Раздел.Классическое средневековье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел.Классическое средневековье



1118

«Бедные рыцари Христа и Храма Соломона – множество негодяев, ибо за плату принимали всех. Гордые, спесивые, безрассудные, храбрые, мужественные. Синоним иезуитства – двуличие, хитрость, лицемерие, коварство, цинизм, ложь, интриги»[43]

«Поучения Мономаха против эгоизма, черствости, высокомерия, буйств властных, лени, лжи, пьяни, неуважения, излишеств, брани. Нравственные преступления – ведовство, чародеяние, волхование, сквернословие на отца, мать, женщину, церковные кражи, откапывание и съедание мертвеца, надругательство над крестом, скотоложство, детоубийство девкой, кража и порча весов»[44]

1142

«Пьера Абеляра принцип “понимаю чтоб верить”, трактат “Познай самого себя”, оценки “добро”, “зло” не о результате деяния, а в его основе сознательном умысле с угрызениями совести, исповедью, готовность к искуплению. Предмет этики – различение добродетелей, порока – состояние души, склоняющее к греху, реализуемое в греховном поступке. Вина с до поступка как интенция – намерение или склонность совершить греховный поступок. Порок – не грех, если человек способен отречься от порочной склонности, не давая ей превратиться в грех. Грех не обязательно от злой воли, может от неосмотрительности. Добровольность греха – осознанное желание совершить запрещённое»[45]

1221

Францисканцы-минориты (1221) делились с бедняками, ободряли, поддерживали, взывая к совести обеспеченных, улыбки при страдании. Проповедовали милосердие, терпение, смирение, самоуничтожение, самопожертвование, мученичество, страдание. Погубит душу – обжорство, нечистота, скупость, гнев, печаль, скука, тщеславие, гордыня. Св. Франциск открыл в человеке избыток любви, силы, смелости, великодушия, самозабвености жизненных сил»[46]

1274

«У Фомы Аквинского высшее благо – единение человека с Богом. Высшее благо и блаженство – в интеллектуальном созерцании Бога, зло – день добра от несовершенной воли, несовершенного выбора, добродетельный поступок – всегда произвольное действие, в нем индивид выражает свои сознательный выбор, волю. Свободно и сознательно – руководство разумом,»[47]

«в человеке здоровая основа, склонность к нравственным поступкам. Привычка предпочитать благу воспитывает добродетель, оттого выбор за благо необременителен, творческий, в удовольствие. Привычка к добродетели развивает в человеке свободу выбора как внутреннюю свободу зрелой личности. Ценностно-ориентированная свобода на благом разуме, творчестве добродетели»[48]

Глава. Позднее средневековье

1328

«У Мейстера Экхарта Бог – всеохватывающая любовь, бесконечное милосердие, делающее мир целостным. Чтоб постичь Бога в мистической интуиции, близости к Богу:»[49]

«ничего не: знать, желать, иметь, отказаться от себя свободно и в уединенности души. Отринув все ограниченное индивидуальное “я” рожает Бога в себе, став независимым от всего частного, конкретного»[50]

1453

«Этика средневековья восприняла культуру античности через призму христианских догматов, в жестких идейно-религиозных рамках, где практически невозможен свободный поиск мировоззренческих ориентиров. У христианских мыслителей стоицизм. В этических учениях христиан господствовал теоцентризм – все рассматривалось чрез призму отношение к Богу, проверялось на предмет соответствия Священному писанию, постановам соборов.»[51]

«творя душу Бог ложит нравственные представления, определяющие дальнейшее нравственное развитие личности – естественный нравственный закон. Человека природа повреждена первородным грехом, потому индивид способен не услышать или не понять голоса божественной совести»[52]

«Средневековая схоластика великолепна развитию ума, после – стремление добывать истину лишь на познавательных способностях разума. У Лоренцо Валла наслаждение – главный закон человеческой жизни, в радости, удовольствии находит сам себя, сожаление что не 500 чувств, оправдывает эгоизм – явку инстинкта самосохранения, добродетель – полезность, предполагающая здравый расчет»[53]

«Доблестный рыцарь, человек чести – идеал позднего средневековья: верен, презирает опасность, храбрость, готов защищать церковь, помочь бедным рыцарям, культ прекрасной дамы, занимают распри, пиры, забавы, охота, вежливость, храбрость, любовь, душевная широта, щедрость, при дворе короля грамотность, красноречие, привлекательность, эрудированность, умеренность, проницательность, скромность, интриги, молчок»[54]

ЧАСТЬ V. НОВАЯ ИСТОРИЯ

Раздел.Раннее новое время

1494

«У Пико делла Мирандоллы Бог доставил человеку творить свой образ, специально создал его незавершенным, чтоб сделаться соратником и Бога, в этом достоинство. На земле величей человека ум, душа, их величие»[55]

«по данной Богом свободе. Можно опуститься до зверя, ангела совершенства»[56]

1527

«У Макиавелли мораль подчинена политике, от нужды многое, к чему не приведет рассудок, предпочитает действительные истины общественной практики пред истинами, диктуемыми моралью, предтеча эволюционной теории морали, как возникшей в самоорганизации общества людей лучшей защите, учит политиков пользовать естественную человеческую аморальность, мораль под политикой»[57]

1547

«Домострой: жить тихо, скромно, терпеть скорбь, славы земной не желать, помогать нуждающимся, жить по правде, деспот – муж»[58]

1592

«Монтеня человек во вселенском круговороте равен всем другим животным, стремиться к возникновению разумной практической морали, правильное поведение не на религии, слишком разной, потому относительных. Важно создать учение о добродетели, реально отвечающее на нужды, добродетели путеводит природа, спутник – счастье, наслаждение, надо заботиться о благе на земле, значит о благе души, тела»[59]

«слитых воедино, нравственность на разуме по природе, жизнь принять радостно, мужественно, лишь от личного опыта, постоянно сомнительного, стремления следовать естественным законам, истинный путь»[60]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.005 с.)