Учебный предмет «Русский родной язык» (базовый уровень) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебный предмет «Русский родной язык» (базовый уровень)



 

В реализации учебного предмета «Русский роднойязык» могут быть востребованы модули «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст», «Язык и культура», выделенные в примерной программе учебного предмета «Русский язык» (примерная ООП среднего общего образования, гл. II.2) и Примерной программе по учебному предмету «Русский родной язык» для основного общего образования [12].

На данный момент разработчик рабочей программы может выбрать дидактические единицы для достижения предметных результатов, входящих в речеведческую, культурологическую и коммуникативную компетенции, из содержательного раздела примерной основной образовательной программы среднего общего образования (учебный предмет «Русский язык») с учетом положений Концепции.

В Концепции указаны следующие проблемы в изучении русского языка: во-первых, «не в полной мере обеспечивается формирование коммуникативных компетенций обучающихся», во-вторых, «не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "русский язык"».  

Для решения вышеназванных проблем в содержание учебного предмета «Русский родной язык» может быть включена деятельность прикладного характера, нацеленная в рамках выбранного объема часов на формирование практических речевых (устных/письменных) речевых навыков, овладение речевой культурой с учетом требований уместности, логичности, точности, чистоты, богатства, выразительности. Целесообразным будет включение в программу учебного предмета «Русский родной язык» модуля по формированию коммуникативной компетенции «Культура речи» с планируемыми результатами, соответствующими следующим требованиям п. 9.2. ФГОС среднего общего образования:

- владение видами речевой деятельности на родном языке, обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

В рамках модуля «Речь. Речевая деятельность. Текст» рабочей программы предмета «Русский родной язык» можно запланировать практико-ориентированное содержание, нацеленное на формирование навыков многоаспектного анализа текста на родном языке (ч.5 п. 9.2 ФГОС среднего общего образования), приняв во внимание рекомендации по использованию текстов разных функциональных типов (художественных и нехудожественных) с учетом возрастных, гендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся.

Для включения обучающихся в культурно-языковое поле родной культуры можно включить в модуль «Язык и культура» темы, связанные с рассмотрением соотношения языка и общества. Выдающийся русский языковед И.И. Срезневский писал: «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое. Дополняя одно другим, они все вместе представляют систему понятий народа, передают быль о жизни народа». Поэтому так важно включать темы формирования словарного состава языка, исторических изменений, происходящих в нем, знания о влиянии на язык христианства, исторических, научных, духовных событий в жизни народа, об авторах, внесших вклад в изучение истории русского языка, при необходимости расширяя курс темами, связанными со стилистическими ресурсами русского языка, национальной спецификой русского языка и раскрывая взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа.

Изучение данных тем обеспечит «сформированность представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства; воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа» (Концепция, гл. 4, п.2).

2.3.2. Учебный предмет «Русская родная литература» (базовый уровень)

 

Модульный принцип формирования рабочей программы «Русская родная литература» призван обеспечить формирование субъектности читателя[10]: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале. Проблемно-тематический принцип позволяет разработчику рабочей программы выбрать учебный материал: список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико-литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.

В главе IV «Проблемы изучения русского языка и литературы» (п. 2 «Проблемы содержательного характера») Концепции указаны содержательные проблемы предмета «Литература», возникшие, по мнению экспертного сообщества, вследствие необеспеченности в полной мере дифференциации содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся: «Изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории».

На решение этих проблем может быть нацелено содержание предмета «Русская родная литература». При формировании списка изучаемых произведений разработчик рабочей программы может выбрать авторов и произведения, учитывая возрастные и этнокультурные особенности обучающихся (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений русскоязычных авторов Республики Коми), а также «несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений» (Концепция, гл. 4, п.2).

Примерная программа по русской литературе (примерная основная образовательная программа среднего общего образования, гл. II.2) предоставляет возможность сформировать перечень произведений, руководствуясь списком С. Практика показывает, что большинство произведений из этого списка не вызывает интерес у обучающихся. Исключениями являются повесть Г.В. Щербаковой «Вам и не снилось», роман М. Петросян «Дом, в котором…». Есть необходимость составления списка произведений на основе предпочтений подростков старшего школьного возраста. Например:

- Анатолий Алексин «Мой брат играет на кларнете»;

- Григорий Белых и Алексей Пантелеев «Республика ШКИД»;

- Сергей Лукьяненко «Недотёпа»;

- Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев» (цикл);

- Ирина Щеглова «Песчинка на ладони»;

- Михаил Самарский «Двенадцать прикосновений к горизонту»;

- Стругацкие Аркадий и Борис «Понедельник начинается в субботу»;

- Юрий Коваль «Самая лёгкая лодка в мире»;

- Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»;

- Карен Шахназаров «Курьер»;

- Ася Петрова «Волки на парашютах». «Взрослые молчат»;

- Анна Никольская «В самолете со страусом», «Апокалипсис Антона Перчика»;

- Елена Габова «Москва слезам верит», «В ожидании алых парусов», «Дождь из прошлого века», «Двойка по поведению»;

- Анастасия Малейко «Моя мама любит художника»;

- Галина Гордиенко «Нечаянный поцелуй»;

- Альберт Лиханов «Невинные тайны»;

- Виктор Колупаев «На асфальте города»;

- Ирина Краева «Баба Яга пишет»;

- Мария Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках»;

- Станислов Востоков «Фрося Коровина».

Выбор авторов и произведений должен осуществляться разработчиком программы, исходя из важности опыта чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми для воспитания и интеллектуального развития обучающегося (п.2 гл. IV Концепции).

3. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования

Организация и содержание внеурочной деятельности учащихся 10-11 классов в условиях введения и реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования регламентируется:

- Федеральным законом об образовании №273-ФЗ [1];

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 [3];

- ФГОС среднего общего образования [4; 5; 6; 7];

- примерной ООП среднего общего образования [11];

- методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности [14].

Часть 3 статьи 66 Федерального закона об образовании №273-ФЗ определяет направленность среднего общего образования на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и его творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Согласно статье 34 Федерального закона об образовании №273-ФЗ учащиеся имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятиях. Обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями призвано содержание образования, определяемое, согласно части 1 статьи 12 Федерального закона об образовании №273-ФЗ, образовательными программами.

Согласно пункту 13 ФГОС среднего общего образования основная образовательная программа среднего общего образования реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность. Следовательно, внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью ООП, ее организация и реализация обеспечивается планом внеурочной деятельности и программами, входящими в состав содержательного раздела ООП: программой развития универсальных учебных действий, рабочими программами курсов внеурочной деятельности, программой воспитания и социализации.

В этом же пункте ФГОС перечислены направления развития личности старшеклассника, по которым организуется внеурочная деятельность, и ее формы. Причем ФГОС определяет добровольность участия обучающихся во внеурочной деятельности, а организацию тех или иных форм ставит под условие выбора их участниками образовательных отношений – учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками и самой образовательной организацией.

Выбор может осуществляться на родительских собраниях в конце или начале учебного года либо в рамках специально организованного мониторинга путем анкетирования учащихся и их родителей (законных представителей). Принцип добровольности не предполагает посещения 100% количеством учащихся одного класса всех мероприятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности.

Исследование запроса форм и направлений организации внеурочной деятельности, контроль реализации программ курсов внеурочной деятельности в течение учебного года, итоговая диагностика результативности курсов внеурочной деятельности позволяют определить траекторию развития данной деятельности на следующий учебный год, оптимизировать ресурсы образовательной организации, привлечь организации из числа социальных партнеров для максимального удовлетворения выявленных запросов.

В начале учебного года или в конце предыдущего учебного года родители (законные представители) совместно со старшеклассником оформляют письменное заявление (согласие) на участие учащегося в тех или иных мероприятиях, осуществляемых в рамках внеурочной деятельности. Запись на занятия курсов внеурочной деятельности (кружки, студии, экскурсии, клубы по интересам, школьные научные общества, практикумы, социальные и тематические проекты) осуществляется без дополнительного приема на обучение (без заявления о приеме).

Выбор курса внеурочной деятельности, сделанный на добровольной основе, предполагает обязательное посещение учащимся занятий, участие в ее реализация для него становится обязательным.

После того, как сделан и оформлен выбор форм организации внеурочной деятельности, образовательная организация уже самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.

В пункте 18.3.2 ФГОС среднего общего образования определена цель внеурочной деятельности – обеспечение индивидуальных потребностей учащихся, и ее объем – до 700 часов за 2 года обучения.

Обязательным условием реализации ООП среднего общего образования является соблюдение требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.13 ФГОС среднего общего образования).

Пунктом 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10 [9] установлены требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся. Помимо максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 г. № 81 был установлен максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности учащихся каждого класса независимо от продолжительности учебной недели – не более 10 академических часов.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года. На уровне среднего общего образования целесообразно объем часов внеурочной деятельности обучающихся распределить таким образом, чтобы в 10 классе использовать объем часов больше, чем в 11 классе. Связано это с необходимостью обеспечения адаптации учащихся 10 класса к изменившейся образовательной ситуации и с увеличением нагрузки учащихся выпускного класса на самостоятельную подготовку к экзаменам.

Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Например, участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы 9 мая; общешкольных Днях здоровья в воскресные дни и т.п. В каникулярное время внеурочная деятельность может реализовываться в рамках тематических программ: лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородного детского центра, поход, экспедиция, профориентационные выезды в вузы для участия в Днях открытых дверей, экскурсионные поездки и т. д.

При организации внеурочной деятельности учащихся необходимо также учитывать требования СанПин 2.4.2.2821-10, указанные в п. 4.12 (о соответствии набора и площади помещений для внеурочной деятельности санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей); пп. 10.20-10.23 и п. 10.27 (требования к организации отдельных видов учебной, в том числе внеурочной деятельности учащихся).

Расходы времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут отличаться:

- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно предусмотреть от 2 до 3 часов еженедельно, при этом на подготовку и проведение коллективных дел в масштабе классного коллектива или общешкольных мероприятий за 1-2 недели может быть использовано до 20 часов;

- на курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов;

- на организационное обеспечение учебной деятельности и благополучия школьника – от 1 до 2 часов еженедельно,

- на осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся – от 1 до 2 часов еженедельно.

Объем реализуемой рабочей программы курса внеурочной деятельности входит в учебную (аудиторную) нагрузку педагогического работника. Деятельность каждого педагогического работника должна быть регламентирована локальными актами образовательной организации, а внеурочная деятельность должна найти отражение в ООП и рабочих документах образовательной организации.

Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования ООП за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ. Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг определяются с соблюдением требований, установленных Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22.09.2015 N 1040) [10].

Пункт 13 ФГОС среднего общего образования допускает самостоятельность образовательной организации в чередовании урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП среднего общего образования. Чередование уроков и различных форм внеурочной деятельности возможно в рамках расписания учебного дня с учетом кадровых и материально-технических возможностей образовательной организации.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. При организации внеурочной деятельности рекомендуется использовать проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии в музеи, парки, на предприятия и др., походы, деловые игры, а также формы творческого характера. Все формы должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся; сочетать индивидуальную и групповую работу; обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, в том числе формирование групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются на основе требований ФГОС к планируемым результатам освоения адаптированной ООП (п. 7.1 и п.8.1 ФГОС среднего общего образования).

Согласно статье 15 Федерального закона об образовании №273-ФЗ и в соответствии с пунктом 16 ФГОС среднего общего образования ООП может быть реализована с использованием сетевой формы. В реализации ООП могут принимать участие другие организации, осуществляющие образовательную деятельность, научные организации, учреждения здравоохранения, организации культуры, физической культуры и спорта, а также иные организации, обладающие необходимыми ресурсами. В период каникул могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления и организаций дополнительного образования.

Сетевая форма реализации образовательных программ осуществляется на основе договора между организациями, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

Внеурочная деятельность учащихся может осуществляться в образовательной организации через:

- дополнительные образовательные модули, профориентационные спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;

- систему дополнительного образования самой общеобразовательной организации;

- формы, организуемые классным руководителем (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, социальные акции и т.д.);

- формы, организуемые иными педагогическими работниками образовательной организации;

- сетевую форму организации внеурочной деятельности с привлечением ресурсов организаций дополнительного образования, учреждений культуры и спорта, профессиональных образовательных организаций, вузов и т.п. при условии заключения соответствующего договора, которым определяется порядок их участия в организации внеурочной деятельности учащихся.

Виды внеурочной деятельности и их формы, возможные для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования описаны ниже.

К внеурочной внеучебной внеклассной деятельности относятся такие формы воспитательной работы как, например, дидактический театр, подготовка и проведение концертов, инсценировки, праздничные «огоньки», коллективные творческие дела, социально-образовательные проекты, туристские походы, трудовые десанты, детские производственные бригады, школьные фирмы, предприятия и др.[11]

К формам д осуговой деятельности, являющейся также внеучебной внеурочной и зачастую внешкольной относятся[12] такие акции, как благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности, капустники, салоны, гостиные и т.п. (второй уровень воспитательных результатов). А также ярмарки, аттракционы, народные гуляния и др. (третий уровень воспитательных результатов – получение детьми опыта самостоятельной организации досуга других людей, не попадающих в категорию близких).

К формам учебной внеурочной деятельности из перечисленных во ФГОС можно отнести студии, секции, кружки, поисковые и научные исследования, подготовку к спортивным соревнованиям, предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям различного уровня, участие в школьном научном обществе. Кроме этого, учебная внеурочная деятельность осуществляется учащимся в рамках участия в мастер-классах, различных интернет-школах, а также в процессе разработки различных образовательных проектов, в том числе в рамках сетевых сообществ.

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей (в том числе и школьным дополнительным образованием), когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. При этом следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает реализацию дополнительной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний [15]. В связи с этим, одна и та же форма внеурочной деятельности и дополнительного образования будут решать разные цели и задачи, например:

1) Индивидуальные проекты старшеклассников выполняются в рамках элективного курса, который входит в основное учебное расписание.

Подготовка и консультирование учащихся к интеллектуальным и конкурсным мероприятиям муниципального, регионального и всероссийского уровней (конкурсы, конференции, олимпиады, соревнования) (чаще всего индивидуальных или мелко групповых) будет являться формой внеурочной деятельности, проводимой после уроков.

Научное ученическое сообщество является формой внеурочной деятельности, если функционирует как воспитательная среда для учащихся, интересующихся научными идеями и занимающихся исследованиями в рамках программ учебных предметов. Реализуется в формах интеллектуального клуба и школьных научных конференциях, интеллектуальных марафонах, неделях науки. Данные формы включены в ежегодный воспитательный план образовательной организации.

Клуб «Что? Где? Когда?» будет формой дополнительного образования, если реализуется в рамках дополнительной образовательной программы, решающей задачи интеллектуального развития личности ребенка и направленной на расширение широкого познавательного кругозора, имеет систему занятий, расширяющих познавательное пространство обучающихся и использует формы игры и диспутов, развивающих логическое мышление обучающихся.

2) Художественная студия (театральная, дизайна, театр моды) является формой реализации дополнительной общеразвивающей программы при условии, что лицензией на осуществление образовательной деятельности общеобразовательной организации предусмотрена реализация дополнительной общеразвивающей программы (подвид – дополнительное образование детей); разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; студию ведет педагог дополнительного образования. Цель организации студии – формирование и развитие начальных профессиональных умений и творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии, выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся.

Художественная студия будет считаться формой организации внеурочной деятельности, если разработана и реализуется программа курса внеурочной деятельности; занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время (после уроков); студию ведет учитель-предметник, учитель музыки или изобразительного искусства, педагог дополнительного образования. Цель организации студии – обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся при освоении образовательной программы среднего основного образования, формирование компетенций обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы. При этом в лицензии образовательной организации на осуществление образовательной деятельности наличие разрешения реализации дополнительной образовательной программы студии не требуется.

3) Туристический поход; туристско-краеведческая или поисково-краеведческая экспедиция являются формами внеурочной деятельности, если подготовка к походу осуществляется учителями-предметниками по запросу учащихся и родителей отдельного класса или учебной параллели, решает задачи организации неформального общения и воспитания коллективизма.

Туристический поход; краеведческий клуб, занятия которого специально организуются, существуют в форме специального объединения по туристическим направлениям (велопоход, альпинисткий поход), реализуются по дополнительным образовательным программам, разработанными специалистами соответствующих туристических направлений.

В случае, если невозможно отнести ту или иную форму к конкретному направлению развития личности учащегося, потому что в ней реализуется два и более направления, или направление в конкретном учебном периоде или для конкретной группы учащихся для данной формы может измениться, тогда информация о структуре и составе направлений представляется не в сетке плана внеурочной деятельности, а в пояснительной записке или в отдельной таблице.

Особо отметим, что занятия учащихся в организациях дополнительного образования (музыкальная школа, музыкально-хоровая школа, художественная школа, школа искусств, детско-юношеская спортивная школа, экологическая школа, туристические и танцевально-спортивные клубы и пр.), а также в самой образовательной организации по дополнительным общеобразовательным программам, не включаются в объем часов, выделенных для организации внеурочной деятельности учащихся, но могут учитываться при определении индивидуальной образовательной нагрузки в целях избегания перегрузки учащегося.

В соответствии с требованиями ФГОС результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения ООП. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и должны соответствовать планируемым результатам освоения ООП.

В рамках внеурочной деятельности обучающихся на уровне среднего общего образования возможно достижение результатов второго (формирование ценностного отношения к социальной реальности) и третьего (получение опыта самостоятельного общественного действия) уровня [16].

Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности образовательные организации могут использовать психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как «портфолио» (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме («цифровое портфолио»).

Подробные рекомендации по планированию и организации внеурочной деятельности учащихся 10 и 11 классов с учетом профиля обучения представлены в подразделе III.2. «Примерный план внеурочной деятельности» Примерной ООП среднего общего образования [11].

Обращаем внимание, что внеурочная деятельность является предметом должностного контроля, в том числе контроля реализации программ курсов внеурочной деятельности в полном объеме. В связи с этим, следует особое внимание уделить разработке программ курсов внеурочной деятельности, систематизации мероприятий и созданию единого воспитательного пространства образовательной организации.

4. Индивидуальный проект: подготовка и защита в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.048 с.)