III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента



Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. От объекта к слову и от слова к объекту – два взаимосвязанных подхода. Известно, что знакомясь с огромным количеством вещей, которые их окружают, дети путают предметы, сходные по названию и похожи внешне: чашка – стакан – кружка и т.д. Научить различать их, определять назначение помогает игра. А.С.Макаренко (1952)писал о том, что игра должна пронизывать жизнь детей, что ответственная и деловая игра должна занимать большое место в жизни детского коллектива, так как она является «одним из важнейших путей воспитания».

Игра широко захватывает всю личность ребенка – умственную, эмоциональную, двигательную, волевую сферы, способствует всестороннему развитию детей. А.С.Макаренко (1952) считал, что каков ребенок в игре, таков он будет в работе, так как в играх воспитываются навыки и черты характера, необходимые в работе: преодоление трудностей, активная деятельность, радость творчества, размах мыслей, увлеченность своим делом и т.д.

Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Для детей деятельность – это игра. Игра это общение, учение, труд. А.М.Горький (1935) отмечал, что игра это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей своих пределов. Самопроверка через игру всегда побуждает ребенка к совершенствованию. Как показали в своих трудах Л.С Выготский (1932), А.Н.Леонтьев, игра является ведущей деятельностью, в процессе которой формируются основные психические процессы аномального ребенка.

В игре, как в ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной педагогике и психологии огромное значение придается реализации развивающего характера игры при обучении детей.(Л.С Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Игра это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джани Родари (1958) утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а поиграть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот это необходимо ребенку». От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения, речи.

Игра – это еще и школа «социальных отношений». Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в нормальном поведении. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни.[39,34-36]

Говоря об игре, К.Д.Ушинский (1952) отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: ум, сердце, воля. Использование разнообразных игр в учебной деятельности способствует не только развитию процессов мышления, но и позволяет преодолеть механическое усвоение знаний, активизировать познавательную деятельность, повысить самостоятельность детей. В последнее время исследования показали, что особое внимание уделяется развивающему значению игры.[33,25]

Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, ограниченность словарного запаса и т.д. – все это влияет на игровую деятельность детей, порождает определенные особенности поведения в игре. Без специального организованного обучения, игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. Е.В.Ананьева (2002).

Наибольшее значение в процессе педагогической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнять предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая кукла, игрушка помогает ему в этом. Важно, чтобы каждая из игр имела относительно завершающую структуру и включала также основные структурные элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у ребенка глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при условии любого программного материала, и проводиться на занятиях, как учителя дефектолога, так и воспитателя. А также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимаемых элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать. Дидактическая игра в обучающем процессе должна сделать его эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Игры проводятся поэтапно с постепенным усложнением. Игра формирует личность ребенка.

Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Взрослый расширяет словарь детей, учит понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые в какой-либо деятельности предметы, действия. Поэтому в развитии словаря одним из важных направлений должна быть работа над правильным пониманием значения слова, над развитием точности словоупотребления, что в целом определяет в дальнейшем культуру речи. При решении этих задач значительное место должно занять специальное обучение – речевые упражнения, словесные игры, основное назначение которых в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, его точному употреблению.[33,35-37]

М.М.Конина предавала большое значение усвоению ребенком смысла слова. Итак, в словарной работе на первое место выдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка, которая служит для наименования предметов, явлений, процессов, свойств, а работа над словом является одной из важнейших в общей системе работы по развитию речи.

Неотъемлемым свойством слова, как единицы языка, его значение. В словарной работе необходимо учитывать:

- тематический принцип организации лексики;

- семантический аспект ознакомления ребенка со значением слова;

- ассоциативный метод объединения слов.

Все виды лексической работы проводятся в форме словесных игр, упражнений.

Методика Т.Б.Филичевой и Т.В.Филичевой (эта методика также рассматривается в работах Т.Б.Филичевой в соавторстве с Г.В.Чернигиной) о работе по обогащению предикативного словаря (в частности словаря признаков) связана с формированием словообразовательных умений и навыков: образование и употребление в речи относительных и притяжательных прилагательных.

Недоразвитие познавательной деятельности детей с дизартрическим компонентом сказывается на формировании лексики, на овладение активным и пассивным словарем. К особенностям лексики детей относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря, более значительное, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, а также несформированность структуры значения слова. Дети редко употребляют слова, обозначающие признаки предмета.[62,54]

По мнению многих авторов анализируемой литературы, формирование словаря требует длительной и систематической деятельности. Также есть основания считать, что обучение опирается на знание закономерностей психического и индивидуального развития ребенка. И поскольку игра и общение - основные виды деятельности дошкольника, то игровое общение – основной, необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности дошкольника.

 

    

III.2. Комплекс речевых игр, способствующих формированию словаря  у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом

По результатам проведенного констатирующего эксперимента можно судить о степени сформированности словаря детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом. Следует отметить, что лучше всего (по сравнению с другими) понятие далеких по звучанию и значению названия предметов, близких по звучанию названий предметов. Это объясняется тем, что именно с предметного словаря начинает формироваться словарь детей, и слова чаще других употребляются в речи. Однако, качественные прилагательные отсутствуют в активном словаре у детей, а присутствуют в пассивном словаре. При этом наблюдаются частые замены прилагательных на слова, близкие по лексическому значению.

Гораздо хуже сформирован словарь относительных прилагательных. В активном словаре детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом присутствует совсем небольшое количество этих прилагательных. Многие прилагательные есть в пассивном словаре детей, но очень много прилагательных вообще отсутствует в словарном запасе детей.

Совсем плохо обстоит дело со словарем притяжательных прилагательных. Дети не могут правильно назвать нужное прилагательное, в активном словаре присутствует 2-3 прилагательных этой группы. Это объясняется тем, что эти прилагательные редко используются в речи.

Учитывая вышеперечисленное, предлагается всю работу по формированию словаря строить по принципу последовательности (от простого к сложному) через игру. В работе были отработаны следующие этапы по формированию словаря детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом:

1. Предметный словарь.

1.1 уточнение;

1.2 актуализация;

1.3 обогащение.

2. Относительные прилагательные.

2.1 уточнение;

2.2 актуализация;

2.3 обогащение.

3. Притяжательные прилагательные.

3.1 уточнение;

3.2. актуализация;

     3.3. обогащение.

Вся остальная система коррекционной работы по формированию словаря осуществлялась в экспериментальной работе. Игры проводились систематически в разных видах деятельности от простого к сложному. Все игры были направлены на формирование словаря детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом:

-с каждым последующим занятием в блоке помощь, оказываемая детям, постепенно сокращается;

 - делается упор на наглядно-действенный подход;

 -развитие умения свободно пользоваться словарем предметов, признаков.

Экспериментальная работа началась с серии предметного словаря действий, относительных прилагательных, притяжательных и отражена в таблице №3.

 

                                                                                                               Таблица №3

 

  Наименование экспериментальной работы   Темы
  1.

                                           Предметный словарь.

 

 

     1.1     Уточнение Что это? Кто это? «Выставка игрушек» - единственное, множественное число. Мячик, мишка – ед. число. Кубики – мн. число.
   1.2   Актуализация словаря 1.Использование слов в речи. 2.Согласование существительного с числительным
  1.3   Обогащение 1. Значение слов предметов. 2. «Расскажи и покажи, какие игрушки стоят на полках».
  2.

Относительные

прилагательные.

  2.1.   Уточнение   Какой, какая, какое?
  2.2.   Актуализация   1. Использование прилагательных в речи. 2. Согласование прилагательного и существительного. 3. Игра «Магазин». (Закрепление в речи)
  2.3.   Обогащение   1. Знакомство с прилагательными (каменный). 2. Прилагательные (осиновый, грибной). 3. Экскурсия.
  3.

 

Притяжательные прилагательные.

  3.1.   Уточнение   1. Прилагательные (волчий, лисий). 2. Прилагательные (мамин, тетин, дядин). 3. Работа со значением.
  3.2.   Актуализация   1. Использование в речи. 2. Согласование прилагательного с существительным. 3. Закрепление в речи.
  3.3.   Обогащение   1.Прилагательные (поросячий, волчий). 2. Прилагательные (мамин, папин). 3. Стихи, рассказы, сказки.

 

 Были предложены следующие игры на развитие предметного словаря.

Выставка игрушек».

Цель: употребление именительных в существительном падеже, использование указательных слов и местоимений.

Методические указания: покажите ребенку игрушки на картинке и четко их назовите: «вот Мишка» и т.д. затем попросите ребенка показать и назвать их. При этом указательные слова и местоимения можно менять:

вот, это, тут, там и др.

Расскажи и покажи, какие игрушки стоят на полках. «Вот зайка», «вот Мишка»

и т.д.

Кто что нарисовал».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.03 с.)