В чем смысл названия рассказа М.Шолохова «Судьба человека»? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В чем смысл названия рассказа М.Шолохова «Судьба человека»?



Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека". Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война... Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами. Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А.Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова - это не эпизод, связанный с частной судьбой человека. Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа "Судьба человека". Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря. В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком. Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни "для себя": семью, любовь, счастье. Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь - в долгу, и Соколов осознает это. Он говорит своему случайному собеседнику: "Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила?" Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!". Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою. Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М.А. Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы. Я считаю, что смысл названия в том, что человек несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

 

                       

  1. Тема маленького человека в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы 18 века. Ее сюжет очень прост – слабохарактерный, хотя и добрый дворянин Эраст влюбляется в бедную крестьянскую девушку Лизу. Их любовь заканчивается трагически: молодой человек быстро забывает о своей возлюбленной, собираясь жениться на богатой невесте, а Лиза погибает, бросившись в воду. Но главное в повести не сюжет, а чувства, которые она должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе бедной девушки. При каждом драматическом повороте сюжета мы слышим голос автора: «сердце мое обливается кровию…», «слеза катится по лицу моему».

Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл «живую душу» в представительнице низшего сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие простому человеку, его радостям и бедам, защита слабых, угнетенных и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова.

Не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству – вот главные человеческие достоинства. Такой вывод делает Карамзин. Но любовь и верность, благородство и порядочность, с одной стороны, и подлость, предательство и обман, с другой – свойства человеческой натуры, которые волновали и будут волновать писателей. Это общечеловеческие проблемы, которые всегда были, есть и будут, пока существует человек.

Повесть привлекает внимание своим гуманизмом, интересом к «маленькому» человеку. К этой теме, начатой Карамзиным, обратились впоследствии крупнейшие русские писатели-реалисты: Пушкин («Повести Белкина»), Гоголь («Шинель»), Достоевский («Белые ночи»).

 

 

  1. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Главной героиней романа «Евгений Онегин» является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе «Светлана». О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским:

- Скажи: которая Татьяна?

- Да та, которая грустна.

 - И молчалива, как Светлана.

Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского.

Сам автор выражает отношение к своей героине: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Татьяны милый идеал», «Татьяна, милая Татьяна».

Татьяна растет в семье одинокой девчонкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания, в мир книг с выдуманными страстями, искренняя и доверчивая девушка, которая «не ведает обмана и верит избранной мечте». Она не может скрыть своих чувств к Онегину, переполнявших ее, и пишет ему трогательное, дышащее любовью послание, которое даже холодного эгоиста Онегина не смогло оставить равнодушным.

Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом оно все – подлинно. Оно написано неискушенной, чувствительной и застенчивой девушкой. Татьяна «любит не шутя», она не умеет судить хладнокровно. В письме все: и отсутствие житейской опытности, и одновременно высокий настрой души, отважной в движении навстречу своей судьбе. Татьяна обращается к Онегину на ты «я- твоя!», это не обмолвка, а полное доверие к избраннику.

В.Г.Белинский оценил Татьяну как «тип русской женщины». Ее представления о любви и долге, весь ее духовный мир неотделимы от этических идеалов народа.

 

  1. Почему мужики в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» предстают в виде роя?

Из 32 сказок С.-Щедрина 29 написаны им в последнее десятилетие его жизни. Сказки подводят итог 40-летней творческой деятельности писателя. Основные приемы, которые использует автор: «эзопов язык» и гротеск. В сказках есть подтекст, который в некоторых случаях высказывается с полной определенностью, в иных же – требует от читателя расшифровки.

В сказках противостоят 2 социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. Щ. скорбит о покорности народа, о его смиренности перед угнетателями.

В сказке «Дикий помещик» прямо противопоставлены барин и мужик – мужицкая масса, уподобляемая пчелиному «рою». Помещик пожелал избавиться от мужиков, и мужики действительно чудесным образом исчезают из владений помещика, хотя и не по его прошению, а по слезной молитве вконец обездоленных и ограбленных помещиком мужиков.

В итоге – помещик одичал. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Ходил все больше на четвереньках. Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…». Одичание не только превращает помещика в зверя, но и нарушает весь естественный ход жизни, вносит в жизнь смуту. Возвращение крестьян восстанавливает этот ход, ибо только крестьяне заключают в своем бытии естественное творческое начало.

В сказках С-Щ. мужик представляет силу, хотя и единственно творческую, но не побеждающую, не торжествующую, а подавленную, угнетенную, подневольную.

 

                         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.61.119 (0.005 с.)