Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Введение в теорию информационных систем.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Введение в теорию информационных систем.
Информацию можно:
Эти свойства являются и процессами. Данные процессы связаны с определёнными операциями над информацией и называются информационными процессами. Определений информационных процессов (ИП) примерно столько же, сколько и определений информации. Информационные процессы различным образом (отдельно и в совокупности) отражают основные свойства информации, к которым относят процессы: создания, обработки, передачи и распространения, хранения и сохранения информации и др. Информационные процессы – это процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Основные виды информационных процессов можно представить как внутренние и внешние. Внутренние процессы подразумевают хранение, обработку и поиск информации внутри информационной системы. Внешние обеспечивают связь информационной системы с объектами предметной области, т. е. источниками информации и внешней средой (потребителями информации). Сбор данных и информации можно представить как процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирования полученных данных и представления их в форме, необходимой для ввода в электронно-вычислительную машину (ЭВМ). Для получения информации животные и человек имеются органы чувств (особые нервные клетки – рецепторы): зрение, слух, обоняние, осязание. Для повышения возможностей органов чувств человечество создало различные измерительные и усилительные приборы (например, усилители звуковых сигналов), микроскопы и т. д. Сбор знаний означает получение информации о предметной области от специалистов (экспертов) и предоставление её в форме, необходимой для записи в базу знаний.
Преобразование информации является важным и наиболее часто используемым информационным процессом, представляющим целенаправленную обработку информации. Основные виды звуковых сигналов и соответствующие им частоты аналоговых и цифровых сигналов
Минимумом для любых стереозаписей считается скорость 128 Кбит/с, при этом «Рэп» можно кодировать на скорости до 96 Кбит/с. Для большинства записей оптимальна скорость кодирования 192 Кбит/с. Её увеличение ведёт лишь к увеличению объёма файла. Для насыщенной, особенно симфонической, музыки используют постоянную степень сжатия 192÷224 Кбит/с. Преобразование оцифрованного звукового сигнала в аналоговый осуществляется с помощью устройств дискретно-аналогового (цифро-аналогового преобразования, ЦАП). Наиболее популярным стандартом аудиоданных с потерями является формат MP 3 (MPEG Layer3). В нём ширина потока варьируется от наибольшего, равного 320 кбит/с, до 96 кбит/с и ниже. В Интернете многие записи сжаты до 112 Кбит/с, поэтому у некоторых пользователей бывает отрицательное впечатление от фонограмм, записанных в формате МР3. Высокая степень компактности MP3 при сохранении качества звучания достигается с помощью дополнительного квантования, позволяющего минимизировать потери качества.
Информационный обмен Обмен информацией – принципиальная особенность функционирования живых организмов. Он является важной составляющей жизнедеятельности человечества. Общение людей друг с другом (межличностное общение), их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, обработки, поиска, хранения и отображения информации. Информационные системы представляют собой системы организации информации и её обмена. В простейшем случае информационный обмен связан с передачей информации от одного абонента к другому, например, при их разговоре или при проведении лекции преподавателем и др. В этом случае средством обмена информации (коммуникации) будет речь.
Очевидно, что обмен информацией состоит из нескольких компонентов, включающих: источник передачи информации (отправитель информации), передатчик, среду распространения информации (например, канал связи), приёмник и потребителя (получатель) информации В случае обратной связи получатель информации становится её источником, и схема обмена повторяется, но в другом направлении. Передача информации осуществляется с использованием какой-либо знаковой системы, например, вербальной, где используются звуки и речь, или невербальной, использующей различные неречевые знаковые системы. Основу невербальной системы составляет посланная отправителем без использования слов информация – любые символы.
Первоначально информация из поколения в поколение передавалась в виде наскальных и иных изображений, а затем – устно. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения, людей, появились примерно 20–30 тыс. лет назад. К подобной информации относятся сведения о профессиональных навыках, например, о приёмах охоты, способах земледелия и др. Затем для фиксирования информации стала использоваться письменность, сначала появилась числовая информация (например, различные расчёты), а потом буквенная в виде слов. Появление рукописных, а за ними и печатных книг произвело революционный переворот в различных сферах жизнедеятельности людей, в большей степени в области хранения и распространения информацией. Стало возможным сохранять информацию и знания, передавая их из поколения в поколение или распространяя с помощью пересылки по почте. Однако незначительное количество копий и длительный период создания печатной продукции не позволяли широко распространять информацию. К тому же, далеко не все люди в средние века, а порой и ныне умеют читать. Другим средством обмена информацией можно считать фотографию. Следующим подобным этапом считается появление с конца двадцатого века технических механических и электромеханических средств копирования и передачи информации (пишущие машинки, полиграфическое оборудование, телеграф, телефон, телевидение). Они способствовали расширению сферы национального и даже международного обмена информацией. Важным в информационном обмене является организация обмена отдельными документами. В традиционных системах документооборота он осуществляется нарочными, с помощью курьеров, посыльных, а также пересылки документов по почте. В компьютерных системах информационный обмен осуществляется в различных компьютерных сетях. При этом документы являются файлами. Специальные компьютерные программы помогают наладить информационный обмен внутри организации и между ними. Например, система «1С: Предприятие» предоставляет различные возможности обмена данными между разнофункциональными решениями, удалёнными подразделениями и партнерами-контрагентами. Входящий в неё «Менеджер обмена данными» беспрепятственно обменивается данными между удалёнными офисами, соединяет разнофункциональные конфигурации на разных компонентах программы, переносит данные из старых версий конфигураций в новые.
В среде Интернета широко используются различные корпоративные системы. Приведём основные функции информационного обмена в таких системах:
1. Настройка соответствия атрибутного состава данных между объектами различных систем; 2. Поддержка различных кодировок и форматов данных, возможность перекодировки данных в процессе их передачи между системами; 3. Преобразование данных по заданным правилам; 4. Поддержка интерфейсов (on-line, off-line) с подсистемами единой корпоративной информационной системы (ЕКИС); 5. Возможность подключения географически удалённых систем стандартными способами (модемное соединение); 6. Оперативная и отложенная передача данных между удалёнными системами; 7. Управление цепочками передачи данных между системами (WorkFlow); 8. Синхронный и асинхронный обмен данными; 9. Унификация и стандартизация информационного обмена между подсистемами корпоративной системы; 10. Единый интерфейс для настройки и управления всеми информационными потоками; 11. Централизованное управление и администрирование процессов информационного обмена.
При построении современных информационных систем всё чаще приходится использовать многосерверные архитектуры. Например, типичная архитектура корпоративной ИС крупного предприятия содержит центральную и, как правило, резервную БД, а также БД филиалов или регионов.
Контрольные вопросы 4. Какие средства передачи информации появились начиная с середины прошлого столетия и до его окончания?
Модели данных. Модель данных – это не результат, а инструмент моделирования, то есть совокупность правил структурирования данных, допустимых операций над ними и видов ограничений целостности, которым они должны удовлетворять. Информационная модель – это модель объекта, процесса или явления, в которой представлены информационные аспекты моделируемого объекта, процесса или явления. Информационные модели, представляющие объекты и процессы в форме рисунков, схем, чертежей, таблиц, формул, текстов и т.п., используют при проектировании АИС и являются основой разработки моделей АИС. Для создания описательных текстовых информационных моделейобычно используют естественные языки. Наряду с естественными языками (русский, английский и т.д.) используются формальные языки: системы счисления, алгебра высказываний, языки программирования и др. С помощью формальных языков строят информационные модели определённого типа – формально-логические модели. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называют формализацией.
Информационный поиск
увеличивается разрыв между объёмом производимой информации и её потреблением конечными пользователями. Следовательно, возрастает роль эффективного поиска необходимой пользователям информации. Поиск информации – это извлечение хранимой информации. Информационным поиском называют некоторую последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определённую информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих ответы на данные вопросы. Термин «Information Retrieval» (информационный поиск) в 1952 году ввёл американский математик Кельвин Муерс (Calvin Mooers). Объектами ИП могут быть документы, сведения об их наличии и (или) местонахождении, а также фактографическая информация. Информационный поиск обусловлен информационной потребностью и выражается в форме информационного запроса. Считается, что первые средства навигации в текстовой информации появились в Библии. В 1247 году (Hugo de St. Caro) было задействовано 500 монахов для составления конкорданса ключевых слов к Библии. Затем, в средние века индексирование стало применяться в журналах (журнальные индексы – Королевское научное общество, 1600 годы) Различают следующие зависимости информационного поиска: · от цели – адресный (формально-механический) и семантический (тематический); · от объекта поиска – документный и фактографический; · от степени использования технических средств – ручной или автоматизированный. · отфункциональной роли – доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности. Актуальной проблемой нахождения для пользователей необходимой им информации является организация эффективного автоматизированного поиска. Упоминавшееся выше индексирование наибольшее распространение получило в библиотеках для организации информационного поиска. Первоначально оно отражалось в традиционных карточных каталогах, позволяя находить необходимые читателям материалы по автору, названию и тематике. Автоматизация в библиотеках, в первую очередь, привела к созданию электронных каталогов (ЭК), в которых для организации более точного поиска запрашиваемых читателями документов появились поля тематических и иных рубрик, а также ключевых слов. После поиска документов по их автору и названию, наибольшее распространение получил тематический поиск. Однако тематический поиск применяется и по прямому назначению, когда необходимо отобрать документы по определённой тематике, как правило, за определённый период,
Используемые для реализации информационных потребностей поисковые средства и технологии, с одной стороны, определяются типом и состоянием решаемой пользователем задачи – соотношением его знания и незнания об исследуемом объекте. С другой стороны, процесс взаимодействия пользователя с ИС обусловлен уровнем знания (профессионализмом) пользователем функциональных возможностей данной и подобных систем.
В последних двух случаях обычно осуществляют перебор найденных документов с целью определения степени близости их к исходному запросу. Для сокращения объёма рассматриваемых материалов обычно проводят фильтрацию результатов поиска по различным основаниям.
Контрольные вопросы 4. Назовите основные методы поиска информации. 7. Охарактеризуйте методы поиска информации с помощью АИС. 11. Какие алгоритмы используют для проведения документального поиска? 14. В чем смысл модификации запроса и как она осуществляется? Метапоисковые системы. Метапоисковые системы дают возможность пользователю одновременно в едином пользовательском интерфейсе, используя индексы обычных поисковых систем, работать с несколькими БД. Зачастую эти системы не позволяют реализовать все возможности отдельных поисковых систем, но в большинстве своем они обладают существенными быстродействием и степенью охвата Веб-пространства, что определяет их всё более возрастающие значение и популярность. Метапоиск позволяет посылать запросы одновременно нескольким поисковым системам, каталогам и др. Полученные результаты собираются и объединяются в общем списке. К достоинствам такого поиска относят больший охват индексируемой части Интернета и увеличение эффективности
Контрольные вопросы 1. Назовите три этапа эволюции поисковых Веб-систем. 5. Как работают в Интернете ИПС для отбора и ранжирования веб-страниц? 6. Что представляют собойсловарные поисковые системы? 10. В чем смысл метапоисковых систем и как они работают?
Введение в теорию информационных систем.
Информацию можно:
Эти свойства являются и процессами. Данные процессы связаны с определёнными операциями над информацией и называются информационными процессами. Определений информационных процессов (ИП) примерно столько же, сколько и определений информации. Информационные процессы различным образом (отдельно и в совокупности) отражают основные свойства информации, к которым относят процессы: создания, обработки, передачи и распространения, хранения и сохранения информации и др. Информационные процессы – это процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации. Основные виды информационных процессов можно представить как внутренние и внешние. Внутренние процессы подразумевают хранение, обработку и поиск информации внутри информационной системы. Внешние обеспечивают связь информационной системы с объектами предметной области, т. е. источниками информации и внешней средой (потребителями информации). Сбор данных и информации можно представить как процесс идентификации и получения данных от различных источников, группирования полученных данных и представления их в форме, необходимой для ввода в электронно-вычислительную машину (ЭВМ). Для получения информации животные и человек имеются органы чувств (особые нервные клетки – рецепторы): зрение, слух, обоняние, осязание. Для повышения возможностей органов чувств человечество создало различные измерительные и усилительные приборы (например, усилители звуковых сигналов), микроскопы и т. д. Сбор знаний означает получение информации о предметной области от специалистов (экспертов) и предоставление её в форме, необходимой для записи в базу знаний.
Преобразование информации является важным и наиболее часто используемым информационным процессом, представляющим целенаправленную обработку информации.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.043 с.) |