Особенности словоизменения существительных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности словоизменения существительных



Овладение фор­мами словоизменения существительных у детей с ЗПР про­исходит в более длительные сроки, задерживается вплоть до школьного возраста.

Наряду с этим, в процессе словоизменения существи­тельных у детей с ЗПР наблюдаются и качественные осо­бенности.

Особенности словоизменения существительных в единственном числе

Исследования развития детской речи (А. Н. Гвоздев, Н. А. Рыбников, Л. П. Федоренко, А. М. Шахнарович, Е. И. Негневицкая, С. Н. Цейтлин, Г. А. Черемухина, А. В. Захарова, Ф. А. Сохин, М. И. Попова и др.) показывают, что раньше других в речи детей появляется дифференциация имени­тельного падежа единственного и множественного числа, затем происходит усвоение беспредложных конструкций единственного числа существительных: винительного па­дежа (1 год 9 мес, по А. Н. Гвоздеву), затем — родительного (1 год 10 мес), позднее — дательного (1 год 11 мес). Значи­тельно позднее дети усваивают творительный падеж (после 2 лет). Основные предложно-падежные конструкции усваиваются детьми в период от 2 лет 6 мес. до 3 лет, а некоторые предложно-падежные конструкции появляются после 3 лет.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту дети с нормальным развитием усваивают как беспредложные, так и в основном предложно-падежные конструкции.

Что же касается старших дошкольников с ЗПР, то у них наблюдаются ошибки даже при употреблении беспредлож­ных форм существительных: смешения окончаний одушев­ленных и неодушевленных существительных винительного падежа (видит котенок, мяча, мальчик, дома); использо­вание более продуктивной формы мужского рода с оконча­нием  -ом при употреблении формы женского рода твори­тельного падежа (едят вилком, ложком, поливают лейком).

  Еще большие трудности обнаруживаются у детей с ЗПР при усвоении предложно-падежных конструк­ций существительных единственного числа.

Усвоение предлогов, по мнению многих исследователей, отражает последовательность развития познавательной де­ятельности ребенка.

Появлению первых простых предлогов (на, в, у, с) в он­тогенезе предшествует период, когда они пропускаются. Кроме случаев полного опускания предлогов, в речи детей могут наблюдаться случаи, когда предлог замещается ка­ким-либо гласным звуком; чаще всего в качестве субститу­та предлога выступают гласные а, и, у (итул, атолна стол). В дальнейшем, в 3-4 года, в речи детей отмечаются предлоги по, до, вместо, после. После 4 лет предлоги упот­ребляются детьми в разнообразных значениях.

У старших дошкольников с ЗПР выявляется существен­ное отставание в дифференциации предлогов в импрессивной и экспрессивной речи. При этом у детей с ЗПР выявляет­ся большой разрыв между дифференциацией предлогов в импрессивной и экспрессивной речи. Особенно наглядно это проявляется при сравнении понимания и употребле­ния предлогов в, около, из-под и даже простых предлогов в, под, на.

В экспрессивной речи дошкольники с ЗПР часто опускают предлоги в, из, не используют предлоги из-под, около, пе­ред, за, смешивают предлоги из и в, на и в, заменяют предлог перед предлогом на, предлог под — предлогом в, предлог около — предлогом на, предлог за — предлогом на и т. д.

Наиболее характерными ошибками в употребле­нии предложно-падежных конструкций дошколь­никами с ЗПР являются следующие:

1) пропуск предлога при правильном употреблении флек­сии: кубик-коробке (на коробке), мяч-стола (около стола), кисточку-альбом (в альбом);

2) правильное употребление простых предлогов при непра­вильном выражении падежных окончаний управляемых слов (кубик лежит на коробка, кубик лежит в коробка, кисточка под альбому);

3) замена требуемого предлога другим, при этом флексия не соответствует использованному предлогу: мяч лежит на столом (под столом), взяла кисточку в альбома (из альбома);

4) замещение требуемого предлога гласными звуками (ча­ще всего а, и, у) при правильном флективном оформле­нии предложной конструкции: а столом (под столом), и альбома (из альбома), и коробке (в коробке);

5) замена одной предложно-падежной конструкции другой, правильно оформленной, но с иным значением: на аль­боме (взяла с альбома), в альбоме (взяла из-под альбо­ма). При этом наблюдалось смешение значений места и направления движения.

Приведенные ошибки свидетельствуют о трудностях, ко­торые испытывают дети с ЗПР при одномоментном разли­чении двух элементов, выражающих языковое значение, таких как предлог и флексия, один из которых является служебным словом, а другой выполняет лишь формально-языковую функцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.004 с.)