Охарактеризуйте концепцию “трех миров” сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К. Поппера ( XX век). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте концепцию “трех миров” сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К. Поппера ( XX век).



Г лава 9.

Р усская философия

№1. Кратко охарактеризуйте основные периоды русской философии.

Период Хронология Особенности
1. Древнерусский (или период древнерусской философской мысли)   X-XVII вв.     Связан с появлением отечественной философии в Киевской Руси и христианского влияния на всю русскую культуру. Было написано множество произведений, связанных с развитием философии: "Слово о законе и благодати" митрополита Илариона Киевского; письменная полемика царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, «Поучения Владимира Мономаха» и др.
2. Просветительский (или период просветительской философской традиции)   XVII-начало XIX вв.     Данный период начался после Петровских преобразований. Этот этап характеризуется секуляризацией общественной жизни и становлением русской философской парадигмы. Философская мысль данного периода была представлена трудами М. Ломоносова, А. Радищева, М. Щербатова и др.
3.Классический (или период классической российской философии) Вторая треть XIX века - начало XX века   Именно в это время, опираясь на предшествующий опыт теоретического исследования своих задач, русская философия не только утвердила свое право на самомышление, но и создала собственную самобытную проблематику, в центре которой Россия, революция, славянство. XIX век – это «золотой век» русской философии по богатству имён и учений. Начало этого периода связано с творчеством Чаадаева. Он один из первых анализировал особенности литературного развития России и Западной Европы. Его философия дала толчок к расколу русской философии. В 30 - 40 гг. XIX века в русской философии возникло два течения: славянофилы и западники. Нельзя не отметить и русскую религиозную философию XIX – XX вв. Она занимает особое место в истории русской духовности. Она развивалась в качестве своеобразной альтернативы по отношению к философии Запада. Заметными личностями в русской религиозной философии XIX – XX вв. были Бердяев, Соловьёв, Флоренский.
4.Советский 1917-1991     Развитие философской мысли в России после 1917 года претерпело кардинальные изменения. Многие представители религиозно-философских течений, господствовавших в конце XIX - начале XX веков, были высланы или эмигрировали из страны. Разработку идей всеединства, персонализма, интуитивизма, экзистенциальной философии они продолжали в зарубежных странах. Марксистская же традиция получила благоприятные возможности для своего развития.

№2. Перечислите основные отличительные черты русской философии:

1. Отсутствие интереса к гносеологическим вопросам

2. Тесная связь философии с художественным и религиозным творчеством.

3. Онтологизм. Повышенный интерес к проблемам изучения бытия.

4. Антропоцентричность. Ориентация на решение нравственных вопросов; большое внимание к душевному миру человека.

5. Историософичность. Постоянный поиск смысла мировой истории, попытка формулирования мессианской роли России во всемирно-историческом процессе.

№3. С какими историческими событиями связывают возникновение русской философии.

Возникновение русской философии обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 году Владимиром Святым. В ходе христианизации Руси языческая мифология была вытеснена христианским мировоззрением, что определило религиозный характер русской философии на многие столетия отечественной истории.

№4. Кого считают первым русским философом?

Первым русским философом считают митрополита Киевского и всея Руси Илариона (умер ок. 1055 г.), написавшего “Слово о Законе и Благодати”. “Слово” было посвящено теме равноправности народов и критике учения о “богоизбранничестве” только одного народа.

 

 


№5. Заполните таблицу.

 

Мыслитель Время Основная идея Произведение
Климент Смолятич неизвестно – 1164 г. Мыслитель пытался защитить свое право – понимать “Священное Писание” с помощью иносказаний. Климент также дал ответы на вопросы древнерусского математика Кирика Новогородца, которые сохранились в изложении последнего. А в своём произведении Климент отклоняет упреки Фомы, обвиняющего его в том, что он “философ”, который ссылается только на Гомера, Платона и Аристотеля. “Послание, написано Климентом митрополитом русским, Фоме, прозвитеру, истолковано Афанасием мнихом”
Феодосий Печерский 1008–1074 гг. Феодосий призывал помогать каждому человеку, независимо от его вероисповедания: “Милостынею милуй не токмо своея веры, но и чужыя. Аще ли видиши нага, или голодна, или зимою или бедою одержима, аще ли ти будет жидовин, или срацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганых – всякого помилуй и от беды избави я, яже можеши, и мъзды от Бога не лишен будеши” 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу. основатель Киево-Печерской лавры
Нестор ок. 1056 – 1114 гг. Главнейшим историко-философским вопросом, которым занимался Нестор был: «Откуда пошла Земля Русская?» «Повесть временных лет» - первая попытка изложения истории Руси в рамках всемирно-исторического процесса.
Владимир Мономах 1053–1125 гг. Основная идея заключена в его произведении «Поучения Владимира Мономаха». Вот некоторые выдержки из него: “Старых чти, как отца, а молодых, как братьев”; “не ленитесь, ни питью, ни еде не потворствуйте, ни сну”; “лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело”; “больного проведайте, покойника проводите, ибо все мы смертны. Ни единого человека не пропустите, не поприветствовав его и не одарив его добрым словом”; “не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”     «Поучения Владимира Мономаха» - в них изложены житейские нормы морали, некоторые из которых актуальны и сегодня
Даниил Заточник XII или XIII век Основные вопросами, которыми занимался Даниил Заточник, были связаны с социальной справедливостью. Так он писал: “Господине мой! Не лиши хлеба мудрого нищего, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый – что золото в навозном сосуде, а богатый разодетый да глупый – что шелковая наволочка, соломой набитая”     Хотя, к сожалению, его биографических данных не сохранилось, но сохранилось так называние «Моление Даниила Заточника»
Митрополит Никифор XI в. — 1121 г. Его творчество стало олицетворением синтеза византийской культурной традиции и древнерусской церковной и общественной жизни. Никифор, используя метафорические формы, критиковал жадность ростовщиков. Мыслитель осуждал высокий долговой процент и называл его грехом “великого реза”. Он сравнивал берущего с ближнего высокий долговой процент с человеком, употребляющим в пищу “плоть брата” и убивающим его “злым ножом лихоимства”. Никифор сыграл большую роль в трансляции идей христианизированного платонизма на культурную почву Древней Руси.     Три послания и одно поучение – “Послание Владимиру Мономаху о посте и воздержании чувств”, “Послание Владимиру Мономаху о вере латинской”, “Послание князю Ярославу Святополчичу о ересях латинских” и “Поучение в неделю сыропустную”
Кирик Новгородец 1110 – не ранее 1156 или 58 гг. Основным вопросом, который интересовал Кирика Новгородца было время. Так он анализировал проблемы летоисчисления. Он систематизировал все известные ему в то время способы вычисления лет, месяцев, дней и часов. Также мыслитель попытался осмыслить само понятие времени через призму таких категорий, как протяженность и цикличность.     сочинение – “Учение им же ведати человеку числа всех лет”
Кирилл Туровский 1130–1182 гг. Его основная идея изложена в притче: суть притчи состоит в том, что некий хозяин устроил виноградник и поставил стеречь свои владения слепца и хромца. В конце концов сторожа соблазнились легкой добычей и украли все добро, за что и были подвергнуты наказанию. В аллегорической форме Кирилл порицал князя Андрея Боголюбского и его ставленника Феодора, намекая на то, что единство Руси не должно строиться на обмане.     Наиболее известное его произведение – “Притча о человеческой душе и теле” (другое наименование – “Слово о слепце и хромце”)

№6. Охарактеризуйте последствия монголо-татарского ига для культуры Руси.

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Встреча Руси с Востоком изменила ось развития отечественной истории и отдалила Русь от европейской культуры. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении. Хранителем русских культурных ценностей стала Православная церковь. К концу монгольского ига, то есть в конце XV века, традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают в трудах Нила Сорского (1433 – 1508 гг.) и Максима Грека1 (1470 – 1556 гг.).

 

№7. Что такое невербальная форма философствования?

В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголотатарских ханов. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении.

№8. Охарактеризуйте творчество Нила Сорского и Максима Грека.

И Нил Сорский и Максим Грек относилсь к такому понятию как нестяжатели. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества. К концу монгольского ига традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают именно в их трудах, в которых и отражаются вышесказанные идеи.

№9. В первой половине XVI века в связи с усилением и централизаций Русского государства вокруг московского княжества, возникают общественно-политические теории. Одна из них – концепция старца Филофея (ок. 1465–1542 гг.) “Москва – третий Рим”. Дайте свою оценку высказыванию Филофея: “Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать … все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит”. Прокомментируйте высказывание.

Насколько я помню в школе нам рассказывали, что данная теория или даже вернее сказать концепция появилась в ус­ло­ви­ях ди­пло­ма­тических кон­так­тов Русского государства со Свя­щен­ной Римской им­пе­ри­ей на фо­не больших споров пра­во­слав­ных цер­ков­ных дея­те­лей про­тив ла­тин­ст­ва и пред­ска­за­ний о ско­ром кон­це све­та, про­дол­же­ния борь­бы Русской церк­ви за пол­ную ав­то­ке­фа­лию и дис­кус­сии о цар­ском ти­ту­ле русского мо­нар­ха, ко­то­рый был при­зван за­сви­де­тель­ст­во­вать его не­за­ви­си­мость от пра­ви­те­лей го­су­дарств - на­след­ни­ков Зо­ло­той Ор­ды. Пос­лед­няя бы­ла свя­за­на с тем, что пос­ле па­де­ния Ви­зан­тии (1453 год) Русское государство к началу XVI века яв­ля­лось един­ст­вен­ным не­за­ви­си­мым пра­во­слав­ным го­су­дар­ст­вом. Поэтому я считаю, что данная концепция была необходима, чтобы показать правопреемственность Русского государства от Византии. Москва как бы стала новым Римом, новым Константинополем, но только Москва будет являться тем праведным Римом, который никогда не падёт.

№10. Что оправдывала эта теория?

Эта теория оправдывала на религиозно-исторической основе претензии Москвы на руководство всей Русью. Москва именовалась “Третьим Римом”, так как два предыдущих пали (Рим (476 г.) и Константинополь (1453 г.)).

 

№11. В XVII веке Москва становится центром притяжения философов из славянских стран, так как именно Русь оставалась последним оплотом православной религии, поскольку Константинополь и Греция (до 1829 г.) были под властью турок. Охарактеризуйте творчество Юрия Крижанича.

Юрий Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира. Крижанич написал множество трудов: “Политика”, “О божественном Провидении”, “Толкование исторических пророчеств”, “О святом крещении”, “Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)”.

 

 

№12. Охарактеризуйте деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680).

В 1687 году по инициативе выдающегося просветителя Симеона Полоцкого в Москве открывается Славяно-греко-латинская Академия – первое русское высшее учебное заведение, учрежденное для подготовки государственных и церковных служащих.

№13. XVIII век стал для истории России переломным моментом, который был связан с политикой европеизации, проводимой Петром Великим. В конце своего царствования в 1724 году Петр I учредил Российскую академию наук. Во время реализации реформ молодой реформатор опирался на так называемую “ученую дружину”, в которую входили глава Синода Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), известный российский историк Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.) и экономист Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.).

Заполните таблицу.

Представитель Основная идея Произведение
Феофан Прокопович Прокопович был правой рукой Петра в делах церкви и старался подчинять церковь интересам государства. «Слово о власти и чести царской» (1718). «Розыск историческии, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестии, так и християнстии, понтифексами или архиереами многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и архиереи, и в каком разуме» (1721)
Василий Татищев Убеждал представителей власти и обычных людей в пользе и большой необходимости исторических знаний  Стал автором первого основательного труда по отечественной истории – “Истории Российской”.
Иван Посошков Пытался доказать, что для нормального развития в России необходимо ввести систему равномерного распределении общественного богатства и установить равенство экономических возможностей для различных сословий. Он писал: “… наши судьи нимало людей не берегут и тем небрежением все царство в скудость приводят, ибо в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому. Я сего не могу знать, что-то у наших судей за разум, что ничего в прок государству не прочат, только прочат имение себе…”   “Книга о скудости и богатстве”

№14. Охарактеризуйте вклад Михайло Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.).

Наука Создатель Московского университета; сформулировал закон сохранения материи: “Но как все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так, ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте...”; выступал как антинорманист “О сохранении и размножении российского народа”; мыслитель утвердил традицию научного исследования, опирающегося не только на логические конструкции, но и на опытно-экспериментальную проверку.    
Искусство Наука о стекле: мозаики Ломоносова – «Полтавская баталия», его мастерской было выполнено 40 работ, до нашего времени сохранились 23 из них  
Поэзия Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.  
Теория русского языка Он явился создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения.    
Общественная деятельность Боролся с бюрократизмом и формализмом; Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.    

№15. Проанализируйте высказывания М.В.Ломоносова.

“Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии”

В данном высказывании отражается позиция Ломоносова, которую можно сформулироват так: «Ни ученым, ни богословам не следует вступать в несвойственную им область». Также, возможно, здесь отражена его позиция о том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие науки и титературы в частности.

“Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей”

Данное высказывание - это выдержка из его трактата «О сохранении и размножении российского народа», в котором он предлагает меры по защите, сохранению и развитию русского народа. Данный трактат появился в условиях борьбы норманистов и антинорманистов, когда шли споры о том могли ли славяне создать собственное государство без помощи норманнов.

№16. Охарактеризуйте борьбу Михайло Васильевича с так называемыми “норманистами”, немецкими историками Миллером, Байером, Шлецером.

Заполните таблицу.

Тезисы Ломоносова Тезисы норманистов
Сомнение в подлинности легенды о призвании варягов (событие датируется второй половиной IX в., Повесть временных лет составлялась в нач. XII в.) Самые ранние скандинавские могильники на территории Древней Руси датируются второй половиной X в. Скандинавские саги не содержат информации русских князьях, правивших до Владимира Святого Пантеон языческих богов восточных славян не испытал никакого норманнского влияния Позиция о происхождении слова «Русь»     Термин «русь» имеет славянское происхождение и связан с названием реки Рось. Термин «русь» имеет иранское происхождение, пришедшее к восточным славянам от скифов и сарматов. Истоки термина следует искать на среднем Дунае (территории Норика – Ругиланда) или на южном побережье Балтийского моря (острове Рюген). Летописное свидетельство о призвании варягов из-за моря  Археологические находки: военное снаряжение, железные гривны с молоточками Тора, бронзовые подвески с руническими надписями и т.д. Имена, указанные в договорах Руси с Византией X века, имеют скандинавское происхождение Известие «Бертинских анналов» (средневековой хроники), сообщающее о людях, называющих себя рос, но принадлежащих к народу «свеонов», т.е. шведов Позиция о происхождении слова «Русь»     Термин «русь» изначально обозначал отдельный слой населения Древнерусского государства, а именно – княжескую дружину, состоящую из норманнов. Термин «русь» происходит от финского слова «ruotsi», что в переводе означает Швеция. Термин «русь» связан с названиями шведских провинций Руден (Roden) или Руслаген (Roslagen).  

 

№17. Исследователь А.Д. Сухов писал: “Только большая известность Ломоносова и поддержка, которую ему оказывали патриотически настроенные лица в правящих кругах, не позволили произвести над ним задуманную расправу”.

О чем идет речь?

Михаил Васильевич Ломоносов свою научную деятельность совмещал с общественной: боролся с бюрократизмом и формализмом. И исследователь А.Д. Сухов пытается нам сказать, что если бы Ломоносова не поддерживали влиятельные люди и если бы не его известность, то вероятнее всего над ним бы совершили расправу те, против кого он боролся.

 

№18. Почему в работе Мориса Баринга “ Outline of Russian Literature ” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка (the Peter the Great of the Russian language).

Пётр I или Пётр Великий – крупнейший преобразователь всех сторон жизни и деятельности российского государства. Так и Ломоносов – крупнейший преобразователь русского языка: он явился создателем первой научной русской грамматики; ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы; он призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Поэтому я считаю, что Ломоносова по праву называют Петром Первым русского языка.

№19. Охарактеризуйте вклад М.В.Ломоносова в систему стихосложения.

Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка

Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.

 

№20. “Странствующим университетом” называли Григория Саввича Сковороду (1722–1794 гг.), украинского философа, поэта, музыканта, педагога, “жизнь и учение которого совершенно уклоняются от западноевропейской традиции и вводят нас в путь самобытной русской философии”. Философ пишет: “Всяк рожденный есть в мире сем пришелец, слепой или просвещенный. Не прекрасный ли храм пре­мудрого бога мир сей? Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый – микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек. Второй мир символический, сиречь Библия”.

Охарактеризуйте их идеи.

1. Л.П. Карсавин в своих трудах вслед за В.С. Соловьевым развивал идею всеединства, подчиняющегося Богу, как Пресвятой Троице. Мыслитель разработал оригинальную концепцию “симфонической личности”. Философ считал симфоническими личностями социальные группы, народы, человечество в целом и изображал весь мир как сложную иерархию личностей разной степени совершенства. Главная работа философа – “История европейской культуры” (1931–1937 гг.). Несмотря на репрессии и аресты, Карсавин продолжал творческую работу и создал множество религиознофилософских сочинений, в том числе философско-поэтическое произведение “Венок сонетов” и цикл “Терцины”. Квинтэссенцией философской концепции Карсавина является вопрос: “Возможен ли мир без личного своего бытия?”

2. Традиции всеединства следовал П.А. Флоренский (1882– 1937 гг.), который говорил о “двуединости” истины, соединяющей религиозные догматы и научные теории. Мыслитель полагал, что основной действующий в мире закон – это второй закон термодинамики или “закон энтропии”. Культура, согласно Флоренскому, является основным средством борьбы с “мировым уравниванием”, то есть энтропией.

3. Философию всеединства в ХХ веке развивал С.Н. Булгаков, который от увлечения марксизмом перешел к так называемой концепции “христианского социализма”. София для мыслителя – “живая связь между миром и Богом”

4. Братья Трубецкие принадлежат к группе рели­гиозных мыслителей в России, которая стремилась примирить философские идеи со строгой христианской догмой. Подобно многим другим русским мыслителям, Трубецкие были под сильным влиянием Владимира Соловьева, хотя они и вносили существенные изменения в некоторые из его идей. Трубецкие несомненно заслужили почётное место в истории русской философской и религиозной мысли.

 

5. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской философии во всем се объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии)


№28. Особый интерес представляет оригинальная русская философия – русский космизм, получивший развитие в конце XIX – начале XX века. Заполните таблицу.

Представитель Основная идея Произведение
Н.Ф.Федоров Сформулировал религиозную версию русского космизма. Мыслитель разрабатывал религиозную утопию, согласно которой человеку по силам справиться с космическим хаосом путем соединения науки и веры, создания братского отношения между людьми и объединения всех людей вокруг “Общего дела”. Федоров верил в воскрешение всех предков на основе использования научных методов. “Философия общего дела”
К.Э. Циолковский Полагал, что космос – это живое целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвитыми живыми существами. Он заявлял: “Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной”. Мыслитель полагал, что в будущем космос будет заселен человеком. Но прославился Циолковский не как философ, а как основоположник современной космонавтики, так как он впервые обосновал возможность использования ракет для космических полетов и предложил проект жидкостного ракетного двигателя. Повесть «На луну»; «Моноизм вселенной»
В.И. Вернадский Он создал комплекс наук о Земле, в частности, теорию биосферы как совокупности живого вещества Земли и концепцию ноосферы – сферы разума. «Автотрофность человечества»; «Биосфера и ноосфера»

№29. Охарактеризуйте высказывания мыслителей.

 В работе “Истоки и смысл русского коммунизма”, пытаясь анализировать причины распространения коммунизма в России, Бердяев писал: “Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой – явление русское и национальное”.

 

Я считаю, что в данном высказывании Бердяев пытается сказать, что коммунизм это по природе нечто русское. Хотя коммунизм и носит мировое и интернациональное явление, но его, даже не знаю, идеология, его ценности, они близки русской нации, русскому человеку.

Павел Флоренский писал: “Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя её”

Я считаю, что в данном высказывании речь идёт о Троице-Сергиевой лавре, а под «основателем» имеется ввиду Сергий Радонежский. Думаю, что здесь имеется ввиду связь между Троице-Сергиевой лаврой, её основателем и Россией. Ведь в истории Троице-Сергиевой лавры отразились вехи истории России. Это Куликово поле, смутные времена, польская интервенция. Здесь были Петр I, Иван Грозный, Дмитрий Донской. Из монастыря вышли богатыри – герои Пересвет и Ослябя. Таким образом можно сказать, что это место, которое связано с историей России сильнее других. И чтобы понять эту историю, «надо понять лавру».

 

 Находясь в вынужденной эмиграции, И.А. Ильин писал о судьбах России, ее будущем. В статье “Очертания будущей России”, написанной в 1951 году, философ рассуждал о результатах Революции 1917 и ее последствиях для будущих поколений русских людей, которые будут жить уже после падения коммунистического режима: “Однажды это революционное наследство достанется русским людям следующего поколения: то, что они получат, будет зависеть не от них; но то, что они должны будут делать для спасения России, они должны знать и будут решать сами. Ответственность за это ляжет на них. Каково же будет это наследство? Русский народ выйдет из революции нищим …все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет… предстоит нищета граждан и государственное оскудение… …выступят десятки авантюристов, по-пугачевски лезущих «в генералы» и пристегивающихся к сепаратистским группам и народцам. Конечно, найдутся всевозможные иностранные “центры”, готовые субсидировать этих беспардонных «приключенцев»…. Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи – и иноземными врагами и “своими” предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигентски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями.”

Я могу сказать, что действительно многое из того, что написано здесь является правдой. Во-первых, действительно, коммунизм пал. Сроазу после этого наши государственные деятели действительно заявлели в один голос, что Россию нужно спасать, нужно сохранить государственность. Как и говорит Ильин появилось множество авантюристов, национальных обид, появились сепаратистские «группировки народцев» (вспомним Чеченские войны) и т.д. В общем-то что ещё можно сказать? Да, Ильин прав, по сути всё случилось так как он и написал. Но я скажу, что, по моему мнению, это, как назвал Ильин, «новое поколение» справилось со своей главной задачу и сохранило российскую государственность. Посмотри, что будет дальше, но как по мне, всё могло быть в десятки, а то и в сотни раз хуже, чем есть сейчас.  

 

 

№30. Важнейшим философским направлением, определившим весь ход интеллектуальной истории России после 1917 года, стал марксистский вариант материализма. Охарактеризуйте идеи данных мыслителей.

Г. В. Плеханов В.И.Ленин А.А. Богданов
Мыслитель занимался проблемами истории философии, теории познания и материалистического понимания истории, этики, эстетики. Одной из особенностей философского творчества Плеханова является то, что он развивал марксизм в борьбе с теми, кто, по его мнению, фальсифицирует и ревизует это учение. Определяя статус исторического материализма в системе общественных наук, он отождествляет его с общесоциологической теорией марксизма. Исторический материализм Плеханов рассматривал как общую методологию для всех общественных наук, подразумевая под этим использование тех принципов, на которые опирается учение Маркса. Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил, являющихся основой общественных отношений и одновременно движущими силами исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как формирующая сила, влияя на изменение производительных отношений Анализируя в основном революционную часть марксистского учения, В.И. Ленин разработал теорию империализма как заключительной стадии капиталистической системы в работе “Империализм, как высшая стадия капитализма”. Традиционно считается, что данная работа есть прямое продолжение и развитие “Капитала” К. Маркса. Согласно Ленину, империализм – высшая и последняя стадия капитализма, которая обязательно завершится мировой социалистической революцией. Как философ, Ленин был сторонником материализма, он постоянно подвергал критике противников марксизма, в частности, эмпириокритицизм и все формы идеализма. В “Философских тетрадях” Ленин сформулировал классическое определение материи: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”   Богданов предложил идею создания новой науки – тектологии (от греч. “τέκτων” – плотник, строитель, творец и “λόγος” – слово, учение) – целостной теории организации и структуры систем, предвосхитил некоторые положения общей теории кибернетики (от др.-греч. “κυβερνητική” – искусство управления). В 1904 году Богданов написал работу “Новый мир (1904 – 1924 гг.)”, в которой он рассуждал об устранении “той узости и неполноты человеческого существа, которые создают неравенство, разнородность и психическое разъединение людей”. Богданов также создал труд “Эмпириомонизм”, согласно которому мир есть единый организационный опыт, существующий в разных формах (наука, искусство и т. д.). А если это так, то и есть единый сверхметод постижения данного опыта, который позволит избавить людей от фетишей и извращений, блокирующих творческие познавательные способности. Для формирования этого метода Богданов создал новую науку – тектологию. Она должна была объединить, интегрировать все формы познания в форме творческого постижения единого опыта. Тектология должна была помочь решить основную задачу сверхистории – переход к коммунизму.

№31. В СССР в 20 – 30-е годы официальный марксизм был представлен двумя школами – механистами и диалектиками. Охарактеризуйте суть спора. Кто стал победителем и почему?

После смерти Ленина советские философы были втянуты в дискуссию, расколовшую единый лагерь марксистов на две непримиримые группы. Группа “механистов” возглавлялась Л.И. Аксельродом и А.К. Тимирязевым, а группа “диалектиков” – А.М. Дебориным, учеником Г.В. Плеханова. Дискуссия развернулась, прежде всего, относительно статуса марксистской философии. Если “механисты” настаивали на том, что философия не может существовать отдельно от выводов естественных наук, то “диалек



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.06 с.)