Тема 4.2. Философия и культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4.2. Философия и культура



Латинский термин «культура» означает возделывание, обработка, а так–же поклонение чему то высшему (культ). В самом широком смысле слова, культура это то, что создано и создается человеком (материальное и духовное), в отличие от природных вещей и явлений.

 

КУЛЬТУРА ОПРЕДЕЛЯЕТ УРОВЕНЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Самым существенным признаком предмета куль туры является его двойственность, двукачественность.

· Система социальных качеств (качества вложенные в него рукой человека, нашел воплощение замысел творца.)

· Система природных качеств (природные качества: вес, цвет, твердость и др)

 

ГЕНЕЗИС КУЛЬТУРЫ

Говоря о культуре как о способе очеловечивания бытия и самого человека, нужно обратиться к проблеме ее генезиса и структурных особенностей. В процессе антропосоциогенеза на протяжении длительного времени ведущим компонентом была технология обеспечения жизненного цикла. Переход от присваивающего типа хозяйства к производящему означал нарастание потенциала второй грани культуры - организационной. Самообеспечение и управление принимают форму символического выражения – третий компонент – духовная культура

МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕДАЧИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

1. Взаимодействуют три основные механизма трансляции культурного наследия ДРЕВНЕЙШИЙ ПРИНЦИП: «Делай как я» Передача знаний и умений от учителя к ученику

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕТОВ, ПРЕДПИСАНИЙ, ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ, («не навреди», «помогай ближнему»)

3. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ наследуются идеалы и ценности. Облекаемые в те или иные принципы

Для культуры система идеалов, исповедуемая данным обществом и выражающаяся в форме символов, имеет решающее значение. Культура – это идеал, выполняющий системообразующую роль для технологии общественного производства. Если первый, базовый слой культуры заключен в предметной деятельности человека, где созидаются вещи. Второй ее слой – в процессах общения людей, порождающего идеи и представления, то ее третий пласт представлен системой духовных символов. Они имеют форму религиозных догматов и открываний, философских концепций, а также реализуются в разнообразных формах искусства

 

Контрольные вопросы

1. В чем проявляется сущность культуры

2. Генезис культуры, раскройте его основные периоды

3. Как распространяется культура

4. Раскройте самые распространенные способы передачи культурного наследия

Тема 4.3 Философия и глобальные проблемы современности

Цивилизация – от «цивилис» - городской, более удобный. Главное в цивилизации - непрерывная смена технологий для удовлетворения столь же непрерывно растущих потребностей и возможностей человечества при законодательном обеспечении этого процесса

 

БЫТИЕ ПРИРОДЫ  

   Генетический приоритет первой природы над человеком обусловлен тем, что человек ее объект, прожить  без нее не сможет.

ТИПЫ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ:

1. Обожествление природы:

Человек смотрит на природу как на храм, обожествляет е явления, приносит жертвы своим Богам (Египет: Бог Ра- Солнце, Хаппи – Бог Нила, Сет – Бог суховеев, войны)

УРАВНИТЕЛЬНЫЙ ТИП ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ

Природа и человек рассматриваются с позиций теоцентризма, «БОГ - ТВОРЕЦ», перед Богом человек и природа равны.

УТИЛИТАРНО - ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ТИП

  • Человек использует природу для достижения своих целей. Варварское отношение к природе приводит к возникновению ГЛОБАЛЬХ ПРОБЛЕМ
  • Истощение природных ресурсов
  • Загрязнение окружающей среды
  • Истощение озонового слоя Земли
  • Глобальное потепление

 

Контрольные вопросы

  1. Прогресс – это фикция или реальность
  2. В чем сущность каждой из глобальных проблем.

Задание для контрольной работы

Контрольная работа состоит из ответа на один теоретический вопрос и решения задачи согласно установленному варианту

Вопросы контрольной работы (теоретические вопросы)

1..Философия Сократа

  1. Философи Нового времени: спор сенсуалистов и рационалистов.

3. Философия Платона

  1. Философия И.Канта.

5. Социальная философия французского Просвещения

6. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.

  1. Основные идеи философии Аристотеля

8. Основные направления современной философии

9. Сущность культуры, ее генезис и структура

10. Характерные черты русской философии

Задание для всех вариантов (практическое задание)

 

1. С каким определением понятия «свобода» вы согласны, объясните почему?

Свобода – это

…полная независимость от обстоятельств

…сам человек

…осознанная и практически освоенная необходимость

…деятельность, опирающаяся на разум и волю

…способность субъекта принимать решения со знанием дела

 

2. Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным, объясните почему.

Личность – это

…зрелый человек

…человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания, общения

…сознательный исторический деятель

…человеческий индивид со всей совокупностью взаимосвязанных биологических социальных и психологических качеств

…человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность, способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности

 

3. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации, объясните почему.

…Россия ближе к цивилизации Запада

…Россия ближе к культуре Востока

…России свойственен евразийский тип цивилизации

 

 

4. С каким определением понятия «язык» вы согласны, объясните почему.

Язык – это

…средство общения

…знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации

…знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира

…средство выражения мыслей

 

5. Какое из приведенных ниже определений истины считается классическим, обоснуйте.

…истина – это то, что интуитивно ясно и очевидно

…истина – это соответствие знаний действительности

…истина – это то, что подтверждается опытом

…истина – это конвенция, соглашение.

 

6. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания, докажите это.

…разделение труда

…изобретение орудий труда

…знаковые системы

…предметы культуры

…совершенствование общественных отношений

 

7. Перечислите свойства человека, характеризующие его как представителя Homo sapiens (человек разумный) обоснуйте.

-чувствительность;

-разумность;

-раздражимость;

-возбудимость;

-социальная активность

-рефлективность;

-уникальность;

-целостность;

-интуиция;

-способность создавать орудия труда

 

8. Какое определение понятия «бессознательное» вы считаете правильным, обоснуйте.

Бессознательное – это

…идеальное

…все, что не осознается человеком

…рефлекторное действие

…совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.

 

9. Укажите структурные компоненты теоретического познания, раскройте их.

…проблема

…гипотеза

…научный факт

…теория

…эмпирический закон

…умозаключение

 

10. Какое определение понятия «человек» с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает его содержание, обоснуйте.

Человек – это

…индивид с присущей ему генетической программой

…субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления

…животное, способное изготавливать орудия труда

…общественное животное, способное мыслить

…биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться.

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Заведующий библиотекой

_______________________

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов:

Основные источники:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии Учебник для СССУЗ, М. Инфра. Форум 2011

2. Гуревич П.С. Основы философии Учебное пособие Минобрнауки 2011-

3. Электронный учебник:

Торгашев Г.А.Основы философии. Курс лекций. Российская академия правосудия. 2007

История философии. Директ Медиа Паблишинг М. 2008

Фишер К. История Новой философии Директ Медиа Паблишинг, 2008

Философская энциклопедия Директ Медиа Паблишинг 2006

Русская философска мысль Директ Медиа Паблишинг, Москва 2007

Философия от античности до современности Директ Медиа Паблишинг Берлин 2007

 

Дополнительные источники:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.02 с.)