Ключевые понятия теории гештальта



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ключевые понятия теории гештальта



«Сумма частей не то же самое, что целое»

– Курт Коффка (один из основателей гештальт-психологии)

 

Приведенная цитата кратко описывает суть гештальта. Люди видят группу объектов, как нечто целое, прежде чем воспринимают эту же группу, как состоящую из элементов. Мы видим целое, как что-то большее, чем сумма частей, и даже тогда, когда детали являются отдельными субъектами, мы визуально группируем их в целое.

Вот несколько ключевых понятий теории гештальта:

Появление (целое распознается раньше, чем его составляющие)

Появление – это процесс формирования сложного узора из простых линий. При попытке идентифицировать объект, мы сначала пытаемся определить его очертания. Мы пытаемся сопоставить очертания объекта со знакомыми нам формами в поисках совпадения. Только после того как контур наблюдаемого объекта совпадет с каким-либо шаблоном, мы начинаем идентифицировать части, составляющие целое.

Создавая дизайн, помните: люди в первую очередь идентифицируют элементы по их основным формам. Простой понятный объект будет принят зрителем гораздо быстрее, чем сложный, многофигурный элемент с нелогичным контуром.

Материализация (наш мозг заполняет пробелы)

Материализация – способ восприятия, при котором объект осознается, как содержащий больше информации, чем показано фактически. То, что мы видим, сравнивается с шаблонами, заложенными в нашей памяти; в случае, если для соответствия объекту не хватает фактической информации, мозг заполняет пробелы — и мы видим то, на что это больше похоже.

Материализация подразумевает, что нам не обязательно предоставлять полный объект для того, чтобы зритель его увидел. Мы можем оставить столько элементов объекта, сколько будет достаточно для соответствия шаблону. Примеры вы можете увидеть ниже.

Мультистабильность (сознание стремится избежать неопределенности)

Мультистабильность – это склонность сознания воспринимать объект неоднозначно и переключаться между разными интерпретациями. Некоторые объекты могут быть восприняты несколькими образами. Например, изображение с вазой/двумя профилями, которое, возможно, вы уже видели.

Вы не можете одновременно видеть две интерпретации. Вместо этого ваше восприятие перепрыгивает с одного стабильного образа на другой. Один из них будет стремиться стать доминирующим, и чем больше вы будете концентрироваться на нем, тем сложнее будет воспринять альтернативу.

С точки зрения дизайна, если вы хотите изменить чье-либо восприятие, не пытайтесь сразу изменить все. Найдите способ показать зрителю альтернативу. Работайте на укрепление альтернативного образа, ослабляя воздействие оригинала.

Инвариантность (качественное распознавание схожестей и отличий)

Инвариантность – это свойство восприятия, которое помогает распознавать объекты вне зависимости от их вращения, перемещения и масштабирования. Так как нам часто приходится видеть предметы с разных ракурсов, в нас развилась способность к узнаванию предметов с измененными данными.

Представьте, что вы можете узнать человека только в том случае, если он стоит перед вами и лицом к вам, но, повернувшись к вам в профиль, тут же становится незнакомым. Именно благодаря инвариантности мы можем узнавать людей с любого ракурса.

Вы можете увидеть воплощение этих ключевых понятий в принципах дизайна, приведенных ниже. Основная концепция сводится к тому, что принципы гештальта описывают механизмы восприятия объектов. Они являются ядром визуального языка, с которым мы работаем.

Принципы гештальта

Большинство принципов просты для понимания и объединены общей темой.

«При прочих равных условиях элементы, связанные между собой, группируются в единицы высшего порядка».

– Стивен Палмер

Многие из принципов гештальта вытекают из этого утверждения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.012 с.)