Классификация информационных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация информационных систем



По назначению ИС связанные с человеческой деятельностью можно разделить на:

1. Государственные, военные, общественные и личностные ИС.

2. Экономические ИС, используемые в различных предметных областях.

3. Инструментальные для создания ИС.

4. Медицинские, экологические и иные отраслевые ИС.

5. Обслуживающие, например, системы телефонной связи и др.

6. Справочные, информационно-поисковые системы и др.

По реализуемому режиму распространения информации различают:

· системы с избирательным распространением информации (ИРИ), обеспечивающие организацию периодического (раз в неделю, раз в месяц, раз в квартал и т. п.) поиска информации в соответствии с заданным поисковым образом документа (ПОД) в массиве новых поступлений в информационный фонд ИС и предоставление пользователю сообщений о появлении таких документов;

· системы с режимом ретроспективного поиска, реализующие поиск информации по заданным ПОД во всём информационном фонде ИС;

· интегральные системы, в которых реализованы как ИРИ, так и ретроспективный поиск.

По функциям обеспечения управленческой деятельности используют информационные системы:

· подготовки текстовых документов с помощью текстовых процессоров;

· подготовки иллюстраций и презентаций с использованием графических процессоров;

· подготовки табличных документов с помощью табличных процессоров;

· разработки программ на основе алгоритмических, объектно-ориентированных и логических языков программирования;

· управления базами данных;

· поддержки управленческих решений с использованием систем искусственного интеллекта;

· гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа.

 

Аналогичным образом ИС можно классифицировать по видам обрабатываемой информации на:

· Текстовые процессоры и редакторы (текст).

· Табличные процессоры.

· Графические процессоры и редакторы (графика).

· Системы управления базами данных.

· Алгоритмические языки программирования (данные).

· Экспертные системы и системы искусственного интеллекта.

· Мультимедийные системы (объекты реального мира, включающие любые виды информации) и др.

 

Легко заметить, что две предыдущих классификации имеют много общего. Конечно, такая классификация достаточно условна, так как, например, современный текстовый процессор может обеспечивать присутствие и взаимодействие практически любых видов информации, гипертекста и возможности коммуникаций. Другое дело, насколько он будет удовлетворять соответствующих пользователей.

По характеру использования информации различают:

· справочные и поисково-справочные,

· информационно-поисковые,

· информационно-справочные,

· информационно-решающие системы.

Справочные системы являются наиболее распространённым типом функций информационных систем. Они предоставляют абонентам, а часто и незарегистрированным пользователям, возможность получать зафиксированные в системе и доступные им данные, то есть они просто сообщают информацию («экспресс-информация», «09», реклама и др.)

Поисково-справочные системы предназначены для сбора, хранения и поиска информации справочного характера. Такие системы не заменимы в конкретных областях знаний: медицине, юриспруденции, программированию и др.

Наиболее распространённым классом информационных систем являются информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковые системы вводят, систематизируют, хранят, выдают информацию по запросам пользователя без сложных преобразований данных. Более подробно они рассматриваются в следующих параграфах.

Информационно-решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определённому алгоритму. Среди них проводят классификацию по степени воздействия выработанной информации на процесс принятия решений и выделяют два класса: управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение, то есть выходной результат в них является не советом, а управляющим воздействием на объект. Для этих систем характерны задачи расчётного характера и обработка больших объёмов данных.

Советующие ИС вырабатывают информацию, принимаемую человеком к сведению и не требующую немедленных конкретных действий, то есть они представляют варианты и оценки по различным критериям этих вариантов. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, для них характерна обработка знаний, а не данных.

По характеру хранимой информации ИС делятся на:

· фактографические,

· документальные,

· комбинированные – документально-фактографические.

 

Традиционно фактографические ИС можно представить как картотеки, а документальные ИС – как архивы. Более подробно они рассматриваются в следующих параграфах.

В фактографических ИС обычно в строго определённом формате хранится краткая информация, а в документальных ИС – различные документы, причём не только текстовые, но графика, видео и звук (мультимедиа). Комбинированные ИС включают фактографические и документальные базы данных.

Соответственно выделяют документальное, фактографическое и концептуальное информационное обслуживание.

под концептографическим обслуживанием можно понимать формулирование и доведение до потребителей ситуативной информации, в явном виде не содержащейся в анализируемых источниках, а полученной в результате информационно-логического и концептографического анализа некоторой совокупности сообщений.

 

стремление индустриально развитых стран к глобализации, ведёт к созданию и использованию открытых информационных систем.

Открытая система (англ. «Open System») – это система, реализующая открытые спецификации (стандарты) на интерфейсы, службы и форматы данных для того, чтобы обеспечивать:

· возможность с минимальными изменениями переноса (переносимость) прикладных систем на различные платформы;

· совместную работу (масштабируемость) с другими прикладными системами на локальных и удалённых платформах для расширения её функциональных возможностей и (или) придания системе новых качеств;

· взаимодействие с пользователями, облегчающее им переход от одной системы к другой (мобильность пользователей).

 

Контрольные вопросы

3. На какие три вида делятся информационные системы по типу решаемых задач?

4. Дайте классификацию информационных систем по их назначению.

5. На какие виды делят информационные системы по реализуемому режиму распространения информации?

6. Дайте классификацию информационных систем по функциям обеспечения управленческой деятельности.

8. Дайте классификацию информационных систем по характеру использования информации.

10. Дайте определение понятия «Открытая система» и назовите для чего она используется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.009 с.)