Особенности разработки рабочих программ учебных предметов, курсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности разработки рабочих программ учебных предметов, курсов



Исходя из норм статей 12 и 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ, рабочие программы учебных предметов разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС к структуре рабочих программ учебных предметов, на основе требований ФГОС к результатам освоения программ данных учебных предметов, с учетом содержания примерной ООП среднего общего образования и рекомендуемых к использованию учебно-методических комплексов.

Как указано выше, примерные программы учебных предметов, представленные в примерных ООП, являются ориентиром для разработки рабочих программ, в них определены инвариантная и вариативная части содержания учебных предметов. Но примерные ООП не устанавливает последовательность изучения учебного материала и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение отдельной темы или конкретной дидактической единицы. Эти задачи решаются авторами программ учебных предметов, входящих в состав учебно-методических комплексов или разработанных для конкретной предметной линии учебников, а также разработчиками рабочих программ учебных предметов, курсов образовательной организации. Следовательно, рабочая программа разрабатывается учителем на основе [9], так называемой, авторской программы реализуемого учебно-методического комплекса (далее – УМК) или предметной линии учебников. В качестве основы может выступать и примерная программа учебного предмета, поскольку в ней представлено содержание учебного предмета и указано количество часов на изучение отдельных разделов, но, как правило, на уровень общего образования. Учителю необходимо разбить его по классам, годам изучения, опираясь на имеющийся опыт, знание возрастных особенностей учащихся и учебную литературу. Определенную трудность здесь может составить разработка логики развертывания учебного материала во временнóй перспективе его изучения. Если примерная программа структурирована по классам, задача учителя состоит в том, чтобы подобрать подходящий или сверить с ней используемый УМК или предметную линию учебников.

В авторских программах УМК или разработанных для предметных линий учебников представлено подробное тематическое планирование, по сути – поурочное. Поэтому разработка рабочей программы на основе авторской менее трудозатратна, чем на основе примерной.

Структура рабочих программ учебных предметов, учебных, элективных и факультативных курсов остается прежней, в редакции ФГОС среднего общего образования от 31 декабря 2015 года она включает:

- планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета, курса;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Кроме этого, по решению педагогического совета образовательной организации, в структуру рабочей программы могут быть включены календарно-тематический план, пояснительная записка, описание системы оценки достижения предметных результатов: форм и методов оценки, форм промежуточной аттестации, критериев и норм выставления отметок. Здесь важно, чтобы данный раздел рабочих программ совпадал с содержанием аналогичного компонента целевого раздела ООП среднего общего образования.

Согласно п.18.2.2. ФГОС среднего общего образования «рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом программ, включенных в ее структуру». Содержательно внутри ООП образовательной организации рабочие программы связаны практически со всеми ее компонентами:

1. Планируемые результаты освоения предмета отражаются в соответствующей части целевого раздела ООП. Личностные и метапредметные результаты, описанные там же, могут быть представлены в каждой рабочей программе, это определяется в локальном акте образовательной организации. Кроме этого, достижению личностных результатов непосредственно посвящена программа воспитания и социализации, метапредметных – программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования (далее – программа развития УУД). В программах учебных, элективных, факультативных курсов и курсов внеурочной деятельности учащихся по предмету должны быть также представлены все три группы результатов. Варианты могут быть следующими:

1) личностные и метапредметные результаты представить в рабочей программе только на конец периода освоения программы, а промежуточные – в программах воспитания и социализации и программе развития УУД соответственно; в них должны быть описаны процесс, формы и средства их достижения;

2) личностные представить в рабочей программе только на конец периода освоения программы, а метапредметные с промежуточными вариантами, разрабатываемыми для проведения диагностики и оценки их достижения согласно рекомендациям примерных ООП не реже 1 раза в 2 года (в зависимости от того, сколько изучается предмет);

3) и личностные, и метапредметные результаты по аналогии с предметными можно разбить на каждый год освоения программы (следовательно, ежегодно проводить диагностику и оценку их достижения).

2. Критерии и нормы оценки достижения предметных результатов разрабатываются учителем, но, как правило, входят в содержание целевого раздела ООП.

3. Связь рабочих программ с учебным планом школы очевидна: в нем определяется перспективное количество часов (по классам на уровень образования с указанием общего объема по учебным годам) и формы промежуточной аттестации по предмету.

4. Наличие и необходимость пополнения учебно-методического и материально-технического обеспечения реализации рабочих программ, должно быть представлено и обеспечено конкретными финансами в организационном разделе ООП.

5. При разработке рабочей программы педагогу необходимо определить, при изучении каких тем, разделов, в каком именно классе учащимися будут достигаться те или иные личностные результаты освоения программы воспитания, т.е. какое предметное содержание наиболее этому будет способствовать. Для разработки программы развития УУД педагогу необходимо определить круг типовых задач формирования и оценки УУД, которые (задачи) будут использоваться на уроках по той или иной теме.

Изменилась структура представления планируемых предметных результатов освоения ООП среднего общего образования: в соответствии с уровнем освоения учебных предметов, курсов они представлены на базовом и углубленном уровне. Каждая из этих групп результатов, в свою очередь, подразделяется на уже традиционные блоки «Учащийся (выпускник) научится» и «Учащийся (выпускник) получит возможность научиться», выделяемые ранее в ООП начального общего и основного общего образования.

Результаты базового уровня, достигнутые в рамках освоения базовых учебных предметов, обеспечивают сформированность компетентностей школьников, необходимых для повседневной жизни. Результаты углубленного уровня, достигнутые учащимися в рамках освоения профильных учебных предметов, обеспечивают сформированность компетентностей школьников, необходимых для последующей профессиональной деятельности.

Например, по русскому языку на базовом уровне ученики будут создавать тексты разных жанров: тезисы, конспекты, выступления, лекции, рефераты, сочинения. Если учащийся осваивает русский язык на профильном уровне, то подготовки текста мало. На углубленном уровне выпускники должны не только создавать, но и перерабатывать тексты, а потом представлять их в виде тезисов, рефератов, создавать рецензии, отзывы. Так учителя подготовят выпускников к последующей профессиональной работе с текстами.

Результаты должны быть достижимыми для учащегося, связанными с целями ООП среднего общего образования, отражать деятельность учащегося (не учителя), его заинтересованность в достижении сформулированных целей образования. Планируемые результаты отвечают на вопросы: «Чему научится обучающийся, когда освоит рабочую программу?», «Как проверить (оценить) приобретенные им компетентности?». Они не содержат в формулировках слов: знать, дать, изучить, ознакомить, разбираться.

Содержаниеучебного предмета– наиболее статичная часть традиционно разрабатываемой рабочей программы. Согласно части 3 статьи 13Федерального закона об образовании № 273-ФЗпри реализации образовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы.

Учебный модуль – логически самостоятельный компонент рабочей программы. Учебный материал для составления модулей рабочей программы и их количество определяются разработчиком в зависимости от того, как будут распределены учебные задачи по достижению планируемых результатов. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля. Таким образом, при разработке рабочей программы разработчику необходимо решить следующие задачи: определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).

Для определения содержания модулей в примерной ООП среднего общего образования предложен проблемно-тематический принцип.

Содержание рабочей программы оформляется рубриками: часть, раздел, тема, внутри темы информация распределяется блоками, которые отражают законченную мысль, идею. Содержание рабочей программы представляется так, чтобы ее можно было разбить по времени изучения, определить периодичность освоения каждой части предмета и подобрать оптимальное программно-методическое обеспечение.

Разработчик рабочей программы имеет право: самостоятельно расширять или углублять перечень дидактических единиц, представленных в примерной ООП среднего общего образования, в пределах максимально допустимой учебной нагрузки; конкретизировать дидактические единицы; устанавливать последовательность учебного материала; распределять время; отражать региональные и этнокультурные особенности Республики Коми и местности проживания в объеме выделенных на данный предмет учебных часов. Главное – в полном объеме реализовать планируемые результаты по ФГОС среднего общего образования.

Региональные особенности изучаются как предметное содержание биологии, географии, истории, обществознания, химии, технологии на базе (т.е. как отдельного предмета) или с использованием в качестве предметных тем местного, территориального материала. Это: география и природа республики (включая природное наследие), экономика и промышленность, национальные отношения, историческое развитие и археологические достопримечательные места, государственное устройство и др.

Этнокультурные особенности включены в содержание таких учебных предметов, как литература, история и география, технология и физическая культура, в предметной области «Искусство», не выделенной во ФГОС среднего общего образования, отдельные учебные курсы которой могут вводиться образовательной организацией в части, формируемой участниками образовательных отношений. Этнокультурная содержание рабочих программ этих учебных предметов выражается в материальном и нематериальном культурном наследии Республики Коми:

- традиционной культуре коми (жизнь и быт коми народа, традиционные занятия, ремесла, национальные игры, народные праздники);

- устных традициях и формах их выражения (пословицы, поговорки, загадки, сказки, легенды и предания – всё, что используется для передачи знаний, норм и ценностей);

- памятниках истории, монументального искусства, градостроительства и архитектуры.

Тематическое планирование наиболее подвижная и подверженная изменениям часть рабочей программы. Тематическое планирование ответит на вопрос, как распределены часы по основным разделам курса, расскажет о видах контроля, основных методах. Форма тематического планирования и его структура могут варьироваться с учетом потребностей отдельной школы. Поэтому форму и структуру планирования администрация школы отражает в локальном акте о рабочей программе учебного предмета, курса. Содержание тематического планирования делится по классам.

Рабочую программу согласуют на методическом объединении учителей, предварительно проведя внутреннюю экспертизу. Возможно согласование  рабочей программы заместителем директора образовательной организации. Затем ее утверждает директор: под грифом «Утверждено» ставит дату и подпись.

В действующие рабочие программы могут вноситься коррективы и изменения, которые рассматриваются и утверждаются в порядке, установленном локальным актом образовательной организации о рабочей программе учебного предмета, курса.

2. Разработка рабочих программ и организации преподавания учебных предметов предметной области «Родной язык и родная литература» на уровне среднего общего образования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.016 с.)