Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Охарактеризуйте позицию этих мыслителей.
№26. Одну из первых попыток создания полноценной философской системы предпринял религиозный философ, мистик и спиритуалист Владимир Сергеевич Соловьев (1853–1900 гг.). Охарактеризуйте отличительные черты философии Соловьева.
1. Философская система Соловьева была теософской 2. Основывалась на идеях христианства и немецкого идеализма 3. Мир, с точки зрения Соловьева, – это продукт двух соблазнов: соблазн Запада – “безбожный человек”, соблазн Востока – “бесчеловечное божество” 4. Базовые понятия философии Соловьева – “всеединство” и “богочеловечество”. Всеединство – это абсолют (Бог), который объединяется с миром через человечество, которое есть богочеловечество, несущее в себе “вечную душу мира”. София, божественная премудрость или “Душа мира” означает восстановление всеединства, которое есть торжество добра. 5. “Истина не заключается ни в логической форме познания, ни в эмпирическом его содержании, вообще она не принадлежит к теоретическому знанию в его отдельности или исключительности – такое знание не есть истинное. Знание же ис тины есть лишь то, которое соответствует воле блага и чувству красоты” №27. Философия Соловьева оказала влияние на мыслителей, творивших в начале XX века: братья Трубецкие, Л.П. Карсавин, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев. Охарактеризуйте их идеи. 1. Л.П. Карсавин в своих трудах вслед за В.С. Соловьевым развивал идею всеединства, подчиняющегося Богу, как Пресвятой Троице. Мыслитель разработал оригинальную концепцию “симфонической личности”. Философ считал симфоническими личностями социальные группы, народы, человечество в целом и изображал весь мир как сложную иерархию личностей разной степени совершенства. Главная работа философа – “История европейской культуры” (1931–1937 гг.). Несмотря на репрессии и аресты, Карсавин продолжал творческую работу и создал множество религиознофилософских сочинений, в том числе философско-поэтическое произведение “Венок сонетов” и цикл “Терцины”. Квинтэссенцией философской концепции Карсавина является вопрос: “Возможен ли мир без личного своего бытия?”
2. Традиции всеединства следовал П.А. Флоренский (1882– 1937 гг.), который говорил о “двуединости” истины, соединяющей религиозные догматы и научные теории. Мыслитель полагал, что основной действующий в мире закон – это второй закон термодинамики или “закон энтропии”. Культура, согласно Флоренскому, является основным средством борьбы с “мировым уравниванием”, то есть энтропией. 3. Философию всеединства в ХХ веке развивал С.Н. Булгаков, который от увлечения марксизмом перешел к так называемой концепции “христианского социализма”. София для мыслителя – “живая связь между миром и Богом” 4. Братья Трубецкие принадлежат к группе религиозных мыслителей в России, которая стремилась примирить философские идеи со строгой христианской догмой. Подобно многим другим русским мыслителям, Трубецкие были под сильным влиянием Владимира Соловьева, хотя они и вносили существенные изменения в некоторые из его идей. Трубецкие несомненно заслужили почётное место в истории русской философской и религиозной мысли.
5. Хотя Бердяев никогда не ставил перед собой задачу исследования русской философии во всем се объеме, в ряде своих работ он проанализировал практически всю ее историю от Чаадаева до Ленина. Поэтому его можно назвать одним из первых историков русской философской мысли. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви. Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы (восходящая еще к элеатам, Платону, неоплатоникам, гностикам и христианской философии) №28. Особый интерес представляет оригинальная русская философия – русский космизм, получивший развитие в конце XIX – начале XX века. Заполните таблицу.
№29. Охарактеризуйте высказывания мыслителей. В работе “Истоки и смысл русского коммунизма”, пытаясь анализировать причины распространения коммунизма в России, Бердяев писал: “Русский коммунизм трудно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны, он есть явление мировое и интернациональное, с другой – явление русское и национальное”.
Я считаю, что в данном высказывании Бердяев пытается сказать, что коммунизм это по природе нечто русское. Хотя коммунизм и носит мировое и интернациональное явление, но его, даже не знаю, идеология, его ценности, они близки русской нации, русскому человеку. Павел Флоренский писал: “Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным образом всмотреться в основателя её” Я считаю, что в данном высказывании речь идёт о Троице-Сергиевой лавре, а под «основателем» имеется ввиду Сергий Радонежский. Думаю, что здесь имеется ввиду связь между Троице-Сергиевой лаврой, её основателем и Россией. Ведь в истории Троице-Сергиевой лавры отразились вехи истории России. Это Куликово поле, смутные времена, польская интервенция. Здесь были Петр I, Иван Грозный, Дмитрий Донской. Из монастыря вышли богатыри – герои Пересвет и Ослябя. Таким образом можно сказать, что это место, которое связано с историей России сильнее других. И чтобы понять эту историю, «надо понять лавру».
Находясь в вынужденной эмиграции, И.А. Ильин писал о судьбах России, ее будущем. В статье “Очертания будущей России”, написанной в 1951 году, философ рассуждал о результатах Революции 1917 и ее последствиях для будущих поколений русских людей, которые будут жить уже после падения коммунистического режима: “Однажды это революционное наследство достанется русским людям следующего поколения: то, что они получат, будет зависеть не от них; но то, что они должны будут делать для спасения России, они должны знать и будут решать сами. Ответственность за это ляжет на них. Каково же будет это наследство? Русский народ выйдет из революции нищим …все будут бедны, переутомлены и ожесточены. Государственный центр, ограбивший всех, исчезнет… предстоит нищета граждан и государственное оскудение… …выступят десятки авантюристов, по-пугачевски лезущих «в генералы» и пристегивающихся к сепаратистским группам и народцам. Конечно, найдутся всевозможные иностранные “центры”, готовые субсидировать этих беспардонных «приключенцев»…. Национальные обиды и племенные претензии будут разжигаться снаружи – и иноземными врагами и “своими” предателями, давно уже мечтающими ликвидировать Россию. И ко всему этому прибавится разноголосица интеллигентски-эмигрантских «политических партий», заручившихся выдуманными «программами» и закулисными субсидиями.”
Я могу сказать, что действительно многое из того, что написано здесь является правдой. Во-первых, действительно, коммунизм пал. Сроазу после этого наши государственные деятели действительно заявлели в один голос, что Россию нужно спасать, нужно сохранить государственность. Как и говорит Ильин появилось множество авантюристов, национальных обид, появились сепаратистские «группировки народцев» (вспомним Чеченские войны) и т.д. В общем-то что ещё можно сказать? Да, Ильин прав, по сути всё случилось так как он и написал. Но я скажу, что, по моему мнению, это, как назвал Ильин, «новое поколение» справилось со своей главной задачу и сохранило российскую государственность. Посмотри, что будет дальше, но как по мне, всё могло быть в десятки, а то и в сотни раз хуже, чем есть сейчас.
№30. Важнейшим философским направлением, определившим весь ход интеллектуальной истории России после 1917 года, стал марксистский вариант материализма. Охарактеризуйте идеи данных мыслителей.
№31. В СССР в 20 – 30-е годы официальный марксизм был представлен двумя школами – механистами и диалектиками. Охарактеризуйте суть спора. Кто стал победителем и почему?
После смерти Ленина советские философы были втянуты в дискуссию, расколовшую единый лагерь марксистов на две непримиримые группы. Группа “механистов” возглавлялась Л.И. Аксельродом и А.К. Тимирязевым, а группа “диалектиков” – А.М. Дебориным, учеником Г.В. Плеханова. Дискуссия развернулась, прежде всего, относительно статуса марксистской философии. Если “механисты” настаивали на том, что философия не может существовать отдельно от выводов естественных наук, то “диалектики” защищали позицию, согласно которой марксистская философия имела самостоятельный статус и оригинальное содержание как теория и методология познания. Победителями из спора вышли “диалектики”. Дальнейшее развитие советской философии шло по пути унификации и политизации марксизма. В условиях жесткой цензуры все интеллектуальные усилия философов вынужденно сводились к оправданию и защите марксистского учения в чрезвычайно радикальной и революционной версии. Любые самостоятельные толкования, отличные от ленинской трактовки марксизма и вообще идеалистические философские системы не допускались и достаточно жестко пресекались.
№32. Охарактеризуйте сущность догматизированного марксизма. Догматизированный марксизм это такя форма учения Маркса, которая как бы едина и неизменяема, так, например, Ленин критиковал тех, кто пытался понять марксизм «по-своему». После смерти Ленина марксизм в стране стал по-настоящему догматизированным. Так в условиях жесткой цензуры все интеллектуальные усилия философов вынужденно сводились к оправданию и защите марксистского учения в чрезвычайно радикальной и революционной версии. Любые самостоятельные толкования, отличные от ленинской трактовки марксизма и вообще идеалистические философские системы не допускались и достаточно жестко пресекались №33. Что такое “Философский пароход”? «Философский пароход» — собирательное название для двух рейсов немецких пассажирских судов Oberbürgermeister Haken (29—30 сентября 1922 года) и Preussen (16—17 ноября 1922 года), доставивших из Петрограда в Штеттин (Германия) более 160 высланных из Советской России представителей интеллигенции, включая философов. Операция советских властей по высылке за границу деятелей науки и культуры была произведена по инициативе В. И. Ленина в 1922—1923 годах в рамках борьбы с инакомыслием. Пароходные рейсы из Петрограда были не единственными: высылки осуществлялись также на пароходах из Одессы и Севастополя и поездами из Москвы в Латвию и Германию. Всем высылаемым разрешалось взять с собой лишь по двое кальсон, две пары носков, пиджак, брюки, пальто, шляпу и две пары обуви на человека; все деньги и остальное имущество высылаемых подвергались конфискаци. №34. Выдающиеся мыслители советской философии. Заполните таблицу.
№35. Особый интерес представляет философия Московского методологического кружка (ММК). Данный кружок объединил множество талантливых исследователей, среди которых большую роль играли такие философы, как А.А. Зиновьев, Б.А. Грушин, М.К. Мамардашвили и Г.П. Щедровицкий.
Основателем ММК и главным “генератором идей” традиционно считают советского философа Георгия Петровича Щедровицкого (1929–1994 гг.).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.014 с.) |