Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
P. S. Зайки, это подборка ответов на билеты, она делалась для себя, в предэкзаменационной спешке – здесь могут быть опечатки, сокращения, грамматические несостыковки. Отнеситесь к этому проще))↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Билет №1 1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика «Слово о полку Игореве». Основные образы. Идея патриотизма.
В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: поход на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича, его брата Всеволода и сына Владимира.
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы».
Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь.
Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на помощь князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле».
Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в помощь: худо времена обернулись».
Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо.
Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия». Билет №8
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. К кому из лицейских друзей обращался поэт в этих строках? Ближайшими на всю жизнь остались Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. И.И.Пущин – первый лицейский друг Пушкина. Его любили многие за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Пушкин, сам часто неровный в обращении, вспыльчивый, он доверял другу Жанно свои огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать. Когда Пушкин был отправлен ссылку за революционные стихи, Пущин навестил его в псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало нечаянной радостью для ссыльного поэта. Позже Пушкин напишет другу проникновенные стихи, начинавшиеся словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Пущин получил эти строки, уже находясь на каторге в Сибири, сказал: «Отрадно отозвался во мне голос друга». Антон Антонович Дельвиг – внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее все свои мысли и чувства посвятил литературе. Дельвиг и Пушкина «вывел» на профессиональную литературную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал. Вместе они участвовали в создании лицейских рукописных журналов «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые теплые отношения. Пушкин помогал Дельвигу в издании «Литературной газеты». Ранняя смерть Дельвига (1831) потрясла его друга. Получив известие об этом, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная». Через годы, вспоминая о Дельвиге, Пушкин писал:
Грустен гуляю – со мною доброго Дельвига нет, В темной могиле почил художников друг и советник. Вильгельма Карловича Кюхельбекера в Лицее считали чудаком, над ним смеялись, писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. «Кюхля» был долговяз, неуклюж, с характерным профилем, украшенным большим носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность, доброту. Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет провел он в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке продолжал свою литературную работу, следил за журналами, за выходом произведений Пушкина. Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября. Пушкин посвятил этому празднику не одно стихотворение. Вот одно из лицейских стихотворений – «Пирующие студенты» (1814). В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения. Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена стихотворением «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался…» (1836). В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром промчалась четверть века».
Первая комедия Островского была встречена восторженно. Лучшие писатели отозвались с похвалой о ней. Пьеса «Свои люди – сочтемся» положила начало комедиям, где афера в хозяйственных делах всегда сопровождается обманом. Пьеса еще до своего опубликования получила широкое распространение. Сначала сам автор вместе с актерами Малого театра читали комедию в самых разнообразных местах: в профессорских кабинетах, в аристократических салонах, в студенческих столовых. Появление в печати комедии было встречено широкими читательскими кругами с огромным одобрением. Но те, кто относился к купеческому сословию, почувствовали себя задетыми. И как было не обидеться, когда разоблачались их торговые мошенничества, злостные банкротства, грубость и невежество, царящие в их семьях. И все это изображалось столь ярко и правдиво, что многие московские купцы узнавали свои собственные поступки или поступки хорошо им известных лиц. Первоначальное название комедии – «Банкрот». В ней перед читателями предстает семья купца, который решился на аферу: чтобы сохранить состояние и не платить долгов, он перевел деньги на своего помощника, приказчика, а для большей надежности выдал за него свою дочь. Однако, выйдя из-под родительской опеки в самостоятельную жизнь, Липочка взяла сторону мужа, и оба присвоили богатство Большова, разорив родителей. Разоблачая косность и дикость купеческих нравов, Островский показал растлевающее влияние денег, дававших возможность их обладателям ни с кем и ни с чем не считаться. Отсюда бесконтрольная власть над окружающими, дикий произвол и безудержное самоуправство, названное автором самодурством и осмеянное им в ряде пьес.
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47150af0.pdf - Олимпиада Самсоновна http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47150af0.pdf - Олимпиада Самсоновна Билет №9 Билет №10
Каждому поэту свойственны размышления о назначении своего творчества. Пушкин утвердил в русской литературе великую миссию поэта-пророка, провозвестника правды и справедливости. Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу»(1814), а одним из последних – «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Перечитаем стихотворения «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Памятник». Каждое из них имеет свои особенности, но весь цикл пронизывает общий мотив высокого назначения поэта, враждебного низким интересам, погоне за «минутной славой». Перед нами человек гонимый, одинокий среди враждебной среды, окруженный ненавистью, подвергающийся преследованию, травле, но остающийся твердым и непоколебимым. Конечно, главным, ключевым произведением является «Пророк». Стихотворение написано в 1826 г. По дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк не использует это всеведение для творчества, для поэта же всеведение – только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк несет людям слово Божье – поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывая им правду о земле и небе. Путь поэта-пророка ответственен, опасен, суров и труден, но ему предназначена великая миссия – «глаголом жечь сердца людей». Поэт верит в силу своих стихов, в силу поэзии, в свое бессмертие. Примером этому служит стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Написанное за год до смерти, оно как бы подытоживает все то, что дал людям поэтический талант А.С.Пушкина. Стихотворение близко «Памятнику» Г.Р.Державина. В первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества, предсказывает ему широчайшую известность среди всех народов России. В четвертой строфе содержится основная мысль всего стихотворения – оценка поэтом своего творчества. Он заслужил право на бессмертие тем, «что чувства добрые …лирой пробуждал», что «в жестокий век восславил …свободу и милость к падшим призывал».
Поэт торжествует свою победу над временем, над властью, ведь он, «не требуя венца», равнодушно принимает «хвалу и клевету». Именно тогда творчество поэта становится вдохновенным подвигом.
Произведение Л.Н.Толстого представляет из себя рассказ в рассказе, каждый из которых ведет особый повествователь; художественное время первого рассказа (70-80 г.) заключает в себе художественное время второго (40-е г.), а финал выводит нас на новое время – на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности. Особенностью построения рассказа является противопоставление двух сцен: на бале и после бала. Вторая сцена (расправа с солдатом) имеет особое значение, недаром произведение названо «После бала». Но сцена бала имеет немаловажное значение, автор обращает наше внимание на хозяев бала, Вареньку, полковника, Ивана Васильевича. Праздник обрисован в светлых тонах: бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые. Варенька – в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках. У нее – «сияющее, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза». Отец Вареньки – красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами» Иван Васильевич – доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит на танцующих с восторженным умилением, нежным чувством. Он влюблен, захвачен праздничной атмосферой званого вечера, близостью любимой девушки, ощущением собственной молодости и красоты. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и в то же время обнажить социальные противоречия царской России. Многие методисты основу конфликта этого рассказа усматривают в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу нарисован в маске, а после бала – в истинном свете, без маски. Замысел писателя сложнее. В сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым – он на самом деле красив, мил и добр. Он внимательный, заботливый отец. Варенька платит любовью и даже гордится им. Однако, «воинский начальник типа старого служаки», полковник убежден, что «надо все по закону»: и перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку и, если придет случай, ударить этой рукой в замшевой перчатке провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда танцует с дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, по хорошо продуманному распорядку прогоняет сквозь строй беглого солдата.
Фонвизин в своей комедии сумел показать, какой страшный отпечаток накладывает на людей разных сословий крепостничество. По словам первого биографа П.Вяземского, автор «уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады». Тема воспитания истинного гражданина – важная проблема комедии. Действие комедии развертывается в имении помещицы Простаковой. Ее сын Митрофан и есть недоросль. Необразованная, грубая и жестокая по отношению к крепостным, госпожа Простакова до безумия любит своего сыночка. Ее понимание воспитания сводится к питанию дитяти «деликатного сложения». Молодого дворянина обучают семинарист Кутейкин, отставной сержант Цифиркин, бывший кучер Вральман. Но и те знания, которые могли бы дать Митрофану эти люди, не нужны недорослю. Результат образования наглядно виден во время экзамена, устроенного перед Стародумом Простаковой, желавшей похвалиться знаниями сына. Фонвизин показывает, что «воспитание», которое дает Простакова сыну, убивает в нем человеческую душу. Замечательна последняя сцена. Простакова, потерпевшая поражение, обращается за сочувствием к сыну. Но Митрофан грубо отталкивает ее: «Да отвяжись, матушка!» На горестный вопль Простаковой: «Нет у меня сына». – Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: «Вот злонравия достойные плоды!» В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Самовластье помещицы приучило ее не терпеть никаких возражений, не признавать никаких препятствий. Простакова ведет себя безрассудно и оказывается игрушкой собственных страстей. По мнению Фонвизина, возмездие пороку таится в самих его свойствах. Необузданность любви Простаковой к сыну и ненависть ко всем губительны и для нее, и для ее семьи. Сын отворачивается от матери в самую трагическую минуту ее жизни. Брат спешно ретируется, чтобы не быть привлеченным к делу. Но добрые герои Фонвизина могут победить в комедии только благодаря резкому вмешательству властей. Фонвизин разрубает гордиев узел зла неожиданным вмешательством «сверху». Не будь Правдин таким стойким хранителем закона, не получи он письмо от наместника – все обернулось бы иначе. Русская комедия вынуждена была прикрывать сатирическую остроту надеждой на законное правление.
Билет №11. Билет №1 3
Роман "Евгений Онегин" - величайшее создание А.С. Пушкина. Он является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь, картину нравов светского и поместного дворянства Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. Роман А.С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем, заключают в себе широкое художественное обобщение. "Евгений Онегин" - глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в произведении "картину нравов русского общества, го в одном из интереснейших моментов его развития". Несмотря на то, что "Евгений Онегин" есть поэма историческая ская, в числе ее героев нет ни одного исторического лица, Пуш-кин описывает жизнь петербургского дворянства, петербургского высшего света, жизнь провинциальных помещиков и вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями русской жизни 20-х годов XIX столетия. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А.С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту. Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время каждый герой сформировался иод воздействием картины нравов, царившей вокруг него, а также под воздействием среды, в которой жил. Именно они наложили отпечаток на взгляды и мировосприятие всех героев "Евгения Онегина", сделали их именно такими, какими мы видим их на страницах романа. Так, Евгений Онегин является типичным молодым светским человеком, представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей дворянской молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым и злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформировали его убеждения, мораль и интересы. Автор иронизирует над его ученостью, глубиной его экономических познаний; он не умеет обращать внимания на чувства других,.легкостью обижая и не замечая этого. Светское общество сформировало и сделало Онегина таким. Так, в отношениях с Ленским он открыто демонстрирует свою привязанность к устоям и нравам светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому яв-ляется поведение героя на именинах у Татьяны и дуэль с Ленским. Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы. Описывая светское петербургское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря о том, что в этой среде можно "ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть". Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы......И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой! Пушкин с иронией описывает образец "прекрасного человека" с точки зрения света: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел... Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, О ком твердили целый век: К.К. прекрасный человек. Поместное дворянство с его нравами и обычаями наиболее полнокровно представлено в романе на балу в честь именин Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плуг, Обжора, взяточник и шут. Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, низменными интересами (все их разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне"). Неудивительно, что Татьяна не могла найти свое место в этом кругу, была безразлична к их интересам. На фоне остальных Пушкин выделяет семью Лариных: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины... В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три... Семья Лариных - это та среда, в которой выросла Татьяна, в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сер- поместных нравов и уклада жизни. Обществу же Москвы автор даёт также отнюдь не лестные характеристики. Он изображает его резко, остро-сатирически: Но в них не видно перемен, Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна... Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Типичность характеристик выведенных лиц Пушкин подчер-кивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисо-вал нам русское общество в "один из интереснейших моментов развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нра-вов и обычаев России первой четверти XIX века. 2. Тема человека и природы в стихотворении Фета «Заря прощается с землею…»
Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью? Билет № 17. 1. "Мцыри" М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма
2. Диалог Чичикова с Иваном Антоновичем в палате. Чиновничество в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души"
|