Нормативно-правовое обеспечение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативно-правовое обеспечение



Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (часть 3 статьи 68 Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьей 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Государство, согласно статье 10 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 №185-ФЗ), обеспечивает гражданам Российской Федерации условия для преподавания и изучения языков народов Российской Федерации в соответствии с законодательством об образовании.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно нормам статей 12 и 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ, в том числе учебных планов и рабочих программ учебных предметов, курсов. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом примерных основных образовательных программ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) среднего общего образования [4; 5; 6; 7] и примерная основная образовательная программа среднего общего образования [11], включающая несколько вариантов примерных учебных планов, обеспечивают возможность изучения и преподавания кроме государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также родных языков из числа языков народов Российской Федерации.

Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 [6] с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации, включая русский язык, внесены изменения в ФГОС среднего общего образования, предусматривающие выделение отдельных предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и литература».

Базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее – образовательные организации), определены в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации [2].

 

2.2. Планирование преподавания предметной области «Родной язык и родная литература»

В соответствии с п.18.3.1. ФГОС среднего общего образования предметная область «Родной язык и родная литература» является обязательной для изучения. Поскольку учебный план среднего общего образования предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, преподавание и изучение учебных предметов данной предметной области на базовом или углубленном уровне должно быть запланировано в обязательной части учебного плана.

Организация выбора для изучения одного или двух учебных предметов из предметной области «Родной язык и родная литература», а также уровня их освоения (на базовом или углубленном) осуществляется посредством анкетирования и заявления учащихся и их родителей (законных представителей), в которых необходимо уточнить наименования предметов: «Русский родной язык», «Русская родная литература», «Коми язык», «Коми литература».

Исходя из норм статей 12 и 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, рабочие программы учебных предметов разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ учебных предметов, на основе требований ФГОС к результатам освоения программ данных учебных предметов, с учетом содержания примерной основной образовательной программы среднего общего образования и рекомендуемых к использованию учебно-методических комплексов.

При разработке основной образовательной программы среднего общего образования следует:

1) включить в структуру учебного плана среднего общего образования предметную область «Родной язык и родная литература», учебные предметы «Родной язык» и/или «Родная литература» с уточненным наименованием. Кроме этого, необходимо включить в учебный план среднего общего образования на предстоящий учебный год предметную область «Родной язык и родная литература», а также учебные предметы «Родной язык» и/или «Родная литература» в соответствии с выбором предмета (предметов) и уровня его (их) освоения обучающихся и их родителей (законных представителей).

2) определить объем учебного времени, выделенного на освоение данных предметов в 10 и 11 классах в течение учебной недели, учебного года на базовом и/или углубленном уровне;

3) включить в подраздел «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы» целевого раздела основной образовательной программы среднего общего образования для данной предметной области перечень предметных результатов освоения учебных предметов «Родной язык» и/или «Родная литература» на базовом и/или углубленном уровне;

4) назначить ответственного за разработку рабочих программ учебных предметов «Родной язык» и/или «Родная литература» (базовый и/или углубленный уровень) из числа педагогов, работающих на уровне среднего общего образования.

В настоящий момент в примерной основной образовательной программе среднего общего образования отсутствует содержание и планируемые результаты освоения программ учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература». Разработчиками примерной основной образовательной программы среднего общего образования дана рекомендация образовательным организациям самостоятельно выделить часы в учебном плане на учебный предмет «Родная литература» из часов, выделяемых на учебный предмет «Литература» для изучения произведений, в случае если изучается учебный предмет «Коми литература», из блока «Родная (региональная) литература» и «Литература народов России». В случае если изучается учебный предмет «Русская роднаялитература», для определения содержания рабочей программы можно принять во внимание актуальные проблемы, указанные в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (далее – Концепция).

Согласно части 3 статьи 13Федерального закона об образовании № 273-ФЗ п ри реализации образовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы.

Учебный модуль – логически самостоятельный компонент рабочей программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются разработчиком в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля. Таким образом, при разработке рабочей программы разработчику необходимо решить следующие задачи: определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).

Для определения содержания модулей в примерной основной образовательной программе среднего общего образования предложен проблемно-тематический принцип.


2.3. Примерное содержание программ учебных предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.005 с.)