые, в об-щем, отражают определенный баланс между Правительством, Президентом и Парламентом, но безусловно перекошенный в сторону Президента РФ.

 

Правительство Российской Федерации по ельцинской Конституции занимается следующим.

 

Статья 114

 

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль-ный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государствен-ной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятель-ности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

 

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансо-вой, кредитной и денежной политики;

 

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государ-ственной политики в области культуры, науки, образования, здравоох-ранения, социального обеспечения, экологии;

 

г) осуществляет управление федеральной собственностью; Хозяйственная функция, как видим, отчасти сохранена.

 

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государствен-ной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; Обращает на себя внимание, что словосочетание «Государственная

безопасность» — есть, а вот органа соответствующего нет.

 

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с пре-ступностью;

 

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конститу-цией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президен-та Российской Федерации.

 

И далее процедурные вопросы о прекращении полномочий Прави-тельства Российской Федерации.


 

285


Наша Конституция

 

Теперь рассмотрим в чем особенность нашей конструкции Правитель-ства России, а в ней ведь есть несколько принципиально новых моментов. По нашей методологии конструкция Правительства должна соответство-вать задаче построения народовластной, трудовой, нравственной, спра-ведливой, цивилизационно идентичной страны. Этот ценностный выбор наталкивается на проблемы разного рода. И содержательные, и проце-дурные, и институциональные, и ресурсные, и другие. Мы ставили кон-кретные задачи выправления ельцинско — путинского дисбаланса между ветвями власти, который в условиях путинизма в пользу Президента, га-рантирования независимости и самостоятельности ветвей власти по го-ризонтали — между собой — и по вертикали — в рамках федерализма. Эти решения и составили в нашей Конституции ее содержание и нормы.

Итак.

 

Глава 35. Правительство России

 

Статья 172. Статус Правительства России

1. Правительство России является высшим федеральным исполни-тельным органом в России.

2. Правительство России является постоянно действующим и кол-легиальным органом. Правительство России состоит из председателя Правительства России, заместители председателя и федеральных мини-стров (министра безопасности и развития России, федеральных мини-стров по делам регионов России, иных федеральных министров).

Эта запись была нужна для того, чтобы противостоять попыткам Пар-ламента или своеволию Президента превратить структуру Правительства

в кружок художественной самодеятельности, как это происходит при пу-тинизме. Поскольку есть Министр безопасности и развития, то в обяза-тельном порядке появиться Министерство безопасности и развития. Это Министерство особое, оно наверху управленческой иерархии и этот Ми-нистр становится особенным. Государствообразующие управленческие функции безопасности и развития самые интегративные, они включают все остальные управленческие, хозяйственные, духовные, внешние, ком-муникативные, прочие функции. Безопасность и развитие — две ключе-вые формулы сохранения жизни, а мы в нашей теории рассматриваем государство или страну как социальный образец жизни и такая теоре-тическая модель позволяет выбирать эффективные способы устроения и функционирования государства.

 

Министр безопасности и развития России, министерство безопас-ности и развития — верхний иерархический уровень в структуре Пра-вительства, далее идет федеральный министр по делам регионов России.


 

286


О таком опыте в Советском Союзе мы упоминали, как и о том, что в ель-цинско — путинской Конституции от него отмахнулись, хотя в Конститу-ции, кроме регионов, есть еще федеральные округа. Пока они как струк-турные подразделения бездельные и бессмысленные, как очень многое в нынешней практике. А вот федеральный министр по делам регионов России, который на постоянной основе входит в Правительство по на-шей Конституции — это связка больших крупных регионов из нескольких субъектов федерации, которая представляет интересы регионов страны в ее центре. Не дает их разорвать, как происходит, когда от распределе-ния доходов и расходов между федеральным центром и субъектами 50% на 50% путинизм уже скатился к распределению в 70% в пользу Центра на 30% в пользу субъектов, что неправильно и снижает жизнеспособность большого государства.

 

3. Председателем Правительства России является Президент России… Работать будет Президент, а не только шоу заниматься. Это будет

примерно так, как организован институт президентства в Соединенных Штатах Америки.

 

По поручению Президента России в случаях, им определенных, Вице-президент России или министр безопасности и развития России замещает Президента России в вопросах руководства Правительством России.

 

Итак, второй человек в управленческой иерархии Вице-президент, третий — министр безопасности и развития.

 

4. Министр безопасности и развития России является первым заме-стителем Президента России в правительстве России.

5. Министры регионального, социального и экономического развития России являются заместителями Президента России в Правительстве России.

Первую иерархию мы определили — министерство безопасности

и развития. А далее в Конституции упоминаются три министерства, ко-торые опять-таки обязательны: министерство регионального развития, министерство социального развития и министерство экономического развития. Из теории следует, что это три пространства управления каче-ственными, т. е., структурными распределениями, на которые проециру-ются принцип социальной справедливости, принцип территориальной справедливости и принцип нравственной экономики, максимизирую-щей национальную эффективность экономики. Поэтому еще раз: иерар-хия, структура, полномочия, перекрестные коммуникативные балансы Правительства, Президента, законодательного органа страны списаны не


 

287


с потолка, а системно организованы. Я уже получал и, конечно, мы будем получать еще много вкусовых поправок и предложений. Кому-то не нра-вится, что будет вице-президент. Аргумент при этом такой: был Руцкой, дело дошло до стрельбы. Нравится-не нравится, разве это основание для конструирования Конституции страны? Основанием является система ценностей, проблемная повестка органично, естественно и вечно суще-ствующая, потому, что всегда есть угрозы и есть столкновение интересов разных когорт населения, социальных групп интересов. И именно в этой системе нужно находить решения задач, чтобы страна была максималь-но эффективной, нравственной, трудовой, справедливой, идентичной, народовластной. Вот основания для проектирования, отсюда родились наши решения.

 

6. Федеральные исполнительные органы для осуществления своих пол-номочий могут создавать территориальные органы в субъектах России и назначать соответствующих должностных лиц.

Это делегированные на места не филиалы, но представительства фе-деральных органов исполнительной власти.

 

Статья 173. Формирование Правительства России

 

1. Персональный состав Правительства России формируется Прези-дентом России. Правительство России вплоть до утверждения кандида-тур на должности федеральных министров по делам регионов правомоч-но заседать и принимать решения без их участия.

Федеральные министры по делам регионов назначаются не сверху,

а направляются регионами, что естественно, поскольку их задача пред-ставлять и защищать интересы регионов на случай конфликта интересов регион — центр.

 

2. Федеральным министром может быть назначен гражданин Рос-сии не моложе 35 лет и не старше 65 лет, родившийся и проживавший в России в течение не менее, чем 10 лет до назначения на должность, прошедший службу в Вооруженных силах России или приравненную к ней в соответствии с федеральным законом службу (за исключением канди-дата — женщины), имеющий высшее образование, полученное в россий-ском высшем учебном заведении, квалификацию, профессиональный опыт в отраслевой области политической деятельности и государственного управления, способный по состоянию физического и психического здоро-вья осуществлять полномочия федерального министра, не имеющий не-движимого имущества на территории зарубежных государств и счетов в зарубежных банках.

Возраст министров вопрос обсуждаемый, это не догма.


 

288


3. Кандидатуры федеральных министров по делам регионов выдвига-ются по одному от каждого федерального округа субъектами России, вхо-дящими в федеральный округ. Выдвижение и утверждение кандидатур на должности федеральных министров по делам регионов осуществляются

в соответствии с федеральным конституционным законом.

4. Если Президент России после отставки Правительства России или возникновения вакансии федерального министра не сформирует Прави-тельство России или не заполнит возникшую вакансию в течении трех месяцев, палаты Народного собора России на совместном заседании са-мостоятельно формируют новое Правительство России или заполняют вакансии федеральных министров.

Это очередной механизм сдержек и противовесов.

5. Члены Правительства России осуществляют свои полномочия до формирования нового состава Правительства России.

6. Федеральным министрам запрещается заниматься иной оплачива-емой деятельностью, в том числе предпринимательской, кроме как пре-подавательской, научной и творческой.

7. Порядок формирования Правительства России определяется феде-ральным конституционным законом.

 

Статья 174. Ответственность Правительства России

 

Напомню, что в нашей Конституции ответственность понимается

в двух смыслах: первый — это полномочия, перечень вопросов, которы-ми занимается Правительство, и второе — это ответственность, как обя-занность понести наказание в случае недолжной работы.

 

Правительство России несет ответственность за:

 

а) реализацию и защиту Конституции, реализацию федеральных кон-ституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президен-та России, постановлений и распоряжений Правительства России;

б) реализацию высших ценностей России и целей России;

в) обеспечение государственного суверенитета и территориальной целостности России;

 

г) обеспечение внешней и внутренней безопасности России, включая обе-спечение информационной безопасности, и устойчивое развитие России;

 

д) обеспечение разработки и реализации единых стандартов качества жизни граждан России в субъектах России;

Это норма об обеспечении территориальной справедливости.

 

е) обеспечение народосбережения, трудовой занятости, социальной справедливости и общественной нравственности;


 

289


Вот она высшая формула, которая переплавляется в управленческую деятельность в данном случае Правительства России.

 

ж) обеспечение законности деятельности должностных лиц государ-ственных исполнительных органов всех уровней;

 

з) организацию системы научного обеспечения государственного управления;

 

Внимание, важная норма — научное обеспечение, подготовка про-ектов решений, прогнозирование последствий этих решений, монито-ринг, усиление интеллектуальной составляющей государственной вла-сти — является требованием нашей Конституции. Путинизм успешно доказал, что государственная власть с низким коэффициентом интел-лекта, без научной поддержки, эффективной и успешной быть не мо-жет. Поэтому родился такой институт — научное обеспечение государ-ственного управления. Кстати, в Советском Союзе научная поддержка государственного управления обеспечивалась аппаратом ЦК КПСС

 

и он действительно мог концентрировать и привлекать национальный интеллект.

 

и) разработку и внесение в Собрание народных представителей проек-та федерального закона о федеральном бюджете и обеспечение его испол-нения; представление Собранию народных представителей отчета об исполнении федерального бюджета; представление Собранию народных представителей ежегодного отчета о результатах своей деятельности,

 

в том числе по вопросам, поставленным депутатами Собрания народ-ных представителей;

Правительство не только об исполнении бюджета, а о всей своей дея-тельности будет отчитываться перед Парламентом, одновременно и Пре-зидент как руководитель Правительства.

 

к) проведение в России единой государственной политики в области:

 

экономического, промышленного и агропромышленного развития, фи-нансовых рынков, развития государственно значимых инфраструктур обороны, энергетики, транспорта, информации и связи;

 

инвестиционной и инновационной деятельности; денежной эмиссии,…

 

Не нынешний Центральный банк, который под руководством едва ли не американской Федеральной резервной системы работает, а Государ-ственный банк, который будет находиться в системе государственных ор-ганов, будет отвечать за денежную эмиссию, которая будет определяться,

 

в том числе на уровне Правительства, компетентно понимающего задачи развития и безопасности.


 

290


налогов, финансов, кредитов, цен, регулирования рентабельности хозяйствующих субъектов, банковской и торгово-снабженческой дея-тельности;

 

Увидели про «регулирование рентабельности хозяйствующих субъ-ектов»? А мы уже говорили, что социализация частной собственности

 

в нашей системе, да и в Программе Сулакшина, которая корреспондентна проекту Конституции, как раз и заключается в том, что рентабельность может быть паразитарной, рентной, а не созидательной, не созидающей и трудовой. Чтобы эту паразитарную или как у нас многие еще говорят «капиталистическую эксплуатацию» человека в стране не допустить,

 

в Конституцию заложен данный механизм. Поэтому, еще раз, ценностные формулы, которые мы избрали для облика будущей России, в нашей Кон-ституции воплощаются в конкретные механизмы, которые гарантируют, что не хотелки-пожелалки, а реальный план государственного строитель-ства и государственного управления будет реализовываться в стране.

 

повышения производительности, регулирования оплаты и безопасно-сти труда;

 

Регулирование оплаты труда при рыночной экономике, при частной собственности и это написано в Конституции — это что такое? А это

 

и есть социальное государство. Вместо путинского асоциального госу-дарства.

 

национальных отношений, культуры и религии;

 

фундаментальной и прикладной науки;

образования, воспитания, здравоохранения, пенсионного и социально-

го обеспечения;

экологической безопасности;

средств массовой коммуникации;

международных отношений и внешнеэкономических связей; регионального развития и размещения производительных сил и насе-

ления;

деятельности Вооруженных сил России, правоохранительных органов

и специальных служб;

Не нужно будет их разрывать между Президентом и Правительством как это сейчас совершенно нерационально и безответственно сделано, по-скольку Президент будет одновременно руководителем Правительства.

 

л) управление федеральной собственностью;

 

м) обеспечение законности, прав, обязанностей и ответственности граждан, охрану общественного порядка, борьбу с коррупцией и преступ-ностью;


 

291


н) иные вопросы в соответствии с Конституцией России, федераль-ными конституционными и федеральными законами, указами Президен-та России, международными обязательствами России.

 

Здесь перечислены сферы ответственности Правительств России. По-пробуйте найти хотя бы одну сферу жизни страны, за которую ее высшие органы власти в четком конституционном порядке по нашей Конститу-ции не отвечают. Не найдете, потому, что все делалось системно. В соот-ветствии с нашим верхнего уровня ценностным выбором: государство отвечает за все в стране. Не командует всем, а отвечает за результаты раз-вития, в том числе мотивируя свободно принимающих решения граждан, бизнес и иные институты на нужные, при этом добровольные решения.

 

Статья 175. Полномочия Правительства России

 

1. Правительство России наделено следующими полномочиями:

а) организация системы подготовки кадров для замещения должно-стей государственной службы, создание кадрового резерва;

 

Уж эту систему по новой Конституции мы будем обновлять обяза-тельно.

 

б) взаимодействие с исполнительными органами субъектов России; в) создание территориальных федеральных исполнительных органов; г) разработка и внесение в Собрание народных представителей про-

ектов федеральных конституционных и федеральных законов;

 

Таким правом обладает не только Правительство, но и все субъекты законодательной инициативы — это и депутаты, и субъекты федерации и Верховные суды и Президент.

 

д) контроль исполнения постановлений и распоряжений Правитель-ства России, иных актов федеральных исполнительных органов;

 

е) исполнение федерального бюджета; ж) управление государственным долгом;

 

з) организация системы информационного обеспечения государствен-ного управления и статистического мониторинга;

Статистического вранья больше не будет.

 

и) обеспечение научного обоснования деятельности исполнительной власти, разработки решений, прогнозов развития и последствий приня-тия проектируемых решений;

 

Это значит, что у Правительства будут модели страны, модели отрас-лей, научные, математические модели, модели разного сорта и вида, что-бы, продумывая какое-либо решение, можно было просчитать крупные масштабные последствия для страны, для народа, для государства. Это


 

292


современной науке вполне по силам и это мы обязательно сделаем. Так что у будущей России с мозгами, как и с совестью, будет иначе, чем то, что мы наблюдаем в условиях путинизма.

 

к) мониторинг социальных процессов и взаимодействие с гражданами и общественными объединениями;

 

л) контроль результатов деятельности исполнительных государ-ственных органов всех уровней по реализации высших ценностей России и целей России;

 

Цели России, я напомню, это вещь планообразующая: если цель ста-вится, то планируется ее достижение, мониторится и контролируется степень приближения к ней.

 

м) осуществление международных контактов.

 

2. Правительство России в пределах сферы своей ответственности на основании и во исполнение Конституции России, федеральных кон-ституционных и федеральных законов, актов Президента России издает нормативные правовые акты в форме нормативных постановлений и не-нормативных распоряжений.

К ненормативной лексике эта норма отношения не имеет, а относит-ся к тому, что некоторые акты Правительства будут обязательными для неопределенного круга лиц, а некоторые будут специфическими, обяза-тельными для внутриправительственного применения. Такие тонкости при создании Конституции квалифицированная команда, понимая их, закладывала. Наша Конституция — это 400 человеко-лет экспертной проектной и исследовательской работы большущего коллектива ученых со степенями юристов-конституционалистов, специалистов более ши-рокого профиля, практических экспертов. Странно слышать характери-стики, данные ей от людей, которые не подготовили в своей жизни ни единого закона. Недавно услышал от одного политического блогера, что конституция наша безграмотная, так он как раз из таких, не написавших ни единого закона, ни единой нормы.

3. Порядок организации деятельности Правительства России опреде-ляется федеральным конституционным законом.

 

Статья 176. Выражение доверия и недоверия федеральным минист-рам, отставка федеральных министров

 

Внимание, это новая вещь! Дело в том, что мы поднимаем статус ми-нистра и уровень его ответственности. Десятков заместителей или вице-премьеров, которым и делать то было нечего, не будет, а вот министры станут фигурами настолько значимыми, что в отставке отдельного мини-


 

293


стра возможно участие Парламента страны, а значит министрами станут люди другого калибра, нежели при путинизме.

 

1. Перед вновь избранным Президентом России Правительство России слагает свои полномочия.

Пришел новый Президент и будет новое Правительство.

2. Отдельный федеральный министр, а также Правительство России

в полном составе могут подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом России.

3. Президент России может принять решение об отставке Прави-тельства России, а также отдельных федеральных министров.

4. Собрание народных представителей может выразить недове-рие Правительству России или отдельному федеральному министру. Постановление Собрания народных представителей о недоверии при-нимается большинством от общего (конституционного) числа де-путатов Собрания народных представителей. В случае выражения Собранием народных представителей недоверия Президент России вправе объявить об отставке Правительства или отдельного феде-рального министра либо не согласиться с решением Собрания народных представителей. В случае, если Собрание народных представителей

в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству России или отдельному федеральному министру, Президент России объявляет об отставке Правительства или отдельного федерального министра либо обращается в Конституционный суд России для раз-решения спора.

Предлагается сбалансированная схема, в которой места для всевла-стия Президента не остается.

5. Президент России может поставить перед Собранием народных представителей вопрос о доверии Правительству России или отдельному федеральному министру….

Не только Парламент, но и Президент может это делать.

 

Если Собрание народных представителей отказывает в доверии, Президент России в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства России или отдельного федерального министра.

 

Деваться Президенту будет некуда и это правильно. Потому, что ми-нистры и Правительство при путинизме под монопольной защитой у ны-нешнего Президента и ни народ, ни бизнес, ни Парламент ничего с этим Правительством сделать не могут. Правительство не умеет работать, ра-ботает плохо, оно не желает планировать и не в состоянии это делать,


 

294


премьер-министр вообще, как говорится, никуда, низачем и ни причем, а никто на это повлиять не может.

Такую ситуацию мы изменяем, потому что государство у нас будет народовластное. Монополии власти ни у президента, ни у кого бы то ни было не будет, кроме механизма, по которому народ через своих предста-вителей будет решать чувствительные, в том числе, кадровые вопросы.

 

В случае отставки или сложения полномочий Правительство России по поручению Президента России продолжает исполнять обязанности до формирования нового Правительства России.

 

Статья 177. Министерство безопасности и развития России

 

Я уже об этом министерстве говорил, что это новшество, принципи-альное и фундаментальное, поэтому Конституция описывает это новше-ство на нужном уровне детализации.

 

Министерство безопасности и развития России по поручению Пра-вительства России координирует работу федеральных министерств

 

и федеральных государственных органов в части государственного прог-нозирования и планирования развития России и деятельности по обеспе-чению безопасности общества, гражданина и государства.

Это, конечно, не Госплан СССР, но функция схожая. Мы восстанавли-ваем элемент планирования государством, государственного управления

и поручаем функцию планирования развитием России и деятельности по обеспечению этого развития государственному органу — министер-ству безопасности и развития.

 

Так что мы с уважением относимся к положительному историческому опыту нашей страны периода Советского Союза, берем то, что показа-ло свою работоспособность, что рационально, классично, теоретически обеспечено и вносим в нашу конструкцию. Вносим в нее весь позитив-ный тысячелетний культурно цивилизационный опыт нашей страны. Это очень важные нюансы, которые делают нашу Конституцию, да и нас с вами, сторонников этой Конституции и Программы Сулакшина, людь-ми ответственными. Мы не с теми, кто рубит с плеча, кто провозглашает безграмотное: «а давайте все отбросим и вернем Советский Союз», — та-кой разговорный жанр мы не приемлем, мы настоящие, мы серьезные.


 

295




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.018 с.)