Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»: художественное своеобразие и идейный смысл.



«Стихотворения в прозе» - итог размышлений великого художника о жизни, искусстве, литературе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С.Тургенева. Работа над ними продолжалась с1877 по1882 год. «Стихотворения в прозе» называют лебединой песней Тургенева. В них много грусти, но грусти светлой, пленительной, пушкинской («печаль моя светла»). 

Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны – погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном.

Горе Татьяны неизбывное и трагичное, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи которые, хотя и пустые, но посоленные, что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи – поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой.

Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им в своих поступках.

 

3. За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему? (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»)

 

В повести все симпатии автора, безусловно, на стороне бедной девушки, которой свойственны не только скромность, душевная доброта, но и необычная тонкость натуры, гордость и достоинство.

Рассказчик должен, казалось бы, безоговорочно осуждать Эраста, который погубил наивную девушку, обманул ее, предал да еще и попытался откупиться от нее ста рублями.

Но Карамзин не судья своим героям. Он умеет только сострадать «Эраст был до конца жизни своей несчастлив…»

Герой повести вовсе не холодный и расчетливый соблазнитель. Эраст обладал «изрядным разумом и добрым сердцем». Его увлечение крестьянской девушкой вполне искренно, хотя вырастает оно из «книжных» впечатлений. «Ему казалось, что в Лизе он нашел то, чего сердце его давно искало». Плохо не то, что Эраст пленился крестьянкой, а то, что он не может и не хочет понять опасность своего увлечения. Для него словно бы отдельно существует «Лизина идиллия» и обыденная реальность. Когда Лиза говорит ему о социальном неравенстве, препятствующем их браку, он с обидой восклицает: «Для твоего друга важнее всего душа», но прежде того он просит Лизу не рассказывать матери о связавшем их чувстве.

Идиллия с Лизой первоначально в сознании Эраста противопоставлена его обыденному существованию. Но игра не может продолжаться вечно – реальность предъявляет свои права и заставляет героев нарушить поэтические законы.

 Слабость Эраста неотделима от его поэтической чувствительности. Покинув пространство идиллии, он подчиняется нормам обыденного мира (проигрыш, женитьба). Эраст забывает Лизу и все с ней связанное. Любовь к Лизе должна перейти в область трогательных воспоминаний. Сто рублей отступного разграничивают поэтическое прошлое и холодное настоящее.

Карамзин не дает рецептов, как нужно поступать, не поучает. Он пытается тронуть сердце читателя, пробудить в нем лучшие чувства.

 


3. http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47330ffa.pdf - Самсон Вырин

Билет №8

  1. Тема «дружества» и образы друзей в лирике А.С.Пушкина.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

К кому из лицейских друзей обращался поэт в этих строках?

Ближайшими на всю жизнь остались Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер.

И.И.Пущин – первый лицейский друг Пушкина. Его любили многие за ум, доброту, справедливость, за общительный нрав, за честность и мужество. Пушкин, сам часто неровный в обращении, вспыльчивый, он доверял другу Жанно свои огорчения и раздумья. Пущин умел успокаивать и помогать.

Когда Пушкин был отправлен ссылку за революционные стихи, Пущин навестил его в псковской глуши, не испугавшись того, что друг под надзором властей. Это их свидание стало нечаянной радостью для ссыльного поэта. Позже Пушкин напишет другу проникновенные стихи, начинавшиеся словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Пущин получил эти строки, уже находясь на каторге в Сибири, сказал: «Отрадно отозвался во мне голос друга».

Антон Антонович Дельвиг – внешне флегматичный увалень, но наделенный живым умом, воображением, тонкой, поэтической душой. Одним из первых в Лицее все свои мысли и чувства посвятил литературе. Дельвиг и Пушкина «вывел» на профессиональную литературную дорогу, тайком от друга послав его стихи в 1815 году в журнал. Вместе они участвовали в создании лицейских рукописных журналов «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». В послелицейские годы Пушкин поддерживал с Дельвигом самые теплые отношения. Пушкин помогал Дельвигу в издании «Литературной газеты». Ранняя смерть Дельвига (1831) потрясла его друга. Получив известие об этом, Пушкин писал: «Вот первая смерть, мною оплаканная». Через годы, вспоминая о Дельвиге, Пушкин писал:

Грустен гуляю – со мною доброго Дельвига нет,

В темной могиле почил художников друг и советник.

Вильгельма Карловича Кюхельбекера в Лицее считали чудаком, над ним смеялись, писали на него эпиграммы, порой доводя его до бешенства. «Кюхля» был долговяз, неуклюж, с характерным профилем, украшенным большим носом. Он был вспыльчив и чувствителен одновременно. Но за всем этим друзья видели и другое: ум, одержимость литературой, начитанность, доброту. Кюхельбекер участвовал в восстании 14 декабря 1825 года. Восемь лет провел он в одиночной тюремной камере, а затем был сослан в Сибирь. В ссылке продолжал свою литературную работу, следил за журналами, за выходом произведений Пушкина.

Всю жизнь лицеисты отмечали свой праздник – день открытия Лицея, 19 октября. Пушкин посвятил этому празднику не одно стихотворение.

Вот одно из лицейских стихотворений – «Пирующие студенты» (1814). В нем дружба воспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобождения от всех уз, в том числе и от тягот учения.

Последняя для Пушкина лицейская годовщина отмечена стихотворением «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался…» (1836). В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром промчалась четверть века».

 

  1. Первая комедия А.Островского, сатирическое изображение в ней  купеческого сословия.

Первая комедия Островского была встречена восторженно. Лучшие писатели отозвались с похвалой о ней. Пьеса «Свои люди – сочтемся» положила начало комедиям, где афера в хозяйственных делах всегда сопровождается обманом.

Пьеса еще до своего опубликования получила широкое распространение. Сначала сам автор вместе с актерами Малого театра читали комедию в самых разнообразных местах: в профессорских кабинетах, в аристократических салонах, в студенческих столовых. Появление в печати комедии было встречено широкими читательскими кругами с огромным одобрением. Но те, кто относился к купеческому сословию, почувствовали себя задетыми. И как было не обидеться, когда разоблачались их торговые мошенничества, злостные банкротства, грубость и невежество, царящие в их семьях. И все это изображалось столь ярко и правдиво, что многие московские купцы узнавали свои собственные поступки или поступки хорошо им известных лиц.

Первоначальное название комедии – «Банкрот». В ней перед читателями предстает семья купца, который решился на аферу: чтобы сохранить состояние и не платить долгов, он перевел деньги на своего помощника, приказчика, а для большей надежности выдал за него свою дочь. Однако, выйдя из-под родительской опеки в самостоятельную жизнь, Липочка взяла сторону мужа, и оба присвоили богатство Большова, разорив родителей.

 Разоблачая косность и дикость купеческих нравов, Островский показал растлевающее влияние денег, дававших возможность их обладателям ни с кем и ни с чем не считаться. Отсюда бесконтрольная власть над окружающими, дикий произвол и безудержное самоуправство, названное автором самодурством и осмеянное им в ряде пьес.

 

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47150af0.pdf - Олимпиада Самсоновна

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47150af0.pdf - Олимпиада Самсоновна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.009 с.)