Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста



1.1 Исследование проблемы формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 На всем протяжении XX века дошкольника, как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие ученые, как М. М. Конина, Л. М. Гурович, З. А. Грищенко, Е. И. Тихеева, Р. И. Жуковская и другие. Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к художественной литературе - один из самых открытых сегодня.

Вопрос приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Чтение произведений литературы рассматривается сегодня как важнейший элемент культуры, средство повышения интеллектуального потенциала нации, творческой и социальной активности российского общества. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.

В трудах Л. С. Выгодского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей изучала Н. С. Карпинская, полагающая, что развитию у детей чувств языка, способности запоминать образные точные выражения и обогащать ими обыденную речь способствуют занятия с использованием художественной литературы, а также чтение книг детям. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение.

Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте.

З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.

Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения.

Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.

 
На всём протяжении ХХ века ребенка дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А.
 
Флёрина, Р.И. Жуковская, и другие. Но многие вопросы до сих пор не исследованы.

Попытки определить специфическое содержание литературного образования дошкольников были предприняты ещё в 30-е годы Л.С Выготским. Говоря о задачах ознакомления детей с художественной литературой, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства». Это значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге.

Таким образом, в 30-е годы был поставлен вопрос о том, что необходимо определить содержание работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду и сформулировать его специфическую задачу – заложить основу полноценного восприятия и понимания художественной литературы, «открыть перед ребёнком мир словесного искусства».

Дальнейшие многолетние усилия педагогов и психологов (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б. М. Теплов, А.М. Леушина, Н.А. Карпинская, Р.И. Жуковская, Е.А. Флёрина и другие) создали теоретические и практические предпосылки для разработки такого содержания.

С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы – вот в чём задача педагогов.

 
Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно.

Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время ребенок-читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то, что любят и помнят из собственного детства его родители, поэтому, выгодно издавать книги детства родителей. Слушая, читая их, современный ребенок лет на тридцать отстаёт в познании мира. А все мы знаем: отношение к литературе у детей меняется потому, что меняется у взрослых.

Будучи зависимым от взрослого человека, ребенок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Ребёнку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова.

Проблема в том, что «у взрослых, находящихся рядом с малышом, – отмечает З.А. Гриценко, – почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении». Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге и чтению и художественному слову среды. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.

 
Неудовлетворенная потребность в чтении ведет к разочарованию, а со временем и к угасанию пробуждающегося интереса к книге и чтению. Не найдя помощи и поддержки со стороны взрослых, ребенок быстро находит книге и чтению замену, переключая свое внимание на объекты и виды деятельности, не требующие чьего-либо посредничества, потому что взрослые не находят время на чтение книг и общение с ребенком.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка.

Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.

Исследования учёных (Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской, М.М. Кониной, Л.М. Гурович) помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.

Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста являются:

· непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;

· незнание истории её развития и современного состояния;

· ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;

· слабое представление о функциях литературы;

· отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей младшего дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.01 с.)