Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте концепцию “трех миров” сковороды и сравните ее со знаменитой теорией К. Поппера ( XX век).Стр 1 из 3Следующая ⇒
Г лава 9. Р усская философия №1. Кратко охарактеризуйте основные периоды русской философии.
№2. Перечислите основные отличительные черты русской философии:
1. Отсутствие интереса к гносеологическим вопросам 2. Тесная связь философии с художественным и религиозным творчеством. 3. Онтологизм. Повышенный интерес к проблемам изучения бытия. 4. Антропоцентричность. Ориентация на решение нравственных вопросов; большое внимание к душевному миру человека. 5. Историософичность. Постоянный поиск смысла мировой истории, попытка формулирования мессианской роли России во всемирно-историческом процессе. №3. С какими историческими событиями связывают возникновение русской философии. Возникновение русской философии обычно связывают с принятием христианства на Руси в 988 году Владимиром Святым. В ходе христианизации Руси языческая мифология была вытеснена христианским мировоззрением, что определило религиозный характер русской философии на многие столетия отечественной истории. №4. Кого считают первым русским философом? Первым русским философом считают митрополита Киевского и всея Руси Илариона (умер ок. 1055 г.), написавшего “Слово о Законе и Благодати”. “Слово” было посвящено теме равноправности народов и критике учения о “богоизбранничестве” только одного народа.
№5. Заполните таблицу.
№6. Охарактеризуйте последствия монголо-татарского ига для культуры Руси.
В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо-татарских ханов. Встреча Руси с Востоком изменила ось развития отечественной истории и отдалила Русь от европейской культуры. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении. Хранителем русских культурных ценностей стала Православная церковь. К концу монгольского ига, то есть в конце XV века, традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают в трудах Нила Сорского (1433 – 1508 гг.) и Максима Грека1 (1470 – 1556 гг.).
№7. Что такое невербальная форма философствования? В XIII веке органичное развитие Руси было нарушено вторжением монголо-татарских орд. Почти 250-лет (1237–1480 гг.) на территории Руси функционировала азиатская система политической и даннической зависимости русских княжеств от монголотатарских ханов. Но философия продолжала жить в невербальных, то есть несловесных формах, таких как творения русских иконописцев (например, Андрей Рублёв (1375 – 1428 гг.) – “Троица”), деятельности, жизни и подвигах русских святых (Сергий Радонежский (1314 – 1392 гг.)). Разновидностью невербальной философии стал исихазм (от греч. “ἡσυχία” – безмолвие), основанный на безмолвной молитве и духовном сосредоточении.
№8. Охарактеризуйте творчество Нила Сорского и Максима Грека. И Нил Сорский и Максим Грек относилсь к такому понятию как нестяжатели. Нестяжание (произвольная нищета) — один из трёх монашеских обетов, которые даются при пострижении. Монах, уповающий на Царство Небесное, странник в этом мире, поэтому он отрицается не только земных богатств, но даже минимального имущества. К концу монгольского ига традиционное религиозное философствование и литературная деятельность оживают именно в их трудах, в которых и отражаются вышесказанные идеи. №9. В первой половине XVI века в связи с усилением и централизаций Русского государства вокруг московского княжества, возникают общественно-политические теории. Одна из них – концепция старца Филофея (ок. 1465–1542 гг.) “Москва – третий Рим”. Дайте свою оценку высказыванию Филофея: “Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать … все христианские царства затоплены неверными, и только одного государя нашего царство одно благодатью Христовой стоит”. Прокомментируйте высказывание. Насколько я помню в школе нам рассказывали, что данная теория или даже вернее сказать концепция появилась в условиях дипломатических контактов Русского государства со Священной Римской империей на фоне больших споров православных церковных деятелей против латинства и предсказаний о скором конце света, продолжения борьбы Русской церкви за полную автокефалию и дискуссии о царском титуле русского монарха, который был призван засвидетельствовать его независимость от правителей государств - наследников Золотой Орды. Последняя была связана с тем, что после падения Византии (1453 год) Русское государство к началу XVI века являлось единственным независимым православным государством. Поэтому я считаю, что данная концепция была необходима, чтобы показать правопреемственность Русского государства от Византии. Москва как бы стала новым Римом, новым Константинополем, но только Москва будет являться тем праведным Римом, который никогда не падёт. №10. Что оправдывала эта теория? Эта теория оправдывала на религиозно-исторической основе претензии Москвы на руководство всей Русью. Москва именовалась “Третьим Римом”, так как два предыдущих пали (Рим (476 г.) и Константинополь (1453 г.)).
№11. В XVII веке Москва становится центром притяжения философов из славянских стран, так как именно Русь оставалась последним оплотом православной религии, поскольку Константинополь и Греция (до 1829 г.) были под властью турок. Охарактеризуйте творчество Юрия Крижанича. Юрий Крижанич выдвинул идею самобытного славянского мира. Крижанич написал множество трудов: “Политика”, “О божественном Провидении”, “Толкование исторических пророчеств”, “О святом крещении”, “Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)”.
№12. Охарактеризуйте деятельность Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1687 году по инициативе выдающегося просветителя Симеона Полоцкого в Москве открывается Славяно-греко-латинская Академия – первое русское высшее учебное заведение, учрежденное для подготовки государственных и церковных служащих. №13. XVIII век стал для истории России переломным моментом, который был связан с политикой европеизации, проводимой Петром Великим. В конце своего царствования в 1724 году Петр I учредил Российскую академию наук. Во время реализации реформ молодой реформатор опирался на так называемую “ученую дружину”, в которую входили глава Синода Феофан Прокопович (1681–1736 гг.), известный российский историк Василий Никитич Татищев (1686–1750 гг.) и экономист Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.). Заполните таблицу.
№14. Охарактеризуйте вклад Михайло Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.).
№15. Проанализируйте высказывания М.В.Ломоносова. “Нездраворассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулом. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии” В данном высказывании отражается позиция Ломоносова, которую можно сформулироват так: «Ни ученым, ни богословам не следует вступать в несвойственную им область». Также, возможно, здесь отражена его позиция о том, что «обветшалая» система церковно-книжной речи тормозит развитие науки и титературы в частности. “Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей” Данное высказывание - это выдержка из его трактата «О сохранении и размножении российского народа», в котором он предлагает меры по защите, сохранению и развитию русского народа. Данный трактат появился в условиях борьбы норманистов и антинорманистов, когда шли споры о том могли ли славяне создать собственное государство без помощи норманнов. №16. Охарактеризуйте борьбу Михайло Васильевича с так называемыми “норманистами”, немецкими историками Миллером, Байером, Шлецером. Заполните таблицу.
№17. Исследователь А.Д. Сухов писал: “Только большая известность Ломоносова и поддержка, которую ему оказывали патриотически настроенные лица в правящих кругах, не позволили произвести над ним задуманную расправу”. О чем идет речь? Михаил Васильевич Ломоносов свою научную деятельность совмещал с общественной: боролся с бюрократизмом и формализмом. И исследователь А.Д. Сухов пытается нам сказать, что если бы Ломоносова не поддерживали влиятельные люди и если бы не его известность, то вероятнее всего над ним бы совершили расправу те, против кого он боролся.
№18. Почему в работе Мориса Баринга “ Outline of Russian Literature ” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка (the Peter the Great of the Russian language). Пётр I или Пётр Великий – крупнейший преобразователь всех сторон жизни и деятельности российского государства. Так и Ломоносов – крупнейший преобразователь русского языка: он явился создателем первой научной русской грамматики; ему же принадлежит учение о трех стилях, суть которого заключается в том, что "обветшалая" система церковно-книжной речи тормозит развитие литературы; он призывает развивать живой, понятный, образный язык, а для этого надлежит учиться у народной речи и вносить ее здоровые элементы в литературные произведения. Поэтому я считаю, что Ломоносова по праву называют Петром Первым русского языка. №19. Охарактеризуйте вклад М.В.Ломоносова в систему стихосложения. Ученый разработал новую для российского языка систему стихосложения – syllabo-tonica (“силлабо-тоническую”), смысл которой заключается в однородности стихотворной стопы. В работе Мориса Баринга “Outline of Russian Literature” Ломоносов по праву назван Петром Первым русского языка Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы.
№20. “Странствующим университетом” называли Григория Саввича Сковороду (1722–1794 гг.), украинского философа, поэта, музыканта, педагога, “жизнь и учение которого совершенно уклоняются от западноевропейской традиции и вводят нас в путь самобытной русской философии”. Философ пишет: “Всяк рожденный есть в мире сем пришелец, слепой или просвещенный. Не прекрасный ли храм премудрого бога мир сей? Суть же три мира. Первый есть всеобщий и мир обительный, где все рожденное обитает. Сей составлен из бесчисленных мир-миров и есть великий мир. Другие два суть частные и малые миры. Первый – микрокосм, сиречь мирик, мирок, или человек. Второй мир символический, сиречь Библия”. Охарактеризуйте их идеи. 1. Л.П. Карсавин в своих трудах вслед за В.С. Соловьевым развивал идею всеединства, подчиняющегося Богу, как Пресвятой Троице. Мыслитель разработал оригинальную концепцию “симфонической личности”. Философ считал симфоническими личностями социальные группы, народы, человечество в целом и изображал весь мир как сложную иерархию личностей разной степени совершенства. Главная работа философа – “История европейской культуры” (1931–1937 гг.). Несмотря на репрессии и аресты, Карсавин продолжал творческую работу и создал множество религиознофилософских сочинений, в том числе философско-поэтическое произведение “Венок сонетов” и цикл “Терцины”. Квинтэссенцией философской концепции Карсавина является вопрос: “Возможен ли мир без личного своего бытия?” 2. Традиции всеединства следовал П.А. Флоренский (1882– 1937 гг.), который говорил о “двуединости” истины, соединяющей религиозные догматы и научные теории. Мыслитель полагал, что основной действующий в мире закон – это второй закон термодинамики или “закон энтропии”. Культура, согласно Флоренскому, является основным средством борьбы с “мировым уравниванием”, то есть энтропией. 3. Философию всеединства в ХХ веке развивал С.Н. Булгаков, который от увлечения марксизмом перешел к так называемой концепции “христианского социализма”. София для мыслителя – “живая связь между миром и Богом” 4. Братья Трубецкие принадлежат к группе религиозных мыслителей в России, которая стремилась примирить философские идеи со строгой христианской догмой. Подобно многим другим русским мыслителям, Трубецкие были под сильным влиянием Владимира Соловьева, хотя они и вносили существенные изменения в некоторые из его идей. Трубецкие несомненно заслужили почётное место в истории русской философской и религиозной мысли.
5. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской философии во всем се объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии) №28. Особый интерес представляет оригинальная русская философия – русский космизм, получивший развитие в конце XIX – начале XX века. Заполните таблицу.
№29. Охарактеризуйте высказывания мыслителей. В работе “Истоки и смысл русского коммунизма”, пытаясь анализировать причины распространения коммунизма в России, Бердяев писал: “Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой – явление русское и национальное”.
Я считаю, что в данном высказывании Бердяев пытается сказать, что коммунизм это по природе нечто русское. Хотя коммунизм и носит мировое и интернациональное явление, но его, даже не знаю, идеология, его ценности, они близки русской нации, русскому человеку. Павел Флоренский писал: “Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя её” Я считаю, что в данном высказывании речь идёт о Троице-Сергиевой лавре, а под «основателем» имеется ввиду Сергий Радонежский. Думаю, что здесь имеется ввиду связь между Троице-Сергиевой лаврой, её основателем и Россией. Ведь в истории Троице-Сергиевой лавры отразились вехи истории России. Это Куликово поле, смутные времена, польская интервенция. Здесь были Петр I, Иван Грозный, Дмитрий Донской. Из монастыря вышли богатыри – герои Пересвет и Ослябя. Таким образом можно сказать, что это место, которое связано с историей России сильнее других. И чтобы понять эту историю, «надо понять лавру».
Находясь в вынужденной эмиграции, И.А. Ильин писал о судьбах России, ее будущем. В статье “Очертания будущей России”, написанной в 1951 году, философ рассуждал о результатах Революции 1917 и ее последствиях для будущих поколений русских людей, которые будут жить уже после падения коммунистического режима: “Однажды это революционное наследство достанется русским людям следующего поколения: то, что они получат, будет зависеть не от них; но то, что они должны будут делать для спасения России, они должны знать и будут решать сами. Ответственность за это ляжет на них. Каково же будет это наследство? Русский народ выйдет из революции нищим …все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет… предстоит нищета граждан и государственное оскудение… …выступят десятки авантюристов, по-пугачевски лезущих «в генералы» и пристегивающихся к сепаратистским группам и народцам. Конечно, найдутся всевозможные иностранные “центры”, готовые субсидировать этих беспардонных «приключенцев»…. Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи – и иноземными врагами и “своими” предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигентски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями.” Я могу сказать, что действительно многое из того, что написано здесь является правдой. Во-первых, действительно, коммунизм пал. Сроазу после этого наши государственные деятели действительно заявлели в один голос, что Россию нужно спасать, нужно сохранить государственность. Как и говорит Ильин появилось множество авантюристов, национальных обид, появились сепаратистские «группировки народцев» (вспомним Чеченские войны) и т.д. В общем-то что ещё можно сказать? Да, Ильин прав, по сути всё случилось так как он и написал. Но я скажу, что, по моему мнению, это, как назвал Ильин, «новое поколение» справилось со своей главной задачу и сохранило российскую государственность. Посмотри, что будет дальше, но как по мне, всё могло быть в десятки, а то и в сотни раз хуже, чем есть сейчас.
№30. Важнейшим философским направлением, определившим весь ход интеллектуальной истории России после 1917 года, стал марксистский вариант материализма. Охарактеризуйте идеи данных мыслителей.
№31. В СССР в 20 – 30-е годы официальный марксизм был представлен двумя школами – механистами и диалектиками. Охарактеризуйте суть спора. Кто стал победителем и почему? После смерти Ленина советские философы были втянуты в дискуссию, расколовшую единый лагерь марксистов на две непримиримые группы. Группа “механистов” возглавлялась Л.И. Аксельродом и А.К. Тимирязевым, а группа “диалектиков” – А.М. Дебориным, учеником Г.В. Плеханова. Дискуссия развернулась, прежде всего, относительно статуса марксистской философии. Если “механисты” настаивали на том, что философия не может существовать отдельно от выводов естественных наук, то “диалек
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.06 с.) |