Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Область применения методических указаний↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ВВедение
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. |
Содержание учебного материала | 3 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как умение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Я зык философии | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Организация собственной деятельности при написании сочинения-рассуждения «Философия и ее роль в обществе»
| 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел I. Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.1. Философия античного мира и Средних веков | Содержание учебного материала | 9 |
3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Античная философия (от мифа к Логосу. Гераклит и Парменид. Сократ и Платон, система Аристотеля. Демокрит и Эпикур, циники, стоики и скептики. Философия Средних веков. Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века. | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: o Изучение материала модулей 2 «Философия античности» и 3 «Философия средних веков и Возрождения»; o Осуществление поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Используя дополнительную литературу по философии подготовить сообщение о философе античности, сообщение о философе Средних веков | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1.2. Философия Нового и новейшего времени Нового и новейшего времени | Содержание учебного материала | 13 | 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Философия Нового времени, спор сенсуалистов (Ф. Бекон, 'Г. Гоббс. Дж. Локк) и рационалистов (Г. Декарт, Б.Спиноза,. В. Лейбниц)- Субъективный идеализм (Дж. Беркли) и агностицизм (Д.Юм) Нового времени. Немецкая классическая философия (П.Кант. Г.В.Ф.Гегель). Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и К. Маркс). Постклассическая философия второй половины XIX - начала XX века (Л. Шопенгауэр, Ф. Ницше. С. Кьеркегор. Л. Вергсон). Русская философия XIX- XX вв. Современная философия (неопозитивизм и аналитическая философия, экзистенциализм, философия религии, философская герменевтика, структурализм и постструктурализм). | 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольные работы «Основные идеи мировой философии» | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся:
| 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел II. Человек - сознание - познание |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Философия Просвещения Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй Характерные особенности Просвещения: - рационализм как общая вера в разум; - антиклерикализм (от греч. апй — против и лат, с1епсайз — церковный) — направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества; - антиобскурантизм (от лат. оЬьситапь — затемняющий) — борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
Значение эпохи Просвещения: · в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма; · в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс; · в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности; · в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом. Классическая и постклассическая
Вершиной развития классической философской мысли считаются достижения немецкой классической философии конца 18 века — первой половины 19 века. Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания. Наивысшие достижения философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Постклассическая философия Конец Х1Х и ХХ в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых: · иррационализм (А. Шопенгауэр), · марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс), · философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), · позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), · феноменология (Э. Гуссерль), · герменевтика' (Х. Гадамер), · философская антропология' (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден), · экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), · структурализм (К. Леви-Строс), · критический рационализм'(К. Поппер), · психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).
Контрольные вопросы
1. Каковы характерные черты онтологии Нового времени? 2. Какова главная цель Просвещения как течения в культуре и духовной жизни общества 3. В чем суть теорий общественного договора и естественного права? 4. Назовите представителей французского и немецкого Просвещения. Какова главная парадигма их учений? 5. В чем суть механико-материалистической картины мира Нового времени? 6. В чем сходство и кардинальное различие двух концепций научного метода Бэкона и Декарта? 7. В чем суть антитезы эмпиризма и рационализма? 8. Каковы общественно-политические идеалы Просвещения? 9. В чем суть идей гражданского общества и общественного договора? 10. Назвать исторические рамки и основные черты немецкой классической философии. 11. В чем суть основных законов диалектики, сформулированных Гегелем? 12. Назвать философские течения постклассической европейской философии и их представителей. 13. В чем суть марксистской философии и каково ее отношение к гегелевской философии и ее методу? Проблема истины Проблема истины т.е. проблема объективности, достоверности знаний, проблема их соответствия реальной действительности Что же такое объектив. истина? Можно ли отождествлять ее с самим объектив. миром? Или это его отражение в человеческом. сознании? Но тогда на сколько оно верно? Ответ на эти труднейшие вопросы могут быть например такими объективная истина это правильноеотражение материального. мира в сознании людей такое содержание чел. знаний, которое соответствует объективной действительности и “не зависит ни от человека, ни от человечества” Например. тезис “тела состоят из атомов” - объект. истина? Да. Но затем встает следующий вопрос: ПОЛНАЯ ли это истина? В связи с этим выделяют 2 формы обЪективной истины абсолютная истина - предельно ТОЧНОЕ, ПОЛНОЕ, законченное знание объекта, “истина в последней. инстанции” - обладать абсолютной истиной ‘’целиком” невозможно, ибо объективный мир, который она МОГЛА БЫ отражать, неисчерпаем и не остановим в изменениях - скорее она “дается” людям как цель, к которой стремится (и не без успеха) их познание Относительная истина - тоже объктивное, но НЕПОЛНОЕ знание, которое впоследствии может уточняться, дополняться - отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества, в пределах конкретных условий и достигнутого уровня познания - при этом каждая относительная истина содержит в себе определенную долю абсолютной - человеческие знания всегда относительны, ибо зависят от уровня развития общества и истинных условий - познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными - абсолютная истина складывается из множества относительных и чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине, но процесс этот бесконечен Контрольные вопросы 1. Сущность и формы познания 2. Роль практики в процессе познания 3. Единство чувственного и рационального в познании 4. Формы чувственного познания 5. Формы рационального познания 6. Формы познавательной деятельности 7. Истина и заблуждение 8. Критерии истины Задание для контрольной работы Контрольная работа состоит из ответа на один теоретический вопрос и решения задачи согласно установленному варианту Вопросы контрольной работы (теоретические вопросы) 1..Философия Сократа
3. Философия Платона
5. Социальная философия французского Просвещения 6. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.
8. Основные направления современной философии 9. Сущность культуры, ее генезис и структура 10. Характерные черты русской философии Задание для всех вариантов (практическое задание)
1. С каким определением понятия «свобода» вы согласны, объясните почему? Свобода – это …полная независимость от обстоятельств …сам человек …осознанная и практически освоенная необходимость …деятельность, опирающаяся на разум и волю …способность субъекта принимать решения со знанием дела
2. Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным, объясните почему. Личность – это …зрелый человек …человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, познания, общения …сознательный исторический деятель …человеческий индивид со всей совокупностью взаимосвязанных биологических социальных и психологических качеств …человек, обладающий совокупностью социальных качеств, обеспечивающих его гражданскую активность, способность справляться с окружающей средой, иметь в обществе права и обязанности
3. Какое место занимает Россия в развитии мировой цивилизации, объясните почему. …Россия ближе к цивилизации Запада …Россия ближе к культуре Востока …России свойственен евразийский тип цивилизации
4. С каким определением понятия «язык» вы согласны, объясните почему. Язык – это …средство общения …знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации …знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира …средство выражения мыслей
5. Какое из приведенных ниже определений истины считается классическим, обоснуйте. …истина – это то, что интуитивно ясно и очевидно …истина – это соответствие знаний действительности …истина – это то, что подтверждается опытом …истина – это конвенция, соглашение.
6. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания, докажите это. …разделение труда …изобретение орудий труда …знаковые системы …предметы культуры …совершенствование общественных отношений
7. Перечислите свойства человека, характеризующие его как представителя Homo sapiens (человек разумный) обоснуйте. -чувствительность; -разумность; -раздражимость; -возбудимость; -социальная активность -рефлективность; -уникальность; -целостность; -интуиция; -способность создавать орудия труда
8. Какое определение понятия «бессознательное» вы считаете правильным, обоснуйте. Бессознательное – это …идеальное …все, что не осознается человеком …рефлекторное действие …совокупность психических процессов, состояний, не представленных в сознании и самосознании.
9. Укажите структурные компоненты теоретического познания, раскройте их. …проблема …гипотеза …научный факт …теория …эмпирический закон …умозаключение
10. Какое определение понятия «человек» с вашей точки зрения, наиболее полно раскрывает его содержание, обоснуйте. Человек – это …индивид с присущей ему генетической программой …субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления …животное, способное изготавливать орудия труда …общественное животное, способное мыслить …биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться.
СОГЛАСОВАНО Заведующий библиотекой _______________________ Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов: Основные источники: 1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии Учебник для СССУЗ, М. Инфра. Форум 2011 2. Гуревич П.С. Основы философии Учебное пособие Минобрнауки 2011- 3. Электронный учебник: Торгашев Г.А.Основы философии. Курс лекций. Российская академия правосудия. 2007 История философии. Директ Медиа Паблишинг М. 2008 Фишер К. История Новой философии Директ Медиа Паблишинг, 2008 Философская энциклопедия Директ Медиа Паблишинг 2006 Русская философска мысль Директ Медиа Паблишинг, Москва 2007 Философия от античности до современности Директ Медиа Паблишинг Берлин 2007
Дополнительные источники: ВВедение
Область применения методических указаний Методические указания учебной дисциплины являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям 230401 Информационные системы (по отраслям) 250407 Технология лесозаготовок 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) базовой
Методические указания учебной дисциплины могут быть использованыв дополнительной профессиональной подготовке (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Общий гуманитарный и социально-экономический цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен владеть
1.4 Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
В результате изучения дисциплины студенты выполняют одну домашнюю письменную контрольную работу и сдают зачет по дисциплине. Контрольная работа выполняется в установленные графиком сроки в тетрадке 12 – 18 листов, на обложке которой студенты указывают фамилию, имя, отчество, шифр (номер личного дела), номер группы, название дисциплины, вариант контрольной работы, домашний адрес, место работы. Контрольная работа должна быть написана чернилами или представлена в печатном виде, грамотно, разборчиво, без сокращения слов, с полями для замечаний рецензента. Прежде чем преступить к выполнению контрольной работы, студент должен внимательно ознакомиться с заданием по своему варианту. Ответ на теоретический вопрос должен быть конкретным, полным, содержать элемент анализа, завершаться выводом. Переписывание текста учебника и учебного пособия не допускается. В конце работы указывается перечень использованной литературы, дата выполнения работы и личная подпись. Объем контрольной работы не должен превышать 18 листов. Необходимо оставить 1 – 2 чистых листа для рецензии преподавателя. Качество контрольной работы оценивается по тому, как правильно и самостоятельно даны ответы. Получив контрольную работу после проверки, студенты должны внимательно ознакомится с рецензией преподавателя, доработать ответы с учетом замечаний. Незачтенная контрольная работа выполняется студентом повторно с учетом рекомендаций рецензента и высылается в техникум вместе с незачетной работой на проверку преподавателю. Контрольная работа выполняется по варианту, которой зависит от шифра студента (номер личного дела). Вариант определяется по последней цифре шифра.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.65 (0.013 с.) |