Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Harmonies through the ages by Leo S. Klejn↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Summary [3]
The author of this book is not a musician or musicologist, but a cultural anthropologist and archaeologist. In the book, he traces how harmony has changed over the course of history, how one system of harmony was replaced by another under the influence of shifts in social psychology. This approach allows him to compare the forms both of serious music and of light music. He believes that jazz and rock are not ‘anti-music’ (an opinion widely held in the Soviet Union) but proper forms of music. Accordingly they have their place in the overall development of musical culture, and many of their roots to be found engrained in musical tradition. From this perspective the question of the further development of music is considered. There are twenty short chapters in the book. In the earlier ones, the idea is proposed that each epoch (age or generation) has its own musical language, and that generations are often unable to appreciate and assimilate the music of the preceding and following ones. In the ensuing chapters, the author considers monophony as the first such stage. Then organum harmony follows, after which come the next stages of harmony, as follows: Ars Antiqua, counterpoint, thorough-bass, functional harmony, then romantic harmony, and finally twentieth century harmony with its atonality, dodecaphony, aleatoric sounds, concrete music etc. Neoclassism is considered in this context, as well as the First and Second Avant-Guarde movements. All of these stages can be confronted with stages of social psychological development: firstly, of classical antiquity and medieval man, of the Crusades and the Renaissance, later of the Enlightenment, the Scientific Revolution, the Bourgeois Revolutions and Napoleonic Empire, nineteenth century technical achievements and twentieth century World Wars, totalitarian episodes and the disintegration of empires. Each of these harmonic systems having a place in world history finds a response in the present, its main principles and devices being reiterated (mainly in the music of young people and in the music of the masses). This phenomenon is connected with the reappearance of certain modes of mentality within specific social milieus. So, for organum harmony a correspondence is found in hard rock; for counterpoint, jazz; for thorough bass, the music of the Beatles; for functional harmony, pop music and music for bayans and accordions; for romantic harmony, the jazz scale; and so on. Seven such comparisons are made, together with descriptions of successive harmonic systems and the corresponding stages of social psychology. The struggle of Stalin and Hitler against the harmonies of the twentieth century is considered, along with a discussion of the fruitful components and destructive tendencies of rock music. Finally, there is a discussion of these problems with a young composer, a musician who is an adherent of dodeca-phony and of the Second Avant-Garde.
Harmonien der Epochen von Leo S. Klejn
Zusammenfassung
Der Verfasser des Buchs ist kein Musiker oder Musikkritiker. Er ist ein Kulturanthropologe und Archaeologe. In seinem Buch verfolgt er, wie sich die musikalische Harmonie im Verlaufe der Geschichte ändert, wie imfolge der Wandlungen in der Sozialpsychologie ein System der Harmonie ein anderes ablöst. Solch ein Zugriff erlaubt dem Verfasser, die Formen der akademischen Musik im Vergleich zur leichten Muisk zu betrachten. Entgegen einer in der Sowjetkultur weit verbreiteten Meinung glaubt er, daß Jazz und Rock keine Antimusik sind, sondern natürliche Formen der Musik, die mit der gesamten Entwicklung der musikalischen Kultur verbunden und auf vielfältige Art in der musikalischen Tradition verwurzelt sind. In diesem Kontext stellt sich dann die Frage nach der weiteren Entwicklung der Musik. Das Buch ist in zwanzig kleinen Kapiteln gegliedert. In den ersten wird der Gedanke vorgestellt, daß jede große Epoche (ein Zeitalter oder eine Generation) ihre eigene musikalische Sprache spricht und daß oftmals eine Generation unfähig ist, die Musik des vorhergegangenen Zeitalters (oder der vorhergegangene Generation), wie auch des folgenden, zu rezipieren, zu verfassen und anzueignen. Weiter folgt eine Übersicht der Epochen. Der Verfasser betrachtet Monophonie als die erste solche Etappe, wonach Organum, Ars Antiqua, Kontrapunkt, General-Baß und Funktionsharmonik folgen, weiter Harmonie der Romantiker und endlich Harmonie des XX. Jahrhunderts mit Atonalität, Zwölftonmusik, Aleato-rik, Konkreter Musik usw. In diesem Zusammenhang werden Neoklassizismus, sowie Erste und Zweite Avantgarde behandelt. Im Anschluss prognostiziert er die mögliche weitere Entwicklung der Harmonie. Alle diese Etappen werden im Zusammenhang gesehen mit der Entwicklung der Sozialpsychologie der klassischen und mittelalterlichen Welt, der Kreuzzüge und der Renaissance, der Aufklärung, der bürgerlichen Revolutionen und des Napoleonischen Reiches, der technischen Leistungen des XIX. Jahrhunderts und der Weltkriege des XX. mit seinen totaltären Episoden und Zerfall der Imperien. Für jeden dieser Etappen, mit ihrem Platz in der Weltgeschichte, findet der Verfasser einen Widerhall in der Gegenwart, eine Wiederholung von Hauptprinzipien und Verfahren — aber in der leichten Musik, in der Massenmusik der Jugend. Das ist mit der Wiederholung etlicher Formationen der Sozialpsychologie im spezifischen Milieu verbunden. So ist etwa für den Organum ein Widerhall im Hard Rock zu finden (Bourdon), für den Kontrapunkt im Jazz, für den General-Baß in der Musik der Beatles, für die funktionale Harmonie in der Pop-Musik und der Struktur von Knopfharmonika und Akkordeon, für die romantische Harmonie in der Jazz-Tonleiter usw. Sieben solcher Exkurse sind an die Kapiteln mit Beschreibungen der Harmonie der Romantiker und der entsprechenden Epochen der Sozialpsychologie abgeschlossen. Der Kampf Stalins und Hitlers gegen die Harmonien der XX. Jahrhunderts wird erörtet, ebenso werden die lebendigen Komponenten und verderblichen Tendenzen der Rockmusik untersucht. Den Schluss bildet eine Polemik mit einem jungen Komponisten, Anhänger der Dodekaphonie und der Zweiten Avantgarde.
Литература
Амансхауэр Г. 1980. Беседа с композитором. — Иностранная Литература, 12: 217—219 (пер. с нем.; ориг. в изд. Residenz-Verlag, Salzburg und Wien, 1979). Андронников И. 1977. К музыке. Москва, Советский композитор. Анфилов Г. Б. 1964. Физика и музыка. Москва, Детгиз. Бернстайн K. 1978. Музыка — всем. Пер. с англ. Москва, Советский Композитор (ориг. 1959 и 1966). Борн М. 1955. Состояние идей в физике и перспективы их дальнейшего развития. — Вопросы причинности в квантовой механике. Москва, Иностр. Литер.: 102—121 (пер. с англ. изд. 1953). Бэлза И. 1962. Франц Верфель и Джузеппе Верди. — Верфель 1962: 9—16. Вахромеев В. 1975. Элементарная теория музыки. Изд. 7-е. Москва, Музыка. Верфель Ф. 1962. Верди. Москва, Госполитиздат. Галь Г. 1986. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. Пер. с нем. Москва, Радуга (ориг.: Hans Gal. 1975. Brahms. Wagner. Verdi. Drei Meister — drei Welten. Frankfurt a. M., Fischer). Герцман E. B. 1986. Античное музыкальное мышление. Москва, Музыка. Горький М. 1953. Музыка толстых. — Собрание сочинений, т. 24. Москва, Худлит: 351—356. Денеш З. 1977. Этос и аффект: История философской эстетики от зарождения до Гегеля. Москва, Прогресс. Дольник В. Р. 1994. Непослушное дитя биосферы. Москва, Педагогика-Пресс. Забродин Г. Д. и Александров Б. А. 1990. Рок: искусство или болезнь? Москва, Советская Россия. Клейн Л. С. 1975. Проблема смены культур в современных археологических теориях. — Вестник Ленинградского Университета, 8: 95—103. Клейн Л. С. 1981. Проблема смены культур и теория коммуникации. — Количественные методы в гуманитарных науках. Москва, издат. Московского университета: 18—23. Кон Ю. 1967. К вопросу о понятии «музыкальный язык». — От Люлли до наших дней. Москва, Музыка: 93—104. Курт Э. 1975. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Москва, Музыка. Ларош Г. А. 1913. Собрание музыкально-критических статей. Том I. Москва, Об-во Музыкально-теоретическая библиотека. Лимонов Э. 2003. Священные монстры. Москва, Ad marginem. Мазель Л. А. 1972. Проблемы классической гармонии. Москва, Музыка. Мазель Л. А. 1991. Вопросы анализа музыки. Москва, Советский композитор. Маркс К. 1962. Письмо Ф. Энгельсу от 12 февраля 1856 г. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2. Москва, Господитиздат, т. 29: 6—10. Моль А. 1973. Социодинамика культуры. Москва, Прогресс. Переверзев Л. 1974. Я и джаз родились вместе. — Ровесник, 3: 19—21. Перловский Л. 2005. Эволюция сознания и музыки. — Звезда, 8: 192—223. Соллертинский И. И. 1956. Музыкально-исторические этюды. Ленинград, Музгиз. Сохор А. Н. 1975. Социология и музыкальная культура. Москва, Советский композитор. Стоковский Л. 1959. Музыка для всех нас. Москва, Советский композитор. Танеев С. И. 1959. Подвижной контрапункт строгого письма. Москва, Музгиз. Толстой Л. Н. 1945. Война и мир. Ленинград, ОГИЗ. Толстой Л. Н. 1964. Что такое искусство? — Собр. соч. в двадцати томах, т. 15. Москва, Худлит: 44—246. Чайковский П. И. 1957. Руководство к практическому изучению гармонии. — Полное собрание сочинений, т. 3-A. Литературные произведения и переписка. Москва, Госмузиздат: 1—162; От редакции: I—XXVI; Замечания на полях «Учебника гармонии» Н. Римского-Корсакова: 226—249. Харлап М. Г. 1972. Народная русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. — Ранние формы искусства. Москва, Искусство: 221—273. Холопов Ю. Н. 1993. О формах постижения музыкального бытия. — Вопросы философии, 4: 106—116. Шевалье Л. 1931. История учений о гармонии. Пер. с франц. Москва, Музгиз. Шоу Б. 2000. О музыке. Москва, Аграф. Штейнпресс Б. 1963. Популярный очерк истории музыки до XIX века. Москва, Госмузиздат. Asriel А. 1966. Jazz. Analysen und Aspekte. Berlin, Lied der Zeit. Barthes R. 1968. Le degre zero de l’ecriture, suivi d’elements de semiologie. Paris, Gonthier. Blaukopf K. 1982. Musik im Wandel der Gesellschaft: Grundzüge der Musiksoziologie. München und Zürich, Piper. Cooke D. 1959. The language of music. London, Oxford University Press. Daniel G. E. 1962. The idea of prehistory. London, Watts. Fleischer O. 1900. Sind die Reste der altgriechischen Musik noch heute künstlerisch wirksam. — Zeitschrift der Internationalen Musikgesellschaft, 1899—1900, 1. Foucault M. 1968. L’archeologie du savoir. Paris, Gallimard. Gut S. 1976. Le commentaire musicologique, du grćgorien a 1700. Paris, Champion. Mailer N. 1957. The white negro — superficial reflection on the hipster. San Francisco, Calif., City Lights Books. Newton F. 1975. The jazz scene. New York, Da Capo Pr. (orig. McGibbon & Kee, 1959). Persichetti W. 1961. Twentieth-century harmony: creative aspects and practice. New York, Northon (new ed. 1978 London, Faber and Faber). Riemann H. 1900. Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin — Stuttgart, Spemann. Sachs C. 1975. Historia instrumentów muzychnych. Warszawa, Państwowe Wydawnictwo Naukowe (пер. с англ.; ориг. The history of musical instruments. New York, Norton, 1940). Schenk P. 1956. Allgemeine Musiklehre. Leipzig, Hoffmeister. Vogel М. 1962. Der Tristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonielehre. Düsseldorf, Gesellschaft zur Förderung der Systematischen Musikwissenschaft. Wasserberger I. a kollektiv. 1966. Jazzovy slovnik. Bratislava, Statne Hudobne Vydatel’stvo.
Источники иллюстраций
Blaukopf K. 1982. Musik im Wandel der Gesellschaft: Grundzüge der Musiksoziologie. München und Zürich, Piper — иллюстрация на странице 44. Штейнпресс Б. Популярный очерк истории музыки до XIX века. Москва, 1963. Госмузиздат — иллюстрации на страницах 30, 31,32, 44, 46, 48, 58, 70, 72, 84, 86, 87, 100, 104, 107, 110. Герцман Е. В. Античное музыкальное мышление. Москва, 1986. Музыка. — иллюстрации на страницах 33, 37. Asriel А. 1966. Jazz. Analysen und Aspekte. Berlin, Lied der Zeit. — иллюстрация на странице 74.
Смена систем гармонии. Синхронистическая таблица
Указатель предметный
А Ars Antiqua 56, 59, 64, 67, 193, 195, 197, 204 Ars Nova 67, 69, 70, 204
В basso continuo 85, 87, 106 basso ostinato 74 bel canto 39
С cantus firmus 59 cantus gimellus 60 cantus planus 49
D discantus 61 dur 81
M Moll 81 musica plana 49
О organum parallelum 45, 46, 195
P powerchord 53
A авангард 55, 155, 156, 175 авангард второй 147, 148, 186, 193, 194 авангард первый 146, 147, 148, 190, 193 авлос 30, 31, 32, 33, 47 аккомпанемент 27, 69, 83, 85, 86, 93, 101, 105, 107, 114, 115, 116, 117, 137, 142, 166, 205 аккорд 25, 43, 53, 54, 60, 61, 69, 70, 74, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 88, 89, 92, 93, 94, 96, 97, 103, 105, 106, 107, 108, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 122, 123, 124, 125, 126, 132, 133, 134, 138, 141, 149, 151 акустика, акустический 14, 27, 28, 81, 88, 89 алеаторика 143, 144, 174, 193, 206 альт 29, 81, 103, 106, 125 альтерация 123, 125, 137, 138, 141, 204, 205 андерграунд 161 ансамбль 6, 76, 80, 86, 87, 94, 106, 139, 144, 163, 164, 205 античность 24, 25, 28, 29, 34, 36, 37, 50, 51, 102, 179, 193 ария 60, 81,83, 85, 109, 120, 126 археология 5, 18, 20, 21, 182, 186, 192 атональность 142, 143, 189, 190, 193, 206
Б балдеж 97, 139 бард 176 барокко 91, 96, 146, 156, 204 бас 9, 10, 29, 47, 53, 68, 74, 80, 83, 84, 85, 90, 93, 94, 102, 103, 106, 114, 115, 128, 187 бас цифрованный 85 бемоль 35, 89, 123, 142 бибоп 78, 172 бигбит 96, 161, 163, 165, 188 бигбэнд 76 биение 15, 30, 31, 119, 156 бит 94 блюю 137 блюз 21, 53, 79, 136, 137, 175 брейк 75, 76 бурдон 47, 194 буржуазия, буржуазный 63, 64, 90, 110, 114, 129, 150, 179, 180, 193
В вагант 59, 64 вальс 10, 132, 179, 186 вибрация 15 Возрождение 63, 64, 67, 71, 74, 79, 83, 91, 146, 193 Вторить 66, 74 высота звука 13, 27, 28, 88, 101
Г гамма 26, 29, 38, 43, 44, 70, 84, 102, 104, 115, 123, 125, 137, 141, 142, 143, 152, 194 гармония 6, 7, 21, 24, 25, 32, 36, 45, 70, 73, 74, 81, 82, 83, 84, 85, 88, 89, 90, 91, 94, 97, 98, 100, 101, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 118, 119, 121, 122, 124, 126, 129, 130, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 142, 145, 150, 151, 152, 157, 159, 162, 163, 164, 165, 166, 169, 176, 183, 184, 185, 188, 190, 191, 193, 194, 204, 205 гармонь, гармошка 23, 115, 116 гексахорд 43, 204 генералбас 80, 83, 84, 87, 88, 90, 92, 93, 94, 101, 106, 111, 165, 192, 194, 204 гимель 56, 60, 65, 66, 193, 204 гитара 9, 25, 32, 42, 53, 94, 95, 114, 165, 173 голиард 59 гомофония 36, 81, 85, 204 грамзаписи 146, 155
Д Децима 26 Джаз 6, 10, 11, 13, 21, 22, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 94, 114, 131, 132, 137, 142, 144, 146, 150, 155, 161, 163, 174, 175, 185, 193, 194, 205 диатоника, диатонический 123, 141 диафония 45, 46, 47, 204 диез 89, 123, 142 диксиленд 11, 74, 78, 79 дилетантизм 7 дирижер 36, 68, 78, 95, 130, 131,137, 153, 173, 174 дискант 61, 65, 66, 67, 68, 69, 204 диссонанс 15, 45, 65, 66, 67, 68, 83, 112, 119, 123, 125, 128, 132, 133, 138, 146, 147, 151, 154, 159, 165, 166, 207 дитонус 59 додекафония 142, 162, 189, 190, 193, 194, 206 доминанта 102, 103, 104, 105, 109, 111, 112, 114, 115, 121, 123, 125, 151
Е единоголосие 25, 27, 41, 43, 88, 179, 193, 204 3 звукоряд 29, 68, 81, 88, 102, 103, 104, 106 знаменный распев 38
И имитация 29, 51, 103 импрессионизм 141, 143 инквизиция 62, 70, 83 интервал 24, 27, 29, 30, 31, 34, 35, 38, 44, 59, 60, 61, 68, 80, 83, 84, 89, 90, 102, 115, 124, 141, 142, 151, 152 история гармонии 164, 184, 185, 191 история музыки 5, 18, 100, 118, 164, 181, 189
К каденция 105, 112, 114, 150 какофония 36, 149 канон 51, 61, 63, 72, 187 кантата 85, 86 кантри 21 капелла 69, 70, 86 капельмейстер 94, 107, 108 кварта 26, 27, 29, 34, 47, 53, 60, 64, 68, 69, 83, 89, 104, 105, 115, 137, 138, 151, 205 квартет 12, 94, 106, 107, 112, 163, 165 квинта 26, 27, 29, 31, 32, 34, 35, 47, 60,61, 64, 68, 69, 88, 89, 103, 104, 123, 124, 129, 133 китара 32, 40, 85 кифара 32, 35, 37 кластер 151 композитор 10, 11, 12, 27, 51, 68, 71, 72, 76, 80, 82, 83, 86, 87, 89, 94, 100, 103, 104, 107, 109, 110, 113, 122, 125, 128, 130, 131, 132, 134, 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144, 145, 146, 147, 148, 152, 153, 154, 157, 158, 159, 165, 166, 173, 174, 175, 183, 184, 187, 204 конкретная музыка, конкретные звуки 143, 148, 154, 166, 193, 206, 207 консерватизм 71, 127, 138, 149, 167 консонанс 15, 60, 65, 67, 68, 84, 124, 125, 133, 143 контрапункт 67, 68, 69, 70, 73, 74, 75, 76, 78, 79, 80, 86, 87, 88, 94, 95, 134, 146, 163, 194, 204 Крестовые походы 47, 56, 61, 62, 63, 66, 193, 204 культура мозаичная 140 культура музыкальная 13, 15, 21, 22, 41, 149, 150, 158, 193 куплет 97, 103
Л лад 38, 41, 52, 57, 69, 71, 82, 88, 93, 101, 102, 109, 113, 115, 123, 124, 132, 138, 142, 145, 147, 152, 185, 204 Лед Зеппелин 9, 19 лейтмотив 126, 128, 132 лира 26, 32, 33, 45 лира колесная 45, 46
М мажор 57, 70, 81, 82, 83, 89, 93, 102, 103, 113, 115, 119, 121, 122, 125, 133, 137, 138 медианта 123, 125 мейнстрим 146 мейстерзингер 71, 72 мелодика 21, 24, 36, 121, 145, 147, 156, 157, 169, 190 мелодия 10, 27, 29, 32, 33, 34, 35, 39, 47, 50, 51, 52, 59, 61, 66, 67, 68, 69, 70, 74, 75, 76, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 87, 88, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 101,102, 103, 105, 106, 107, 108, 109, 114, 116, 120, 126, 132, 137, 138, 141, 142, 145, 153, 155, 158, 159, 165, 166, 172, 188 менестрель 57, 60, 64 месса 21 микротональность, микротональная музыка 152, 153 минимализм 144, 145, 166, 190, 206 миннезанг 57 миннезингер 57, 58, 71 минор 70, 81, 82, 83, 89, 93, 101, 102, 103, 113, 115, 119, 121, 122, 123, 124, 125, 133, 137, 138, 141, 157 модуляция 83, 121, 131, 133, 145, 165, 172, 204, 205 монархия абсолютная 90 монодия 27, 40, 41, 204 монохорд 38, 44 морденто 100 музыка будущего 9, 11, 17, 18, 128, 150, 153, 173, 175, 177 музыка для музыкантов 173 музыка и идеология 148, 150, 151 музыка классическая 11, 73, 94, 119, 132, 133, 155, 156, 162, 193 музыка легкая 155, 156, 158, 159, 160, 161, 165, 183, 193, 194 музыка серьезная 43, 138, 151, 154, 155, 156, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 166, 169, 173, 183 музыкотерапия 169
Н напряжение 104, 105, 111, 114, 123, 131, 137, 142, 150, 157 народность, народный 11, 23, 24, 34, 35, 43, 66, 67, 74, 78, 112, 114, 119, 120, 121, 132, 138, 151, 155, 156, 159, 176 национализм 127, 128 неоклассицизм 129, 146, 147, 148, 190, 204, 206 Новая Венская школа, нововенцы 142, 146, 163, 189 нона 26 ноты, нотные обозначения 32, 34, 36, 38, 44, 47, 53, 59, 61, 68, 69, 74, 101, 108, 109,121, 123
О обертон 15, 28, 29, 30, 88, 152 обращение аккорда 106, 114 ода 27 октава 26, 27, 29, 31, 34, 35, 40, 60, 65, 68, 89, 103, 104, 106, 125, 152 олиготоника 109 опера 25, 59, 71, 83, 101, 124, 128,132, 136, 155 орган 9, 28, 43, 45, 46, 47,48, 68, 84, 85, 86, 89, 95, 106 органиструм 45, 46 органный пункт 47, 50, 55, 187 органум 43, 45, 46, 52, 59, 193, 194, 204 оркестр 5, 10, 25, 33, 35, 69, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 84, 86, 87, 89, 94, 95, 97, 106, 107, 108, 121, 125, 130, 131, 139, 153, 165, 168 осмысление музыки 130, 169, 183
П партитура 127 пентатоника 34, 35, 124, 138, 204 пентатоника полнотоновая 142 Пинк Флойд 16 пифагорейцы 25, 28 подголосок 61, 80 полистилистика 148 полифония 36, 37, 42, 45, 46, 59, 61, 147, 186, 187 попмузыка 15, 53, 73, 94, 114, 115, 138, 151, 154, 155, 156, 165, 166, 172, 174, 175, 176, 186, 190, 194 пошумелки 171 прима 26, 29, 35, 68, 104 Просвещение 90, 110, 126, 204 психология социальная 6, 8, 19, 21, 39, 41, 114, 139, 176, 183, 184, 185, 186, 189, 193, 194 Пятницкого хор 14
Р разрешение 105, 112, 125, 126, 131, 157 революционность 128 регистр 29, 45, 84, 103, 116, 117 репетитивная музыка 145, 166 Реформация 63, 64, 67, 71, 91 речитатив 126, 166 ривайвл 79 ритм, ритмика 9, 20, 21, 24, 57, 59, 74, 90, 94, 95, 112, 130, 132, 142, 143, 144, 145, 147, 149, 154, 156, 158, 165, 166, 169, 170, 171, 172, 179, 180, 190 рок 6, 13, 14, 21, 22, 25, 78, 97, 138, 144, 144, 163, 165, 167, 168, 169, 170, 171, 172, 175, 185, 186, 190, 193, 194, 207 рок тяжелый 9, 11, 53, 54, 55, 154, 161, 165, 168, 205 рококо 100, 101, 110, 204 Роллинг Стоунз 93, 94, 165 романтизм, романтический 121, 129, 130, 133, 134, 136, 137, 138, 140, 141 146, 163 рулада 100
С самодеятельность художественная 6, 98, 114, 179 свободный склад, свободный стиль 83, 84, 85, 87, 88, 90, 94, 95, 96, 97, 101, 129, 164, 188, 204 секста 26, 68, 123, 124, 125 секунда 26, 29, 32, 68, 89, 125, 138, 151 септима 26, 68, 83, 124, 125 сериализм 143, 144, 162, 174, 186, 189, 190, 206 серия 143, 189, 190 симфония 14, 21, 25, 31, 32, 68, 86, 106, 108, 109, 127, 130, 131, 133, 136, 151, 155, 159, 184, 191 синкопа 154 синтезаторы 14, 154 скэт 94 сольфеджио 5 сонантный коэффициент 151 соната 86, 120 сопрано 29, 80, 103, 106, 128, 173 социальная болезнь 168 социологизм, формационный подход 19, 179 стиль 7, 16, 19, 20, 23, 39, 49, 53, 78, 83, 86, 100, 126, 129, 141, 143, 147, 148, 161, 165, 168, 169, 171, 173, 188 строгий склад 39, 70, 87, 90, 188, 204 струна 27, 28, 29, 31, 33, 35, 36, 45, 88, 144 субдоминанта 103, 104, 105, 109, 111, 113, 114, 115, 125, 133, 151 сумбур вместо музыки 150
Т такт 84, 107, 112, 124, 187 танцы, танцевальная музыка 23, 57, 94, 132, 155, 156, 179 темперация 88, 205 тенор 61, 80, 128 теория музыки 5, 109, 118 терция 26, 27, 30, 59, 60, 64, 66, 68, 74, 81, 82, 88, 89, 112, 113, 122, 124, 125, 137, 138 тетрахорд 33, 34, 43, 82, 204 томление 125, 126, 131, 139 тон 13, 28, 29, 32, 34, 35, 41, 43, 47, 55, 60, 71, 83, 84, 85, 89, 92, 101, 104, 115, 121, 122, 123, 134, 137, 138, 141, 142, 143, 150, 152, 153, 154, 187 тональность 88, 90, 93, 101, 113, 115, 121, 122, 123, 131, 133, 141, 142, 145, 147, 173, 174, 175, 187 тоника 104, 105, 114, 115, 122, 123, 125, 151 тоталитарный режим 159, 194 традиционализм 145, 148 трезвучие 25, 81, 82, 103, 104, 105, 106, 109, 115, 122, 123, 125, 132, 137 трель 100 триоль 100, 101 тритон 68, 70 трубадур 56, 57, 60, 64, 205 тяготение 103, 105, 111, 122, 142, 157
У унисон 27, 29, 34, 35, 38, 40, 41, 42, 43, 72, 103
Ф феодализм, феодальный 47, 50, 51, 57, 63, 64, 92, 179, 180, 186, 187, 188, 204 фисгармония 46 флейта 22, 23, 24, 28, 69, 98, 107 фольклор музыкальный 21, 24, 33, 57, 185 форшлаг 100, 101 фуга 61, 72, 88, 90, 93, 95, 147, 187, 188 функция 74, 105, 110, 113, 114, 123, 187
X хазмотоника 109 хард-рок 9, 11, 53, 54, 161, 165, 168, 205 хор 14, 25, 39, 41, 43, 59, 65, 66, 70, 71, 84, 86, 94, 97, 106, 138 хорал 11, 38, 39, 41, 59, 65, 69 хроматика, хроматический 123, 125, 143, 146, 190, 204, 207 хэвиметал 168
Ч частота колебаний 28, 30, 68, 81, 88, 151 частушки 21
Ш шаманизм 10, 168, 170
Э эмоции 13, 70, 88, 121, 126, 129, 139, 157, 158
Я язык музыкальный 8, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 36, 41, 55, 146, 158, 175, 176, 193
Указатель именной
А Абеляр П. 65 Адамс Дж. 190 Александров Б. А. 167, 171 Альшиц Д.Н. 179 Амансхауэр Г. 152, 166 Андронников И. Л. 150 Ансельм Фландрский 43 Анфилов Г. Б. 43 Армстронг Л. 75, 76, 138 Архит 28
Б Бакунин М. А. 128, 164 Барт Р. 20 Бас Дж. 82 Бах И. С. 11, 21, 52, 80, 82, 87, 88, 90, 94, 95, 96, 97, 100, 103, 108, 120, 130, 155, 161, 164, 188, 205 Бах Ф. Э. 100, 101 Берг А. 142, 189 Берлиоз Г. 123,125, 130, 131, 132, 133,139 Бернстайн Л. 74, 88, 101, 123, 130, 136, 173, 174, 175, 184, 185 Бетховен Л. ван 11, 12, 14, 95, 100, 109, 113, 119, 120, 121, 122, 127, 128, 129, 130, 133, 136, 137, 155, 205 Бизе Ж. 132 Битлз 9,10, 13, 93, 94, 138, 163, 164, 165, 170, 176, 194 Бонапарт Наполеон 111, 127 Борн М. 20 Бородин 179 Боэций (Аниций Манлий Торкват Северин) 37, 205 Брамс Иоганнес 133, 136, 137, 138, 139, 149, 150, 176, 184, 205 Брежнев Л. И. 6 Бриттен Б. 175 Брукнер А. 125 Бузони Б. 152 Букстехуде Д. 89 Булез П. 143, 144, 173, 207 Бэкон Ф. 89 Бэлза И. 11
В Вагнер Р. 11, 71, 122, 123, 124, 125, 126, 127, 128, 132, 133, 136, 137, 158, 184, 205 Валентин 72 Вальтер фон дер Фогельвейде 57 Вахромеев В. 25 Веберн А. 142, 143, 189, 191, 207 Величанский А. 97 Верди Дж. 11, 90, 124, 136, 184, 205 Веркмейстер А. 89, 205 Верфель Ф. 90, 124 Виадана (Людовико Гросси из Виаданы) 81, 85, 205 Вивальди А. 86, 94, 97, 98, 99, 205 Вильямс Гутти 77 Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) 109
Г Гайдн Й. 21, 100, 106, 107, 108, 109, 113, 119, 120, 122, 130, 205 Галилей Г. 28 Галь Г. 128 Гвидо из Ареццо (Аретинский) 43, 44, 205 Гельмгольц Г. 118, 205 Генрих Фрауэнлоб 57, 58 Герцман Е. В. 36, 37, 182 Гибелиус О. 43 Гильом IX Аквитанский, герцог 57 Гитлер А. 150, 151, 158, 194 Глазунов А. К. 149 Глареан (Генрих Лорис) 38, 81 Гласс Ф. 145, 207 Глинка М. И. 124, 132, 136, 205 Глиттер Г. 16 Глиэр Р. М. 145 Глюк К. В. 25, 113, 205 Горький М. 6, 10, 11 Грегер М. 79 Григ Э. 125, 132, 205 Григорий I Великий 38, 39, 205 Григорий IX, папа 62 Губайдулина С. А. 186 Гуляницкая Н. С. 184 Гуно Ш. 136
Д Дворжак А. 132 Дебюсси А. К. 125, 141, 142, 207 Дейнека П. В. 183 Декарт Р. 40, 89 Делер 60 Денеш З. 49 Денисов Э. В. 148, 186 Дольник В. Р. 171 Дунаевский И. О. 14, 159, 160 Дьяконов И. М. 182, 183
З Забродин Г. Д. 167, 171 Зилоти А. И. 149
И Иоанн XXII, папа 69 Иоанн, дьякон 39, 41 Иосиф II, император 101
К Кабалье М. 167, 168 Каган М. С. 182 Кальман И. 136 Капелла М. 34 Карл Великий 47 Каррильо X. 154 Кейдж Дж. 143, 144, 153, 207 Кемпферт Б. 78 Керубини Л. 113, 207 Кинг О. 73, 75 Клейн Л. С. 20, 191 Когоутек Ц. 184 Коле 60 Кон Ю. 12 Коттоний И. 45 Креке 34 Купер Э. 16 Куперен Ф. 100, 205 Курт Э. 82, 133, 134 Кусевицкий С. А. 148 Кювье Ж. 90
Л Лангле О. 80 Ларош Г. А. 124 Леннон Дж. 10, 165 Леонин, регент собора НотрДам 59 Лимонов Э. 163, 165 Линней К. 92 Лист Франц (Ференц) 124, 125, 128, 133, 136, 205 Людовик XIV 92
М Мазель Л. А. 12, 82, 113, 124 Маккартни П. 10, 77 Малевич К. С. 144 Малер Г. 131, 146, 150, 151, 161, 207 Марголис Ю. Д. 179 Маркс К. 1, 110 Мейлер Н. 55 Меркюри Ф. 167, 168 Мерсенн М. 41, 72, 88 Мёрфи У. 14 Мессиан О. 143, 207 Моль А. 11, 140 Монтеверди К. 83, 84, 205 Моцарт В. А. 11, 60, 95, 100, 101, 109, 110, 112, 113, 119, 120, 121, 122, 123, 131, 188, 205 Мусоргский М. П. 14, 122, 124, 137, 147
Н Никитины Т. и С. 97
О Олимп 34 Орфей 25, 33 Оссовский А. В. 148
П Палестрина Дж. 52, 69, 70, 80, 87, 90, 188, 205 Парейра Бартоломе Рамос де 68 Переверзев Л. 76 Перловский Л. 70, 88 Перотин Великий, регент собора НотрДам 59 Пиотровский Б. Б. 180 Пифагор 27, 31, 68, 88, 89, 205 Плант Р. 19 Пресли Э. 163, 165 Прокофьев С. С. 146, 147, 148, 150, 175, 207 ПсевдоПлутарх 34 Пуччини Дж. 124
Р Равель М. 122, 141, 207 Радикати Ф. 12 Разумовский граф 12 Райли С. 145, 207 Райх С. 145, 207 Рамо Ж. Ф. 81, 103, 104, 105, 109, 113, 133, 205 Рахманинов С. В. 145, 148, 149 Ремигий Оксеррский 34 Ренуар П. О. 95 Риман Г. 82, 118, 119, 133, 150, 205 Римский-Корсаков Н. А. 124, 129, 135 Ричард Львиное Сердце 57 Ричард Маленький 165 Рождественский Г. Н. 95 Руссо Ж. Ж. 109 Руссоло Л. 143, 207
С Сакс Г. 71, 72 Сахаров Д. А., академик 6 Серов А. И. 124 Сибелиус Я. 132 Слонимский С. М. 191 Сметана Б. 132 Смит А. 110 Совёр Ж. 88 Соллертинский И. И. 138, 149 Сохор А. Н. 19 Сталин И. В. 150, 151, 164, 194 Старр Ринго 10 Стоковский Л. 36, 37, 122, 130, 152, 153, 173 Стравинский И. 142, 147, 175 Стреминский И. И. 180
Т Танеев С. И. 145, 146 Теодорих 37 Терпандр 34 Тимофей Милетский 35 Толстой Л. Н. 11, 12, 119, 121, 125, 132
Ф Фети Ф. Ж. 121, 205 Филипп из Витри 67 Филоксен 34 Флейшер О. 36 Флорино 124 Фогель М. 134 Фольяни Л. 68, 205 Фома Аквинский 50 Франко из Кёльна 65, 67 Фуко М. 20
X Хаба А. 152 Харлап М. Г. 23 Харрисон Дж. 10 Хачатурян А. 175 Хейли Б. 165 Хендрикс Дж. 154 Хиль Э. 97 Хильдегард Св. из Бингена 50 Хиндемит П. 147, 151 Холопов Ю. Н. 151, 184
Ц Царлино Дж. 68, 69, 81, 205
Ч Чайковский П. И. 124, 129, 132, 134, 135, 136, 137, 138, 147 Чжу Цзай Юй 89 Шевалье Л. 40, 45, 52, 61, 68, 72, 81, 82, 83
Ш Шёнберг А. 142, 143, 151, 163, 175, 176, 189, 190, 191, 207 Шеффер П. 143, 207 Шнитке А. Г. 147, 148, 186, 207 Шопен Ф. 120, 125, 132, 186, 205 Шостакович Д. Д. 21, 146, 147, 150, 159, 160, 175, 207 Шоу Б. 11 Штейнпресс Б. С. 59, 69, 100 Штокгаузен К. 143, 144, 207 Штраус Й. 132 Штраус Р. 131, 151 Шуберт Ф. 122, 125, 136, 137,138, 165
Э Эвридика 25 Эйлер Л. 28 Эллингтон Эдвард Кеннеди, Дюк 76, 77 Эльред из Риво, аббат 45 Эмерсон Кит 14, 16 Энгельс Ф. 11 Эригена С. И. 52
Asriel А. 11, 79 Blaukopf К. 155, 156 Barthes R. 20 Cooke D. 12 Daniel G. E. 91 Gut S. 60 Fleischer M. 36 Foucauit M. 20 Mailer N. 55 Newton F. 13, 74 Persichetti W. 141 Riemann H. 119 Sachs C. 35, 37, 46 Schenk P. 105 Vogel M. 134 Wasserberger I. 11
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.252 (0.012 с.) |