Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
У детей старшего дошкольного возраста
С ДИЗАРТРИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ Выпускная квалификационная работа по специальности – 031800 Логопедия К защите допущена Выполнила: «__»_________2006 г. студент VI курса зав. кафедрой к. п. и., доцент заочного отделения ______________ Жуковин Н.Ю. факультета специальной педагогики Алексейцева А.А. Защищена в ГАК «__»__________2006 г. Научный руководитель с оценкой ___________ К.п.н., доцент Председатель ГАК:_____________ Дмитриева Л.И. Члены ГАК:___________________ ___________________ ___________________ ___________________
Москва 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования…………………..7 I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом……………………………………………………..7 I.2. Формирование словаря в онтогенезе у детей с нормальным ходом развития…………………………………………………………….…….….18 I.3. Коррекционная работа по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом…………………………………………..26 Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ…………………………..33 II.1. Организация и методы исследования………………………………...……….33 II.2. Анализ результатов исследования словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом………………………………………………………42 Глава III. Содержание комплекса речевых игр, Направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом…………………………………………..47 III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента………………………47 III.2. Комплекс речевых игр, способствующих формированию Словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом………………………………………………………………………….52 III.3. Контрольный эксперимент и его анализ……………………………………...62
Заключение……………………………………………………………………………65 Список литературы…………………………………………………………….……..66 Приложение…………………………………………………………………….……..70 Введение Актуальность исследования. На современном этапе развития образования особенно актуальной становится проблема увеличения количества детей с дизартрией. У них несформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии. В связи с этим представляется важным исследовать особенности овладения словарным запасом и возможностями целенаправленного формирования словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца. В школе эти дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих по русскому языку. Их словарный запас остается на бытовом уровне. Для успешного обучения в школе необходим нормальный уровень развития словаря. Основной целью словарной работы является обогащение словаря новыми словами, они должны войти в их активный словарь, научиться пользоваться им в речи. Формирование словаря у детей 5-6 лет является одним из условий готовности их обучения в школе, но технология данного процесса недостаточно разработана. По мнению ряда авторов: Е.Ф.Соботович (1971), Л.В.Лопатиной (1986), Н.В.Серебряковой (1987), дизартрический компонент представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонематическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи. Это выражается в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи. В речи детей часто встречаются разнообразие и стойкие семантические недостатки. Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование лексики у данной группы детей приобретает особую актуальность.
Проблема исследования. Формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом путем исследования семантической связи в игровой деятельности, что способствует более легкому и быстрому методу формирования лексики. Это явилось проблемой настоящего исследования. Объект исследования. Словарь детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Предмет исследования. Особенности логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом путем расширения сематических связей в игровой деятельности. Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом будет существенно повышена, если работа будет проводиться путем расширения структурно сематических полей и системного использования игр. Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса ролевых игр, направленных на формирование словаря путем расширения семантических связей. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования: 1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии; 2. Выявить особенности лексики у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. 3. Составить и апробировать комплекс речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. 4. Определить эффективность разработанного комплекса речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом. Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первому относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования Ко второму – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; статистические методы обработки материалов. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят более эффективно осуществить процесс по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Практическая значимость исследования заключается в составлении содержания и определения основных путей коррекционно-педагогической работы способствующей формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Разработанный методический материал может быть полезен и воспитателям детских садов. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.008 с.) |