Специфика правового регулирования экспортных операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика правового регулирования экспортных операций



Цель общей торговой политики ЕС – контроль над объемом импорта при максимизации объема экспорта. Непосредственно экспортная политика ЕС включает в себя и меры по ограничению, и меры по стимулированию экспорта.

Общие правила осуществления экспортных операций были впервые приняты в ЕЭС в 1969 г. Речь идет о Директиве Совета ЕС № 2603/69[97]. Правила, закрепленные Директивой, просуществовали почти без изменений до 1992 г., когда Маастрихтский договор внес отдельные коррективы в проце­дуру принятия решений. Договор подтвердил окончательную отмену всех ограничений внутри Сообщества. Он также уста­новил, что все вновь вводимые меры должны утверждаться на наднациональном уровне.

К основным принципам экспортной политики ЕС относятся:

· действие Директивы Совета ЕС № 2603/69 охватывает экспорт всех промышленных и сельскохозяйственных товаров. Регламенты и постановления, сформулированные для такой отрасли как сельское хозяйство, дополняются положениями экспортной политики;

· действие Директивы Совета ЕС № 2603/69 распространяется на все страны, не входящие в ЕС;

· Директива предусматривает процесс информирования и проведения консультаций по вопросам введения защитных и стимулирующих мер. Например, если одно государство считает необходимым применить защитные меры, оно информирует Еврокомиссию о своем намерении и организовывает консультацию с другими участниками рынка. Такая процедура позволяет привлечь внимание всех участников рынка к существующей проблеме и также сохранить контроль над принятием решений наднациональными органами ЕС.

Согласно правилам и нормам многосторонней торговой системы экспорт из ЕС в третьи страны осуществляется без ограничений. Вместе с тем, страны ЕС могут количественно ограничивать экспорт, исходя из интересов общественной морали, общественного порядка и государственной безопасности, а также в случае острой нехватки товара на внутреннем рынке.

Понятия "государственная безопасность" и "общественный порядок" включают, прежде всего, защиту целостности высших правовых принципов, призванных сто­ять на страже существующего общественного строя и служить правовой основой для отстаивания высших государственных интересов, обеспечивать эффективное функционирование органов исполнительной и законодательной власти[98].

Классическим примером мер по защите государственной безопасности (правда, применительно к импорту) служит решение Суда ЕС по делу 72/83 Campus Oil. В своем решении Суд оправ­дал Закон Ирландии, целиком зависящей от ввоза нефти и нефтепродуктов из-за рубежа. Закон предписывал частным импортерам покупать определенную долю этих товаров у государственных нефтеперерабатывающих предприятий по фик­сированным ценам с целью частично компенсировать издержки последних. Суд аргументировал правомерность действий Ирландии тем, что перерывы в поставках нефти и нефтепродуктов чреваты опасностью самому существованию страны и ее государственной безопасности. Суд не придал значения экономическим аспектам Закона, подчеркнув, что "обеспечение минимальных стратегических запасов нефтепродуктов во все времена выходили за рамки чисто экономических интересов"[99].

Под "общественной моралью" понимают, как правило, господствующие в данное время и в данном обществе представления о правилах общежития. Эти представле­ния могут быть разными в разных странах и меняться с течением времени. В одном из своих первых решений по данному вопросу Суд ЕС признал, что "государства-члены компетентны сами определять на своей территории содержание понятия общественной морали и форм ее проявления в соответствии с национальными законами"[100].

Особым образом в ЕС контролируется экспорт товаров и технологий двойного назначения, которые используются в мирных целях, но могут быть применены для создании оружия массового уничтожения и средств его доставки. Правовую основу такого контроля составляет Регламент Совета ЕС № 428/2009[101].

Интересно отметить, что Регламент, относящийся к позициям двойного назначения, не применяется к экспорту этих позиций с территории ЕС. Она применяется, однако, если товары транзитируются по территории ЕС, или если те или иные физические лица или компании ЕС предоставляют брокерские услуги (т.е. помогают в осуществлении продажи или в проведении соответствующих переговоров) в отношении позиций двойного назначения. В этих случаях, нормы Регламента будут применяться, даже если товары экспортируются из какой-нибудь третьей страны в другую в обход территории ЕС. Если товары охвачены Регламентом, экспортер должен обратиться за разрешением на экспорт до осуществления сделки.

В дополнение к регулированию продаж и экспорта ряда конкретных товаров двойного назначения Регламент также включает положение об охвате всех позиций (catch-all clause). Это положение позволяет странам – членам ЕС контролировать товары и технологии, не перечисленные в Регламенте в случаях, когда они имеют основания считать, что товары будут использованы в недозволенных целях, например, страной, находящейся под эмбарго по поставкам оружия, или когда имеется подозрение, что товары послужат в конечном счете для создания оружия массового поражения. Это положение требует, чтобы компании тщательно проверяли своих клиентов, поскольку те могут быть объектом обеспечительных мер даже в том случае, если поставляемые им товары не фигурируют в соответствующем списке.

Важной составляющей экспортной политики ЕС является комплекс мероприятий по стимулиро­ванию экспорта. Некоторые товары, главным образом, сель­скохозяйственные, подлежат экспортному субсидированию. Правда, в результате настойчивых требований ГАТТ/ВТО ЕС постепенно снижает разме­ры таких субсидий.

Как эти планы реализуются на практике, можно посмотреть на примере Германии. Согласно данным Главного таможенного управления Гамбург-Йонас, ответственного за выплаты экспортных субсидий в Германии, объем выплат субсидий в Германии с 2008 по 2012 гг. сократился в 17,1 раза с 97,7 млн. евро до 5,7 млн. евро. (см. табл. 1).

Таблица 1. Выплаты экспортных субсидий в Германии сельхозпроизводителям,

2008-2012 гг. [102]

  2008 2009 2010 2011 2012
Всего, евро, в т.ч. 97 697 328 51 939 437 29 872 803 18 944 934 5 781 374
Зерновые 1 017 186 151 105 10 259 211 744 -
Рис - - - - -
Сахар 40 487 480 6 489 692 - 10 024 - -
Фрукты, овощи 3 036 - - - -
Продукты из фруктов и овощей 406 693 225 592 812 - -
Говядина 11 042 800 8 057 794 10 631 382 14 427 212 3 321 173
Молоко и молочные продукты 422 085 20 735 647 13 717 880 75 404 Н.д.
Свинина 22 699 356 2 717 196 813 009 305 542 180 506
Яйца 831 308 414 227 268 605 211 459 15 580
Мясо птицы 7 710 369 5 510 513 2 864 327 2 823 176 1 559 912
Прочие 13 077 014 7 276 671 1 576 553 890 397 702 203

Учитывая это, на первый план выходят иные меры экспортного стимулирования, в частности, такие, как экспортное кредитование и государственное страхование экспортных кредитов. Главным документом, который регламентирует данный тип поддержки, является Директива ОЭСР по гармонизации системы страхования экспортных кредитов при осуществлении среднесрочного и долгосрочного кредитования, вступившая в силу в 1998 г. и дополненная регламентами в 2003 г. и 2004 г.[103]. Однако, несмотря на установленные регламенты ЕС для этой сферы, каждая страна-член ЕС обладает собственной системой стимулирования экспорта[104].

К примеру, в Германии важными институтами в осуществлении экспортной поддержки являются страховое общество Euler Hermes и кредитно-финансовые институты, такие как Банк реконструкции и развития KfW(Kreditanstalt für Wiederaufbau) и "АКА" (Ausfuhrkredit GmbH). Их деятельность преимущественно направлена на финансирование экспортных и инвестиционных проектов. В программах стимулирования экспорта в Германии принимают участие федеральные и земельные органы исполнительной власти, а также различные предпринимательские объединения (отраслевые союзы, ассоциации, объединения, фонды и другие негосударственные структуры).

В частности, Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии в качестве мер по содействию экспорту на регулярной основе осуществляет софинансирование участия германских компаний в международных аграрных выставках, предоставляет информационную поддержку предприятий сельского хозяйства и пищевой промышленности (статистические и аналитические данные о потенциальных рынках сбыта, информация о финансовых возможностях и гарантиях).

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы.

Одной из основ ЕС является Таможенный союз. Он играет большое значение для развития внешней компетенции объединения и его влияния на государства, не входящие в Союз. При этом акты таможенного законодательства (например, таможенный кодекс ЕС, антидемпинговые решения и пр.) относятся к инструментам внешнеторговой политики Евросоюза.

Важнейшим условием существования Таможенного союза и инструментом общей торговой политики ЕС является внешний единый таможенный тариф. Именно он позволил ЕЭС вести независимую таможенную и общую торговую политики, а с середины 1970-х гг. доходы от общей торговой политики стали поступать не к государствам-членам, а напрямую Сообществу, являясь одним из важнейших источников бюджета ЕС.

Таможенно-тарифные средства и сегодня остаются основным инструментом регулирования внешней тор­говли ЕС. Вместе с тем, по мере достижения прогресса на тарифных переговорах в рамках ГАТТ/ВТО их роль постепенно ослабевает. ЕС активно при­меняет различные меры защиты внутреннего рынка от не­добросовестной конкуренции, в том числе антидемпинговые и компенсационные пошлины, технические требования и санитарно-ветеринарные нормы. Кроме того, страны ЕС ис­пользуют различные средства стимулирования экспорта.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.009 с.)