Идея и образы стихотворения Некрасова Железная дорога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея и образы стихотворения Некрасова Железная дорога



Николай Алексеевич Некрасов — великий русский поэт XIX века. Он продолжал литературные традиции поэтов-декабристов, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Некрасов возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60—70-х годов, воспел народную жизнь, посвятил свое творчество борьбе за свободу и счастье народа. «Я лиру посвятил народу своему», — сказал о себе поэт. Его лира пробуждала в народе веру в лучшее будущее, призывая к борьбе за свободу.

Стихотворение «Железная дорога», написанное в 1864 году, — одно из самых социально насыщенных произведений Некрасова. В нем поэт откликнулся на послереформенные явления в жизни страны. В то время новым и очень доходным делом было строительство железных дорог. Важные правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. Но на строительстве железных дорог бесчеловечно, нещадно эксплуатировался труд рабочих людей — вчерашних мужиков, выгнанных голодом из деревень на заработки, нищих,

разоренных реформой крестьян, которые еще тесно связаны с деревней, но постепенно превращаются в пролетариат.

В стихотворении нет отдельных героев и сюжета. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается теми ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель — царский ставленник и казнокрад, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство «чугунки» голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Но у крестьянства есть и отрицательные стороны. Например, покорность судьбе. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт настроен оптимистически и верит в то, что активность крестьян пробудится, твердо уверен в том, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную». В самые тяжелые годы разгрома освободительного движения поэт писал:

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью проложит дорогу себе.

Эти строки звучали призывом к продолжению борьбы. Молодые революционеры зачитывались этими стихами и души их рвались в бой за русский народ.

В своем произведении Некрасов затронул актуальную для тех лет проблему — роль капитализма в развитии России. Публицистическая направленность стихотворения сочетается с художественным изображением картин непосильного труда рабочих, поэтическое обобщение — с глубоким лиризмом, поэтическое изображение русской осени и природы — с идейной направленностью.

Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в Действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс.

С детства наблюдая «зрелище бедствий народных», являясь свидетелем обид, несправедливости и притеснений крепостных мужиков, великий русский поэт Н. А, Некрасов в зрелом возрасте стал певцом народа, его защитником. Он прославлял народное терпение и выносливость, трудолюбие и высокие нравственные качества.

Среди множества испытаний, через которые пришлось пройти простым людям, одними из самых страшных были нужда и голод.

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотесцев, ткачей.

Это слова из стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога», которое рассказывает нам о горестях и «радостях» строителей железной дороги между Москвой и Петербургом.

Скрученные нуждой, эти люди за каждый заработанный здесь грош платили непомерной ценой своего здоровья и даже жизни.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

В этом стихотворении Н. А. Некрасов воспевает народный труд, прославляет «привычку к труду благородную».

Мне кажется, что железная дорога является символом судьбы всего трудового крестьянства во времена крепостного права, судьбы обиженного несправедливостью и притеснениями простого народа, сумевшего своим трудом и терпением не только «вынести все, что Господь ни пошлет», но и построить новый светлый мир своей мечты: без господ и крепостных, нищеты и голода, бесправия и незащищенности.

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Поэт Н. А. Некрасов был очень близок к простому народу, хотя сам был из семьи помещиков. Живя в деревне, он часто общался с крестьянами, наблюдал деревенский быт, изучал народное творчество. Трудовая жизнь, полная лишений, была знакома поэту не понаслышке. Именно поэтому цель своего творчества Некрасов определил так: «Я призван воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ». В стихотворении «Железная дорога» поэт со всей силой своего таланта прославляет труд простых русских тружеников. Стихотворение начинается с разговора между мальчиком Ваней и его отцом, генералом. Они едут в поезде и мальчик спрашивает, кто же построил железную дорогу. На что папаша отвечает, что построил ее граф Клейнмихель. Мальчик засыпает, и видит он удивительный сон. Снится ему, что вдоль дороги стоит толпа мертвецов. Это — рабочие, погибшие от непосильного труда на строительстве железной дороги.

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно погнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой,

— говорят они мальчику.

Вид у них изможденный, руки покрыты язвами и нарывами, ноги опухли от постоянного стояния в холодной воде. Нелегко доставался им кусок хлеба, с потом и кровью. Мальчик понимает, на чьих костях в буквальном смысле построена железная дорога.

Рабочие в его сне до сих пор не могут разогнуть свои спины, механически долбят они замерзшую землю.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять,

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать,

— требует поэт признания заслуг великих тружеников.

Но вот оборван сон. И генерал яростно возражает против точки зрения Вани и соседа по купе, отрицая очевидное — именно на костях простого люда построена железная дорога. Ведь только благодаря их неутомимому труду едут они сейчас в поезде.

Некрасов же верит в счастливое будущее. Пусть не сегодня, пусть завтра, но проложит народ себе грудью «широкую, ясную дорогу». А выносливость и трудолюбие русского народа-созидателя должно быть прославлено в веках, являться примером для потомков.

 3. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это её характеризует

 

Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по сей день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова.

Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню. В частности, весьма резко в отношении Софьи высказался А. С. Пушкин: «Софья очерчена не резко - то ли блудница, то ли московская кузина».

Так какова же на самом деле Софья Павловна Фамусова? В начале комедии она предстает перед нами как избалованная московская барышня. Она подчиняет своим желаниям и причудам покорного и робкого Молчалина, с ловкостью обводит вокруг пальца собственного наивного родителя, а когда тот все же застает ее в неподобающем виде, она с дивной легкостью выдумывает «вещий» сон. f" Влюбленность Софьи и Молчалина вво-' дится Грибоедовым в повествование гораздо раньше появления Чацкого и задолго до саморазоблачения Молчалина. Читатель еще не знает, что Чацкий и Софья вместе росли и взрослели, что у Чацкого были надежды на верность Софьи отроческой любви. В первой же беседе героини со служанкой Лизой автор в весьма чувственных тонах описывает отношение Софьи к своему молчаливому и преданному избраннику:

Возьмет он руку, к сердцу жмет.
Из глубины души вздохнет.
Ни слова вольного, итак вся ночь проходит,
Рука срукой, и глаз с меня не сводит...

Однако первое впечатление от романтического женского образа довольно обманчиво. По ходу действия данного произведения читатель начинает понимать, что Софья не вписывается в эту концепцию. Уже при встрече с Чацким нет и следа той сентиментальной девушки, воспитанной на любовных французских романах. С главным героем беседует холодная московская девица, привыкшая к великосветским манерам общения, исключающим какую-лиЬч откровенность и даже человеческую теплоту. Совсем немного времени проходит от вымученного «Ах, Чацкий, я вам рада» до гневного, со стальным оттенком «Не человек, змея!» Читатель пребывает в замешательстве. Какова же истинная сущность героини?

Создается впечатление, что Грибоедов сознательно заставляет неустанно всматриваться в закрытое вуалью загадочности лицо Софьи и пытаться ответить на вопрос, не имеющий ответа.

Сцена обморока Софьи из-за преглупого падения Молчалина с лошади вновь вводит читателя в заблуждение. Теперь уже нельзя сказать уверенно, что за этим стоит. То ли любовь к Молчалину действительно столь велика, и слова «Ах! Боже мой! упал, убился!» есть крик души, бьющейся раненой птицей в клетке отчаяния, то ли Софья решила просто досадить назойливому Чацкому, совершенно безосновательно возомнившему себя властителем ее мыслей и чувств.

Почему выбор Софьи - Молчалин? Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен, «муж-мальчик, муж слуга». Но ведь такой человек не пара дочери уважаемого московского господина. И Софья осознает это. Поэтому именно поэтому она выбирает Молчалина, бросая вызов предрассудкам и нелепым убеждениям закостенелого московского общества. «Что мне молва? Кто. хочет, так и судит», - брошенная Софьей реплика, словно невидимой нитью, связала ее противоречивую натуру с образом Чацкого, сознательно ставившего себя в оппозиций всем, окружающим и подстерегающим его в кулуарах грибоедовской комедии.

Но что если Софья искусно играет более коварную роль? Ведь именно она завела часовой механизм кульминационного момента всей комедии, невзначай обронив фразу: «Он не в своем уме», — характеризуя Чацкого. Как снежный ком, неумолимо растущий в размерах лавиной сходя со склона горы, слух стал распространяться среди членов «фамусовско-го» общества, приведя к развязке.

И. А. Гончаров сравнил грибоедовскую Софью Фамусову с пушкинской Татьяной Лариной: «...Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой». Софья и Татьяна - сильные представительницы слабого пола, и, пока «Молчали-ны блаженствуют на свете», превращая мир в царство тьмы, именно они делают жизнь ярче, становясь единственным «лучом света в темном царстве».

 

 

Билет № 21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.014 с.)